19.02.2024

Алексей акатов монастырь. Алексеево-Акатов женский монастырь г


​Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне – безлюдной, покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.

С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.


В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

О жизни монастырской братии этого времени мы имеем очень скудные сведения, но с достаточным основанием можем упомянуть в числе насельников Алексиевского монастыря схимонаха Агапита (в те годы – иеромонаха Аввакума), впоследствии почитаемого задонского старца, подвижника благочестия. Известно, что в течение десяти лет сей богомудрый инок, восприявший в свое время благословение святителя Тихона и его сотаинника схимонаха Митрофана, подвизался в стенах воронежской обители.

Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения.

Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени. Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).


​О жизни монастырской братии, их трудах и молитвенных подвигах, тайных скорбях и утешениях история умалчивает. До нас дошли только немногие имена, не сохранились фотографии (возможно, их и не было). Жизнь эта сокровенна в Бозе. Но самое возрождение обители почти через столетие не является ли свидетельством, что труды их и молитвы не были тщетны?

Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где Владыка нередко совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих, которые видели в Преосвященном архиепископе Петре истинного служителя Божия, хранителя чистоты Православия и уставов церковных, «совершенного в ревности и любви к Богу, в жалости и любви к людям». Настоятелем Алексиевского монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к Владыке человек, его келейник и сотаинник, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь и там отошедший ко Господу в 1928 году (годом раньше священномученика Петра).

В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики.

Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

Алексеево-Акатов женский монастырь (первоначально мужской) - один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста.

История храма

Происхождение названия

Название монастырю было дано по имени первого святого русской православной церкви - Алексия, митрополита Московского. В 1620 году на воронежской земле были отражены атаки литовцев и черкас. В честь этого события заложили Алексеевский храм. Имя святого выбрано не случайно. Именно в день победы над врагами по православному календарю свершается память о святителе Алексее.

Место для возведения храма выбрали пустынное, заросшее деревьями, в двух верстах от Воронежа. Изначально сюда хотели перевести ежегодно подтопляемый в половодье Успенский храм. Поляна, где заложили Алексеевский храм называется Акатовой (или Окатовй). Это название вошло и в название строящегося храма - Алексиево-Акатов. Изначально монастырь был основан как пустынножительский и назывался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца» (согласно старинному документу называемому сказкой Феодосии).

История монастыря в царской России

XVII-XVIII века

Первым настоятелем Акатова монастыря стал игумен Кирилл (также он устроил Успенский храм). Изначально Акатову храму принадлежала деревянная церковь («древена клецки») имени святого Алексия, кельи для игумена и четырёх старцев. Сохранились имена служителей: игумен Кирилл, монах Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий. Чуть позже вокруг Акатова храма стали строить жилые дома. В XVII веке монастырь владел крепостными крестьянами, землей, сенокосами, рыбными ловлями. В 1674 году на доходы от этих промыслов была возведена первая в городе каменная церковь вместо старой деревянной.

В 1700 году Акатов монастырь был объединён с Успенским. Вместе с этим ему были приписаны и все земельные угодья Успенки. Акатов стал единственным в Воронеже мужским монастырем, а его настоятель - архимандритом. Приход монастыря постепенно рос, поэтому в храме несли службу два священника, относящиеся к белому духовенству. Но число монахов никогда не было больше двадцати человек.

В начале XVIII века архимандритом Никанором в Акатов монастырь была привезена копия иконы Божией Матери Троеручицы. Образ был написан в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре - начало монашеского пути архимандрита Никанора. Позже икону признали чудотворной.

В 1746-1755 годы при участии настоятеля Ефрема возвели второй этаж каменной церкви. Здесь разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. При постройке пришлось заново перестраивать фундамент со стороны алтаря, так как имеющийся был ненадежным. Чуть позже были организованы приделы во имя святых Антония и Феодосия Печерских.

