26.04.2024

Лексическое значение слова. Способы толкования лексического значения слова



Что такое лексическое значение слова?

Где можно уточнить лексическое значение слова?

Каждое слово что-то обозначает. Значение одних слов хорошо знакомо и понятно. Например, слово «учебник» обозначает специальную книгу, в которой изложены факты какой-либо науки, предназначенную для обучения. Слово «метро» обозначает подземную скоростную железную дорогу в крупных городах. Значение слова, его смысл называют лексическим значением . Понимать слово – значит знать его лексическое значение.

Но есть в языке слова, с которыми мы не знакомы, их лексическое значение нам неизвестно. И что делать с этим? Где искать значение непонятных слов?

Значение слова можно уточнить в специальных словарях – толковых. Что же это за словари? Наверное, тебе приходилось слышать, как о хорошем специалисте, знающем, понимающем человеке говорят, что он – толковый . Про понятное объяснение говорят, что это толковое объяснение. Что же, и словарь тоже – знающий, понимающий, понятный? Так – и не так. Конечно, толковые словари знают о словах очень много. Но само слово «толковый» в словосочетании «толковый словарь» имеет другое значение. Оно связано со словами «толковать»,«толкование» в значении «объяснять», «объяснение». Итак, толковый словарь – это словарь, объясняющий, что обозначает то или иное слово, словарь, в котором дается лексическое значение слов.

Толковый словарь состоит из словарных статей . Словарная статья выглядит так:



Что же мы узнали о слове из словарной статьи толкового словаря? Во-первых, выяснили, что слово «лазурный» обозначает светло-синий цвет, похожий на цвет лазури. Во-вторых,узнали, как слово произносится, потому что в толковых словарях ставится словесное ударение. В третьих, увидели, какие формы имеет это слово в женском и среднем роде. Обратим внимание на стоящее в скобках слово «поэт.» , которым заканчивается словарная статья. Такие – почти всегда заключенные в скобки – слова называются словарными пометами . В нашем случае помета обозначает, что слово это не из обычного разговорного языка, оно используется в языке поэтическом. Есть в толковых словарях и другие пометы. Они обозначают особенности употребления слова. Например, помета разг. говорит о том, что слово употребляется преимущественно в разговорной речи, помета книжн. – наоборот, свидетельствует о том, что слово в разговорной речи не используется, с ним мы можем встретиться только в серьезных книжках. С другими словарными пометами нам еще предстоит познакомиться. Обращать на них внимание важно, потому что они помогут нам разобраться с некоторыми правилами употребления слов.

В словарной статье толкового словаря обязательно даются примеры употребления слова, его сочетания с другими словами. В нашей статье это словосочетания « Лазурная гладь. Лазурное море. Лазурные волны. Лазурная ночь».

Словарная статья, с которой мы познакомились (слово «лазурный»), взята из Толкового словаря русского языка Ушакова. Д. Н. Ушаков – известный русский языковед, который возглавил группу ученых, работавших над словарем более десяти лет – начиная с 1928 года.

Еще один известнейший толковый словарь русского языка создан С. И. Ожеговым. Словарь начал выходить в 1949 году, с тех пор он переиздавался более 20 раз, автор вносил в него дополнения, изменения, эту работу продолжили его ученики.

Самый современный толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой включает 160 тысяч словарных статей – и это далеко не все слова, существующие в русском зыке.

Толковые словари изданы на бумаге и размещены в сети Интернет. Ими надо активно пользоваться, изучая русский язык.

Как дается толкование слова в словаре? Есть три основных способа, с помощью которых толковые словари объясняют значение слова.

Первый способ – подбор слов, близких по значению . Именно так было дано толкование слова «лазурный» в словаре Ушакова: лазурный цвет – это светло-синий цвет.

Обратимся к словарной статье из словаря Ожегова, объясняющей значение слова "лапша".

В словарной статье указаны те характеристики, благодаря которым можно объяснить значение слова: из чего сделано (пшеничная мука), какой вид имеет (узкие тонкие полоски). Это один из самых распространенных способов толкования слов.

Третий способ - разъяснение значений частей слова. Этот способ толкования применяется для сложных слов, которые состоят из двух частей. Посмотрим, как словарь Ожегова толкует значение слова "сталевар".

Ты любишь разгадывать кроссворды? Интересное занятие, правда?

В кроссвордах часто дается именно лексическое значение слова, по которому его нужно узнать. Кроссворд – это как будто толковый словарь наоборот. Авторы кроссвордов предлагают нам определения, например, такие:

«Твердая часть обувной подошвы, набиваемая под пяткой»;

«Торжественное прохождение войск (кораблей, самолетов), а также спортсменов».

По этим определениям мы должны узнать слово и вписать его в клетки кроссворда.

Кстати, какие слова «спрятались» за этими определениями? И какой способ толкования этих слов использован?

Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.

Определение понятия и способы объяснения значения слова

Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.

Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.

Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также использую словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьным. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.

Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.

Подбор синонимов и антонимов также помогает опять, что означает то или иное слово.

Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?

Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.

Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать, “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.

В помощь школьникам и не только созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.

Что мы узнали?

Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно просесть в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.

Лексика – очень важная часть языковой науки. Изучает она слова и их значения. Не секрет: чем богаче языковой запас человека, тем красивее и образнее его речь. Больше всего новых слов можно почерпнуть, читая. Зачастую бывает, что в книге или журнале встречается новое слово, в таком случае поможет словарь лексических значений, еще он называется толковым. Самые распространенные – выпущенные В. И. Далем и С. И. Ожеговым. Именно им доверяет современная наука о языке.

Словарное богатство русского языка

Язык, в том числе и русский, – явление развивающееся. Появляются новые культуры, изобретения науки и техники, одна цивилизация сменяет другую. Конечно, все это отражается на языке. Какие-то слова появляются, какие-то исчезают. Именно лексика живо реагирует на эти изменения. Все это и составляет богатство языка. К. Паустовский дал весьма красочное объяснение совокупности слов, сказав, что каждому окружающему явлению или предмету найдется соответственное «хорошее» слово, а то и не одно.

Учеными доказано, что для понимания одним человеком другого достаточно иметь в запасе 4-5 тысяч слов, однако этого недостаточно для красивой, образной речи. Русский язык – один из самых красивых, поэтому пользоваться его богатством просто необходимо. Причем знания отдельных слов с их толкованиями недостаточно (для этого можно просто выучить словарь лексических значений). Гораздо важнее знать родственные по смыслу слова, их переносное значение, разбираться и употреблять антонимы, пользоваться омонимичными единицами.

Лексическое значение слова

Слово – важнейшая единица любого языка. Именно из них составляются сочетания и впоследствии предложения, которыми люди общаются между собой. Как отличить одно слово от другого? С помощью фонетического оформления. Также в этом поможет лексическое значение. Это и разграничивает слова. Они могут обозначать, например, предметы, людей либо живых существ (стол, учитель, волк ); природные явления (ветер, мороз ), действия (бежать, смотреть ), признаки (красивый, розовый ).


С течением веков слова могут изменять свое лексическое значение. Возьмем для примера слово огород . Вплоть до XX века этим словом обозначали также и сад. В современности же лексическое значение изменилось: огород теперь – это огороженное место, где выращивают овощи.

Есть слова, у которых лексическое значение – это определенный образ, который легко представить и изобразить: дерево, шкаф, цветок . У других же оно весьма абстрактно: любовь, грамматика, музыка . Лексическое значение русского языка обобщено в толковых словарях. Бывает несколько способов трактовок: одинаковыми по значению словами. Например, путь – дорога . Некоторые словари предлагают развернутое объяснение: путь – определенное место в пространстве, по которому перемещаются.

Зачем необходимо знать лексическое значение

Очень важно знать лексическое значение – это убережет от некоторых орфографических ошибок. Например:

  • Примерять свадебные платья – утомительный, но приятный процесс.
  • Примирять врагов у нее всегда получалось хорошо.

В первом примере слово «примерять» употреблено в значении «производить примерку», поэтому в корне следует писать е . Во втором же предложении речь идет о мире, поэтому требуется буква и в корне.


Лексическим значением различаются не только слова, но и морфемы. Так, приставка при - употребляется, когда речь идет о незавершенности действия, непосредственной близости, приближении либо присоединении; пре - в случаях, когда имеется в виду высшая степень чего-либо (презабавный – очень забавный , но: придвинуть (присоединение), присесть (неполнота), приморский (близко к морю).

Также есть корни, имеющие различное лексическое значение. Это такие, как -мак -/-мок -; -равн -/-ровн -. Если слово обозначает погружение в жидкость, следует писать -мак - (макать печенье в молоко ), иное дело - значение «пропускать, впитывать жидкость», в этом случае требуется написание -мок - (промокли ноги ). Корень -равн - следует писать, когда речь идет о равенстве (уравнение ); -ровн - употребляется в значении чего-то гладкого, ровного (подровнять челку ).

