05.06.2024

Фед стандарт основные средства. Проект фсбу "основные средства"


С 1 января учреждения госсектора будут применять приказ № 257н – федеральный стандарт Основные средства 2018. Расскажем, к чему готовиться по новому стандарту основные средства 2018.

Переход на федеральный стандарт Основные средства с 2018 года

Сроки обязательного применения нового федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) «Основные средства» – с 1 января 2018 года. Стандарт утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н. ФСБУ станет обязателен для разных субъектов учета. К ним отнесены не только государственные и муниципальные учреждения, но и органы государственной власти и местного самоуправления. Разберем по порядку новый стандарт.

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили специальный портал по Федеральным стандартам .

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы, переходите на портал>>

Что относится к основным средствам по новому стандарту с 2018 года:

  • имеют срок полезного использования больше 12 месяцев;
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования;
  • принадлежат учреждению на праве оперативного управления, на праве владения или пользования имуществом по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • используются для государственных (муниципальных) функций, выполнения работ, оказания услуг или управленческих нужд.

Неосновные средства по новому ФСБУ:

  • непроизведенные активы;
  • имущество казны, если стандартом не предусмотрено другое;
  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи или учитываемые в составе запасов;
  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, которые числятся в составе капитальных вложений;
  • биологические активы.

Новые стандарты по основным средствам: что меняется

По новому федеральному стандарту «Основные средства» инвентарный объект это:

  • объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, который предназначен для выполнения самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, который представляет собой единое целое и предназначены для выполнения определенной работы;
  • недвижимость или ее часть, которая получена по договору аренды и предназначена для передачи в субаренду, в том числе с передачей своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу или в безвозмездное пользование;
  • актив культурного наследия.

В один инвентарный объект объединяют основные средства с одинаковым сроком полезного использования, стоимость которых не существенная, например:

  • библиотечные фонды;
  • периферийные устройства и компьютерное оборудование;
  • мебель, используемую в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы и др.).

Структурная часть основных средств может признаваться инвентарным объектом. При этом должна иметь срок полезного использования, отличный от остальных частей, и стоимость, которая составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.

Командировочные расходы в 2019 году

По каким кодам КВР и КОСГУ отразить командировочные расходы в 2019 году?

Новый термин реклассификация основных средств – это изменение группы учета у основных средств либо категории объекта бухучета из-за новых условий их использования. Выбытие объекта из одной группы основных средств и отражение его в другой группе осуществляется в учете одновременно.

Выделили две операции с активами. Обменные операции – в результате которых учреждение передает или получает сопоставимые по стоимости активы. Необменные операции, которые совершаются безвозмездно или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

Оценка стоимости основных средств

Подход к оценке стоимости основных средств изменился. Теперь семь видов стоимости, по которой актив отражают в учете. Два из них новые – справедливая и переоцененная стоимость. Справедливая стоимость – цена, по которой делают переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.

Справедливую стоимость определяют методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения. Рыночные данные можно получить из различных публикуемых источников, каталогов, информации от производителя. А по методу амортизированной стоимости расчет делают так: справедливая стоимость равна стоимости стоимости восстановления или замены актива минус накопленная амортизация.

Новые методы амортизации

Учреждение самостоятельно устанавливает метод для основных средств или их групп. Выбранный метод применяется для объекта последовательно, от периода к периоду. Исключение – когда меняется способ получения экономических выгод или полезного потенциала объекта. В этих случаях метод амортизации можно изменить, но пересчитывать ранее начисленную амортизацию не нужно.

Линейным методом амортизация начисляется равномерно в постоянной сумме весь срок полезного использования объекта.

По методу уменьшаемого остатка годовая сумма амортизации определяется из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3. Коэффициент учреждение устанавливает в учетной политике.

Пропорционально объему продукции амортизация начисляется из ожидаемого использования или ожидаемой производительности объекта. Сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции.

По федеральному стандарту Основные средства амортизация не начисляется на объекты до 10 тыс. руб., кроме библиотечного фонда. Первоначальная стоимость списывается в расходы с одновременным отражением объектов за балансом. Но при этом начисляется в размере 100% стоимости при выдаче в эксплуатацию на библиотечный фонд стоимостью до 100 тыс. руб. и любые другие объекты ОС от 10 до 100 тыс. руб. Еще амортизация начисляется ежемесячно по нормам на объекты стоимостью свыше 100 тыс. руб.

На структурную часть объекта ОС амортизация начисляется отдельно от других частей. Для амортизации стоимость объекта между частями распределяет комиссия по поступлению и выбытию активов.

Изучите краткое руководство

Инвестиционное имущество

Новые стандарты по основным средствам в бюджете понимают под инвестиционными не только объекты недвижимости, но и их части. Для признания недвижимости инвестиционной необходимо владение или пользование ею.

Второе условие, выполнение которого означает, что недвижимость инвестиционная, предполагает, что будет использована с целью:

  • получения арендной платы;
  • увеличения стоимости недвижимости.

Конечно, те же учреждения нередко сдают помещения в аренду, однако предполагать, что они изначально получает недвижимость для сдачи в аренду сложно. Учредитель и сам прекрасно сдаст в аренду выгодный объект, а учреждение создают для совершенно иных целей. Кроме того рассмотренное условие имеет еще ряд ограничений. Так, недвижимость не должна быть предназначена для:

  • выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций);
  • осуществления деятельности по выполнению работ (оказанию услуг);
  • управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Если считать, что учреждения созданы исключительно для реализации функций и полномочий органов исполнительной власти, а не для извлечения какой-либо выгоды, включая получение арендной платы, то трудно представить какую недвижимость и в рамках какой деятельности такие учреждения могут отнести к инвестиционной.