При Екатерине II в 1764 году Акатов храм получил второй класс по значимости в городе. Он стал «штатным» монастырём и содержался за счёт государства. Из казны выделялось 713 рублей 94 копейки серебром в год. Во владении его находилось озеро и восемь десятин земли.

Доподлинно известно, что в XVIII веке в стенах монастыря жил схимонах Агапит (тогда ещё иеромонах Аввакум), получивший в своё время благословение святителя Тихона Задонского и святителя Митрофана, и ушедший из военной службы дворянин Георгий Алексеевич Машурин, ставший задонским затворником.

При архимандрите Сампсоне (1713-1793) в 1770-1780-х годах отстроили трапезную, кельи, пекарню, корпус настоятеля, каменную ограду храма с тремя башнями. При этом две башни выстроили двухъярусными, а третью сделали жилой. В 1796 году вновь начали перестройку каменной церкви. Она длилась два года, при этом церковь была перестроена практически от основания. Из Тавровской крепости на время ремонта была привезена деревянная церковь. Старая Алексеевско-Владимирская церковь осталась запечатленной на рисунке С. П. Павлова. Впервые его опубликовали в книге архимандрита Илариона (Боголюбова) «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» в 1859 году. В 1883 году рисунок был опубликован в приложении к «Воронежским епархиальным ведомостям».

XIX век

В 1804 году Аникеева Авдотья Васильевна (? - 1831) пожертвовала храму крупную сумму денег, на которую решено было возвести новую каменную церковь «в византийско-русском стиле». Руководил стройкой подрядчик Богданов Никита Архипович за вознаграждение в полторы тысячи рублей. Изначально планировалось завершить строительство храма за три года, но в 1805 году у церкви обрушился каменный карниз. Остались воспоминания Аникеевой об этом случае - «таковое падение последовало единственно от его, Богданова, неосмотрительности, от того, что не потому расположению вел работы, как в плане показано и от губернского архитектора Волкова приказано. О том господин архитектор Волков объяснил рапортом бывшему тогда гражданским губернатором тайному советнику Александру Борисовичу Сонцову». Иван Иванович Волков (середина XVIII века - после 1828 г.) - губернский архитектор, осуществивший первый генеральный план города в 1774 году, отстроивший корпуса присутственных мест, губернский и городской магистрат, каменный дом Д. В. Черткову (сын генерал-губернатора). Вдова Аникеева отстранила от строительства храма подрядчика Богданова и поручила возведение жителям слободы Чижовка - Ивану Тебекину и Ивану Григорьеву.

Новый храм строили восемь лет; нижнюю церковь освятили 20 мая 1812 года, верхнюю достроили в 1819 году. Старую церковь планировали разобрать в 1819 году, после окончания строительства, но, в результате, она перестала существовать (осталась только колокольня) лишь в 1879 году.

Архимандриты Иларион и Н. И. Поликарпов в летописях ошибочно называли вдову Аникееву вдовой Акимовой. В свою очередь это исказило некоторые статья об Акатовом монастыре.

Новая церковь была построена без колокольни высотой вместе с крестом 32 метра (или 15 сажен). Церковь была соединена двухэтажным теплым коридором с домом настоятеля. Внутри церковь была построена по форме правильного круга, означавший вечность христианства. Среди церковных ценностей значилось несколько восьмиконечных серебряных крестов конца XVII века, икона Живоносного источника (появилась в 1820 году благодаря архимандриту Мефодию), несколько копий икон В. М. Васнецова, чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Вокруг последней иконы воскрешенные подвешивали фигурки человеческих органов сделанных из серебра.

Архимандрит Елпидифор в 1840 году осуществил капремонт первого этажа храма.

В 1879-1880 годы на улице Введенской (современная Освобождения Труда) была отстроена колокольня, представляющая собой четыре яруса со шпилем и крестом высотой 49 м (23 сажени). Первый ярус занимала церковь имени преподобного Сергия Радонежского (освящена 27 июня 1903 года), она была домовой церковью викария. Второй ярус был отведен под народные чтения. Всего на колокольне находилось 10 колоколов, самый большой из которых весил 5,3 тонны (331 пуд 12 фунтов).

