29.12.2023

Что не является формой мышления. Формы и виды мышления


Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений.
Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.
В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство - обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» - то, что это прибор для измерения температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Представление - это образ конкретного предмета. Понятие - это отвлеченная мысль о классе предметов.
Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.
Понятие - более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движения со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.
В процессе общественно-исторического развития познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятия. Так, понятие «атом» раньше имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого понятия изменилось, расширилось, углубилось.
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только - о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение - это суждение, в котором р®чь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва - столица СССР», «Пушкин - великий русский поэт».
Суждение раскрывает содержание понятий. Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения. Если человек высказывает суждение, что «психика есть функция мозга», он должен иметь соответствующие понятия о психике и о мозге. Знать "какой-нибудь предмет или явление - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.
Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными и дедуктивными.
Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих.законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов ж правил.
Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны». Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов, и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.
Помимо психологии, человеческое мышление изучает другая наука - логика. Она изучает правила построения правильных умозаключений, правильного (т. е. приводящего к правильным выводам) рассуждения. Поэтому логическим мышлением называют обоснованное, доказательное мышление, которое, основываясь иа правильных исходных суждениях, с необходимостью приводит к правильным, объективным выводам.
Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в част ности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.
Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; Дает ли учитель ученику для решения задачу - всегда мышление определяется необходимостью найти что-то, пока еще неизвестное.
Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал: «Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не понимаю зачем». Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.
Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с Другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия; путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.
Важное значение При поисках пути решения имеет переосмысливание (переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших. школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков. Попробуйте дать ученику IV-V классов задачу: «Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540 м за 45 с. Какова длина поезда и скорость его?» Ученики не решат этой задачи, если не представят себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с - это значит, что за 15 с он проходит расстояние, равное своей длине. За 45 с поезд проходит мост. Начинает он проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с моста сходит последний вагон, т. е. за 45 с поезд проходит 540 м плюс расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30 с. Дальнейшее решение просто (длина поезда 270 м, скорость 64,8 км/ч).
Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного результата с исходными данными.
Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой практической задачи (например, определить, почему не горит настольная лампа), любой учебной задачи например, решить сложную математическую задачу).

В отличие от других совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения или отрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

В отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Лекция по психологии: Интеллектуальные процессы

Мышление - Познание достигается не только путем ощущений и восприятий или воспроизведения того, что воспринималось. На многие вопросы человек не может получить ответы путем непосредственного восприятия тех или иных объектов или воспроизведения того, что уже известно о них. В этих случаях приходится искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний, т.е. благодаря мыслительной деятельности или процесса мышления . Основная функция мышления – познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности. Мышление неразрывно связно с ощущением, восприятием, представлениями как основными источниками знаний о мире. Эти формы психического отражения представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности. Но такого знания отдельных предметов и явлений реального мира предостаточно для того, чтобы ответить на три кардинальных вопроса, возникающих при решении любой практической задачи:

Что делать в сложившейся ситуации?

Как (делать) поступать …?

Что должно получиться в результате действия?

Мышление как особый психологический процесс имеет ряд специфических признаков:

- обобщенность познания . Знание единичного не дает основания для предвидения. Чтобы предвидеть, нужно обобщать отдельные факты, исходя из этих обобщений, делать выводы.

- опосредованность отражения действительности . Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной информации, которую мы получаем с помощью, например, термометра, других приборов и др.

К формам мышления относятся:

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Суждения – это форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, их свойствами и признаками.

Умозаключение

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Человек пользуется в основном двумя способами умозаключений: индуктивным – это способ рассуждения от более частых суждений к более общему суждению, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений; и дедуктивным – это способ рассуждения от общего суждения к частому суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Виды мышления - чаще всего мышление подразделяют на теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное).

Понятийное мышление

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются опреленные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми с помощью специальных методов и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Образное мышление

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностью теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мышление как деятельность состоит из отдельных действий (операций):

- анализ – это мысленное разложение целого на части, выделение в нем отдельных признаков и свойств;

- синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений, или мыслительное сочетание их признаков, свойств или сторон;

- сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними;

- обобщение – есть мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом;

- систематизация или классификация предметов или явлений есть мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.

- абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

- конкретизация – это мыслительный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах:

- широта мышления – способность охватывать весь вопрос в целом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Она проявляется в кругозоре человека и в способности рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями;

- глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, умении видеть вопрос, проблему. Противоположное качество - п о в е р х н о с т н о с т ь суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного;

- самостоятельность мышления – характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других;

- гибкость мысли – выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;

- быстрота ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Индивидуальные особенности мышления людей проявляются также в стиле мышления.

Синтетический стиль мышления

Синтетический стиль мышления – проявляется в создании чего-то нового оригинального, в комбинировании противоположных идей, взглядов, в осуществлении мыслительных экспериментов. Девиз синтезаторов – «Что если…». Они стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, снять противоречия, применить противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления. Такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий; любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей; любят находить принципиально новые решения, интегрирующие противоположные взгляды; они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления – проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразие идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важным фактором являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примерить, объединить. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос идеалистов.

Прагматический стиль мышления

Прагматический стиль мышления – опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все что работает». Поведение прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления – ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонным к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных факторов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод и систему, способные дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления

Реалистический стиль мышления – ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить. Таким образом, индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы; на линию поведения; на личностные особенности человека.

Воображение (фантазия)

Это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку и имеет несколько видов.

Рисунок 3 - Виды воображения

- Произвольное – связано с волевым усилием и может иметь различные степени произвольности. На высокой ступени творческой деятельности воображение – произвольный процесс, направленный на решение определенной творческой задачи.

- Непроизвольное – без каких-либо волевых усилий. Крайнее проявление этого вида воображения-сновидения.

- Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.

- Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

Особая форма воображения – мечта. Как и творческое воображение, это самостоятельное создание новых образов, но мечта не дает непосредственно и немедленно объективного продукта, она - направлен на желаемое будущее.

Человек является мыслящим существом. Даже когда он не проходил школьного обучения, его мозг использовал все свои возможности в виде запоминания, мышления, решения логических задач и т. д. Выделяют три формы , которыми являются понятие, умозаключение и суждение..

Мышлением называется процесс обработки информации и доведения ее до определенного заключения. Человек размышляет, чтобы лучше понять окружающий мир, решить проблему, увидеть закономерности и связи. В процессе мышления человек делает научные открытия, создает творческие предметы искусства, выводит предположения. Без мышления человек был бы похож на обычное животное, которое руководствуется лишь своими инстинктами. Благодаря ему возникла речь, которой теперь пользуются люди, чтобы контактировать между собой.

Что такое формы мышления?

Мышление – это процесс. Что такое формы мышления? Это результат мыслительной деятельности, который носит конкретные проявления. Среди форм мышления выделяют три, основоположником которых был еще Аристотель:

  1. Понятие.
  2. Умозаключение.
  3. Суждения.

Однако многие ученые хотели к формам мышления приписать гипотезы, законы, доказательства, концепции и аргументы. Впоследствии они были отнесены к производным от трех основных форм.

Понятием называют целостную концепцию, которая предполагает наличие определенных качеств и свойств рассматриваемого явления. Сюда же приписывают обобщение и размышление, которое предполагает рассмотрение категории предметов по общим свойствам и связям, совокупности их специфических признаков.

Суждение является неоконченным мыслительным процессом, который предполагает отрицание или подтверждение некоторой идеи. Здесь могут рассматриваться различные характеристики предмета или явления.

Умозаключением называют сделанный вывод или подведенные итоги. Это уже законченный процесс, который выводит некое правило, аксиому, теорию.

Основные формы мышления

Как уже говорилось, основными формами мышления являются умозаключение, суждение и понятие. Данное разделение является условным. Сначала человек становится перед неким вопросом, на который у него отсутствует ответ, после чего он начинает размышлять. Формы мышления являются условными структурами мыслей, к которым приходит человек в результате своей мыслительной деятельности.