Недвижимость, занимаемая субъектом учета

Помимо инвестиционной недвижимости новый стандарт по основным средствам с 2018 года вводит еще один новый вид – недвижимость, занимаемая субъектом учета. Причем к таким объектам отнесены не только те, которыми субъект учета владеет, но и осуществляет пользование, в том числе:

  • в рамках арендных отношений, предусматривающих переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору);
  • при выполнении возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций);
  • в деятельности по выполнению работ (оказанию услуг);
  • для управленческих нужд.

Активы культурного наследия

Многие учреждения и другие субъекты учета размещены не просто в зданиях, а в исторических памятниках. Согласно стандарту по основным средствам такие памятники отнесены к активам культурного наследия. Также к таким активами отнесены и другие объекты:

  • произведения живописи (скульптуры, декоративно-прикладного искусства);
  • объекты науки и техники;
  • иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью.

В общем и целом под активами культурного наследия понимают все материальные ценности, которые:

  • возникли в результате исторических событий;
  • обладают ценностью с точки зрения истории (археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).

При этом подобные объекты обязательно должны представлять собой:

  • свидетельство эпох и цивилизаций;
  • подлинный источник информации о зарождении и развитии культуры.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года для госсектора должны применять все учреждения. С 1 января 2018 года начнут действовать пять стандартов. Расскажем, как повлияют новые федеральные стандарты на изменения в бюджетном учете с 2018 года, и как ввести в действие федстандарт по основным средствам.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года

С 1 января 2018 года все учреждения должны начать применять пять новых федеральных стандартов учета, утвержденные приказами Минфина от 31.12.2016:

  1. (№ 256н).
  2. (№ 257н).
  3. (№ 258н).
  4. (№ 259н).
  5. (№ 260н).

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили .

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы,

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждена приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Она вступила в силу 11 декабря 2018 года.

Согласно новой программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета 24 стандарта постепенно введут в действие в 2019-2020 гг. В частности:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
  2. События после отчетной даты.
  3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Непроизведенные активы.
  6. Доходы и др.

Полезный материал в статье

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора с 2018 года

Переход на федеральные стандарты бухгалтерского бюджетного учета

С каждым из стандартов связаны изменения в бюджетном учете в 2018 году. Поэтому уже сейчас бухгалтерам предстоит разобраться в общих методологических правилах применения федеральных стандартов 2018, внести изменения в учетную политику и рабочий план счетов. Все методы учета, которые имеют несколько вариантов, опишите в вашей учетке. Выберите из них тот, который будете использовать на практике.

Федеральный стандарт Основные средства в 2018 году

Бюджетный учет основных средств в 2018 году изменится – учреждения будут учитывать ОС по-новому. Готовиться нужно уже сейчас, так как в январе придется не только перестраивать учет, но и составлять годовую отчетность.

Чтобы не начать финансовый год с аврала, до конца года:

  • проанализируйте все основные средства, которые учтены на балансе. Поскольку часть из них предстоит перевести на забаланс, а на балансе оставить только активы;
  • выберите малоценное имущество, которое можно объединить в один объект. Так вы упростите учет и избавитесь от многочисленных инвентарных карточек и номеров;
  • решите, какое имущество имеет смысл разделить на отдельные инвентарные объекты. Например, компьютеры. Это позволит более качественно контролировать имущество, да и списывать его станет проще.

Минфин России в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 довел методические указания, как внедрить стандарт в учет, а также все переходные положения СГС «Основные средства» по вопросам отражения недвижимости в бухучете.

Учтите, что изменится подход к оценке стоимости основных средств. Будет семь видов стоимости, по которой ОС отражают в учете. Два из них совершенно новые в бюджетном учете с 2018 года – это справедливая и переоцененная стоимость. Остальные пять знакомы бухгалтерам. Однако применять их придется по новым правилам.

Подробнее про Федеральный стандарт «Основные средства» читайте в .

Стандарт Аренда № 258н

Новыми федеральными стандартами 2018 года предусмотрен еще один отдельный порядок учета для арендованного имущества. Если учреждение берет или предоставляет во временное владение и пользование либо во временное пользование имущество, с 1 января 2018 года его нужно отразить по стандарту «Аренда». Такие сделки оформляют по договорам аренды, имущественного найма либо безвозмездного пользования. Чтобы верно отразить имущество в учете, сначала нужно определить, к какому виду относится аренда: к операционной (нефинансовой) или неоперационной (финансовой).

Федеральный стандарт не применяйте в 2018 году, если учреждению предоставляют:

  • в пользование участки недр для геологического изучения недр, разведки или добычи полезных ископаемых: нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов;
  • временное владение и пользование или во временное пользование биологические активы;
  • временное пользование нематериальные активы: материальные носители с результатами интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Имущество, которое учреждение получило в пользование при неоперационной аренде, отражают в составе основных средств. Одновременно бухгалтерия признает в учете обязательство – кредиторскую задолженность по аренде на дату классификации объекта.

Стоимость, по которой имущество учитывают, складывается из арендной платы и затрат, связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды. Это, например, расходы на агентское вознаграждение или оплату юридических услуг по ведению переговоров, при подготовке и заключении договора.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора "Основные средства" (далее – Стандарт) будет применяться с 1 января 2018 года (приказ Минфина России № 257н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России). Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства (далее – ОС), а также требования к информации об основных средствах и результатах операций с ними, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (приказ Минфина России " 256н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России), а в отношении основных средств, полученных (переданных) в пользование и аренду, – во взаимосвязи с федеральным стандартом "Аренда" (приказ Минфина России № 258н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России). Учет обесценения объектов основных средств производится во взаимосвязи с федеральным стандартом "Обесценение активов" (приказ Минфина России № 259н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России).

Стандарт содержит термины и определения – некоторые из них вводятся впервые, критерии признания объектов ОС и их выбытия, конкретизирует порядок определения первоначальной стоимости объектов ОС и ее изменения в дальнейшем, в том числе в результате обесценения, предусматривает три способа начисления амортизации, устанавливает требования к раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1. Новые термины и объекты учета, группировка ОС

ВАЖНО ЗНАТЬ
Полезный потенциал, заключенный в активе , – это его пригодность для:

  • использования самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), оказания услуг или для управленческих нужд;
  • для обмена на другие активы;
  • для погашения обязательств.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активах , – это поступление денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета – в бюджет бюджетной системы РФ, которые могут возникнуть при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами (п. 37-38 федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора").

