15.02.2024

Храмовый комплекс каджурахо. Храмы любви каджурахо


Индийский храмовый комплекс Каджурахо в настоящее время является одним из памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально, храмов было около 85, но до нынешнего времени, дошло только порядка 30. Те храмы, которые уцелели, как не странно находятся в хорошем состоянии и это несмотря на то, что около 1000 лет они не были посещаемы. Если этот комплекс сравнить с храмами, которые расположены в Ориссе, то становится ясно, что они являются уникальными строениями, ведь у них нет привычных ограждений, которые обычно бывают у таких построек., хотя они построены на высотах.

Стены храма с внешней стороны, украшены человеческими формами, которые демонстрируют любовные утехи. Этот комплекс очень часто называют храм любви. И это неспроста. Каждая человеческая скульптура выполнена в каком-то пульсирующем, жизненном тонусе. Каждая фигура, каждый жест и то, как они выполнены, делают данное место уникальным. Слаживается такое ощущение, что в каждой фигуре имеется жизнь, она пропитана ею. Просто невероятно, что такое можно сотворить из камня – нужно быть уникальным мастером своего дела, чтобы вонзить в камень душу. К примеру, на башне Shikhara, имеются плавные линии, которые придают ей очень элегантный силуэт. Они имеются практически на всех башнях, но, несмотря на это, все храмы отличаются друг от друга.

Главное, что их всех объединяет – это эротизм. По этому поводу, имеется несколько версий, почему именно такой стиль был выбран. Главной является такова, что эротические скульптуры – это соединение мужского и женского начала, что так популярно в буддизме. Еще одно предположение, которое так же имеет право на жизнь – это сексуальный опыт человека, который сливается с божественными чувствами. Некоторые археологи предполагают, такой факт, что раз эротика изображена на наружных стенах, а внутри отсутствует, то это своего рода предупреждение. Они считают, что нельзя входить в храм, если на уме имеются плотские желания.

Как бы там не было, здесь есть на что посмотреть. Кстати, еще одно популярное название этих дворцов - обитель любви, а один из самых красивых храмов этого комплекса - храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Наиболее важные храмы комплекса, расположены на севере комплекса. Всего их 12 штук. Наиболее крупный из них храм Шивы в Индии. Он несет на себе воздушные вибрации, которые великолепно продумал архитектор, который работал с ним.

Сам комплекс, можно смело назвать Камасутрой, которая высечена на камне. Изучить каждую скульптуру стоит очень тщательно, чтобы не упустить важного момента, который хотел донести людям создатель храмов. Со всех стран ежегодно сюда съезжаются множество людей, которые желают увидеть это необычное творение человеческих рук, ведь такого больше нигде не увидишь. Добраться сюда, вам не составит огромной сложности, ведь в Индии каждый знает, где расположен этот комплекс.

Общая информация

Храмы разделены на три группы: западную, восточную и южную. Главная группа храмов, южная, находится в красивом ухоженном парке с дорожками, плавно переходящими одна в другую. Учтите, что лучше всего скульптуры видны утром и днем.

Эротическая резьба, опоясывающая три группы храмов Каджурахо, внесенных в список всемирного наследия, - один из самых изящных образцов храмового искусства во всем мире. Западная группа храмов, в частности, может похвастаться просто ошеломляющими произведениями.

Многие путешественники жалуются на постоянное присутствие назойливых зазывал и поэтому выбирают более спокойное очарование близлежащей Орчхи. Их жалобы обоснованны, но имейте в виду: отказавшись от посещения Каджурахо, вы не увидите несколько самых красивых храмов в Индии.

Приезжайте в феврале-марте, когда западная группа храмов становится сценой танцевального фестиваля, который длится целую неделю.

История

По легенде, Каджурахо был основан Чхардраварманом, сыном бога луны Чхандры (Chandra) , который спустился на землю и увидел прекрасную девушку, купающуюся в воде. Историки утверждают, что храмы построила династия Чандела (Chandela) . Многие храмы изначально стояли на озере. Большинство из 85 храмов, из которых до сегодняшнего дня сохранилось 25, были построены в век расцвета культуры, с 950 по 1050 гг., и оставались действующими еще долго после того, как Чандела переместили столицу в город Махоба.

Мы должны быть благодарны английским охотникам за то, что они открыли эти шедевры в 1840 г. Почти вросшие в землю, они были скрыты буйной растительностью джунглей. Они не видели дневного света, пока их не раскопали в 1923 г., через 600 лет после того, как они были оставлены в период войн с мусульманскими завоевателями.

Опасности и неприятности

Одной из основных трудностей для туристов в Каджурахо является постоянное вымогательство пожертвований и платы за фотографии. Часто этим занимаются дети. Также опасайтесь подозрительных предложений от гидов, которые предлагают провести вас в местную школу или благотворительный фонд.

Многие йоги и массажисты не имеют нужной квалификации. Это вовсе не означает, что они плохие йоги или массажисты, просто будьте осторожны.

Храмы Каджурахо

Эта храмы- прекрасный образец индо-арийской архитектуры, но известность Каджурахо принесли их фривольные фрески. На внешних стенах храмов целые ленты невероятно искусно выполненных каменных фигур, представляющей историю жизни 1000 лет назад: боги, богини, воины, музыканты, настоящие и мифические животные.