Во второй половине XIX века на территории Акатова монастыря действовал Епархиальный училищный совет и (под председательством викарного епископа) Епархиальный комитет православного миссионерского общества. Также во дворе располагались двухэтажный дом настоятеля, братские корпуса, трапезная, хлебная, ледник, школа, в которой подготавливали педагогов приходских школ и учителей церковного пения.

В XIX веке настоятели монастыря часто менялись. В 1842 году впервые настоятель получил сан викарного епископа Острогожского - заместитель главы епархии. Из настоятелей в Акатовом монастыре в XIX веке можно особо отметить архимандрита Илариона, первосвященного Макария (Троицкого) - дед И. В. Троицкого, воронежского архитектора, епископа Владимира (Соколовского), владыку Владимира (Шимкевича), ставший настоятелем в 1900 году. При нём был обновлен храм, открыты воскресные чтения.

В начале XX века во дворе храма находилось около десятка различных строений. В начале XX века роспись стен и иконостас были отреставрированы под присмотром инженера-технолога А. Р. Михайлова. Заново храм освящен был 1 ноября 1909 года. Самым старым из них была звонница 1674 года, использовавшаяся в то время как бассейн.

Воспоминания современников

Сохранялись воспоминания краеведа Николая Валукинского, сделанные в 1912 году о старой колокольне: «Весь корпус Окатовской колокольницы состоит из трех частей: нижней четверичной, средней восьмигранной призмы и верхней пирамиды, увенчанной кирпичной главкой. … Стиль русский: большие стены, малые отверстия, большая лобовая часть являются характерными знаменателями старания строителей привлечь богомольцев чистотою своих помыслов, бескорыстной, благородной души. Средняя часть - восьмигранная призма - на едва показавшемся четырёхскатном начале, прячет углы в пилястрах и украшена в середине поясом, а вверху карнизом, состоящим из фриза и чередующихся ребер торца. С четырёх сторон - открытые арки для звона. Непосредственно от карниза идет кирпичная пирамида шатра с четырьмя слухами. Углы пирамиды, как и призмы, спрятаны в пилястры, не доходящие до барабана (шейки главки), обнимая тем самым переход от пирамиды. Москва от земли до креста!».

В 1922 году ещё один современник оставил свои воспоминания о колокольне Акатова монастыря: «Все части колокольни: и нижний четверик, и средний восьмигранник, и верхний шатер представляют собой формы, легко воспроизводимые в дереве. В этом и есть разгадка архитектурного стиля этих чисто русских колоколен, явившихся всецело повторением в камне столь привычных и излюбленных деревянных форм.

Колокольня Алексеевского монастыря является единственным сооружением типа вполне московского, допетровского. Все сооружение, если нельзя назвать одним из лучших образцов столь пленительных, интимных колоколен Московской Руси, если в нём и виден известный провинциализм стиля, - однако, все же оно в целом является одним из трогательных образчиков самостоятельного старого зодчества».

После революции 1917 года из храма изъяли все драгоценности за подписями ризничего, благочина и эконома (иеромонахи Иннокентий, Серафим, иеродьякон Алексей). Среди бумаг описей драгоценностей имелось вот такое примечание: «Опись представляем с присовокуплением, что изделия эти суть священные предметы, необходимые для удовлетворения религиозных потребностей народа при богослужении и потому должны оставаться неприкосновенными. Ко многим сосудам миряне не могут и не должны прикасаться, чтобы не оскорбить религиозных чувств народа. Вес изделий показан приблизительно, взвешены на мелких весах для продуктов и вместе с финифтью № стразами. Большинство этих изделий тонкой художественной работы, например, чаша, обложенная сеткой, работа которой представляет большую ценность, чем самый материал - серебро, из которого они сделаны».