Достаточно сложно понять определение данных форм. Понятие сложно распознать, поскольку оно базируется на качествах, свойствах, приметах, которые могут быть значимыми и не значимыми. Именно на значимых приметах делаются понятия, в то время как не значимые качества могут меняться.

Понятие становится сложным, поскольку к нему может подходить любой предмет, который лишь частично или полностью имеет рассматриваемые качества. К примеру, треугольник отличается от других геометрических фигур лишь наличием у него трех углов. Однако форма, длина и прочие параметры могут совпадать с такими же параметрами иных геометрических фигур.

В общем значении понятие обозначает некое явление или предмет, который обладает определенными свойствами и параметрами. Оно обозначается словом и определяет данное слово. Так, люди пользуются различными терминами, зная их определение, значение. Это и называется понятием, которое отличается от восприятия и представления, которые имеют конкретность, наглядность, образность.

Понятие – это обобщенное и отвлеченное явление, в отличие от восприятия и представления. Понятие представляется в виде абстрактного определения, а восприятие и представление имеет конкретные образные явления.

Суждение представляет собой процесс мыслительной деятельности, который обозначает связи между параметрами, качествами и отношением между предметами окружающей среды. Сутью суждения является отрицание или подтверждение некой взаимосвязи. Здесь могут использоваться как исключительно мыслительные процессы, так и быть задействованы органы чувств, и пр.

Суждение бывает:

  1. Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
  2. Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
  3. Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.

Суждение направлено на выявление определенных признаков конкретного понятия. Их можно проверить практикой и фактическими доказательствами окружающей среды. При этом человек должен обладать нужно информацией обо всех тех процессах, которыми он оперирует, и понятиях, которые использует.

Умозаключение является формой выведения нового суждения на основе старых, которые сопоставляются и сравниваются. Выделяют 4 вида умозаключения:

  1. Индукция – форма мышления, когда человек переходит от частного к общему. На основе частных предположений, качеств, событий делаются общие правила, выводы, умозаключения.
  2. Дедукция – форма мышления, когда человек переходит от общего к частному. Общие правила и нормы позволяют выявить частные качества, события.
  3. Аналогия – форма мышления, когда выделяются значимые признаки некоторых предметов и делаются выводы.
  4. Предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.

Индуктивное умозаключение базируется на изучении многих предметов, сборе информации. Выявляя схожесть и отличия, можно сделать определенные общие выводы. Обобщая, человек выводит общие формулы и понятия.

Дедуктивное мышление позволяет выявить частные параметры и качества предмета на основе общих знаний о нем.

Наиболее часто используемой формой мышления является индукция. Наивысшей формой мыслительного процесса является словесно-логическая, которая отображает сложные взаимосвязи, выводит понятия, решает теоретические задачи, делает выводы.

Формы мышления и их характеристика

Известные 3 формы мышления направлены на упрощение жизни человека. Это определяется теми структурами нервной системы, с которой рождается человек. Мыслительный процесс считается наивысшим процессом, который позволяет отделить человека от животного мира. Здесь интересными станут характеристики форм мышления.

Понятие бывает:

  1. Простым – объединяющим предметы и явления по одному признаку.
  2. Сложным — объединяющим предметы и явления по нескольким признакам. В свою очередь бывает:
  • Дизъюнктивным – понятия, объединяемые одним или другим свойством, или двумя одновременно.
  • Конъюнктивным – понятия, объединяющиеся как минимум двумя признаками.
  • Соотносительным – объединение понятий по всем связям и взаимоотношениям между структурами отдельной группы.
  1. Единичным.
  2. Специфическим.
  3. Всеобщим.
  4. Конкретным – показывает определенные характеристики рассматриваемого явления.
  5. Абстрактным – показывает характеристики, которые трудно представить, подтвердить.

Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Таким образом, человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения, а не всей категорией предметов.

Понятия формируются у человека двумя путями:

  1. Он обучается, вследствие чего познает новые понятия, их определения и особенности.
  2. Он наблюдает, на основе чего формируется опыт, который и позволяет сделать определенные выводы.