Постоянно повторяются два элемента: женщины и секс. Митхуна (пары мужчин и женщин, обычно изображенные в эротических позах) , конечно, привлекают взгляд, но эротическое содержание не должно отвлекать от великолепного мастерства резчиков. Чувственные сурасундари (небесные нимфы) с горделивой осанкой, апсары (танцующие сурасундари) и наики (смертные сурасундари) изображены в полуобороте и слегка наклонены в стороны, благодаря чему кажется, что игривые фигуры танцуют и кружатся и вот-вот оторвутся от плоского камня. Классический пример -прачка, чье намокшее сари прилипло к телу - в этой картине столько же эротики, как в любой переплетенной паре, тройке или четверке людей.

Ходите между храмами правым плечом к зданию: правая сторона считается божественной.

Западная группа - внутри ограждения

Самые впечатляющие и лучше всего сохранившиеся храмы Каджурахо находятся за ограждением в западной группе (индийцы/иностранцы 10/250 рупий, видеосъемка 25 рупий; рассвет-закат) . Это единственная группа, за осмотр которой придется заплатить. Путеводитель по Каджурахо от Archaeological Survey of India (99 рупий) и полуторачасовой аудиогид (50 рупий) можно приобрести в кассе.

Два небольших храма - Вараха (Varaha) , посвященный реинкарнации Вишну в вепря, и закрытый храм Лакшми - находятся напротив огромного храма Лакшмана (Lakshmana) . Внутри Вахары стоит потрясающий полутораметровый вепрь из песчаника, датируемый 900 г. н.э. и украшенный резьбой с изображением целого пантеона богов.

Огромный храм Лакшмана строился 20 лет и был готов около 954 г., во время правления Дханги (Dhanga) , так написано на табличке в мандаре (колонном павильоне перед храмом) . Несомненно, этот храм сохранился лучше всех в Каджурахо. Здесь вы найдете фрески, изображающие баталии и солдат: династия Чандела обычно всегда воевала в свободное от придумывания новых сексуальных поз время. На южной стороне изображена просто акробатическая оргия. Один из героев наглядно демонстрирует, что лошадь может быть лучшим другом мужчины, а потрясенная женщина украдкой подглядывает, стыдливо прикрыв лицо руками. Другие чувственные фигуры переплетаются со слонами на бордюре вокруг фундамента. Великолепные избражения окружают гарбхагриху (внутреннее святилище) . Лакшмана посвящен Вишну, хотя по украшениям сильно напоминает храмы Шивы, Вишванат и Кандария-Махадев.

Кандария-Махадев , высотой 30,5 м, был построен между 1025 и 1050 гг. Это самый большой храм в городе, представляющий пик расцвета архитектуры Чапдела. Самые яркие изображения женской красоты и сексуальной аэробики - на трех центральных полосах. Здесь 872 акробатические статуи ростом почти в 1 м - выше, чем статуи возле других храмов. Одна из фигур, которую часто фотографируют, стоит на руках. Сикхара в 31 м высотой похожа на лингам (linga) - фаллический символ Шивы, которому поклоняются индусы, надеящиеся вырваться из круга постоянных перерождений. Символ украшен 84 дополнительными шпилями, крыша выполнена в форме горы, напоминающей гималайское жилище этих богов.

Созданные в середине XI в., в период расцвета власти клана Чандела, скульптуры внутри храма весьма откровенны и изобилуют деталями: танцующие девушки-апсары и нимфы сура-сундари, кокетливо зевающие, почесывающиеся, наносящие косметику или играющие с обезьянками, попугаями или своими веселыми возлюбленными. Кандария - самый большой из всех храмов Каджурахо, и благодаря его величине атмосфера жизнелюбия, наполняющая это место, еще больше усиливается, начиная просто-таки бить через край.

Махадева (Mahadeva) , небольшой разрушенный храм, находится на той же платформе, что и Кандария-Махадев и Деви Джагадамба (Devi Jagadamba) . Храм посвящен Шиве, который изображен на дверном проеме у входа. Здесь находится одна из лучших скульптур в Каджурахо: сардула (мифическое животное, наполовину лев, наполовину кто-то другой, иногда человек) высотой в метр.

Деви Джагадамба изначально был посвящен Вишну, а потом Парвати и после этого - Кали. На фресках изображены сардулы с Вишну, сурасундари и митхуны, шалящие на третьей, самой верхней полосе. Трехуровневое оформление здесь проще, чем в храмах Кандария-Махадев и Читрагупта (Chitragupta) . Храм больше напоминает Читрагупта, но здесь меньше украшений, поэтому его считают более ранним.

К северу от Деви Джагадамба находится Читрагупта (1000-1025 гг.) , уникальный храм Каджурахо и очень редкий пример среди храмов северной Индии, поскольку он посвящен богу солнца Сурье. Храм не так хорошо сохранился, как другие. На нем есть несколько красивых резных изображений апсар и сурасундари, бои слонов и сцен охоты, митхун и процессии людей, несущих камни. Во внутреннем святилище Сурья едет на своей колеснице, запряженной семью лошадьми, а в центральной нише на южном фасаде находится одиннадцатиголовая статуя Вишну, изображающая реинкарнации бога с 10 по 22.

Двигаясь вдоль ограждения, с правой стороны вы увидите небольшой храм Парвати , который изначально был посвящен Вишну. Теперь на нем есть изображение Гаури верхом на годхе (игуане) .