В 20х годах XX века настоятель Акатова монастыря получил сан митрополита и встал во главе Воронежской и Елецкой епархии. Он умер в январе 1926 года. На смену ему пришёл противник обновленцев Петр (Зверев, 1876-1929). В то же время из Москвы был прислан архимандрит Иннокентий (Беда, 1882-1928). В середине 1920х годов Алексеевский храм становится центром религиозной жизни Воронежа вместо Митрофановского монастыря. В 1926 году и настоятеля, и архимандрита арестовали и сослали в Соловецкий лагерь, где они и умерли. После Петра епископом стал Алексий (Буй, 1892-1937). Через несколько лет чекисты приписали ему создание подпольной антисоветской организации в стенах Алексеевского храма. Февраль 1930го года ознаменовался арестами 75 монахов, среди которых значились игумен Акатова монастыря 75-летний архимандрит Тихон (Тимофей Ульянович Кречков) и настоятель Алексеевской церкви отец Федор (Яковлев). 2 августа 1930 года, в день пророка Ильи, недалеко от Воронежа был расстрелян архимандрит Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников). Их канонизировали в 2000м году. Сохранился протокол допроса архимандрита: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками - это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…».

В январе 1930 года рабочими завода имени Коминтерна были выдвинуты требования горсовету о закрытии Акатова монастыря, запрещении колокольного звона и переплавки колоколов для нужд общества. Правительством в конце 1930го - начале 1931го был поставлен вопрос о конфискации решеток и разборе памятников на территории Акатова монастыря. Монастырь закрыли летом 1931 года, а монахов попросту выгнали. Имущество монастыря утеряно. Иконы, которые не вывезли из Воронежа в преддверии немецкого наступления, были сожжены во время оккупации в запасниках, находящиеся во дворе современного здания ЮВЖД. Сохранилась чудотворная икона «Живоносный иточник», находившаяся в Покровском соборе. Владыка Мефодий благословил её возвращение в Акатов храм 12 апреля 1991 года. Чудотворная икона Божией Матери Троеручицы безвозвратно утеряна.

Храм монастыря

Монастырь в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны во время немецкой оккупации надвратная колокольня была разрушена, осталось лишь два яруса. В 1943 году после снятия оккупации монастырский двор и все строения на нём были освоены под жилье. Одну колокольню использовали как склад, вторую как конюшню.

В 1960-е годы территорию монастыря использовали художники под свои мастерские.

В 1970 году монастырь оказался в ведении краеведческого музея. По распоряжению центрального райисполкома был разрушен казначейский корпус; второй этаж дом настоятеля, выполненный из дерева, был продан колхозу на строительные нужды. Впоследствии дом настоятеля был разобран местным населением.

Возрождение монастыря

В 1980г годы началось возрождение храма. Сначала отреставрировали самую старую колокольню. Работы выполнялись по проекту архитектора Полещука Т. И.. Но кладбище и надгробные памятники утеряны навсегда.

Монастырь возвращен епархии в 1989 году. Двухэтажную церковь отстроили вновь за два года. Надвратную колокольню было принято превратить в церковь, а не восстанавливать до прежней 50-метровой высоты. Поэтому эту колокольню восстановили лишь до второго яруса и увенчали пятью главами.

В монастырском дворе заново выстроили кельи, хозяйственные постройки, часовню для освящения воды. В 1993 году перезахоронили останки владык XVIII - XIX веков (с Коминтерновского кладбища) - Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина), Антония II (Смирницкого), Серафима (Аретинокого), Вениамина (Смирнова), Анастасия (Добрадина) и Тихона IV (Никанорова). Был организован надгробный знак ученому М. С. Цвету.

4 ноября 1990 году (праздник Казанской ионы Божией Матери) Акатов монастырь был открыт как женский. До апреля 1992 года настоятельницей была игуменья Любовь, затем пришла игуменья Варвара (Сажнева).

Служат в храме священники Владимир Федюшин и Николай Ковалев, дьякон Андрей Семилетов.