В стандарте дано определение группы основных средств как совокупности активов, выделяемых для целей бухгалтерского учета, сходных по сути или функциям, выполняемым в деятельности субъекта учета, информация по которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем.

В качестве новаций можно отметить объединение в одну группу нежилых помещений и сооружений, а также выделение в самостоятельную группу многолетних насаждений. При этом библиотечный фонд теперь не выделен в отдельную группу.

Одно из нововведений – в отдельную группу выделена инвестиционная недвижимость. Под инвестиционной недвижимостью понимаются объекты недвижимости или части объектов недвижимости, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества. Объекты инвестиционной недвижимости, в отличие от недвижимости, занимаемой субъектом учета, не предназначены для выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд организации госсектора и (или) продажи.

Другое новшество – учет на балансе арендованных (полученных в пользование) объектов при выполнении критериев, установленных Стандартом во взаимосвязи со стандартом "Аренда", например:

  • срок аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования актива;
  • сумма арендной платы сопоставима со справедливой стоимостью актива.

Еще вводится понятие "активы культурного наследия", которые включают в себя объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью. Вместе с тем актив культурного наследия признается в составе ОС только в случае, если есть возможность получить будущие экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, либо если его полезный потенциал не ограничивается его культурной ценностью.

В иных случаях актив культурного наследия отражается на забалансовых счетах в условной оценке равной одному рублю.

2. Принятие к учету основных средств

Стандартом определены критерии признания объекта основных средств, которые соответствуют общим критериям признания актива:

  • от использования материальной ценности прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала;
  • первоначальная стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета может быть надежно оценена.

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Программа повышения квалификации "Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение".

Если эти условия не выполняются, то объект учитывается на забалансовых счетах.

Единицей учета также является инвентарный объект, и критерии признания применяются к инвентарному объекту в целом. Состав инвентарного объекта определяется с учетом целесообразности, существенности информации и положений Стандарта.

Стандартом предусмотрена возможность учитывать объекты ОС с одинаковым сроком полезного использования и несущественной стоимостью как один инвентарный объект – комплекс ОС.

Кроме того, в качестве единицы учета признается часть объекта с отличающимся сроком полезного использования и существенной стоимостью, вне зависимости от физического обособления.

Стандарт содержит положения о реклассификации объектов ОС, исходя из новых условий их использования, и порядке ее отражения (например, при переводе объектов в группу "Инвестиционная недвижимость" или исключении из нее).

3. Оценка объектов основных средств

ВАЖНО ЗНАТЬ
Справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами, то есть по сути – "рыночная цена" (п. 52 федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора").

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, и Стандартом конкретизирован порядок ее определения в результате обменных операций (то есть приобретение за деньги или недежные средства) или в результате необменных операций (по сути, безвозмездной передачи).

Перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость, открытый. Принципиально новое – включение в первоначальную стоимость суммы затрат на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, если эта обязанность предусмотрена договором или соглашением, устанавливающим условия использования объекта.

Формирование первоначальной стоимости (признание затрат в составе капвложений) прекращается, когда объект находится в состоянии, пригодном для использования по назначению.

Также Стандартом установлены случаи учета объектов ОС по справедливой стоимости. Объекты принимаются к учету по справедливой стоимости, если поступили в результате необменной операции или в случае расчетов неденежными средствами (в обмен на иные активы). Кроме того, по справедливой стоимости отражаются в учете объекты, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций госсектора.

Изменение первоначальной стоимости объектов ОС, помимо случаев, установленных на сегодняшний день , возможно в результате замены части объекта ОС при проведении капремонта или же в связи с затратами на регулярные системные осмотры (ремонты), которые являются обязательным условием продолжения эксплуатации этих объектов.

Для объектов недвижимости Стандартом установлен учет в оценке по кадастровой стоимости, определен порядок перехода и учета для ситуаций, когда есть информация о кадастровой стоимости и когда кадастровая оценка недоступна. В исключительных случаях, если данные о кадастровой или балансовой стоимости объекта недвижимости по каким-либо причинам недоступны, такой объект ОС отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю, до получения кадастровой оценки.

4. Амортизация и обесценение объекта ОС

Несколько принципиально новых положений установлено в отношении амортизации объектов ОС. Прежде всего, Стандартом допускаются три метода начисления амортизации:

  • линейный метод – равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;
  • метод уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше трех;
  • пропорционально объему продукции – начисление суммы амортизации на основании ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта ОС.

Критерий выбора метода амортизации – наиболее точное отражение предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. При этом нет запрета применять разные способы амортизации по группам основных средств. Выбранный метод амортизации для групп основных средств в зависимости от характера (интенсивности) их использования устанавливается в учетной политике.

Стандарт содержит новое правило, согласно которому начисление амортизации объекта ОС не приостанавливается в случаях, когда этот объект простаивает или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания), за исключением случая, когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.

Вместе с тем, если изменяется порядок использования объекта ОС, необходимо проверить обоснованность метода начисления амортизации. Метод начисления амортизации может быть пересмотре на 1 января, если существенно изменяются предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезный потенциал (цели использования актива). При этом ретроспективный пересчет накопленной амортизации не производится.

Еще одно новшество – на структурную часть объекта ОС амортизация начисляется отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта ОС единый объект имущества (единый объект ОС). Если же срок полезного использования и метод начисления амортизации части объекта совпадают со сроком использования и методом начисления амортизации иных частей, для целей исчисления амортизации части могут быть объединены в единый объект имущества.