Предположительно построенные в 1002 г., храмы Вишванат (Visnvanath) и Нанди (Nandi) можно увидеть, поднявшись по ступенькам с северной и южной стороны. По бокам южной лестницы стоят слоны. Вишванат предвосхищает Кандария-Махадев, от которого его разделяет саптаматтрики (семь матерей) в сопровождении Ганеши и Вирабхандры. Это еще один блестящий пример архитектуры Чанделов. Среди его скульптур есть изящные сурасундари, которые пишут письма, баюкают младенцев, играют на музыкальных инструментах и и при этом томятся еще более призывно, чем на других храмах. На противоположном краю платформы находится статуя Нанди, быка Шивы, высотой 2,2 м. Он смотрит на храм. Фундамент двенадцатиколонного храма украшен фризом из слонов, похожим на украшение фасада Лакшмана.

Близлежащий белый храм Пратапешвар (Pratapeswar) - намного более современное кирпичное, выбеленное известью здание, построенное около 200 лет назад.

Западная группа - снаружи ограждения

На южной границе огороженной территории расположен единственный действующий храм западной группы - Матангешвара (Matangesvara) . Это самый простой из здешних храмов (что предположительно означает раннюю постройку) , внутри которого находится 2,5-метровый отполированный лингам (фаллический образ Шивы) . Прямо с платформы можно заглянуть на склад под открытым небом, заполненный предметами из храмов. Это место закрыто для посещения.

Руины Чаусатх Йогини (Chausath Yogini) , находящегося за Шив Сагар (Shiv Sagar) , датируются IX в. и, скорее всего, являются самой древней постройкой в Каджурахо. Полностью выполненный из гранита, это единственный храм, не выстроенный в линию запад-восток. Название храма означает «64»: когда-то в храме было 64 кельи для йогини (жриц женского пола) Кали, а в 65-й келье находилась сама богиня. Считается, что это самый старый храм йогини в Индии.

В 600 м к западу вниз по тропе, пересекающей пару полей (спросите у местных жителей) , расположен маленький разрушенный гранитно-песчаный храм Лалгуан Махадев (Lalguan Mahadev; 900 г.) , посвященный Шиве.

Восточная группа - храмы старой деревни

Восточная группа включает три индуистских храма, разбросанных по старой деревне, и четыре джайнских, расположенных южнее; три из них огорожены каменной стеной.

В храме Хануман (Hanuman) на Басти-роуд есть 2,5-метровая статуя бога-обезьяны. Это немногим больше, чем ярко-оранжевая гробница. Интерес привлекает надпись на постаменте от 922 г. -самая древняя из датированных надписей в Каджурахо.

Гранитный храм Брахмы с сикхарой из песчаника, который смотрит на Нарора Сагар (Narora Sagar) - один из самых старых в Каджурахо (около 900 г.) . Четырехликий лингам в святилище привел к путанице в названиях, но изображение Вишну наверху, над дверью святилища, говорит о том, что храм изначально был посвящен Вишну.

Похожий на храм Чатурбхудж из южной группы храм Джавари (Javari; 1075-1100 гг.) стоит на северной окраине старой деревни. Он посвящен Вишну и представляет собой прекрасный образец малой архитектуры Каджурахо: вход украшен крокодилами и стройной сикхарой.

Храм Вамана (Vamana; 1050-1075 гг.) находится в 200 м дальше на север. Он посвящен карлику - одному из воплощений Вишну. В нем есть необычные детали, например, выступающие из стен слоны, сикхара лишена вспомогательных шпилей, а эротических сцен почти нет. Махамандапа (главный зал) нетипична для Каджурахо: она покрыта крышей. Но это вполне соответствует традиции средневековых храмов западной Индии. Расположенный между старой деревней и Джайнской территорией крохотный джайнский храм Гхантай (Ghantai) получил название от украшений на колоннах - гханта (цепь и колокол) . Когда-то он был похож на соседний храм Паршванат (Parsvanath) , но сейчас от него остались только колонны. Храм обычно заперт.

Восточная группа - Джайнская территория (Jain Enclosure)

Хотя храм Паршванат (Parsvanath) не может поспорить высотой и откровенностью эротических сцен с западной группой, это самый большой джайнский храм на Данной территории. Он примечателен великолепной искусностью и точностью своей конструкции, а также очень красивыми скульптурами. Здесь можно увидеть некоторые прекрасно сохранившихся знаменитых изображений в Каджурахо, включая женщину, которая вынимает колючку из ноги, и женщину, которая красит глаза; обе фигуры находятся на южной стороне. Изначально храм был посвящен Адинатху (Adinath) . Около века назад сюда поместили черное изображение Паршваната. Оба они имеют надписи над входом в махамандапу и сильно напоминают упрощенную версию храма Лакшмана, датируемого 950-970 гг.

Соседний, меньший по размеру храм Адинатх с течением времени был частично восстановлен. Своими тремя полосами резных фигур он похож на индуистские храмы в Каджурахо, особенно на храм Вамана. Только черное изображение в святилище напоминает о том, что храм принадлежал джайнам.

Шанти Натх (Shanti Nath) , построенный около века назад, содержит несколько предметов из других храмов, в том числе статую Адинатха высотой 4,5 м с надписью на пьедестале, датируемой 1027 г.

Южная группа

Грязная тропинка ведет к изолированному храму Дуладео (Duladeq) , расположенному в 1 км на юг от Джайнской территории. Это самый молодой храм, датируемый 1100-1150 гг. Он частично выполнен из дерева, статуи часто повторяются, например, статуи Шивы - все это говорит о том, что строители храмов Каджурахо к этому моменту уже пережили пик своего мастерства. Но склонности к эротизму они нисколько не утратили.