При Акатовом монастыре находится резиденция епархии, перенесенная от Покровского собора из-за строительства здания академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Резиденция построена по проекту Станислава Гилева, выполнена из красного кирпича и находится на улице Освобождения Труда. В резиденции пребывает митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин). При резиденции также находится домовая церковь во имя иконы Знамения Божией Матери.

Монастырское кладбище

С южной стороны церковного двора располагалось старинное кладбище. На нём хоронили монахов и богатых горожан. В 1772 году запретили хоронить у приходских церквей, и кладбище Акатова монастыря стало быстро разрастаться. В «Синоднике» летописцы Елисеевы ведут некрологию похороненных с 1770го по 1800 гг. На кладбище Акатова монастыря в 1773 году был похоронен губернатор Воронежского края. Сохранилась надпись на памятнике: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею». Большой почёт был оказан погребению семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязанными волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею». Вообще архимандриты Сампсоний, Гервасий и игумен Самуил часто присутствовали на похоронах знати, в том числе и при захоронении на других кладбищах.

Кладбище использовали и в XIX веке и в начале XX века. В частности там были погребены бывший губернский предводитель Н. И. Тулинов (1810-1854), секретарь земской управы И. М. Лабзин (1830-1895), учёный М. С. Цвет (1872-1919).

В начале 1990-х годов, взамен снесённого в Советское время кладбища, был создан символический некрополь.

Святыни монастыря

Одна из самых почитаемых икон монастыря - икона «Живоносный источник», на которой изображена Богородица, выходящая из воды, с Иисусом на руках. В 1991 году этот образ был передан из Покровского кафедрального собора Воронежа. 7 сентября 1992 года в канун праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы икона впервые начала мироточить. Миро появлялось из жезла Богородицы и со свитка Младенца.

Целительной и чудотворной считается икона великомученика и целителя Пантелеимона (афонского письма), начавшая мироточить в 1997 году.

В том же 1997 году случилось чудесное обновление иконы святителя Питирима Тамбовского (духовный друг святителя Митрофана Воронежского), написанной в 1-е десятилетие XX столетия и переданная в дар Акатову монастырю в день его открытия от сельской приходской церкви. Вследствие неподобающего хранения икона была серой, буквы едва читались, лик слабо просматривался. В один из вечеров после службы было замечено, что образ посветлел, на нём заиграли краски, буквы стали золотыми, а фон приобрел голубой цвет. Во время Божественной литургии следующего дня образ стал мироточить.

2008 год

Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» является копией древней чудотворной иконы Афона, Русского Андреевского скита. У иконы есть тропарь и кондак: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской обители святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В июне 1999 года икона начала источать миро. В течение двух дней из глаз образа струились струйки мира. Позже икона мироточила, но уже не так обильно.

Касперовская икона Пресвятой Богородицы также источает миро. 27 февраля 2002 года девять струек мира текли от руки Богородицы, свитка и головы Иисуса.

В церкви находятся иконы с частицами мощей священномученика Петра (Зверева), преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, в ризнице хранится пелена с гроба святителя Митрофана. В 2000 году Петра (Зверева) причислили к лику святых. 7 февраля 2004 года икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей перенесена была в Алексиево-Акатов монастырь. В 2000 году Петра (Зверева) причислили к лику святых. При этом событии митрополит Сергий заметил: «Сегодня святитель Петр торжественно вошёл в свою резиденцию - Алексиево-Акатов монастырь. И верим, что он будет помогать и в наших делах по управлению Воронежской епархией: отцам - в их приходском служении, сестрам обители - в их монашеском делании, всем верующим - в их служении Богу и ближним и стремлении ко спасению. На примере святителя Петра, - подчеркнул Владыка, - мы должны поучиться самому важному, что необходимо нам, - вере в Бога, стоянию в Истине даже до смерти, - и нигде не бояться исповедовать Христа и православную веру».