Однозначные и многозначные слова

Богатство слов русского языка составляют те единицы, которые имеют несколько или всего одно лексическое значение. Это однозначные и многозначные слова. У первых только одно толкование: береза, скальпель, Москва, пицца . Как видно из примеров, к группе однозначных слов относятся имена собственные, недавно возникшие или иноязычные слова, также узконаправленные. Это всевозможные термины, наименования профессий, названия животных.


Гораздо больше в языке многозначных слов, то есть тех, которые имеют несколько значений. Как правило, толкования разворачиваются вокруг определенного признака или смысла. О том, что слово многозначное, расскажет толковый словарь. Значения таких лексем перечислены под цифрами. Разберем для примера слово «земля». У него несколько толкований:

  1. Одна из планет Солнечной системы.
  2. Суша – противопоставление понятиям «вода» и «небо».
  3. Почва – плодородный слой, позволяющий выращивать всевозможные культуры.
  4. Территория, принадлежащая кому-либо.
  5. Для некоторых стран – федеративная единица.

Прямое и переносное значение слова

Все многозначные слова могут содержать в себе прямое либо переносное толкование. Если встречается задание «Объясните лексическое значение слов», необходимо заглянуть в толковый словарь. Там рядом со значением будет указано, прямое оно или переносное. Первое – основное; второе образовалось на базе основного по принципу сходства.

Для примера рассмотрим слово «шляпка». Первое, основное его значение – головной убор с полями небольшого размера. На основе сходства образовалось переносное толкование: верхняя часть какого-либо предмета, расширенная и плоская - шляпка гриба или гвоздя.


Именно переносные значения придают речи особую образность, на их основе созданы такие тропы, как метафора (скрытое сравнение: сноп волос ), метонимия (смежность признаков: столовое серебро ) и синекдоха (употреблена часть вместо целого: крестьянин был фактически раб ).

Иногда бывают случаи, когда в языке фигурирует только переносное значение, а для выполнения задания, такого как «Определите лексическое значение слов», понадобится не только толковый, но и этимологический словарь. К примеру, так было с прилагательным «красный». Его прямое значение «красивый» сохранилось только в старинных топонимах («Красная площадь») или фольклоре (пословицы).

Омонимы

Значения слов могут сопоставляться, противопоставляться. Изучает такие отношения программа за 5-6 класс. Лексическое значение омонимов, синонимов и антонимов весьма интересно. Рассмотрим все эти виды слов.

Омонимы – это те слова, которые идентичны по произношению либо написанию, но совершенно разнится их значение. Так, слова гвоздики (цветы) и гвоздики (заостренные стержни для скрепления материалов) одинаково пишутся и по-разному произносятся. Другой пример: коса – вид прически, и коса – сельскохозяйственное орудие. Могут омонимы быть и грамматическими. Так, в словосочетаниях "затопить печь" и "печь пироги". Слово печь является существительным в первом случае и глаголом во втором. Не следует путать понятия омонимии и многозначности. Первое не предполагает никакого сходства между понятиями, тогда как второе построено на принципе схожести какого-либо признака.

Синонимы

Синонимы – слова с идентичным лексическим значением. Например, слова "друг, приятель, товарищ, рубаха-парень" имеют значение близкого, доверенного человека. Однако синонимы все же различаются оттенками значения. Друг , например, обозначает особо близкого человека.


Синонимы обладают и различной стилистической окраской. Так, рубаха-парень употребляется в разговорной речи. Как правило, синонимы – слова одной части речи, однако ими могут быть устойчивые сочетания. Знание явления синонимии помогает избежать орфографических ошибок. Так, чтобы узнать правильное написание частицы не с существительными или прилагательными, необходимо следовать алгоритму: "определите лексическое значение и попытайтесь подобрать синоним без не : недруг – враг ".

Антонимы

Антонимы – слова, диаметрально различающиеся по лексическому значению: друг – враг; идти – бежать; глубокий – мелкий; вверх – вниз . Как видим, явление антонимии характерно для любых частей речи: существительных, глаголов, имен прилагательных, наречий. Использование таких слов придает речи особую выразительность, помогает донести до слушателя или читателя особо важные мысли, поэтому очень часто противоположные по смыслу слова встречаются в народных изречениях – пословицах. К примеру, "Мягко стелет, да жестко спать". В данном случае "мягко – жестко" – антонимы.

Как видим, русский язык весьма разнообразен, поэтому тема толкования слов изучается на протяжении нескольких лет. Кроме того, она вынесена в основные школьные экзамены, где встречается, например, задание «Объясните лексическое значение слов» или «Подберите синоним/антоним/омоним к слову» и проч.

21.Лексическое значение слова и понятие. Национально-языковая специфика лексического значения, его интерпретационный характер.

Слово … с предст-ми о реал. действ-ти, кот. стан-ся основой понятий, называемых при пом. слов. В слове человек оформляет свои представления и понятия. Понятие-логическая кат.,а сл. и его значение-лингв.Поним. и сл. оч. тесно связаны. Семасеология изучает? о том, как в сл. отображ. яз. деят-ть. Понятие-отражение в сознании представл. о мире.В созн. отраж. не только реальн. явл., но и абстр.представл. и прцессы. Гносеология-теория познанияВ познании отраж.общие, основн. пр-ки. За понятием закрепл. сл., сами понятия оформляются с помощью яз.ср-в.При обозначении понятий сл. выполяет номинативную функцию, кот. позволяет выд-ть пр-т из ряда. Междомет., союзы, предл., частицы, мест., им.собств. не наз. понятия, а отражают волю чел-ва. Понятие - самый существенный элемент зн. сл., но зн. сл. вкл. оценочно-экспрес., грам., …признаки. Лексич.значение =1.соотнес-ть с конкретн. (абстрактн.) простр.. 2.отнош. с др. знач. др. сл. 3. границы лексич. сочет. 4. лексико-грам.отнес-ть. 5.эмоц.-экспрес.св-ва. Зн.сл.-историч.понятие. В нем нах.отраж. яз. и внеязыковые признаки. Толков. сл. отраж. и соврем. значен.(№1) и те, кот. претерпели изм-е.

Можно выдел. 2 осн. зн. сл. 1.бессодерж. определения (Мальцев, Серебрянников), Сводят зн. сл. лишь к связи или отношению звучания к предмету или к численному образу этого предм. 2. содержат. определения. признаки, абсолютизирующие номинативн. функц-ю лексич. ед-ц, т.е. связь предметов. т.о. имеются указан. на: *связь сл. и отражаемого в немпредсьавления. ЛЗ-содержание сл., отображ-щее в сознан. и закрепл. в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явл-и. Это продукт мыслительн.деятельности чела,связан. с дедукцией, сравнением, классиф-ей, обобщением (ГАК) *Больш-во содержательн. определений ЛЗ указывает на связь сл. с мыслит. образом предмета,отраженным в сл.,т.е. понятием (работы Смирницкого). В.Виноградов. Зн.сл.-это его предметно-вещественное содержание, оформлен. по законам грамматикм данного яз. и выступающее эл-ом семантич. системы соваря дан.яз. Рассмотрим теперь, как соотносит. ЛЗ сл. и понятие. Понятие-категория логическая, ЛЗ-категор. лингвистич., след-но отсутств. их тождества Лингвистич. понят., в отлич. от логич., базируется на чувственном восприятии предм. и соотнос. прежде всего со здрав. смыслом. Ю.С..Степанов. Зн. сл. стремиться к понятию,как к своему пределу,но при этом достигает цели, только тогда, когда научн. понят. уже покидает предел науки. Научн.понят.(логич.) в своем чистом виде представл. в термин. опред. наук. Термины-обозначаем. сл-ми понятия определ. области знания или деят-ти. Термины облад.: синоним-ей, антоним., градацией,родовидов. отнош.,омоним. В ЛЗ-ии понят. приломляется через прзму доп.компонентов.F.E.идеологич.,чувственных, моральных, культ. -историч. Они создают глубину и диалектичность ЛЗ. При подходе к ЛЗ с точки зрен. не формальн., а диалектич. логики ЛЗ сл. предстает как бесконечно сложнная и избыточная стр-ра, не сводящаясятолько к дифференц. призн-м.В понятии сочет-ся конструктивнологическии и чувственноэмпирический аспекты познания,связ. с тем, что понятие-это свернутое суждениеВ когнитивн. парадигме пон-е м.интерпрет.как динамич. фрейм.Он вкл. в себя тему(уже известную),активное использование термина, понят-я, в формальн. логике повлекло замену его термином,концепт-он отражает всю совокупность знаний об объекте из мира действ-ти, если он имеет в яз-е имя и связ. с опред.культ.-историч. представлениями.Концепт- пучок семантич. признаков связан. с определенной стадией освоения предмета действит-ти.Конц.-предст. все знания о предмете. Виноградов считает, что ЛЗ сл. эависит от принадлежн. сл. к той или иной части речи, но зависит от состоявшихся контекстов его употребления, от конкретн.лексич. связей данного сл. с другими сл-ми. Зависит от его связей с рядами семантич. близких или соотносит-ых по знач.слов.(это эмоц -деривац. связи), также зависит от эмоц. окраски сл. по стилистич. принадлежности.Соврем. лексикол. трактунт ЛЗ как сложную иерархически организованную стр-ру.В работах Стернрна выделяется. Два макрокомпонента ЛЗ:1.денотативный(рационально-логич. этапы познания) 2. коннотативный (связ. с ситуативн. фактором и отражает субъектные отношения). Никитин в своей концепц. выдел.: 1.интенционное знач-е (связ. с познават-ой, преобразующ. стороой деят-ти чела.F.E Тигр есть (причинная обусловлен-ть) хищник),2. импликационное знач.(отражена вероятная структура F.E. лето м.б.(вероятностный)прохладным). ЛЗ сл. содержит: сему интенсивности, т.е. аспект усиления выражаемого сл-ом понятия на базе качествен-ых или количеств-ых оттенков.F.E.огромный – очень (указан. на сему) большой * сему эмотивности: эмоции не только выраж. сл-ми, но и вызыв. сл-ми(ранг денотата(беспокойство- тревожное состояние)и статус конотоата(берлога – о своей квартире)), * сему оценочности, * сему образности.