Рядом с храм Дуладео расположен разрушенный храм Чатурохуджа (Chaturbhuja; ок. 1100 г.) . В святилище храма находится четырехрукая статуя Вишну высотой 2,7 м. Это единственный храм в Каджурахо, на котором нет эротических изображений.

Прямо перед Чатурбхуджей есть тропинка с указателем к храму Биджамандала (Bijamandala) . Этот храм XI в., посвященный Шиве (судя по белому мраморному лингаму на вершине холма) , сейчас находится на стадии раскопок. Были найдены несколько прекрасных статуй и незаконченных резных композиций, размеры которых свидетельствуют о том, что, скорее всего, это был самый большой храм в Каджурахо, который забросили из-за нехватки ресурсов на его содержание.

Музеи Каджурахо

Археологический музей

Main Rd;
посещение 10 рупий, бесплатно при наличии билета на осмотр западной группы;
8.00-17.00

Археологический музей Каджурахо знаменит прекрасной одиннадцатиметровой статуей Ганеши (танцующего божества с головой слона). В музее небольшая, но отлично сохранившаяся коллекция скульптур из окрестностей Каджурахо. Это хорошая возможность рассмотреть вблизи несколько прекрасно сохранившихся скульптур. Во время нашего посещения музей планировали перенести в более просторное помещение к северу от западной группы, но не переживайте: это собираются сделать еще с 2006 г.

Музей племен и народного искусства Адиварт

Одновременно музей и картинная галерея - Музей племен и народного искусства Адиварт - красочная альтернатива храмам.

Link Rd №1;
индийцы/иностранцы 10/50 рупий;
10.00-17.00 вт-вс

Здесь представлены произведения современных племенных культур двух штатов: Мадхья-Прадеш и Чаггисгарх. Здесь можно увидеть рисунки бхили, терракотовые скульптуры джхумар (Jhoomar), маски, статуи и бамбуковые флейты. Оригинальные картины с автографом можно купить начиная от 8000 рупий. Репродукции - за 200 рупий.

Старая деревня

Если вы сможете устоять перед детьми, постоянно выпрашивающими деньги, тогда отправляйтесь на пешую или велосипедную прогулку по улицам старой деревни, которая произведет на вас большое впечатление. Дома здесь выбелены или окрашены в яркие цвета, а тропинки украшены небольшими храмами, колодцами и водяными помпами.

Информация

Интернет-кафе в округе обычно берут 40 рупий в час, 50 рупий за звонки в Skype. Оздоровительный центр (Community health centre; 272498; Link Rd №2; 9.00-13.00 и 14.00-16.00) Персонал мало знает английский, но всегда готов помочь.

Почта (274022; 10.00-16.00 пн-сб)

State Bank of India (272373; Main Rd; 10.30-16.30 пн-пт, 10.30-13.30 сб) Обмен валют и дорожных чеков. Возле Raja"s Cafe и Paradise Restaurant есть банкоматы.

Tourist Interpretation and Facilitation Centre (274051; [email protected]; Main Rd; 10.00-21.00) Листовки с туристическими объектами штата. Их стойка есть в аэропорту и на железнодорожном вокзале.

Отделение туристической полиции (272690; Main Rd; 6.00-22.00)

Перемещение по Каджурахо

Хорошее решение - велосипед. Его можно взять напрокат в нескольких местах на Jain Temples Rd (20-50 рупий в день) .

Велорикша будет стоить от 10 до 20 рупий в любом направлении по Каджурахо, и около 100/200 рупий за экскурсию протяженностью в полдня или целый день. Авторикши примерно вдвое дороже.

Такси от аэропорта и железнодорожной станции стоит 150/250 рупий, авторикша 50/80 рупий, но если у вас мало багажа, можно остановить автобус или совместный джип (10 рупий) на Джханси-роуд или за городом.

Дорога в Каджурахо и обратно

Самолет

Jet Airways (274406; 10.00-15.30) ; есть офис в аэропорту; есть ежедневные рейсы в Дели в 13.45 (от 4200,3,5 часа) через Варанаси (Varanasi; от 3800,40 минут) . Офис Air India (274035; Jhansi Rd; 10.00-16.50 пн-сб) расположен ближе к городу, есть рейсы в 14.00 в те же города, но только по понедельникам,средам и пятницам.

Автобус

Если касса автостанции (7.00-12.00 и 13.00-15.00) закрыта, можно обратиться за помощью к хозяину кофейного киоска Mad-hur напротив, он очень дружелюбен и ему можно доверять.

Есть три дневных автобуса в Джханси (130 рупий, 5 часов, 5.30,7.00 и 9.00) . Все они довезут вас до перекрестка с дорогой в Орчху, где вы всегда сможете найти авторикшу на несколько человек (10 рупий) до Орчхи. Регулярные автобусы ходят в Мадлу (к Национальному парку Панна; 25 рупий, 1 час, 8.00-19.00) , где можно сделать пересадку до Сатны (65 рупий, 3 часа) . Есть два прямых автобуса в Сатну (110 рупий, четыре часа, 14.00 и 15.00) , откуда можно сесть на поезд в другие города.

Гораздо легче поймать автобус на перекрестке Бамитха. в 11 км по Хайвэй-75 (Hwy 75) . Мимо него целый день постоянно ходят автобусы в Гвалиор, Джханси и Сатну. До Бамитхи доберетесь на «совместном» джипе (на несколько человек, 10 рупий,7.00-19.00) ; они отходят от автостанции, или их можно поймать на Джханси-роуд.