Престольные праздники

  • 25 февраля - преставление святителя Московского Алексия;
  • 2 июня - обретение и перенесение мощей святителя Алексия;
  • 3 июня - Владимирской иконы Божией Матери (память о спасении Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году);
  • 6 июля - Владимирской иконы Божией Матери (память о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году);
  • 8 сентября - Сретение Владимирской иконы Божией Матери (спасение Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году);
  • 18 октября - Собор святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена;
  • 2 августа - новомучеников и исповедников Воронежских.

В пятницу Светлой седмицы - иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

ПОСЛЕДНИЕСОБЫТИЯ

СВЯТЫНИ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ


Богослужения:
совершаются ежедневно. Божественная литургия в будни начинается в 7.30. В воскресные дни и двунадесятые праздники – две Литургии: ранняя в 6.30, поздняя в 8.30. Вечернее богослужение в летний период – в 17.00, в зимнее время – в 16.00.
Гостиница/ночлег: гостиницы нет. По предварительному согласованию на ночлег может остановиться до 25 паломников, предпочтительно женщин.
Трудники: по согласованию возможен прием трудников.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
25 февраля – преставление святителя Московского Алексия, митрополита, всея России чудотворца;
2 июня – обретение и пере-несение мощей святителя Алексия;
3 июня – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году);
6 июля – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году);
8 сентября – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году);
18 октября – Собор святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена.
***
2 августа – новомучеников и исповедников Воронежских.
В пятницу Светлой седмицы – иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне – безлюдной, покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.

С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.

В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

О жизни монастырской братии этого времени мы имеем очень скудные сведения, но с достаточным основанием можем упомянуть в числе насельников Алексиевского монастыря схимонаха Агапита (в те годы – иеромонаха Аввакума), впоследствии почитаемого задонского старца, подвижника благочестия. Известно, что в течение десяти лет сей богомудрый инок, восприявший в свое время благословение святителя Тихона и его сотаинника схимонаха Митрофана, подвизался в стенах воронежской обители.

Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения.

Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени. Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).

О жизни монастырской братии, их трудах и молитвенных подвигах, тайных скорбях и утешениях история умалчивает. До нас дошли только немногие имена, не сохранились фотографии (возможно, их и не было). Жизнь эта сокровенна в Бозе. Но самое возрождение обители почти через столетие не является ли свидетельством, что труды их и молитвы не были тщетны?

Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где Владыка нередко совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих, которые видели в Преосвященном архиепископе Петре истинного служителя Божия, хранителя чистоты Православия и уставов церковных, «совершенного в ревности и любви к Богу, в жалости и любви к людям». Настоятелем Алексиевского монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к Владыке человек, его келейник и сотаинник, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь и там отошедший ко Господу в 1928 году (годом раньше священномученика Петра).

В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики.

Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

Монастырь, о котором дальше пойдет речь, справедливо занимает место одной из самых красивых российских обителей, которая изначально, как известно из самых древних источников, была мужским скитом. Теперь он известен как Алексеево-Акатов женский монастырь. В Воронежской области он старейший, его история уходит корнями в самое начало XVII века.

Храм в честь победы над врагами

Монастырь находится рядом с Воронежским водохранилищем в частном секторе рядом с Чернавским мостом. Когда-то очень давно в пустынной лесной чаще на Акатовой поляне в двух верстах от города было решено построить храм. Свое название он получил в честь памяти первого русского святого Митрополита Московского Алексия. В 1620 году враги (литовцы и черкасы) пришли на эту землю. Жители, отразив нападение, в честь победы заложили на этом месте церковь. Этот день как раз выпал на день памяти святителя Алексея. Вот так и получил свое название Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже (с расписанием богослужений в нем можно ознакомиться ниже).

Основание монастырской пустыни

Изначально это достаточно нелюдимое место основывалось на пустынножительстве и имело название по старинному документу «Новая пустынь митрополита московского Алексия Чудотворца».