22.Структурный хар-р ЛЗ,его вероятностные хар-ки.Нац.-культ. компонент ЛЗ. 1. Структуру ЛЗ образуют: Лексико-семантич. варианты. формально представленные одной лексемой(имеющие одинаковые звуковые (графические)оболочки) и внутренне связанные оболочки. 2. Стр-ра основана на различных взаимосвязях ЛСВ(лексико-семантич. варианты), а-функциональные, б-компонентные, в-ассоциативные. Ассоциат. связи выступают в языке как семантич. мотивированность ЛСВ или элементарн. значений (семем), а связанность (сем. мотивир-ть) семем проявляется в их способности обнаруживать непрерывную последовательность или, общность «внутрен. форм» при этом важным станов. понятие «внутрен. формы» Потребня «Мысль и язык» - это мотивированный признак.Внутр. форма показ. как представляется челу его собств. мысль. Новиков: внутр. форма – способ представления в языке внеязыкового содержания. Т.о. внутр. форма – это то, как отражается в этой единице тот или иной факт действительности. Т.о. понятие сем. мотивированности, как общности и непрерывности внутр. форм семем явл. ??? при анализе стр-ры ЛЗ. Стр-ра ЛЗ подлежит описанию в 2-х аспектах: 1. яз. компетенция. 2. актуализированное в значении в акте речи.

23. Р.Лексика в аспекте лингвострановедения. Р.сл. начали издавна проникать в яз-и др. наций.С тех пор, как завязались отношения с тюркскими племенами.Р.сл-ва ассимилировались1. северн.нар-ми (Исландия, Новег-я, Финл-я),в 7,8вв. В основном сл.:предм-ты торговли, наимен. должностных лиц, отдельн. реал. быта. F.E. В Норв-ии: в 20 в. –1-я кафедра славянск. яз-в в универе в Осло. 2.Зап.европ. нар-ми, примерно с 16 в. F.E. офиц. правящие лица: воевода, царь, название денежных знаков-копейка, рубль, реалии жизни и быта- паром, самовар. После 1914г. (револ.) - большевик, ленинизм. Французским (партизан, боярин), Болгарск. (еще с 12 вю будить, лошадь, вещество), Словацким, Венгерским (коммунизм, социализм). Заимствования.1. наименов. общ.-политич., историч. и культурной жизни(барин, власть. казак, совет),2. наимен. кушаний, реалий быта, денежных знаков (блины, самовар, червонец),3. наимен. явлен. природы, абстрактн. понятий, действий (воздух, обаяние, ждать). Лингвострановедч. словари способвтв. изучен. культуры и истории страны через описание этнокультурного компонента значений лексическ. и фразеологических единиц. Словари:Денисова «народное образование в СССР» (вошла лексика, относящ. к дошкольному воспит., школьн. образован., пионерск. организации), Чернявская «худож. культура СССР», лексика по разделам: театральн.,эстрадное, цирковое и хореографич. иск-во, Словарь?Фелициной? и Мокиенко «р. фразеологизмы», А.Г.Баланкой «Доброе слово» (устойчивые формулы, приветствия, обращения, просьбы).

24. Виды лексич. коннотаций, их национально-языковая специфика и текстовые функции. В структуре словарн. состава яз. основному фонду лексики противопоставлен пласт слов, употребление которых ограничено.Ограничения связаны: 1. соц. природой различия условий общения порождают особые социолингвистические варианты литер.яз.- функцион. стили. 2. сложностью семантики слов.В содержании сл. кроме объективно-понятийного значения содержаться коннотативные компоненты имеющие субъективн. хар-р. Так слова выполн. в яз. экспрессивн. функц-ю. Коннотативный компонент – часть системного лексического значен.сл., дополняющ. его основн. понятийн. содержание смыслами, в которых отражены соц.-психологич. оценки и ассоциации соответств. явлен. Виды коннотоций: 1 . экспрессивность – характер-ся признаком, усиленной выразительности. Слова-коннотативы: 1-репей (о челе), 2-плестись (вместо идти) дифференцир. в завис-ти от меры/интенсивности/скорости.Компоненты экспрессивности (Лукьянова) а-эмоц. оценка, б- интенсивновть, в- образность. 3. Иерархия значений в структ. сл. а- общее значен.- неизмен. основа ЛСВ-ов. Общ. знач.- теоретич. построен., определ. границы и основу смысловой стр-ры.F.E. общ. знач. земля- земноц, земляной. б- главное значение- не определ. контекстом, нах-ся в позиции наим. обусловлен-ти от окружения и наим. завис-ти от контекста.F.E. идти- двигаться, переступая ногами. в- частные значения – определяются контекстом,F.E. идти тузом (идти – делать ход в игре). Положение ЛСВ-ов неравноценно: а- главное знач., б- частное знач., в- оттеночное знач.(«планета» (о земле)- вместо места жизни и деятельности людей), 4 . Вероятостный хар-р лексич. знач. а- нечеткоеразграничение многих объектов внешню мира.(пруд-озеро), б- постоян. измен. действит-ти, след-но измен. понят. Понят. двиг-ся в сторону углубленний значений. Понятие – 1. конструктивно-логический аспект (ядро яз.) 2. эмонацион. аспект. в- наличие перифирии, трудно описывается., г.-приближенность отражения действительности сознанием чела, д- различие в познании одного предмета людьми.

25.Семное варьирование ЛЗ (системный и текстовый аспект). 2 типа смысловых варьирований (модификации) знач. слов: 1. системное или лексико-семантич. варьирование-родовое и 2. речевое или семное варьирование- видовое. Семное варьирование это когда однозначные слова подвергаются речевым модификациям на ур-не слосоупотребл.F.E. морской бинокль(в речи)/в театре свой бинокль,в контексте (в разн. контекст. актуализ. разн. семы) – на улице мокрый (содержащ. влагу) снег и мокрый (покрытый влагой) асфальт. Т.о. если варьиров. однозначного сл. в сравнении с многозначным более простое т.к. осущ-ся только в виде семного речевого варьирования. Многозначн. – проявление вариантных отношении в лексике м. проявл. в полисемии и синонимии. Суть функц. семантич. варьирования соотношен. слова – ономатемы (инварианта) с его репрезентантами (вариантами). Т.о. есть общая лексема+ ЛСВ (образуют внутрисловную семантич. парадигму, реализ-ся в разных контекстах). 4. текстовый аспект F.E. «вести» 1-за руку, 2- ученик указкой ведет, 3-лестница ведет на чердак, 4-неопытность ведет к беде. В 4-х фразах представлена одна и та же лексема в одной и той же словоформе. Основание для различного осмыслен.содержан. дает нам контекст. Без контекста разн. знач. гл. «вести» м.б. не выражены. Форма представления этих знач. не только лексема, «вести», но и опред. эл=ты контекста (здесь прдл.-падежн. формы сущ.).2-ученик-сущ.,им.пад,одуш.. Системн. аспект. ряд системн. факторов. а-сем. варьир. – следств. з-на произвольн. знака.Ф. де Соссюр: Лексема и сема связаны условно, а не органически?произвольн. связи между формальн. и содержат сторонами сл. предпол. возм-ть измен. сл. в одном плане при неизмен. другого?(F.E. измен. звукрв. оболочка,а знач. остается: вести, вел, веду). б- обусловл. синтагматич.связями слов. Семант. взаимод. в конкр. фразах в контексте значения слов меняются под влиян. контекстн. партнеров, кот. могут выз-ть «угасание» одних сем,несовместимых с их собств. содержанием, обусловить активизацию потенц. сем. Так, знач., «передняя часть ч/ л» развив-ся в слове голова в условиях лексич. контекста «голова поезда»(ср6 основн. знач. сл. «верхняя часть тела чела и передняя часть тела животного»). 4- семант. варьиров. сл.опред-ся парадигматич.связями, в частности принадлежность к семантич. группе. (сущ.,обознач. фрукты(слива, груша)м. обознач.соответствующ.деревья(под окном стояла груша)). Одной из важных предпосылок семантич. варьиров.слов явл.комбинаторн. хар-р лексич. знач., неопред-ть состава компон-в.Состав комп-в лексич.знач. подвижен и изменчив:возможно акцентирование и усиление одних и наоборот затухание и исчезновение других актуализац. потенциальн. сем и появлен. новых, что в целом созд. основу семантич. варьиров. слов.