Такси

Объединение таксистов, Yashowaran Taxi Driver Union, находится напротив Гоул-Маркета. Цены: аэропорт (150 рупий) , железнодорожная станция (250 рупий) , водопады Ранех (Raneh; 500 рупий) , Национальный парк Панна (Panna; 1500 рупий) , Сатна (2000 рупий) , Орчха (2900) , Читракут (2900) , Бандхавгарх (4800) , Варанаси (6800) и Агра (7000) .

Поезд

С железнодорожной станции Каджурахо отправляются три удобных поезда.

Ежедневный пассажирский поезд отправляется из Джханси в 12.00, останавливаясь на кротохной станции Орчха (30 рупий, 4 часа) . Здесь есть только 2-й класс, поэтому заказать билет заранее нельзя. Просто приходите на станцию, покупаете общий билет и садитесь в вагон.

По понедельникам, средам и субботам в Дели ходит 22447 Khajuraxo-Nizamuddin Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 273/713/960 рупий, отправление 18.00,11,5 часов) через Агру (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 210/527/699 рупий, 8,5 часов) .

По вторникам,пятницам и воскресеньям в Варанаси ходит 21107 Bundelkhand Link Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 198/522/694 рупий, отправление 23.00,12 часов) через Читракут (5 часов) и Аллахабад (8 часов) .

Билеты на поезд можно купить в предварительной кассе (274416; 8.00-12.00 и 13.00-16.00 пн-сб. 8.00-14.00 вс) на автобусной остановке. Нужно заказывать билет как минимум за 4 часа до отправления.

21108 Bundelkhand Link Express отправляется из Варанаси в Каджурахо по понедельникам, средам и субботам в 17.10;

Ежает Аллахабад (22.25) и Читракут, прибывает в Каджурахо в 5.15.22448 Nizamuddin-Каджурахо Express отправляется со станции Hazrat Nizamuddin в Дели по вторникам,пятницам и воскресеньям в 22.15 и проезжает Агру (23.20) перед прибытием в Каджурахо (6.05) . Дневной пассажирский поезд отправляется из Джханси в 7.20, останавливается в Орчхе (7.25) и прибывает в Каджурахо в полдень.

Всего каких-то пару десятилетий назад попасть сюда могли лишь несколько местных жителей, знающих про удивительные строения и храмы, яростно скрываемые, жадными джунглями Индии. Совсем недавно эти место были обнаружены широкой мировой общественностью и все желающие получили возможность посетить эти удивительные края.


Находиться это место в индийском штате, с чисто национальным названием Мадья-Прадеш. А называется оно – храмовый комплекс Каджурахо. В городок с тем же названием вас доставит самолет из Агры или Дели, но если путешествие по этой великолепной стране вас не смущает, то лучше отправляйтесь в путь на поезде.


Когда европейцы, а именно британцы впервые попали в храмы Каджурахо, то они просто вскипели от возмущения и негодования. Ведь весь этот храмовый комплекс считается самым эротическим местом на планете. Все здания, ну почти все, украшены скульптурами в совсем уж однозначных позах и позициях.


Цель, с которой некогда были возведены эти удивительные храмы, остается неизвестно, но есть много легенд преданий и ученые строят собственные теории создания комплекса. По официальной версии, считается, что правители страны, что являлись последователями тантризма, приказали выстроить храмы и украсить их совокупляющимися фигурками. Дело в том, что это направление в буддизме проповедует путь к Нирване через плотские утехи.

Один из мифов же рассказывает о боге Луны, что однажды влюбился, без памяти в земную девушку и, недолго думая, соблазнил ее. Вопреки ожиданиям, прожили они счастливую семейную жизнь, и любили друг друга, и их дети основали целую династию, называемую Чандела.


Однако после смерти матери, дети стали слушать сплетни и наговоры людей, считавших их мать падшей женщиной. Чтобы искупить ее грех, они приказали выстроить храмы и украсить их эротическими рельефами.


Говорят, что фрески, рельефы и скульптуры храмов Каджурахо вдохновили тех, кто писал Камасутру. Однако не только это делает комплекс всемирно известным.


Дело в том, что храмов тут не один, не два и не три. Джунгли хранили в своих зарослях целых двадцать два строения, посвященных различным индийским богам.


Самым известным среди них, и даже действующим до сих пор, является храм Шивы. Называется он Матангешвара и рядом с ним возвышается самая большая постройка комплекса, высотою более восьмидесяти метров. А вот наиболее эротичными можно назвать храм Лакшмани и Деви Джагдамба.

В одном из помещений храма Вишванатхи возлежит огромный Брахма, имеющий три лица, а самый древнейший из всех, Чансатх Йогини, принадлежит жестокой богине Кали, стены его гладкие и черные, он сложен из полированных гранитных плит.


Вход на территорию стоит всего пять долларов, или по курсу рупиями. И это совершенный пустяк по сравнению с тем впечатлением, которое получаешь, посетив это место хотя-бы один раз. Что интересно, если до этого, вы были в Тадж-Махале и сохранили билеты, сюда вас пропустят по ним совершенно бесплатно.


Отправляться сюда лучше всего ранней весной, в начале марта, когда вся округа завалена цветами. Именно в эти дни все местное население отмечает праздник цветов, а это поистине произведет непревзойденное впечатление.


Храмы Кхаджурахо расположены в индийском штате Мадхья-Прадеш, приблизительно в 620 километрах к юго-востоку от Нью-Дели, и являются одним из самых популярных туристик-плэйс в благодаря известным на весь мир эротическим скульптурам, покрывающим храмы.