Игумен Кирилл стал первым С самого начала ее создания будущему Алексеево-Акатову принадлежала церковь, собранная из «древен клецки», в которой было всего пять келий для игумена и четырех старцев. Их имена и доселе известны: игумен Кирилл, монахи-старцы Феодосий, Савватий, Авраамий, Лаврентий, Никон. Рядом с новообразованной деревянной обителью со временем стали поселяться люди, которые рядом строили свои дома. К XVII веку у монастыря были свои сенокосы, земли, крепостные крестьяне и рыбная ловля. В 1674 году на доходы от промыслов братией было решено построить первую каменную церковь, а старую деревянную разрушить.

В 1700 году к монастырю присоединили Успенский храм, и вместе с ним к нему отошли земли Успенки.

Обустройство монастыря

Данная обитель оказалась единственным в городе мужским монастырем. Настоятель его имел чин архимандрита. В начале XVIII века архимандрит Никанор привез в монастырь список с древней иконы Пресвятой Богородицы «Троеручницы», которую со временем стали почитать как чудотворную.

С 1746 по 1755 годы при настоятеле Ефреме был возведен второй этаж, и размещен храм в честь иконы Владимирской Богородицы. Затем были организованы пределы в память святых Антония и Феодосия.

Во времена правления Екатерины Великой Алексеево-Акатову монастырю Воронежа дали второй класс по значимости. Он стал содержаться за счет государства (714 рублей серебром в год), в его владениях осталось 8 десятин земли и озеро.

Известным фактом является то, что в XVIII веке в стенах обители жил схимонах Агапит (иеромонах Аввакум в прошлом), получивший благословение от святителей Тихона Задонского и Митрофана, и отставной военный дворянин Георгий Машурин, ставший впоследствии монахом-затворником.

Со временем монастырь расширялся, строились новые здания и сооружения в виде башен.

В начале XIX века Аникеева Авдотья Васильевна пожертвовала монастырю большую сумму денег, на которую возвели новый каменный храм в византийско-русском стиле. Нижнюю часть храма освятили в 1812 году, верхнюю - в 1819 году.

Революционное время

После революции храм был разорен, а все драгоценности изъяты. В 20-х годах на смену другого настоятеля пришел ревнивый противник обновленческого течения Петр (Зверев), и в то же время в монастырской обители появляется присланный из Москвы архимандрит Иннокентий (Беда).

Алексеево-Акатов монастырь Воронежа не был закрыт, как многие другие, и поэтому в нем сосредотачивается центр духовной жизни города.

В 1926 году настоятель и архимандрит были задержаны представителями новой власти и отправлены в Соловецкий лагерь. Там они и упокоились с Господом. В вину следующего настоятеля епископа Алексия (Буя) приписывалась организация подпольной антисоветской агитации, он отсидел немалый срок в лагерях и был расстрелян в 1937 году. В 30-х годах прошли массовые аресты еще 75 монахов. Всех их канонизировали в лике святых в 2000 году как новомученников российских.

Зимой 1930 года по требованиям завода Алексеево-Акатов монастырь был закрыт, колокольный звон был запрещен, колокола переплавлены. А потом в 1931 году всех монахов выгнали, иконы сожгли. Уцелела только чудотворная икона Богородицы называемая «Живоносный источник», хранившаяся в главном Покровском соборе Воронежа. Ее вернули в монастырь по благословению владыки Мифодия только в апреле 1991 года. Икона Богородицы «Троеручницы» была безвозвратно утеряна.

Наступила Великая Отечественная война, во время оккупации города надвратная колокольня была разрушена. В 1943 году весь монастырский двор был освоен под жилье. В колокольнях были конюшни и склады. Уже в 60-х монастырь использовали художники, устраивая в нем свои мастерские.

В 1970 здесь был краеведческий музей. Казначейский корпус был разрушен. Деревянная постройка - дом настоятеля на втором этаже - был отдан на нужды колхозу, а потом и вовсе разобран.