26.Анализ статьи В.В.Виноградова «Основные типы ЛЗсл.»,причины ее актуальн. д/соврем. лексикологии. Была поставлена задача. Осн.задача лексиколог.: выяснениесущности знач.,анализ качествен. измен. в стр-ре знач. сл.Выяснен.типов знач. сл.-1-н из способов ее решения. Значение словаопределяется соответств.выражаемому понятию, зависит отгр. катег. сл., от контекстов. употребл.,конкретн. лексич. связей и семантич отношении с синонимами. Лексич. знач.- термин не вполне опред. – предметно-существен. содержан.,оформленное по з-нам грам. данного я-ка и являющ.эл-омобщей сем.системы словаря этого я-ка.Он создает типологию ЛЗ с учетом многоаспектности признаков ЛЗ. Она разбита на бинарные оппозиции.Деление типов ЛЗ на: Основной –связан с реализацией общей системности я-ка. Это тип синтаксич. обусловлен-ти знач.Он опред-ся как такой тип ЛЗ, в кот.синтакс. хар-ки слова связ. связи предложенческого ур-ня вкл-ся в хар-ку ЛЗ(предикативн. и полупредикативн. ф-ции сл., след-но сказуемое или обращение). К основн. относят 2 типа знач. с учетом лексич. ур-ня: 1-свободно-номинативное: 1.1. прямая непосредств. направлен. на предмет мира=хар-р номинации (каменный дом),1.2. совок-ть системно-структурн. хар-к(опорный член синонимич. рядов, (парадигм)),1.3.свобода лексич. сочетаемости, отсутствие пословной ограничен-ти (синтагмат),1.4.слова способн. быть опорнымчленом словообраз. рядов и гнезд (деривац.призн.)- общеупотреб. стилистич. нейтральн.слова, след-но свобода их текстового применения в разных стилях и жанрах речи.2. Фразеологич. обусловл. 2.1.опосредовано в стр-ре многозн. сл. друг. значен.(страх берет), 2.2.,2.3.тенденция к пословной ограниченности.Ключевых слов в словосочетании. 2.4,2.5. очень многие имеют огранич. сферу употреблен.(устар.,арх.), слова своб-номинат. знач. создают ядро лексич. сис-мы, обеспеч-т жизнь крнцептам.Изменч-тьи подвижность связана с ФСЗ(новое).Доп.типы, (оказ-ся рангом ниже,т.е. выд-ся не по совок-ти признаков, кот. охват. не всё лексич. знач. 1. производно-номинативное/ переносное,2. экспрессивно-синонимическое- знач., которое восприним-ся и сущ-т только с опорой на нейтральн. член синоним. ряда,характеризующ. функц.3. конструктивнео-обусловленное: не рас-ся вне конструкции.Спорные моменты:1.Свободно-номин. значен. огранич. в сочнт-ти только предметно-логич. связями, но любое значен.системно –обусловленно(карий/коричневый/каштановый)- свободны, но огранич. сис-мой, а СНЗ-безразлично к огранич. лексич.сис-мы.2.? о статусе однозн. сл. узкой сочет-ти(скоропостижная смерть-СНЗ закадычный друг-ФО).У них свободна внутр. форма, мотивированы, облад.прямой номинацией,след-но промежут-ныйхар-р этих слов. 3.Наличие ФОЗ демонстр. наличие перех. зоны между лексикой и фразеологией, след-но Д.быть промеж-ный тип, лексически-связ. знач.(ориент. на субъект и несут о нем инф-ю).

27. Возмож-ти систем-ции сл-в яз-ка по семантич. признакам и ее ком-ные последствия. Сл. в яз-ке различ. не только по форме, но и по содержанию. Отраж-е этих различий мы м.найти в таких парадигмах, как сем-ое поле,лексико-сем-ая группа, синоним. ряд, антоним. пара. Сем-ое поле- это иерархич. стр-рамнож-ва лексич. ед-ц объедин-ных общим инвар-м значен. и отраж-х в яз-ке общую понят-ую сферу.Сем. поле- это бъединкн. различн. частей речи. Лексико-сем. группа- слова одной и той же части речи, объединен. однородн-тью или близ-тью знач-я и характериз-ся одинпковой предметной напрвленностью.(береза, осина, пальма, ель). Синонимы – слова, относящ-ся к одной части речи, знач-я кот-х имеют тождеств. эл-ты, различающ. эл-ты настойчиво нейтрализ-ся в опред. позициях (т.е. сл. противопост. по таким семантич. признакам,котор. в опред. контекстах становятся несуществен). Синон. отлич-ся др. от др. оттенками знач-й,эмоц.-экспрес. окраской, принадлежн-тью к опред. стилю речи, употребит-тью, способностью вступать в соедин-я с др. словами. Антонимы - сл.,кот. противопоставл. по самому общему и существен. д/их значен-я семант. признаку, причем нах-ся на крайних точках соответствующей лексико-семантич. парадигмы. Критерии выделения: возм-ть употреблен. слов в одном высказ-нии при противопоставлении, одинаковая сфера лексич. сочет-ти.

28.«Активная» лексикология и объясн. словари. Эл-ты эцнциклопед. инф-ции в толковом словаре. Среди задач соврем. лексиколог. наиб. интерес вызывает изучен. «акт.» лексиколог. Это термин Щербы, но он гов-л об «акт.» грамматике (грам. говорящего), в отличие от «пассивной» грам. (грам. восприним.). «Акт.» грамотражает направл. от сысла к ср-вам его выраж. «Ает.» лексиколог.отвеч. ведущему д/соврем. наукипринц. антропоцентрицма, когда научные объекты, в том числе язык, изучается прежде всего по их роли д/чела, д/его жизни и деятельн., по их функциям д/ развития человеческ. личности и ее совершенств-я. Принцип антропоцентризма заключается в том, что чел становиться точкой отсчета в анализе лексич. явлений, он вовлечен в тот анализ, опред-т перспект. и конечный пункт анализа. Антропоцентризм получает самые разнообразные языковые проявления. Одним из важнейших в рамках антропоцентризма явл. принцип частотн-ти яз-х явлений, т.е. факт соц. предпочтительн. использован. того и личного слова.Заченимой является проблема д..сиса (указания): схема «здесь» и «сейчас». В личную сферу говорящего входят:сам говор. и всё, что ему близко физически, морально,интеллектуально, т.е. это некотор. люди, плоды труда чела, неотъемлемые атрибуты чела, постоянно окружающ. предметы, природа, дети,животные. Эта личная сферв говорящ. подвижна и во многом зависит от ситуации. Слово выступ-т посредником между челом и универсумом, челом и др. челом, между «низом»(природой, вещами) и «верхом»(психо-ментальной сферой) в их обращенности к челу. Сл. ведет как к материально-веществен., так и идеально-духовному, давая представлен. о целостности мира. Через слово над-язык и под-язык поддерживают др.др-га, хранят то целое, границами которого эти слова и являются, и тем самым отделяют познанное, освоенное челом от максимальной энтропии, хаоса как основы природы. Лексикография, как и др. науки, придержив. принципа антропоцентр. Прежде всего, это отражаетя с том,что любой словарь предназнач. д/использов. любым носителем яз-ка. Говорящ. в своей реч. практике может столкнутся с необходимостью пояснить д/себя то или иное слово, и помочь ему в этом может словарь. Толков. словарь содержит информ. о сл. и и его значен. В толков. соваре заданы грам.хар-ка сл., потенциальн. словоизмен. Энциклопед. словаврь содержит информац. о понятии, поэтому статья энц. словаря всегда более подробна и содержит сведения дополн., часто научн. хар-ра. Информ. толков. сл. соотносится прежде всего с бытовой, наивной картиной мира.Статья энц. словаря соотносит. с научной картиной мира. Д/полного толкования значен. некотор. сл. в словарную статью толк.слов включ-ся энциклопед. инф-я (т.е. о понятии) F.E. названия цветов-указание на то, что то растение, вид (луковичное, кустарниковое, травянистое, и.т.п.), семейство (лилейных тюльпан, самоцветных-одуванчик, ирисовых -гладиолус), место произростания(садовый, декоративный, полевой), внешн. облик цветка. Ромашка-травянистое растения семейства сложноцветных с цветками, у кот. лепестки обычно белые, а серед.-желтая. Василек- светло-синии полевой цветок-сорняк, растущий во ржи или др. злаках. Гладиолус декоративн., травяное растение семейства ирисовых с высоким стеблем и крупными, яркими цветками. Астра-садовое декоративное растение семейства сложноцветных с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха. след-но соед-ние наивной языковой и научной картин мира. Основным средством фиксации лексики являетсясловарь. Сущ-т разл. типы лингвистич. словарей. Основн. типы словарей: 1. двуязычные (многояз-ые) переводные словари, главн. цель кот. помочь понять значение неясного слова другого языка. 2. орфографич. (служат справочниками, сообщающими о том, как, согласно сущ-им правилам нужно написать то или иное слово) и орфоэпическ.(содерж. свед. о произношении слов). С лингвистич. точки зрения важен состав этих славарей. 3. исторические словари (содерж. примеры, как и когда употреблять кажд. из слов, значеие слова не дается) 4. этимологич. словари (опред-ся происх. слов,. их близк. и дальние генетические связи, особенно семантич. развитие ряда слов.5. словари иностр. слов (осн. назнач-е – дать кратк. объяснение смысла слов иноязычного происхождени.6. Фразеологич. словари (собраны уст. сочетания, так называемые фразеологизмы) 7. словари синонимов (содерж ряды близких по смыслу слов, с располож-ми по алфавиту «опорными» словами каждого из этих рядов 8.словарь омонимов (О.С Ахмановой) 9. словари трудностей словоупотребления (собраны наиболее часто встречающиеся случаи смешения близких по звучанию слов, неправильного сочетания слов и т. д. 10. частотные словари (слова расположены в соответствии с тем, как часто они встречались в определённых (подвергнутых обследованию) текстах) 11. обратные словари (алф-т действует с конечных букв 12. толковые словари (имеют наибольшее значение для изучения словарного состава).