Храмы Кхаджурахо


Название Кхаджурахо, древнее «Кхаджуравахака», происходит от санскритского слова кхаджур — финиковая пальма. Легенда рассказывает, что прекрасная Хемавати, дочка брамина, была соблазнена богом Луны Чандрой, когда купалась ночью в реке. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной , где она стала и матерью и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чанделла. Когда он был признан правителем, он увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

Явное тайное



Построенные по указу короля Чандравармана, эти храмы пестрят скульптурами и барельефами сексуального содержания. Они сводили с ума пуритански мыслящих британцев, и если бы не затеряность в джунглях, моголы сровняли бы их с землей. Но истинный смысл этих храмов всегда будет ускользать от непосвещенного.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Индуистский храм представляет собой лежащую с раскрытыми ногами женщину. При входе стоят столбы, символизирующие половые губы. Далее идет галлерея, символ влагалища. И наконец мы попадаем в святая святых — пространство матки. В центре святилища стоит лингам, погруженный в йони. Жидкости, поливаемые на лингам во время пуджи (вода, молоко, ги) суть женские выделения разного характера во время разных стадий возбуждения. Все это суть признание и почитание пантеона богов и божественных планов, участвующих в Творении и сакральном создании новой жизни. Горящий огонь суть огонь кундалини, неугасимый и вездесущий.

Тантра



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Принципы строительства этих храмов скорее всего продолжение древнего знания тантры, существовавшего у племён индийского субконтинента (дравидийских и тд.). У ариев ничего подобного не было, и они не строили подобных храмов.

Не смотря на всю роскошь фасада, внутри храмов абсолютно гладкие стены. И в этом есть глубокий смысл. Йогина не смутят и не завлекут внешние проявления кундалини, пестрящие и манящие тысячами образов. Его влечет сама суть, что сокрыта в темноте храма, невидимая, неприметная. Он знает, что именно там находится сат-чит-ананда, и обретается мукти, благодаря милости Шакти Ма.

Храмы Кхаджурахо



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

«В истории архитектуры северной регионами, которые выделяются своими прекрасными постройками стиля Нагара (также называемого индо-арийским), являются Раджастан, Орисса и центральная . На территории последней находятся широко известные храмы в Кхаджурахо, в районе Вунделкханд штата Мадхья Прадеш. Три группы храмов в Кхаджурахо, известные, прежде всего, своими эротическими скульптурами, привлекающими туристов со всего мира, в действительности являются вершиной искусства и изящества, достигнутого архитекторами средневекового стиля Нагара, которые соблюдали нормы и правила сооружения зданий, разработанные их классическими предшественниками.

Кхаджурахо является божественным в настоящем значении этого слова. Не потому, что это город холмов, непревзойденный по изяществу, замысловатости и красоте, а потому, что он был построен династией Чандела, чей основатель, как считается, принадлежал к семейству Срибрахмандмуни или Брахмы, божественного создателя вселенной.


Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Известный арабский путешественник XIV в. н.э., Ибн Батута, дал фантастическое описание Кхаджурахо в своих мемуарах. Он увидел великую столицу Чанделов в 1335 году н.э., когда посетил ее во время правления Махмуд Шаха Туглака. «Там находится озеро», — писал Батута о том, что он назвал Каджурой, — «около одной мили длиной, а вокруг этого озера находятся храмы, в которых стоят идолы. На этом месте живет племя нищенствующих монахов (jogi-s) с длинными и спутанными волосами. Цвет их кожи желтый, что является результатом соблюдения ими строгого поста. Многие мусульмане прислуживают им и учатся у них таинственным вещам».

Самое раннее упоминание этого города, называемого по-разному — Шри Кхаджуравахака, Кхаджурапура и Кхаджинпура, принадлежит Абу Рихану, который сопровождал завоевателя Махмуда Гхазни в Индию в 1022 г. н.э. и упомянул его как столицу царства Джиджоти. Правда это или нет, никто не знает. Тем не менее, Кхаджурахо действительно был большим городом, что доказывают его руины, занимающие площадь в 8 квадратных миль.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Согласно легенде, главные ворота города были украшены двумя золотыми пальмами, отсюда его название «место финиковой пальмы». Более вероятно, что оно происходит из-за преобладания пальмовых деревьев в этой местности. Большая ежегодная ярмарка проводилась здесь по случаю Махашиваратри — дня рождения бога Шивы. Ярмарка является одной из традиций, сохранившихся до наших дней, хотя сейчас очень мало паломников приходят сюда.

Предположение, что здесь когда-то существовал город, немного приподнимает завесу над тайной, почему Чанделы, верные шиваиты, создали невероятное количество витиеватых и эротических храмов Шивы, Вишну и джайнистских в такой, в остальном непривлекательной местности, совершенно далекой от проторенной дороги. Откуда пришли мастеровые? Кто были их натурщиками? Как был финансирован такой крупномасштабный проект? Сохранилось мало ключей к разгадке.