В Стандарте увеличены стоимостные показатели (повышена граница) для "малоценных" ОС:

  • на объект ОС стоимостью до 10 тыс. руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта ОС списывается с балансового учета с одновременным его отражением на забалансовом счете;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 тыс. руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект основных средств стоимостью от 10 тыс. до 100 тыс. руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию
  • на объект ОС стоимостью свыше 100 тыс. руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

При переоценке объекта ОС предусмотрено два способа учета накопленной амортизации, выбор способа – элемент учетной политики.

Стандартом вводится новая норма об отражении в учете убытка от обесценения (по аналогии с амортизацией). Для определения признаков обесценения объекта ОС применяется федеральный стандарт для организаций госсектора "Обесценение активов".

5. Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета) и финансовый результат

ВАЖНО ЗНАТЬ
Остаточная стоимость – стоимость, по которой актив отражается в отчетности после вычета накопленных амортизации и убытков от обесценения (п. 6 федерального стандарта "Основные средства")

Положениями стандарта определены случаи выбытия (в том числе по результатам принятия решения о списании) объекта имущества:

  • передача в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающей переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору);
  • передача другой организации госсектора;
  • передача иным организациям на безвозмездной основе, иным основаниям, предусматривающим в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом;
  • принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества, и (или) когда от использования объекта основных средств не ожидается будущих экономических выгод или полезного потенциала.

Кроме того, установлены критерии прекращения признания объектов ОС

Стандартом прямо установлен порядок определения финансового результата для различных экономических событий. Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта ОС, отражается в составе финансового результата текущего периода. Он определяется как разница между поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и остаточной стоимостью объекта ОС.

6. Раскрытие информации в отчетности

Положениями Стандарта предусмотрено подробное раскрытие информации по каждой группе основных средств, в том числе по инвестиционной недвижимости, и об изменениях их остаточной стоимости. Дополнительно раскрывается информация об объектах недвижимости, полученных в аренду. В отчетности также раскрывается характер и последствия изменений в оценках объектов ОС, оказывающих влияние в текущем периоде либо которые будут оказывать влияние в будущем в отношении сроков полезного использования и методов начисления амортизации этих объектов ОС. Кроме того, в Пояснительной записке надо будет раскрыть информацию в отношении временно простаивающих объектов ОС, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость объектов, а также изъятых из эксплуатации или удерживаемых до их выбытия.

Чтобы раскрытие информации в отчетности не вызывало затруднений, необходимо наладить соответствующий аналитический учет объектов ОС и связанных с ними экономических событий.

В заключительных положениях Стандарта установлены порядок вступления в силу ипереходные положения. Отметим, что сравнительная информация по объектам ОС (их поступлениям, выбытиям) за годы, предшествующие первому применению Стандарта, не пересчитывается.

Времени до применения Стандарта остается не так много, поэтому уже сейчас надо начать подготовку и провести необходимые мероприятия.

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга, аудитор

Применение Федерального стандарта «Основные средства» с 2018 года

В Стандарте № 257н единые требования к бухгалтерскому учету основных средств, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот стандарт распространяется и на материальные ценности, полученные (переданные) субъектом учета во временное владение и пользование или во временное пользование по (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования, признаваемые для целей бухгалтерского учета основными средствами.

Обратите внимание: Стандарт № 257н применяется одновременно с федеральным стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

В настоящее время единые требования по учету основных средств установлены Инструкцией № 157н. Закономерно возникает будет ли корректироваться указанная инструкция с вступлением в силу федеральных стандартов. По нашему мнению, инструкция должна быть приведена в соответствие положениям новых нормативных актов по бухгалтерскому учету. На сайте Минфина также размещена информация (Программа разработки федеральных стандартов для организаций государственного сектора, утвержденная Приказом Минфина РФ от 10.04.2015 № 64н), из которой следует, что изменения в Инструкцию № 157н планируется внести в конце 2017 года.

Необходимо отметить, что отдельные нормы Стандарта № 257н и Инструкции № 157н схожи, но значительная часть положений стандарта скорректирована по сравнению с инструкцией и вносит кардинальные изменения в бухгалтерский учет основных средств. Об этом расскажем далее.

Термины и их определения

В Стандарте № 257н дано обновленное определение основным средствам, изменена их группировка:

Основные средства – являющиеся активами материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено Стандартом № 257н и другими нормативными правовыми актами), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета (учреждением) на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Данные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

К основным средствам не относятся:

1) непроизведенные активы;

2) имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом № 257н;

3) материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, а также материальные ценности, в частности объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;

4) биологические активы.

Группа основных средств – совокупность активов, являющихся основными средствами, выделяемыми для целей бухгалтерского учета, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем.

Группами основных средств являются:

  • жилые помещения;
  • нежилые помещения (здания и сооружения);
  • машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • инвентарь производственный и хозяйственный;
  • многолетние насаждения;
  • инвестиционная недвижимость;
  • основные средства, не включенные в другие группы.

Для сравнения приведем группировку основных средств согласно Инструкции № 157н:

  • жилые помещения;
  • нежилые помещения;
  • сооружения;
  • машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • производственный и хозяйственный инвентарь;
  • библиотечный фонд;
  • прочие основные средства.

Как видим, изменения есть, но пока неизвестно, будут ли вноситься коррективы в Единый план счетов, например, в части библиотечного фонда (в Стандарте № 257н такой группы уже нет) или в отношении инвестиционной недвижимости (в Инструкции № 157н нет соответствующих счетов).

Инвестиционная недвижимость – объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Недвижимость, занимаемая субъектом учета, – основные средства, являющиеся объектами недвижимого имущества, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета, в том числе по договорам аренды (имущественного найма) либо договорам безвозмездного пользования, предназначенные для использования при выполнении возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Активы культурного наследия – являющиеся активами материальные ценности, возникшие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (далее – культурная, историческая, экологическая (связанная с окружающей средой) ценность).

Активы культурного наследия включают в себя объекты недвижимого имущества (в том числе объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью.