32.Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка. Культурно-нац. своеобразие фразеологизмов служит объектом изучения сопоставительно-

идиоэтнич. направления, кот. исходит в основном из отслеживания в плане выражения фразеологизмов, близких по значению, различия в составе слов-компонентов, особенно культурно-маркированных. В р/я концепт «далеко» фразеологически воплощается втакие образы как учерта на рогах (на куличках), куда Макар телят не гонял, за тридевять земель. «Далеко» - неосвоенное челом простр-во + в рус. ментальности этот концепт связан с «чужим» простр-м, где обитает нечистая сила. Лингвокультурология – ориентирована на человеч., а точнее на культурный фактор в яз-ке и на языковой фактор в челе. Значит, ЛХКдостояние собственно антропологич. парадигмы науки о челе, центром притяжения когорого явл-ся феномен К. Культура – своеобразная историч. память народа. И язык, благодаря его культурной функц., хранит ее, обеспечивая диплог поколении не только из прошлого в настоящее, но и из настоящего в будущее. Постулат о культурно-концептуальной соотносительности. Система язык. значении соотносится в интерпретированном режиме с культурной компетенцией носителей языка. Осбую роль в трансляции К-нац. самосознания народа играет фразеологич. состав яз. Идиома бить баклуши. Баклуши – безэквивалентная, нац.-маркированная лексика, в значен. слова запечатлен предмет К. Валять дурака, плевать в потолок, считать ворон.Фраз-зм обрет. роль культ-ых стереотипов.Обозначение безделия через образы активного трудда, но неплодотворит. действия стан-ся стереотипным антиподом указанной К. установки.Наличие «-» коннотации. «Навязывание» языком К-нац.Самосознания. Фр.сочетания:Девичья память, женская логика.У бабы волос долон, а ум короток: закрепленная в пословице обыденная философия р.народа. В языке закрепляются и фразеологируются именно те образные выражения, которые ассоциируются с К-нац. эталонами, стереотипами и которые при употреблении в речи воспроизводят характ. менталитет. Моделей, отражающих соврем. ментелитет той или иной лингвокультурн. общности пока не сущ-т. Репертуар культурно-значимых ориентиров иногда даже противоречив. Муж в дому, что глава/крест на церкви. Муж голова, а жена-шея. Большинство ед-ц фразеологич. св-ва обладает К-нац. своеобразием. При изучении необходимо учитывать??? ??? смысловых сдвигов от изначальной К-ой значимости выделяемых в тексте-источнике его «культур?ем?».Характерная д/мифа трихотомич. модель стр-ры космоса предст-ой концепции белый свет, быть на седьмом небе, провалиться в тартарары, мир земной, мир подземный и мир подземный.

38.Активный и пассивный словарь соврем. р/я, изменения в кругу хронодогически отмеченной лексики, их мотивиров. оценка. Акт. словарь – слова, кот-е чел знает и легко употребляет, извлекая их из оперативной памяти. Пассивный словарь – слова, которые чел знает, но употребляет редко или не употребляет, с трудом извлекая их из долговременной памяти. В настоящее время еще слышны отголоски языкового «взрыва» конца 20в. , в рез-те которого прошла и происходит смена лексич. коннотации и перегруппировка пластов активного и пассивного словарного запаса. С «советизмов» снялись позитивные идеалогич. коннотации, слова стали нейтральны, а позже – отрицательны. Многие «советизмы» ушли в пассивный словарный запас. F.E.КПСС, комсомолец, пятилетка. И, наоборот, происходит актуализация слов, т.е. перевод из пассива в актив дореволюц. номинаций.F/E/ акция, губерния, волость, меценат. Термины астрологии, парапсихологии, бытовых понятий:F.E. экстрасенс, зодиак, нар. медицина, биоритм. То, что эти процессы действительно имеют место, доказывает огромное кол-во актуализиров. понятий, льющихся из СМИ,окружающей среды,. фиксация этих слов в сл-рях последнего времени, или же деиделогизация их (лишение помет: до революции, в буржуазных странах и.т.п.) Эти изменения естественны, т.к. лексический/ словарн. состав яз-ка в наиб. степени обращен к действительности и отражает все происходящие в ней процессы.

40.Возможности типизации внутритекстовых связей слов и их функциональное назначение. Можно говорить о построении, цельности, связности текста, опираясь на лексико-системные связи слов: 1.антонимоподобные 2.синонимоподобные связи. Рассматривая текст, необходимо делать 1. вертикальный (синтагматич. отн.) срез, 2. горизонтальный (парадигматич. отн.) срез, 3. глубинный (связан с внеязык. информацией) срез.

42. Нормативная оценка и функциональное назначение необщеупотребительной лексики современного русского литературного языка. Слова ограниченного употребления характеризует лишь какое-либо определенный говорящий коллектив, который предстает как территориально- или социально-определенная группа людей. Терминология – наиболее представительная часть спецлексики, в которой ярче всего проявляется специфика словарного запаса людей, принадл-х одной профгруппе. В сфере каждой профессии всегда есть запас лексики, св. с понятиями существенно важными для данной профессии. Роль этой лексики возросла неимоверно (в словарях неологизмов преимущественно термины). Тарминолог. лексика ??? общеупотребит. 1) своей содержательной связанностью с объектами спец. области; 2) обладает повышенной частотностью в рамках данной области, а в общеупотребительной пониженной включаются . Терминология – научная дисциплина. Язык науки – особая функциональная разновидность литературного языка, более узкая по функциям, но более широкая по средствам. Три слоя: 1) нетерминолог. 2) общенаучный 3) термины. Термин – точен, однозначен, нет синонимов, член системы. Многозначность через развитие терминологических значений у обычных слов. Профессионализмы – принадлежат устной речи, стилистически маркированы, вторичные наименования явлений, специфичны для определенной отрасли, обычно – синонимы, официальная терминология. Н-р, в физике: синхрофазотрон=кастрюля, железо, клава= компьютер. Существование их обусловлено: 1) естественное стремление к сокращении часто встречающихся выражений; 2) тенденции к замене наиболее часто употребляемых спецслов более выразительными, образными синонимами. Жаргонизмы – слова, специфичные для устной речи соц. групп людей, объединенных образом жизни, соц. статусом, возрастом. Это тайный язык, для сохранения профсекретов или намерений у outlaws . Сейчас это показатель принадлежности к коллективу. Главный фактор существования –потребность в своих, более выразительных, эмоциональных наименованиях, подчеркивающих возрастн. и психологич. единство молодежи, относящ. с юмором и критически к жизни взрослых. Языковая игра. Диалектизмы – специфич. для местных народн. говоров слова и выражения. Устная форма бытования. Это особые варианты рус. нац. языка, ограничен. территориально, обслужив. устн. общение жителей опред. региона. Общенар. лексика со специф. чертами: 1) специфич. для местности реалии, не имеющие синонимов в СРЛЯ (яга-тулуп из шкуры волка); 2) нейтр. слова, к которым есть синонимы (баской); 3) коннотат. слова, в которых есть синонимы в самых говорах (барать -бить).