Суждение представляется в психологии как понимание индивидом многообразия взаимосвязей предмета или явления с другими вещами окружающего мира. Чем больше человек знает о предмете, о котором он рассуждает, тем более точным и правильным становится суждение. Ошибки возникают тогда, когда человек думает обобщенно. Все предметы, схожие по какому-то признаку, он наделяет качествами, которые им не присущи. Это является поверхностным суждением.

Более глубоким суждение становится, когда человек переходит от общего к частному. Он выделяет конкретные признаки предмета, которые отличают его от других похожих на него предметов. Здесь можно выделять части и видеть между ними взаимосвязи. Также осознавать процессы, происходящие в отдельном объекте, причины их возникновения.

Суждение бывает:

  • Истинным (правдивым), когда сделанные выводы подтверждаются объективной реальностью.
  • Ложным, когда предположения не подтверждаются реальными доказательствами.
  • Общей направленности, когда просматривается общая взаимосвязь в предметах одной категории.
  • Частным, когда взаимосвязь наблюдается у нескольких предметов одной группы.
  • Единичным, когда вывод относится лишь к одному предмету, он не свойственен другим предметам данного класса.
  • Формальным, когда утверждаются факты без указания их правдивости.
  • Эмпирическим, когда суждения выводятся на основе наблюдения за предметами, которые входят в одну группу.

Умозаключение является сложным мыслительным механизмом, который предполагает использование имеющегося знания для приобретения нового знания. Здесь используются понятия и суждения, которые уже имеют доказательства своей правдивости. Объединяется несколько понятий или суждений, между которыми просматривается взаимосвязь. Исходные суждения являются посылками для формирования умозаключения. Человек их мыслительно объединяет и формирует взаимосвязь на основе утверждения или отрицания. Таким образом делается некий вывод.

Умозаключение делается с применением логики.

Итог

Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения. Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.

Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.

Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.

Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.

Мышление - довольно своеобразный и разнообразный психический процесс, имеющий разные формы.

Понятийное мышление

В понятиях отражаются общие и существенные свойства предметов или явлений. В основе каждого понятия лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Понятие - это своего рода интеллектуальная модель предмета или явления, взятая в самых характерных своих особенностях.

Понятия бывают:

Единичные.

Общие понятия это те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Существуют такие общие понятия, как "стул", "человек", "процесс", "метеоритный дождь". В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичные понятия - те, которые обозначают какой-либо один предмет или явление, более не повторяющийся в природе. Бывают такие единичные понятия, как "стул, в котором были зашиты бриллианты", "позвонивший сегодня утром незнакомец", "инаугурация тридцать седьмого императора Альфа-Центавры", "вчерашний метеоритный дождь". В единичных понятиях тоже отражаются характерные признаки предмета или явления. При этом, следует это учитывать, в единичных понятиях могут быть отражены и признаки, которые могут быть отнесены к общим понятиям. Так характеристика "незнакомец" может относиться не только к конкретному незнакомцу, но и вообще ко всем незнакомцам.

Более того, наше мышление допускает, что единичное понятие может легко стать общим понятием, а общее понятие - единичным. Может оказаться, что сегодня утром не дважды звонил один и тот же незнакомец, а звонили два разных незнакомца. Понятие "звонивший утром незнакомец", таким образом, быстро трансформируется в "звонившие утром незнакомцы". Аналогично может быть и обратный процесс.

Характерной особенностью нашего понятийного мышления является его способность оперировать иерархиями понятий. Например, четыре понятия: "кошка", "таракан", "директор" и "красавица" - могут быть сначала объединены в два: "домашние животные" и "люди", а потом в одно - "живые существа".

Связанная с предыдущей особенность - мы можем строить такого рода понятийные иерархии произвольным образом, одно и то же понятие может быть членом разных иерархий. В нашем примере четыре понятия можно объединить другой иерархией: слова мужского рода ("таракан" и "директор"), слова женского рода ("кошка" и "красавица"), далее - слова мужского или женского рода. Другой вариант: "приятные существа" - "неприятные существа" - "существа".

Этапы усвоения понятий

Усвоение понятий - достаточно сложный и долгий процесс, который имеет несколько этапов.