Активы культурного наследия имеют следующие признаки:

  • культурная, историческая, экологическая (связанная с окружающей средой) ценность актива не всегда может быть полностью отражена в денежной оценке, основанной на рыночной цене;
  • в отношении активов культурного наследия законодательством Российской Федерации устанавливаются ограничения (запреты) на их пользование, хранение, продажу (отчуждение);
  • материальные ценности являются незаменимыми (не подлежат замещению), при этом их ценность со временем даже при ухудшении физического состояния, как правило, возрастает;
  • срок полезного использования материальных ценностей, являющихся активами культурного наследия, не поддается точной оценке и в некоторых случаях составляет период, превышающий сотню лет.

В Стандарте № 257н отмечено, что термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, используются в том же значении.

Признание объектов основных средств

Согласно п. 8 Стандарта № 257н материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (далее – критерии признания объекта основных средств).

Обратите внимание: объекты основных средств, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах, установленных в рамках учетной учреждения. Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.

В Стандарте № 257н даны характеристики единицы учета основных средств (инвентарного объекта), порядок присвоения инвентарных номеров. Эти положения аналогичны нормам, предусмотренным в Инструкции № 157н, но есть некоторые нововведения. Отметим их.

Читайте также

  • Федеральный стандарт "Основные средства"
  • Федеральные стандарты бухучета – это ближайшее будущее

Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения.

Единицей учета основных средств (инвентарным объектом) может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала, либо часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала), стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества (структурная часть объекта основных средств). При этом такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.

В пункте 11 Стандарта № 257н названы особенности признания объекта недвижимости (его части), полученного субъектом учета по договору аренды (имущественного найма) и предназначенного для последующей передачи в субаренду (поднаем), в том числе с передачей своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), либо для предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование. Такое имущество признается субъектом учета инвентарным объектом в составе группы основных средств «Инвестиционная недвижимость».

В пункте 12 Стандарта № 157н указан порядок признания актива культурного наследия. Этот объект признается в составе основных средств в соответствии с требованиями данного стандарта в случае, если субъект учета имеет возможность получить будущие экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, либо если его полезный потенциал не ограничивается его культурной ценностью. В иных случаях актив культурного наследия отражается на забалансовых счетах в условной оценке, равной 1 руб.

Оценка объектов основных средств при их признании

Согласно положениям Стандарта № 257н первоначальная стоимость объектов основных средств определяется в зависимости от того, каким способом они приобретались: в результате обменных операций, созданы самостоятельно либо в результате необменных операций.

К сведению: первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив принят субъектом учета к бухгалтерскому учету.

Обменные операции – операции, в ходе которых субъект учета передает (получает) активы на условии получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости), преимущественно в форме денежных средств (их эквивалентов) и (или) иных материальных ценностей, работ, услуг, прав на пользование имуществом.

Необменные операции – это операции, в ходе которых субъект учета получает (передает) активы без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам). К необменным операциям относятся операции по передаче (получению) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного учреждением , определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания (сооружения и (или) изготовления) объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Перечень расходов учреждения, включаемых в стоимость объектов ОС, содержится в п. 15 Стандарта № 257н. Перечень затрат, которые не включаются в стоимость объектов ОС, – в п. 17 Стандарта № 157н.

Также в Стандарте № 257н прописаны особенности определения первоначальной стоимости ОС в отдельных случаях.

В отношении объекта, созданного собственными силами учреждения, указано следующее:

    первоначальная стоимость определяется в порядке, предусмотренном п. 15 – 19 Стандарта № 257н (аналогично ОС, приобретенным в результате обменных операций);

    если учреждение производит активы как для продажи, так и для использования в ходе выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, то первоначальная стоимость данного актива, признаваемого объектом основных средств, соответствует затратам на его производство. При этом в первоначальную стоимость названного объекта основных средств не включаются понесенные при его создании сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, учитываемые в составе расходов субъекта учета.

По объектам, приобретенным в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов), первоначальной стоимостью является его справедливая стоимость на дату приобретения, кроме случаев, когда обменная операция не носит коммерческого характера или когда справедливую стоимость полученного и переданного активов невозможно надежно оценить. В целях Стандарта № 157н обменная операция носит коммерческий характер в случае, если в результате операции денежные потоки или полезный потенциал обмениваемых активов существенно различаются и это приводит к изменению денежных потоков или полезного потенциала в той области деятельности субъекта учета, для которой приобретается актив.

В случае если обменная операция не носит коммерческого характера или справедливую стоимость ни полученного, ни переданного активов невозможно надежно оценить, оценка первоначальной стоимости полученного актива, признаваемого объектом ОС, производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.

Если сведения об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой обменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной 1 руб.

Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции , является его справедливая стоимость на дату приобретения.

Обратите внимание: справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами (п. 52 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н).

В случае, если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится согласно остаточной стоимости переданного взамен актива.

Если сведения об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной 1 руб.

К сведению: объекты основных средств, полученные учреждением от учредителя, иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в передаточных документах (п. 24 Стандарта № 257н).

Последующая оценка объектов основных средств

После признания объекта основных средств его учет осуществляется по балансовой стоимости.

Суммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете обособленно.

К сведению: балансовая стоимость – первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений.

Остаточная стоимость – стоимость, по которой актив отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности после вычета накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения актива.

Накопленная амортизация – сумма амортизации, исчисленная за период использования актива (на дату проведения операции с активом и (или) на отчетную дату).

Накопленный убыток от обесценения актива – сумма убытка от обесценения актива, исчисленная за период использования актива (на дату проведения операции с активом и (или) на отчетную дату).

Обесценение – снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение стоимости, связанное со снижением ценности актива для субъекта учета (проект приказа Минфина РФ об утверждении федерального стандарта «Обесценение активов»).

Подробно обесценение объекта основных средств рассмотрено в разд. VII Стандарта № 257н.