/ ЯДО. ВШЭМ / Лекции / Доп. материал / Лекция 4. Лексические нормы

Лекция 4. Лексические нормы

    Лексика. Типы лексических единиц

    Понятие лексической нормы и типичные лексические ошибки

    Нарушение точности, ясности, логичности, краткости речи как следствие лексических ошибок

1. Лексика. Типы лексических единиц

    Лексика – словарный состав языка, который охватывает отдельные слова и устойчивые сочетания слов. Все слова можно разделить на несколько групп в зависимости от их лексических особенностей.

В зависимости от количества лексических значений выделяют однозначные и многозначные слова. Однозначное слово может иметь только одно лексическое значение (книга, стол, монолог, начеку ). Многозначное слово имеет два и более значений (терпеть, зелёный ). В толковом словаре все значения многозначного слово приводятся в одной словарной статье, каждое значение нумеруется и перед толкованием слова может быть помета, например, перен. (переносное значение). Прямое значение – это основное значение слова. Переносное значение – вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

Лексические единицы в зависимости от смысловых связей между словами подразделяют на синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Синонимы – это слова одной части речи, разные по звучанию, одинаковые или близкие по смыслу. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенками значения, стилистической окраской или тем и другим. Антонимы – слова, противоположные по значению. Антонимы обозначают контрастные понятия, соотносимые друг с другом. Антонимы могут выражать противоположные понятия времени (давно – недавно), места (верх – низ), пространства (север – юг) и т.д. Омонимы – слова, одинаковые по написанию и звучанию, относящиеся к одной части речи, но не связанные по значению, например: В словарях омонимы, в отличие от многозначных слов, даются в разных словарных статьях, так как омонимы, в отличие от многозначных слов, не имеют общего компонента значения. Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, имеющие, как правило, один корень и принадлежащие к одной части речи, например: эффектный – эффективный, адресат – адресант, тактический – тактичный .

Лексические единицы подразделяют с точки зрения сферы употребления. Общеупотребительной называется лексика, понятна всем носителям русского языка. Необщеупотребительные слова используются только той или иной социальной группой. Такими словами являются жаргонизмы (эмоционально-экспрессивные слова, которые используются той или иной социальной группой и имеют соответствие в литературном языке), диалектизмы (слова, которые употребляются только жителями определённой территории), арготизмы (слова, употребляющиеся в речи людей определённой социальной среды, для того чтобы скрыть содержание речи от представителей других социальных групп), профессионализмы , термины .

Лексические единицы могут быть характерны только для одного стиля речи, а могут быть нейтральными, т.е.употребляться в любом стиле.

В зависимости от происхождения слова являются исконно русскими и заимствованными. Исконно русские Заимствования (иноязычная лексика) – слова, которые пришли в русский язык из других языков и употребляются по законам русского языка.

В зависимости от частотности употребления выделяют пассивную и активную лексику. Активной является лексика повседневного употребления (стол, дом, работа, договор, налог и т.п.). Пассивная лексика используется редко. К пассивной лексике относятся устаревшие слова, вышедшие из активного употребления. Они делятся на две группы:историзмы и архаизмы. Историзмы – слова, обозначающие предметы, явления, которых нет в современной жизни: барщина, оброк, вече, аршин. Архаизмы – слова, лексическое значение которых изменилось. Архаизмы имеют синонимы в современном русском языке, потому что предметы и явления, обозначаемые этими словами не утратились. Например, чело (лоб), персты (пальцы), позор (зрелище), шуйца (левая рука), десница (правая рука). Кроме устаревших слов, к пассивной лексике относятся неологизмы (новые единицы словарного состава). Неологизмы могут бытьиндивидуально-авторскими иобщеязыковыми. Индивидуально-авторские неологизмы принадлежат книжной речи, создаются сознательно, не получают широкого употребления, не фиксируются в словарях. Такие неологизмы создаются с целью придать выразительность речи. Общеязыковые неологизмы возникают, когда есть необходимость в наименовании нужного предмета.

2. Понятие лексической нормы и типичные лексические ошибки

Лексические нормы – нормы словоупотребления:

    употребление слов в соответствии с их значением, стилистической окраской, оценочными свойствами;

    правильная сочетаемость слов (семантическая и лексическая).

Типичные лексические ошибки связаны с нарушением норм словоупотребления.

    Использование слова без учёта его лексического значения

    незнание лексического значения слова

    влияние парономазии, т.е. звукового подобия слов, имеющих разные корни: мираж – вираж, инъекция – инфекция

    стремление к эвфемизации - :Этому явлению уделяют недостаточно внимания. Неуютно в цехе: он находится в аварийном состоянии.

б) Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом. Одни слова обладают свободной сочетаемостью, т.е. легко соединяются с другими словами: трудная работа, трудная задача, трудный характер ; другие ограничены одним-двумя вариантами употребления: кромешная тьма, проливной дождь, дань уважения . Ограниченная лексическая сочетаемость тех или иных слов объясняется употреблением их в особых значениях. Избирательно сочетаются с другими словами многозначные слова: в каждом случае необходимо учитывать конкретное значение слова. Например, можно сказать глубокая ночь , но нельзя - глубокий вечер ; можно сказать бархатный сезон , но нельзя - бархатная осень .

Во многих случаях запрет на сочетаемость слов накладывается языковой традицией: играть значение (норма – играть роль ), иметь функции (выполнять функции ). Намеренное нарушение лексической сочетаемости – яркое средство выразительности, которое часто используют писатели-юмористы, чтобы придать речи комический оттенок. Например: Трудно прощать чужие недостатки, ещё труднее прощать чужие достоинства .

Причины нарушения лексической сочетаемости:

    ассоциация с близким по значению словосочетанием, например, В глубоком детстве любимым его занятием была игра в войну;

    не учитывается эмоционально-экспрессивная окраска слов: соединение слов разной экспрессивной окраски (отрицательная и положительная экспрессия): Всех отъявленных специалистов пригласили на международную конференцию. Возникает комизм высказывания;

    неудачный выбор синонима: Это событие состоялось несколько дней назад (правильно – произошло);

    смешение паронимов: При первой встрече Дина не восприняла Умова всерьёз.

    плеоназм (речевая ошибка, возникающая в словосочетании, в котором одно из слов является лишним, т.к. его значение дублирует значение другого слова);

    тавтология (неоправданное повторение однокоренных слов в предложении);

в) Нарушение семантической сочетаемости

Логическая сочетаемость определяется связью предметов и явлений реальной действительности.

Причины нарушения семантической сочетаемости

    Смешение паронимов. Некоторые паронимы отличаются значением (оттенками значений), некоторые – только лексической сочетаемостью. При смешении паронимов, имеющих разные смысловые оттенки, возникают смысловые ошибки. Например, Это критичный момент игры (исполненный критики – критичный, переломный – критический).

    Ложные ассоциации, возникающие под влиянием парономазии (звукового подобия слов, имеющих разные корни). Например, Мотошоу – всегда настоящий праздник каскадёров и зрителей, здесь можно увидеть такие миражи (правильно – виражи ).

    Употребление многозначного слова без учёта смысловой сочетаемости (низкое здоровье в значении плохое здоровье , низкие знания и т.п.).

    Сближение слов по смежности (метонимическая замена нужного слова): цены дорогие.

    Невнимательное употребление антонимов.В силу их слабости принятие решения отложили на неделю.

3. Нарушение точности, ясности, логичности, краткости речи как следствие лексических ошибок

Лексические ошибки могут привести к нарушению краткости речи. Многословие – это употребление слов и словосочетаний, несущих необязательную, лишнюю информацию. Например: Всё ещё недостаточно хорошо ведётся работа по выполнению обязательств (вместо Всё ещё недостаточно хорошо выполняются обязательства; Увлечение компьютерными играми – одна из важнейших примет времени, современное явление (вместо Увлечение компьютерными играми – одна из важнейших примет времени (или современное явление )).

Типичными лексическим ошибками, нарушающими краткость речи, являются плеоназм и тавтология.

Плеоназм – употребление близких по значению и потому лишних слов. Например: Мимика на её лице очень выразительна (мимика – это и есть выражение лица); Раздались громкие аплодисменты и овации (аплодисменты и овации - синонимы).

Тавтология – повторение в одном предложении одних и тех же или однокоренных слов. Например: проливной ливень, спросить вопрос . Тавтология может быть скрытой, она встречается в предложениях, в которых употреблены русское и иноязычное слово с тем же значением. Их сходство обнаруживается при переводе иноязычного слова на русский язык. Например: мемориальный памятник (мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-нибудь), памятный сувенир (сувенир - подарок на память).