Сегодня Кхаджурахо — не что иное, как маленький сонный город с 6000 жителей в 27 милях от Чхатарпура, расположенный на юго-востоке озера Кхаджурахо Сагара или Нимора Тал, о котором писал Ибн Батута. На берегу озера сохранилось только около 20 сооружений из 85, которые, предположительно существовали когда-то. Хотя многие храмы стали жертвами времени и недостатка средств на их содержание, виновником разрушения остальных в 1494 — 1495 гг., спустя только 500 лет после их сооружения, является султан Шикандер Лоди.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы, все построенные в индо-арийском стиле в период с 950 по 1050 гг. н.э., скорее указывают на непрекращающееся активное строительство в рамках уже отточенного мастерства, чем на процесс эволюции. Они собраны в три группы — западную, восточную и южную, и все, за исключением одного, сориентированы с севера на юг. Внутри храмы очень похожи между собой, построены из гранита или из комбинации светлого песчаника (привезенного из карьеров Панны) и гранита. Поскольку многие из скульптур главных богов были уничтожены или разрушены, очень часто трудно определить, какому святому посвящен тот или иной храм .

На фоне жаркого, пыльного и голого пейзажа Кхаджурахо представляется оазисом. Храмы различаются по высоте, большинство из них состоят из группы сооружений, поднимающихся подобно горным хребтам один за другим, нижняя точка которых — портик, а верхняя — святая святых. Постепенный наклон ведет взгляд вверх от входа к крышам закрытого или с колоннами храмового холла (mandapa) и шпилям зданий (shikhara), открывая душу молящегося богу. Впечатление от этой уходящей вверх конструкции усиливается высокой платформой под ними, подобно тому, как красота драгоценного камня подчеркивается оправой, демонстрирующей его в выгодном свете.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Большинство храмов этого района построены в виде креста с одним входом с востока. Алтари (garbha grha) всех этих храмов, в соответствии со стилем Нагара, окружены специальной дорожкой (pradakshina), чтобы можно было их обходить. Вход в святилище осуществляется через вестибюль (antarala), за которым следует огромный главный зал (mahamandapa). Такого рода планировки могут отличаться специфической формой входной арки или полухолла (ardhmandapa) и холла с колоннами (mandapa), предназначенного для танцев или дополнительных жертвоприношений, что типично для храмов штата Орисса. Некоторые храмы Кхаджурахо представляют собой комплекс из пяти храмов (panchayatana) со специальным храмом, посвященным повозке главного бога.

Поразительной особенностью сооружений является их окно (oriel), украшенное резьбой и выдающееся наружу, подобно балкону. Оно обеспечивает доступ света и воздуха к круговой дорожке (pradakshina) и главному холлу (mahamandapa). Расположенное перпендикулярно к вертикали шпиля (shikhara), оно контрастно оттеняет резьбу. Оно также очень напоминает дворцовые окна в штате Раджастхан. Принцесса Раджпутов появлялась как раз на таком балконе.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Украшения, покрывающие внешние части храма и большую его часть внутри, так же тщательно продуманы, как и план самого здания. Ничто не является лишним, каждый созданный этаж соответствует задуманным требованиям и достигает желаемого результата. Целью создания Кхаджурахо представляется желание скульпторов увековечить современную им жизнь и донести память о ней будущим поколениям. Существуют множество экстаравагантных теорий об эротической скульптуре Кхаджурахо, но документальные свидетельства об образе жизни того времени, наверное, являются лучшим объяснением: поколения, создавшие эти храмы, были свободны от запретов, появившихся столетиями позже и укоренившихся в индийском обществе.

Запад ная Группа Кхажурахо

Кандарайя Махадэва



Кандарайя Махадэва. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Западная группа храмов, шиваитских и вишнуитских, сохранилась лучше других и располагается в два ряда. Каждый из них состоит из одного большого храма и нескольких более мелких. Самый большой, наиболее известный и богатый убранством — розово-белый Кандарайя Махадева, украшающий обложки бесчисленного количества книг об индийских храмах. Пропорции Кандарайя Махадевы достаточно впечатляющи — длина храма 102 фута, ширина 67 футов, высота с башней — 118 футов. Он мастерски построен и исключительно удачно спланирован, и является типичным образцом этой восхитительной группы сооружений.

Посвященный богу Шиве, комплекс из пяти храмов (panchayatana) был построен между 1025 и 1050 гг. н.э.

Сегодня из пяти первоначально существовавших зданий осталось только главное. Все пять были сооружены на высокой площадке, хотя, конечно, вспомогательные храмы были намного меньше по размеру и зрительно как бы связаны длинными каменными скамейками, где паломники могли немного отдохнуть.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, был оформлен девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь матерей, matrika-s (или sakti-s). Шакти также означает женскую силу, суть жизни. Искусно спланированный постамент, так же как и выступающие вперед окна наверху (oriel), ориентированы на страны света. Изысканные балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур в святая святых.

Вы входите в роскошно отделанную прямоугольную галерею и неф через словно вырезанный из слоновой кости арочный вход (torana) с фигурами сказочных чудовищ, небесных музыкантов, танцовщиков (gandharva-s) и богов (deva-s). Внутренняя часть храма так же старательно отделана резьбой, как и наружная поверхность. Комнаты храма наполнены воздухом и светом, что придает объем резьбе на их полукруглых потолках. Своей отделкой они очень напоминают легендарные мраморные джайнистские храмы горы Абу.

Вход в алтарь также украшен резьбой. Здесь аскеты медитируют, речные богини охраняют бога гор, а каменные цветы предлагают себя богу. Обрамленный этим богатством, здесь находится Shankara (Шива) в виде мраморного мужского члена (linga), символа жизни. Его место расположения, как и его пещера в Гималаях, темно и свободно от украшений. В тишине и полумраке бог отдыхает, успокаивая паломников своим молчаливым, строгим присутствием.