Необходимо также отметить отдельные положения стандарта, применение которых в бухгалтерском учете должно быть закреплено учетной политикой учреждения (п. 28 Стандарта № 257н):

1. Если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты на такую замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Стандарта № 257н. При этом стоимость объекта ОС уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями к данному стандарту о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств.

2. Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Стандарта № 257н. В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение результата).

Амортизация объекта основных средств

Стоимость объекта основных средств переносится на расходы (на уменьшение финансового результата) посредством равномерного начисления амортизации в течение срока его полезного использования.

К сведению: амортизация – величина стоимости актива, постепенно относимая в течение срока его полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата).

Срок полезного использования – период, в течение которого преду­сматривается использование субъектом учета в его деятельности актива в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (использование в запланированных целях).

Методы начисления амортизации. В силу п. 36 Стандарта № 257н для начисления амортизации на объект основных средств предусмотрено три метода:

1. Линейный метод. Предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива.

2. Метод уменьшаемого остатка. При его использовании годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной согласно сроку полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой.

3. Пропорционально объему продукции. Метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением надлежащего объекта основных средств.

В целях формирования учетной политики учреждение выбирает метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Отметим, что в Инструкции № 157н предусмотрен только линейный способ.

Порядок начисления амортизации , предусмотренный в Стандарте № 257н, приведем в сравнении с Инструкцией № 157н:

    на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации (в настоящее время данный порог составляет 40 000 руб.);

    на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете (в настоящее время данный порог составляет 3 000 руб.);

    на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию (в настоящее время данный порог составляет 40 000 руб.);

    на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию (в настоящее время данный диапазон составляет от 3 000 до 40 000 руб.).

Рассмотреть весь Стандарт № 257н в рамках одной консультации не представляется возможным. Мы ознакомились с некоторыми положениями стандарта, согласно которым в учете основных средств с 2018 года произойдут изменения. Необходимо также отметить, что в Стандарте № 257н предусмотрены разделы:

    об учете основных средств, предназначенных для отчуждения;

    о реклассификации основных средств, включаемых в группу «Инвестиционная недвижимость»;

    о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объекта основных средств;

    о раскрытии информации об основных средствах (результатах операций с ними) в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Также определены переходные положения при первом применении Стандарта № 257н.

основные средства амортизация первоначальная стоимость

В 2016 году Минфином России в рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной (далее – Программа), подготовлены проекты приказов об утверждении пяти федеральных стандартов (далее – Стандарты), которые планируется ввести в действие с 1 января 2018 года (см. Таблицу 1). Срок утверждения Стандарта – не позднее, чем за 6 месяцев до предполагаемой даты его введения в действие.

В отношении шести проектов Стандартов, разработку которых согласно Проекту приказа о внесении изменений в Программу (подготовлен Минфином России 30 сентября 2016 г.) планируется завершить в 2016 году, в настоящее время проводится процедура публичного обсуждения, предусмотренная Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " " (далее – Закон № 402-ФЗ).

Наряду с разработкой самих Стандартов, в рамках реализации Программы специалистами финансового ведомства ведется активная работа по подготовке проектов изменений:

Необходимость внесения изменений в перечисленные нормативные акты обусловлена введением в действие федеральных стандартов. По завершении всех этапов, предусмотренных Программой, методологические основы бухгалтерского учета организаций госсектора будут регламентированы именно федеральными стандартами, то есть "выведены за рамки" , которой в конечном итоге будет установлен именно План счетов бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора.

НАША СПРАВКА

Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет". Уведомление о разработке федерального стандарта, а также Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта согласно , утвержденному приказом Минфина России от 28 сентября 2016 г. № 397, подлежат размещению на официальном сайте Минфина России в разделе Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора.

Применение федеральных стандартов бухучета потребует от главных бухгалтеров организаций госсектора владения навыками финансового анализа и формирования профессионального суждения. В то же время наличие в Стандартах четких критериев и правил предоставит субъекту учета возможность самостоятельного принятия решений в отношении учетных процедур, в частности, признания и прекращения признания объекта учета и применения метода его оценки.

Таблица 1. Федеральные стандарты, предполагаемая дата применения которых – 1 января 2018 года

Наименование федерального стандарта

Предмет регулирования

Этап внедрения/
разработки

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора

– цели составления и представления бухотчетности, а также публичного раскрытия показателей бухотчетности;
– объекты бухгалтерского учета;
– методы оценки активов и обязательств субъектов учета;
– основные правила ведения бухгалтерского учета; требования к инвентаризации активов и обязательств;
– характеристики субъекта отчетности;
– требования к информации, содержащейся в бухотчетности, а также качественные характеристики такой информации;
– определения и порядок признания в учете объектов бухучета;
– оценку (измерение) объектов бухгалтерского учета;
– основные принципы и правила подготовки, представления и раскрытия информации в бухотчетности общего назначения

Утверждение

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

– методические основы формирования и порядок представления субъектами отчетности бухотчетности общего назначения;
– обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых указанными субъектами показателей бухотчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ
Внимание! Стандарт не применяется при составлении и представлении субъектами отчетности отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения

Утверждение

Основные средства

порядок отражения активов, классифицируемых как основные средства в бухгалтерском учете и отчетности субъектов учета

Утверждение

порядок отражения в учете операций аренды
за исключением случаев, когда в соответствии с другими Федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора принят иной порядок учета

Утверждение

Обесценение активов

– порядок расчета суммы убытка от обесценения актива;
– порядок признания убытков от обесценения;
– порядок восстановления убытка от обесценения;
– требования к раскрытию необходимой информации.
Внимание! Стандарт не применяется в отношении следующих видов активов:
а) запасы;
б) финансовые активы (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом);
в) другие активы, обесценение которых регулируется соответствующими Федеральными стандартами