Намеренное повторение слов и форм является средством смысловой и эмоционально-экспрессивной выразительности: горе горькое, суета сует, жить-поживать . В ряде случаев тавтологические выражения закрепились в речи в связи с изменениями в значении того или иного слова и отсутствии в языке необходимого эквивалента. Так, выражение патриот своей родины стало допустимым, поскольку слово патриот кроме значения «любящий родину» приобрело дополнительный смысл – «любящий что-либо, преданный чему-либо»: патриот своего края, патриот своей школы . Закрепились в речи и выражения букинистическая книга и реальная действительность .

Таким образом, знание лексических норм – одно из условий хорошей речи, так как лексические нормы способствуют точному выражению мыслей без многословия, пустословия, обеспечивают ясность и логичность высказывания.

Избежать лексических ошибок позволит использование словарей.

Толковые словари фиксируют лексическое значение слова. В словарях иностранных слов указывается язык-источник, даётся значение слова и примеры его употребления.

Во фразеологических словарях представлены значения фразеологизмов, т.е. устойчивых выражений, значение которых не выводится из входящих в них компонентов.

Также можно воспользоваться словарями синонимов, омонимов, словарями лексической сочетаемости. В словарях синонимов приводятся синонимические ряды, указывается общее значение каждого ряда, отмечается отличие синонимов друг от друга, приводятся примеры употребления синонимов, иногда – происхождение слова.

Указанные словари отражают богатство русского языка и являются важнейшим средством повышения уровня речевой культуры человека: обогащения речи, формирования точности и ясности речи.

Литература

Справочники

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 14-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.

    Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 344 с.

    Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. ред. д.ф.н., проф. Л.К. Граудина и д.ф.н., проф. Е.Н. Ширяев. – М.: Норма, 2006. – 560 с.

    Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

    Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994.

    Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998.

    Словарь антонимов русского языка. М., 1984.

    Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З. Котеловой. СПб, 1995.

    Словарь омонимов русского языка. М., 1974.

    Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983.

    Современный словарь иностранных слов. М., 2000.

    Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2000.

    Толковый словарь русского языка конца XX в. / Гл. ред. Скляревская Г.Н. – СПб, 2000.

    Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. / Составитель А.И. Фёдоров. – М.: Цитадель, 1997.

Лексическое значение слова - что это?

Татьяна нег

Лексическое значение слова - это то, что слово обозначает. Например, дубрава - это лес, где растут одни дубы. "Лес, где растут одни дубы" - это лексическое значение слова "дубрава". О том, что слово обозначает, т.е. о его лексическом значении, можно узнать в толковом словаре. Лучше всего для этого подходит словарь Ожегова. Но можно воспользоваться и любым другим толковым словарем.

Аленаспб

У слов в русском языке есть лексическое значение и грамматическое значение. Если объяснить простыми словами, то лексическое значение - это смысл того или иного слова.

Если вам нужно более научное объяснение, то мой преподаватель в ВУЗе давал следующее:

Помимо лексических значений, у слов есть также значения грамматические. Чтобы стало понятно, чем они отличаются, давайте разберем пример.

Есть предложение: Клён растет в лесу.

С точки зрения лексического значения клён - это лиственное дерево.

С точки зрения грамматического значения - это существительное мужского рода, которое в данном контексте употребляется в единственном числе.

В языке слова служат для обозначения конкретных предметов, явлений, признаков, действий, количества. То, что обозначает данное слово из вышеперечисленных реалий действильности, является его лексическим значением . Например, словом мост , состоящим из набора определённых звуков, именно этих, а не других, называется предмет, который соединяет два берега реки. Вот эту соотнесенность слова с реальной действительностью можно назвать лексическим значением слова.

Лексическое значение слова -- это его смысл.

То, как мы его понимаем, как его нам толкуют словари, общество и культура языка в контексте реальной действительности.

То есть это взаимосвязь между звуками и буквами слова и его пониманием. Все просто.

Слово является одной из значимых единиц языковой системы.

До сих пор нет единого, удовлетворяющего всех исследователей определения слова, так как слова отличаются большим разнообразием даже в пределах одного языка. Особенно явно это свойство слов проявляется при сравнении единиц разных языковых систем.

Существует множество определений слов, учитывающих разные его аспекты и их совокупность. Примем в качестве рабочего определение слова, данное Н.М.Шанским. «Слово – это лингвистическая единица, имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью» (Шанский, 72, с.32)

Приведенное определение, учитывающее формальные и функциональные особенности слова, в общем виде представляет место слова в языковой системе.

Для лексикологии интерес, прежде всего, представляет определение слова с точки зрения лексической подсистемы языка, т.е. определение его лексического значения .

Лексическое значение слова определяется рядом факторов внелингвистических и внутрилингвистических. Первые являются доминирующими и отражают:

1) связь ЛЗ с явлениями реальной действительности (денотатами );

2) связь ЛЗ с понятием как формой мышления, отражающей эти явления действительности (сигнификатом ).

Вторые, внутрилингвистические , это связи, которые существуют между словами в самой языковой системе и которые также участвуют в формировании лексических значений. Известный лексиколог Э.В.Кузнецова удачно иллюстрирует данные положения практикой составления кроссвордов разных типов. Так задание в кроссворде может быть представлено в виде изображения предмета. То, что от изображения мячика, например, можно перейти к его названию, убедительно свидетельствует о действии денотативного фактора, связывающего слово с предметами реальной действительности. Чаще всего значение слова задается в виде определения, в котором указаны признаки понятия, составляющего основу его значения. Так, искомое слово стакан может быть задано перечнем следующих признаков: 1)сосуд, 2)стеклянный, 3)цилиндрической формы, 4)без ручки, 5)служащий для питья. От таких заданий легче всего прийти к словам, в особенности если перечень признаков в них достаточно полный, и это является прямым свидетельством того, насколько важен для слова понятийный (сигнификативный компонент). Наконец, задание может быть рассчитано не столько на значение слова, сколько на связь его с другими словами в системе. Например, заданным может быть синоним искомого слова: непогода при искомом ненастье. Выполнение такого задания гарантируется знанием синонимических связей слов, представляющих собой чисто лингвистическое (внутриязыковое) явление.



Помимо денотативного, сигнификативного и собственно языкового (структурного) компонентов в содержании слова выделяют также коннотативную часть. Коннотации (от лат. сonnotare – сообозначать) содержат разнообразные дополнительные созначения, отражающие чувства, оценки, желания, эстетические сопереживания, национально-культурные ассоциации и другие впечатления от предмета. Например, «стихоплет» содержит пренебрежительную оценку, «эскулап» – ироническую.


Значение слова

Схема 1

Именно лексическое значение дает возможность слову выполнять основные функции: номинативную (способность большинства слов называть предметы, признаки, действия и т.д. окружающей действительности) и семасиологическую (способность передавать понятия).

Не все слова обладают номинативной функцией. Она в полной мере свойственна знаменательным словам: существительным (называют предмет), прилагательным (называют признак), глаголам (называют действие), наречиям (называют признак действия). Не обозначают предметов служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия. Не обозначают предметов числительные (кроме «опредмеченных»). У местоимений способность обозначать предметы определяется конкретной ситуацией.

Не все слова способны выражать и понятия. Не могут выражать понятия междометия, так как они выступают лишь как сигналы эмоциональных состояний, волевых потребностей. Образованные от них глаголы (охать ) и существительные (ойканье ) уже передают понятия. Выражаемые местоимениями понятия носят очень обобщенный характер. Числительные передают количественные понятия. Специфические понятия: грамматические или понятия отношений: пространственных, временных и т.д. передают служебные слова. Не выражают понятий в обычном смысле этого слова существительные – имена собственные.



Все слова при этом все равно имеют значение. Только у одних слов оно непосредственно связано с понятием, у других же значение формируют разные оценочные элементы, экспрессивная характеристика, грамматические признаки и т.д.

Лексическое значение слова – это его «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка» (Виноградов, ВЯ, 1953, №5, с.10)

Лексическое значение индивидуально, оно свойственно конкретному слову и вместе со звуковой оболочкой слова отграничивает его от других слов. Лексическое значение противопоставляется грамматическому.

Грамматическое значение слова – это его характеристика как определенного класса (части речи), словоизменительной парадигмы (склонение, спряжение), словообразовательного типа и др. Лексическое значение заключено в основе слова, грамматическое – в аффиксах.

Способы толкования лексического значения слова

Учитывая системные связи между словами, можно установить несколько способов толкования лексическо­го значения слова.

1. Слова производные , имеющие словообразо­вательную структуру, толкуются через производящую основу с учетом значения словообразовательного аф­фикса: садовник «лицо, ухаживающее за садом» ; синеть «становиться синим»; запеть «начать петь».