1. Сначала осуществляется подбор характерных признаков предмета или явления. На этом этапе подбираются все более-менее существенные признаки, без подразделения их на существенные и несущественные. Ребенок, осваивающий понятие "мороженое", выдвигает большое количество гипотез:

Мороженое холодное.

Мороженое вкусное.

Мороженое всегда в красивой упаковке.

Мороженое или белое, или коричневое.

Мороженое должно быть или на палочке, или в стаканчике.

Если мороженое не съесть сразу, потом оно растает.

Мороженое продается в специальных киосках.

Не все эти признаки одинаково существенны. Тем не менее, если ребенок попросит купить родителя мороженое, а тот пойдет и купит, но не белое или коричневое, а розовое, то ребенок может даже расстроиться, потому что по его мнению - это не мороженое.

2. Разделение признаков на существенные и второстепенные, уточнение признаков.

Ребенок, осваивающий понятие "мороженое", со временем понимает, что цвет его не имеет большого значения, а вот температура имеет. Также мороженое должно быть сладким и иметь молочный вкус.

Для разделения признаков на существенные и второстепенные большое значение имеет практика. В процессе практики становится очевидным, что одни признаки повторяются всегда, другие - в большинстве случаев, но не всегда. Разумеется, чем разностороннее жизненный опыт, тем большей точностью начинают обладать понятия. Так, если ребенку покупать всегда один и тот же вид мороженого, понятие о мороженом сформируется весьма узкое.

3. Научное истолкование понятия. Конечно, большинство понятий, которые мы осваиваем не доходят до этого этапа, когда для определения понятия применяется вся мощь науки и культуры. Для научного истолкования понятия характерно то, что мы в основном пользуемся уже готовыми определениями, данными лучшими специалистами мира в этой области. Именно специалисты могут нам совершенно точно истолковать, что же такое мороженое, как оно производится, какие виды бывают и т.д. Специалист по изготовлению мороженого может многие часы рассуждать о мороженом.

Способы усвоения понятий

Любые понятия формируются путем обобщения единичных случаев. Единичные случаи группируются в небольшие группы, те в свою очередь группируются в группы побольше. Примеры небольших групп единичных случаев: "холодная вкуснятина в вафельном стаканчике и с вишенкой наверху" и "холодная вкуснятина на палочке, снаружи коричневая, а внутри белая". Примеры более общих группы понятий: "холодная вкуснятина в вафельном стаканчике" и "холодная вкуснятина на палочке". И более общая группа - "холодная вкуснятина, то есть мороженое". Любое общее понятие, таким образом, формируется сразу с помощью иерархии понятий. Есть, однако, несколько разных способов того, как это происходит.

Простейший способ усвоения понятия - так называемая стратегия экземпляра. Ребенок, например, видит, что родители купили новый шкаф, и слышит, что они купили новую мебель. Для ребенка этот шкаф и есть мебель. Этот шкаф и будет экземпляром, с которым будут сравниваться другие претенденты на слово "мебель". Понятие "мебель" как модель мебели включает пока лишь что-то высокое и с полками. Диван, например, уже не будет подходить под понятие "мебель".

Когда ребенок узнает, что диван это тоже мебель, в его голове происходит расщепление понятия: мебель - это и то, что похоже на шкаф, и то, что похоже на диван. Потом ребенок узнает, что стул это тоже мебель. Получается, что иерархия понятия "мебель" растет сверху вниз: от общего понятия "мебель" к частным, единичным экземплярам.

Стратегия экземпляра используется и взрослыми, но она не всегда удобна. И часто можно попасть впросак, если пользуешься каким-то понятием, но при этом знаком только с единичным случаем этого понятия. Если взрослый человек высказывает уверенность, что чип это такая штука, с помощью которой можно открыть дверь, то такое убеждение не может не вызвать улыбку у окружающих людей, несколько лучше разбирающихся в чипах.

Другой способ усвоения понятия - более осторожный, хотя и требующий больше времени, - стратегия проверки гипотезы. В данном случае обязательно рассматривается хотя бы несколько единичных случаев, иерархия понятия строится снизу вверх. Человек изучает известные примеры понятия, ищет признаки, относительно общие для них (например, многие предметы мебели находятся в жилых пространствах. Далее выдвигается гипотеза, что именно эти общие признаки и характеризуют данное понятие.