Утверждение

Учетная политика, оценочные значения и ошибки

требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок

Публичное обсуждение

События после отчетной даты

– классификацию фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания бухотчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта учета;
– правила отражения в бухучете и раскрытия информации о событиях после отчетной даты при формировании и представлении бухотчетности

Публичное обсуждение

Непроизведенные активы

Публичное обсуждение

Отчет о движении денежных средств

порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета

Публичное обсуждение

порядок отражения активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы имущества казны, в бухучете и отчетности субъектов учета
Внимание! Стандарт не применяется для целей учета:
а) биологических активов;
б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
в) финансовых инструментов;
г) незавершенного производства, возникающего у субъектов госсектора, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого регулируется соответствующим Федеральным Стандартом;
д) объектов, относящихся к активам культурного наследия

Публичное обсуждение

Биологические активы

порядок отражения активов, классифицируемых как биологические активы, в бухучете субъектов учета в течение периода роста и размножения, а также порядок первоначальной оценки биологической продукции в момент ее сбора.
Для последующего учета биологической продукции применяется Федеральный стандарт "Запасы " или другой применимый стандарт

Публичное обсуждение

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..."

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" является базовым, то есть фиксирует основные понятия и принципы ведения бухгалтерского учета методом начисления. Именно в "Концептуальных основах..." содержатся определения таких понятий, как "Актив", "Обязательство", "Чистый актив", "Доходы" и "Расходы", которые до настоящего времени для организаций госсектора попросту не установлены...

Подробнее о нарушениях, выявляемых в ходе государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за их совершение в
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Отвечает ли определенная дебиторская задолженность понятию актива или ее можно списать с баланса? Когда имущество больше не относится к активам и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02? Сейчас бухгалтерам приходится решать подобные вопросы исключительно на основе своего профессионального суждения. После вступления в силу стандарта "Концептуальные основы..." ситуация изменится. А значит, будет меньше разногласий с проверяющими.

Указанным стандартом также будут урегулированы вопросы осуществления базовых бухгалтерских процедур. Например, будут четко определены основные критерии признания объектов учета.

Кроме того, стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..." содержит не только требования к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – бухотчетности), но и определения понятий каждой из качественных характеристик такой информации, в частности, ее достоверность, сопоставимость, существенность.

Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"

Стандарт "Представление бухгалтерской отчетности" обобщает в себе требования к бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций госсектора, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих методологию бухгалтерского учета и отчетности в настоящее (в , ), а также детально раскрывает ключевые понятия, содержащиеся в указанных требованиях.

Об общих требованиях к составлению бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Стандартом установлены используемая субъектами отчетности при публичном раскрытии информации структура представления показателей Бухгалтерского баланса, обязательные для раскрытия статьи Отчета о финансовых результатах, а также требования к составу и структуре Пояснительной записки.

Кроме того, Стандарт раскрывает понятия краткосрочных и долгосрочных обязательств, устанавливая порядок их отражения в бухотчетности, включая порядок раскрытия информации о них с учетом событий после отчетной даты на каждом из этапов процесса составления и представления отчетности. При этом сами этапы будут четко разграничены Стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", содержащим определения понятий "дата подписания", "дата представления", "дата принятия" и "дата утверждения" бухотчетности, что указывает на необходимость применения Стандартов во взаимосвязи.

Стандарт "Основные средства"

Наряду со знакомыми понятиями "первоначальная стоимость", "остаточная стоимость", "амортизация", появится масса новых терминов: "инвестиционная недвижимость", "переоцененная стоимость", "справедливая стоимость" и т.д.

Учреждения смогут применять несколько методов начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему продукции.

Выбирать метод начисления амортизации надо будет с учетом специфики использования конкретного объекта имущества. Например, можно будет учесть интенсивность использования оборудования при выпуске готовой продукции.

При переходе на применение стандарта учреждения должны будут признать объекты основных средств, ранее не признававшиеся, а также отражавшиеся за балансом, по их первоначальной стоимости. В составе основных средств при определенных условиях можно будет учитывать даже арендованные объекты (если срок договора аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования, сумма всех арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью актива и т.д.). Объекты недвижимости надо будет переоценить до кадастровой стоимости и списать начисленную по ним амортизацию. В дальнейшем недвижимость будет амортизироваться исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Будет четко обозначено правило: признание затрат в первоначальной стоимости объекта прекращается, когда объект находится в пригодном для использования состоянии. Например, при приобретении автомобиля можно будет учесть в первоначальной стоимости стоимость ковриков и чехлов. Если же такие предметы будут приобретаться после поступления автомобиля в состав основных средств, их стоимость можно будет учитывать в составе расходов текущего года.

Стандарт "Запасы"

Стандартом будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица 2):

Таблица 2. Группы и виды запасов

Группы активов, относящихся к запасам

Виды активов, относящихся к запасам

Субъекты учета запасов

Материальные запасы

– материалы;
– готовая продукция;
– товары;
– прочие материальные запасы

Организации госсектора:
– фактически использующие активы, как закрепленные учредителем, так и полученные в результате собственной деятельности;
– осуществляющие переданные госполномочия по обеспечению отдельных категорий граждан (населения) мерами соцподдержки

Незавершенное производство

затраты, фактически понесенные при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг до момента их признания в составе готовой продукции или факта оказания услуги, выполнения работы

Нефинансовые активы имущества казны

– недвижимое имущество;
– движимое имущество;
– драгоценные металлы и камни;
– нематериальные активы;
– непроизведенные активы;
– материальные запасы

Органы госвласти (госорганы) и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имущества казны

Стандарт "Непроизведенные активы"

Стандартом "Непроизведенные активы" установлены:

  • порядок оценки непроизведенных активов при их признании;
  • порядок последующей оценки;
  • особенности обесценения;
  • прекращение признания непроизведенных активов;
  • требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Особенности учета непроизведенных активов (таблица 3):

Таблица 3 . Виды и особенности учета непроизведенных активов

Группы непроизведенных активов

Инвентарный объект

Субъекты учета

Водные ресурсы

Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере водных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Земля (земельные участки)

Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи

– учреждения госсектора, за которыми указанные земельные участки закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования;
– органы государственной власти (местного самоуправления)

Некультивируемые биологические ресурсы
в том числе:

водные некультивируемые биоресурсы

отдельные виды водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере некультивируемых биологических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

некультивируе-мые биологические ресурсы, относящиеся к животному миру

объекты животного мира (организмы животного происхождения, т.е. дикие животные), для которых устанавливаются нормативы допустимого изъятия

объекты растительного мира

лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда

Ресурсы недр

Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Прочие непроизведенные активы

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере прочих непроизведенных активов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Стандарт "События после отчетной даты"

Согласно Стандарту, исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате события подразделяются на два типа (таблица 4):

Таблица 4 . Классификация событий после отчетной даты

События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату

События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты

в том числе:

– объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты;

– изменение кадастровых оценок после отчетной даты;

– принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства;

– принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты;

– завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде;

– существенное поступление или выбытие активов;

Получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде;

– пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;

– получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде;

– публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета;

– обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период;

– изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

– иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства.

– изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов;

– начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты;

– иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты.

Порядок отражения в бухучете:

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом

Порядок отражения в бухотчетности:

Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета

Информация о событие раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого

Стандарт "Аренда"

Стандартом "Аренда" установлены критерии квалификации отношений аренды с участием субъектов государственного сектора для целей учета и отчетности, а также детальный порядок отражения соглашений об аренде в учете и отчетности арендатора и арендодателя, включая особенности отражения безвозмездного пользования и аренды имущества на льготных условиях.

В рамках отношений финансовой аренды актив, переданный в аренду, у арендодателя в качестве нефинансового актива учету не подлежит, а у арендатора учитывается в составе основных средств. При этом в качестве отношений финансовой аренды рассматривается соглашение, по которому арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору рассрочку по оплате стоимости арендуемого актива.

Соглашение, в котором арендные платежи отражают только плату за пользование имуществом, рассматривается в качестве операционной аренды. Право пользования активом в рамках отношений операционной аренды отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект учета. У арендодателя актив, переданный в пользование в рамках операционной аренды, отражается в составе основных средств, а амортизация начисляется на обычных условиях.

Согласно Стандарту безвозмездная передача имущества между субъектами без прекращения права оперативного управления, а также безвозмездная передача имущества, составляющего казну публично-правового образования, (кроме случаев закрепления имущества за пользователем на праве оперативного управления для выполнения им возложенных на него функций) квалифицируются как отношения аренды.

Операции по передаче имущества в аренду на льготных условиях и безвозмездная передача имущества отражаются в учете по справедливой стоимости, определяемой по методу рыночных цен (как если бы соглашение об аренде (соглашение о пользовании) было заключено на коммерческих условиях). Доходы от предоставления права пользования активом, переданным в аренду на льготных условиях (по коммерчески незначимым ценам) либо безвозмездно, признаются в учете и отчетности по справедливой стоимости.

У арендодателя разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости отражается в качестве упущенной выгоды. У арендатора разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости (справедливой стоимостью арендных платежей), учитывается в качестве отложенных доходов от получения имущества в безвозмездное пользование.

Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

Стандартом урегулированы следующие вопросы:

  • порядок формирования, утверждения учетной политики;
  • перечень оценочных значений и порядок отражения их изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок отражения исправления ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Наиболее значимым новшеством, вводимым данным стандартом, являются: перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской финансовой отчетности.

Предложенная специалистами финансового ведомства редакция данного стандарта устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств субъекта учета, в денежном выражении. Ретроспективное применение измененной учетной политики заключается в корректировке показателей по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде, а также в "пересчете" входящих остатков по статье "Финансовый результат деятельности экономического субъекта", а также значения связанных статей бухгалтерской за самый ранний отчетный год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели. При этом информация, включая обоснование и содержание изменений учетной политики, а также суммы корректировок, раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценочным значением является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя. К оценочным значениям относятся показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями применимого законодательства РФ, например – сроки полезного использования объектов ОС и НМА, величины амортизационных отчислений. Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. Порядок отражения оценочных значений будет устанавливаться соответствующими стандартами. При этом в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекту отчетности необходимо будет описать изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, а также способного повлиять на отчетность за будущие отчетные периоды. Ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности данным стандартом не предусмотрен.

Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате не использования информации о фактах хозяйственной жизни. В зависимости от даты обнаружения (выявления) ошибки они подразделяются на ошибки отчетного периода и ошибки предшествующего отчетного периода.

Ошибка отчетного периода – это ошибка, допущенная в отчетном периоде и выявленная до даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период. Ошибка, выявленная позднее даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период, является ошибкой предшествующего отчетного периода.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от срока выявления (рис. 1):

Рис. 1 . Особенности исправления ошибок в зависимости от срока их выявления


Стандарт "Обесценение активов"

Обесценение – снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение стоимости, связанное со снижением ценности актива для субъекта учета. Причины и факторы обесценения активов представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Причины и факторы обесценения активов

Выявление любого из признаков, которые ранее не являлись основанием для проведения обесценения, инвентаризационная комиссия с учетом существенности влияния принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Согласно Стандарту "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Убыток от обесценения определяется как разница между остаточной стоимостью актива и справедливой ценой (за вычетом затрат на выбытие) и единовременно относится на расходы экономического субъекта. При этом сумма начисленной амортизации не корректируется.

Убыток от обесценения актива не может превышать сумму остаточной стоимости. В случае если расчетное значение убытка превышает остаточную стоимость, остаточная стоимость актива уменьшается до нуля (с признанием соответствующей суммы в расходах).

Концепция Стандарта "Обесценение активов" уже частично реализована на практике – согласно имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), списывается с баланса и подлежит учету на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение".

Анна Шершнева , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.