Отвлеченные отглагольные существительные с суф­фиксами -ни]-, -ти]-, -к-, толкуются как «действие по глаголу, обозначенному в производящей основе»: рисование «действие по глаголу рисовать»; бег «действие по глаголу бежать».

Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов -ость, -от-, -изн-, -ев-, -ин -, имеют значение «отвлеченный признак по прилагательному, обозначенному в производящей основе» : яркость «отвле­ченный признак по прилагательному яркий»; красота « отвлеченный признак по прилагательному красивый».

Отсубстантивные относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -j- (и вариантами этих cуффиксов) толкуются по образцу «относящийся к тому, что обозначено производящей основой»: комнатный «относящийся к комнате»; садовый « относящийся к саду».

2. Лексические значения слов с непроизводной основой толкуются иначе.

Значение слова, имеющего синонимы, толкуется через синонимы: рыхлый

« неплотный, рассыпчатый, пористый»; невзначай «неожиданно, случайно».

Слова, не имеющие синонимов (прежде всего кон­кретно-предметная лексика), толкуются через родовое слово с указанием видовых признаков предмета. Такой способ толкования называют описательным или энцик­лопедическим. Если слова этого типа включаются в энциклопедический словарь, то объяснения их даются тем же способом. Ср.:

Тигр - хищное млекопитающее сем. кошачьих, очень крупного размера, с полосатой шкурой (см.: Толковый словарь русского языка /Под ред. Д. Н. Ушакова. М„ 1940. Т. 4).

Тигр - млекопитающее сем. кошачьих. Дл. тела до 3 м, хвоста 1,1 м. (см.: Советский энциклопедический словарь. М., 1980).

Тигр (Рапtега tigris), млекопитающее сем. кошачьих. Один из крупнейших совр. хищников: дл. тела до 3 м, хвоста- 1,1 м (см.: Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 25).

В некоторых случаях (если слово производное и имеет синонимы) можно использовать два приема толкования лексического значения слова:

Очаровательный - 1. Способный очаровать. 2. Восхитительный, чарующий, прелестный.

Толковые словари Предназначены для носителей языка, способствует нормализации речи и поясняют лексические единицы.

Первым толковым словарем русского языка был «Словарь Академии Российской» (1789-1794). Он вклю­чал свыше 43 000 слов и был ориентирован главным образом на передачу слов высокого стиля, в том чис­ле старославянского происхождения. В четырехтомном «Словаре церковнославянского и русского языка» (1847) около 115 000 слов. Составители дополнили его слов­ник многими словами, зафиксированными в памятни­ках, а также словами иноязычными, просторечными, диалектными.

Четырехтомный «Толковый словарь живого велико­русского языка» В.И. Даля вышел в 1863 -1866 гг. (вто­рое издание с некоторыми исправлениями авто­ра -1880 -1882 гг.). Он включает около 200 000 слов, из которых около 80 000 собраны самим автором. После­дующие издания этого словаря (1903, 1912) были дора­ботаны И.А. Бодуэном де Куртенэ, включившим в сло­варь 20 000 новых слов. Второе издание словаря неод­нократно переиздавалось в советское время. Этот сло­варь представляет собой богатое собрание народной ре­чи. Кроме слов литературных, широко приводится диалектная лексика, слова, связанные с промыслами, ремеслами, народной медициной, даже слова тайного языка офеней.

В конце XIX в. начал выходить отдельными вы­пусками академический «Словарь русского языка», за­думанный как нормативный словарь-законодатель ли­тературных норм, характеризующий и самим отбором слов, и системой помет лексику литературного языка со времен Ломоносова. Выпуски первого тома (А-Д) вышли в 1891 -1895 гг. под редакцией Я.К. Грота. После его смерти руководителем издания стал А.А. Шахматов, который кардинально изменил характер словаря. Во втором томе (Е - 3), вышедшем в 1897 - 1907 гг., стилистические пометы и указания нормативного характера отсутствуют, значительно расширен объем словника за счет устарелых и диалектных слов. Словарь не закончен: доведен только до буквы О.

Все толковые словари, вышедшие в советское вре­мя, - нормативные. Четырехтомный «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова вышел в1935 -1940 гг. (переиздан в 1947 - 1948 гг.). Он включает 85289 слов, наиболее употребительных в художественной литературе и функциональных стилях главным образом советской эпохи.

Однотомный «Словарь русского языка» С.И. Ожего­ва в первом издании (1949 г.) включал 50 100 слов, в четвертом - 53 000, а в двенадцатом - около

57 000 слов. В него не вошли редкие термины, устарелые, грубо-просторечные, узкодиалектные слова, но включены (особенно в девятое издание 1972 г., подготовленное под руководством Н.Ю. Шведовой) многие новые сло­ва.

В 1950 -1965 гг. издан 17-томный «Словарь совре­менного русского литературного языка» (или БАС - Большой академический словарь), отражающий лексику от Пушкина до наших дней. В нем 120 480 слов, в том числе много устарелых, специаль­ных, просторечных, диалектных, встречающихся в литературе. Четырехтомный «Словарь русского языка» АН СССР (или МАС - Малый академический словарь) в первом издании (1957 -1961) содержал 82 159 слов, во втором (1981 - 1984) и третьем (1985 - 1988) - около 90 000 слов.

Основные различия между толковыми словарями заключаются в объеме словника, расположении слов, толковании значений, характере иллюстративного материала, системе помет, приведе­нии грамматического материала.

Расположение слов в словаре мо­жет быть гнездовым: в одной словарной статье дается гнездо родственных, однокоренных слов («Словарь Академии Российской», «Толковый словарь живого великорусского языка» Даля, первые три тома БАС) или алфавитным. Алфавитный полу­гнездовой способ использован в «Словаре русского язы­ка» Ожегова: в одной словарной статье помещены вместе с заглавным словом некоторые производные от него, начинающиеся на ту же букву.

Компоненты лексического значения слова. Смысловая структура слова. Типы лексических значений.

Компоненты лексического значения слова Лексическое значение слова может состоять из разных семантических компонентов – сем. Сема – минимальный отрезок значения. Совокупность всех сем значения называется семема .

Центральной и главной в структуре семемы является архисема (понятийное ядро) – общая сема, свойственная всем единицам определенного класса. Например, у слов море, океан, озеро, пруд, река, ручей архисемой будет «водоем». Помимо архисемы в семему входят дифференциальные семы , они различают значения слов внутри одной парадигмы (класса). Так, в названиях водоемов есть различительные семы «естественность – искусственность», «закрытость- открытость» и др. Эмотивное значение (оценочный компонент) в случае его присутствия в значении слова, может составлять понятийное ядро (кляча, рифмоплет), а может быть одним из дифференциальных признаков (дворец – «жилище царственной особы и его семьи», лачуга –«жилище бедняка»). С помощью сем описывается сходство и различие лексических единиц, осуществляется их отождествление и противопоставление.

Смысловая структура слова. Значение слова – это определенная структура, система отношений лексико-семантических вариантов (ЛСВ). Если в слове 2 значения, то говорят о двух ЛСВ и т.д. ЛСВ взаимосвязаны друг с другом, семантически мотивированы благодаря связи их внутренних форм. В н у т р е н -н ю ю форму можно определить как способ представления в языке внеязыкового содержания (См. р-ты В. Гумбольдта, А.А.Потебни). В ряду значений слова, последовательно вытекающих друг из друга, каждое предшествующее выступает как внутренняя форма последующего. «Внутренняя форма слова наиболее явно обнаруживается в основном значении, которое создает перспективу целостного восприятия лексической единицы, взаимосвязи внутренних форм значений в составе единого целого» (Современный русский язык,1989, с.184). Общность внутренних форм значений или наличие у них общей внутренней формы отчетливо выступает, например, в слове гардероб. См. в «Словаре русского языка» под ред. Евгеньевой:

Гардероб, -а, м. 1. Шкаф для одежды. У двери стоял гардероб с ее костюмами…2. Помещение в общественном здании, предназначенное для хранения верхней одежды; раздевальня. (Сестра) шепнула нянечке, дежурившей у гардероба….3. Вся носильная одежда одного человека. Один вицмундир и двое брюк….- вот весь его гардероб.

Значения слова объединяются в единое смысловое целое благодаря представлению о помещении для одежды и последовательности внутренних форм значений «содержащее (помещение для одежды) – содержимое (сама одежда)»

У значений слова земля « почва, грунт, вещество, входящее в состав коры нашей планеты» (пахать землю) и « обрабатываемая, используемая в сельскохозяйственных целях почва» (пахотная земля)общая семантическая часть «почва».

Типы лексических значений слова . Реализация того или иного значения происходит в определенном контексте (словесном окружении, сочетаемости). На основе особенностей сочетаемости слов разрабатываются классификации типов лексических значений. Общепризнанной в настоящее время считается классификация типов лексических значений, разработанная В.В.Виноградовым. (см. Виноградов, 1977. С.162-169). Представим данную классификацию в виде таблицы.