После постановки гипотезы анализируется все доступное множество объектов, которое можно отнести к данному понятию. Объекты оцениваются по критическим признакам. Гипотеза со временем подтверждается, опровергается или корректируется.

Если ребенку показать шкаф и сказать, что это мебель, то новое понятие автоматически сформируется в сознании ребенка. Далее оно будет лишь корректироваться. Однако если взрослому человеку показать сотовый телефон и сказать, что это "трансгаллактический синхрофазотрон", то он вряд ли поверит и будет в дальнейшем искать еще примеры "трансгаллактического синхрофазотрона". Если эти примеры будут, и между ними найдутся общие характерные признаки, новое понятие будет принято.

Эксперименты, в ходе которых исследовались физиологические основы мышления, позволили установить, что эти две стратегии приобретения понятий - стратегия экземпляра и стратегия проверки гипотезы - реализуются различными участками мозга. Использование стратегии экземпляра в большей степени связано с задействованием отделов, отвечающих за долговременную память - медиальных отделов височной доли, в частности гиппокампа. Стратегия же проверки гипотезы в большей степени связана с работой структур лобных долей больших полушарий, отвечающих за целеполагание.

Также эксперименты показали, что лучшему усвоению понятий способствуют следующие обстоятельства:

Варьирование признаков предмета, понятие о котором мы пытаемся усвоить; чем с большим числом признаков предмета мы встретимся в практическом опыте, тем более полное понятие у нас будет сформировано о данном предмете;

Наглядность при усвоении понятий позволяет сформировать образы, которые дают отчетливое знание признаков предмета, его качеств и свойств.

Понимание

Другая форма мышления - понимание. Овладеть тем или иным понятием - недостаточно. Важно уметь применять понятия на практике, связывать одни понятия с другими.

Затруднения с применением на практике понятий связаны с новыми, необычными условиями, в которых необходимо оперировать имеющимся у нас понятием. При этом применение понятия на практике в различных условиях является не только показателем степени его усвоения, но и средством достижения наилучшего усвоения этого понятия.

Понимание - важный момент в усвоении понятия. Понять понятие - значит поместить это понятие в целостную картину (модель) мира, научиться решать с помощью этого понятия практические задачи. Понимание - это наивысшая ступень в формировании понятий. В советской психологии понимание определяли как отражение связей, отношений предметов или явлений реального мира. В современной науке понимание трактуется как способность постичь смысл и значение чего-либо, а приведенное выше определение полностью отражает суть суждения.

Понимание - всестороннее исследование взаимосвязи окружающих предметов и явлений. Чтобы понять то, как работает двигатель автомобиля, недостаточно просто разобрать двигатель на части. Нужно знать еще законы физики, кое-что из химии.

У понимания может быть много уровней. Можно понять двигатель автомобиля на уровне: "Вот здесь какая-то ерунда вращается..." Однако если такому "специалисту" задать вопрос: "А что будет, если линейные размеры этого двигателя увеличить ровно в десять раз? Будет такой двигатель работать?", то он не сможет дать мотивированного ответа, лишь попробует угадать.

Понимание предметов и явлений можно подразделить на два вида:

Научное понимание,

Инженерное понимание.

В первом случае понимающий сосредоточен в первую очередь на решении вопросов изучения того, что есть. Во втором случае понимающий сосредоточен на решении вопросов того, как можно что-то создать, изменить.

Существует несколько видов понимания:

Непосредственное понимание, то есть понимание с помощью нашего наглядного (врожденного) аппарата мышления; такое понимание осуществляется скоро, почти сразу, если оно только возможно; в противном случае оно, скорее всего, уже и не наступит;

Опосредованное (дискурсивное) понимание; для этого вида понимания нужны значительные усилия, необходим ряд умственных операций: сравнение, различение, анализ, синтез и другие.

Умозаключение

В процессе нашего оперирования разнообразными понятиями и суждениями возникает еще одна форма мышления - умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Пример умозаключения:

Некоторые двоечники играют в баскетбол. Все люди, которые играют в баскетбол, имеют высокий рост.