Возрождение

В 80-х годах храм стали возрождать. Его вернули под юрисдикцию Воронежской епархии в 1989 году. Сначала была отреставрирована старая колокольня и некоторые уцелевшие постройки, но кладбище с надгробными памятниками было варварски уничтожено. Следом заново возвели двухэтажную церковь. Надвратную колокольню не стали достраивать до ее прежней 50-метровой высоты, а оставили только второй ярус и увенчали пятью главами. Заново были отстроены кельи, хозпостройки, часовня для освящения воды. Были перезахоронены останки владык.

С 4 ноября 1990 года на праздник в честь иконы Казанской Богородицы был открыт женский монастырь. До 1992 года настоятельницей монастыря была игуменья Любовь, а после пришла игуменья Варвара.

Из Покровского собора в Алексеево-Акатов монастырь перенесли резиденцию епархии из Покровского собора, где пребывает митрополит Воронежский Сергий (Фомин). В резиденции находится домовая церковь с иконой Пресвятой Матери именуемой «Знамение».

Одной из самых почитаемых икон в монастыре является образ Божией Матери «Живоносный источник».

Алексеево-Акатов монастырь (Воронеж). Иконы

7 сентября 1997 года в праздник Сретения начала мироточить Сретенская Владимирская икона Матери Божией. Благодатное миро выходит со свитка Младенца Иисуса и Жезла Богородицы.

Чудотворной и целительной является икона великомученика Пантелеимона-целителя, она тоже начала источать миро в 1997 году. И этом же время обновилась икона святителя Питирима Тамбовского, которая была написана в начале XX века и передана от сельской приходской церкви в Алексево-Акатов монастырь в долгожданный день открытия монастыря. Так как икона была старая и хранилась неподобающим образом, буквы на ней посерели и практически не прочитывались. Но в один из вечеров после службы образ посветлел, фон приобрел голубой оттенок, и буквы стали золотистыми. Во время утренней Литургии образ начал мироточить.

Мироточивые иконы монастыря

С 1997 года еще одна Это икона и Митрофана Воронежского. Ее так же подарил сельский приход села. В 2002 году ее обновили. Мира исходила из панагии святителя Митрофана.

В храме есть и икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение». Это копия чудотворной иконы из Афонского Русского Андреевского скита. В июне 1999 года икона также начала источать миро.

Икона Матери Божией «Касперовская» тоже мироточит. С 27 февраля 200 года выходит девять струек мира от руки Пресвятой Марии и свитка и головы Младенца Иисуса. В церкви так же бережно хранятся мощи священномученников российских, причисленных к лику святых с 2000 года.

Алексеево-Акатов монастырь (Воронеж). Расписание богослужений

Богослужения в монастыре проходят каждый день. В обычные дни утренняя Литургия начинается в 7.30, вечерняя - в 17.00.

В праздничные двунадесятые дни, поминальные субботы и в воскресение Алексеево-Акатов расписание богослужений меняет. В эти дни служатся две утренних службы в 6.00 и 8.30, вечерняя - также в 17.00.

В 2009 году на монастырское кладбище были перенесены святые мощи блаженной старицы Феоктисты (Шульгиной), которую воронежцы особенно почитают и любят приходить в Алексеево-Акатов женский монастырь Воронежа на ее могилку. К расписанию служений в обители нужно добавить то, что каждую неделю на могиле праведницы и воронежских архипастырей воронежских служатся панихиды. Ежедневно в монастыре совершается Божественная Литургия, и возносится молитва «за град и люди». Священнослужители совершают церковные Таинства, ведут проповеди и окормляют прихожан. Очень много людей посещают Алексеево-Акатов женский монастырь Воронежа. Требы заказать здесь можно в любое.

Заключение

Сестры-монахини постоянно читают неусыпаемую Псалтырь и поминают живых и усопших. Сюда можно приехать на экскурсию, она проводится как для жителей, так и специально для иногородних паломников. Они знакомятся с историей древнего монастыря на фоне церковной и истории Воронежского края. Также обсуждаются вопросы, касающиеся духовной нравственности и современной жизни.

По предварительному согласованию на ночлег в монастыре могут разместиться до 25 человек (желательно женщин). Возможен и прием трудников.