Алтарь окружен украшенной круглой дорожкой (рradakshina), а на его постаменте находятся восемь ведущих богов (ashtadikpala-s) — Индра, Агни, Яма, Наирита, Варуна, Вайю, Кубера и Исана, охраняющие Шиву. Над ними в стене находятся ниши для скульптур каждого члена святой триады.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Три горизонтальных пояса скульптур на стенах, повторяясь, продолжают друг друга, создавая чувство волнообразного движения по всему сооружению, освещая одних и придавая им силу, и маскируя других своей тенью. В жаркий день храм мерцает как волшебное видение.

Множество богинь (deva-s, devi-s) и чувственных танцовщиц (apsara-s) — согласно подсчетам всего 872 — предстают на стенах как влюбленные, мечтатели и воины. Все человеческие и божественные фигуры кажутся восторженными, наполненными внутренней радостью. Их глаза устремлены поверх смотрящего на них, в какой-то их личный рай. Даже в эротических скульптурах состояние экстаза на лицах пар скорее божественное, чем земное. Безусловно, создатели Кхаджурахо были не только высококвалифицированными, обученными и глубоко религиозными людьми, они также хорошо знали Кама Сутру.

Внешне храмы также украшены рядами рельефных изображений. Над рядами скульптур миниатюрные башни соединялись с центральной. Главный шпиль (shikhara) храма Кандарайя Махадева, выражающий мирские и духовные устремления, поднимается в виде параболической дуги, имитирующей соединенные руки паломника, сложенные в приветствие (namaskar).



Лакшмана. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храм (mandir) Лакшмана Джика, как это ни удивительно, не посвящен брату Рамы, носящему это имя. Но как храм получил это имя — не ясно, поскольку он бесспорно является храмом Вишну. Он известен своими великолепными рельефными изображениями и необычной гробницей с барельефами учителя (guru) и его учеников (sisya-s).

Несмотря на то, что по композиции он подобен своему соседу — храму Кандарайя Махадева, храм Лакшмана меньше по размеру, но шире резко поднимающегося вверх храма Кандарайя. Он 98 футов длиной и 45 футов шириной, имеет 5 ниш, традиционные окна (oriel) и изысканной резьбы выступающий вход (torana).



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Внешняя часть храма украшена изображениями различных эротических поз (sthambha-s) из Кама Сутры и продолжает тему храма Кандарайя, воспроизводящего жизнь Кхаджурахо в сценах спортивной борьбы, молений, танцев, борьбы слонов и т.п. Внутри перемычка двери над входом в святая святых украшена резными фигурами Лакшми и бога Брахмы, которого редко увидишь в индийских храмах. Над двумя маленькими алтарями по бокам — изображение вселенной с девятью планетами (nava graha-s). На боковых стенках двери — живописная картина пахтания океана богами (devas) и демонами и изображения бога Вишну в различных воплощениях. В центре комнаты находится, высотой 4 фута и обрамленная гирляндами (torana), статуя трехрукого и четырехголового бога Вишну. Его центральная голова — человеческая, а две другие представляют его в образе Нарасимхи — человека-льва и Варахи — кабана.

Храм Лакшмана впечатляет силой исторического повествования, по сравнению с другими храмовыми скульптурами. Не только резьба великолепна, но и истории, о которых она рассказывает — необычны. Например, рельефное изображение Реванты. Изображения бога солнца Сурьи можно встретить по всей Индии в храмах, посвященных ему, или в качестве вспомогательного божества. Но в этом храме есть редкое изображение сына Сурьи — Реванты на коне, во время охоты на кабана, оно приближает к жизни мало известный мифологический характер, помещая его в социальный контекст повседневности.



Чаусат Йогини. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

64 жрицы (yogini-s), давшие этому храму его имя, являются помощницами Кали (или Дурги). Они жили в необычном храме, открытом небу. Он был построен в 900 г. н.э. и расположен на каменной скале на восток от Шив Сагара или «озера Шивы».

Это место поклонения, возможно, принадлежащее тантрическому культу, не похоже на остальные сооружения Кхаджурахо. Оно состоит из 65 келий, расположенных по периферии прямоугольного двора, каждая из которых увенчана небольшим шпилем (shikhara) и окном в стиле буддийского храма (chaitya). Сегодня только 35 из них сохранились. Все они, за исключением одной, одинакового размера и предназначались для каждой из жриц. Возможно, там были деревянные двери, защищавшие статуи. Большой алтарь в центре юго-западной стены обращен ко входу и был, согласно некоторым источникам, предназначен для Кали. Другие считают, что там должна была находиться статуя Шивы Бхаиравы. В настоящее время там помещаются три божества — один Махишасурамардини (еще одно имя Кали, которая убила демона Махишасуру) и две статуи, принесенные сюда из небольших вспомогательных храмов и представляющие матерей-богинь Брахмани и Махешвари.


Матангешвара. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия

Единственный действующий индуистский храм в Кхаджурахо — Матангешвара — является священным как для царского семейства этого района, так и для остальных жителей. Обращенный на восток и украшенный эркерными окнами (oriel), храм стоит недалеко от храма Лакшманы. Его уникальная особенность — это установленный на полу алтаря большой женский символ йони — двойник линги или фаллического символа, высотой 4 фута. Он 20 футов в диаметре и удерживает тщательно отполированный лингам высотой 8 футов и 3 фута в диаметре.

Восточная Группа Кхажурахо

Восточная группа храмов Кхаджурахо состоит преимущественно из джайнистских святынь — Парсванатха, Ади-натха, Шанти Натха и Гхантаи, построенных религиозно терпимым Чанделой. Здесь также находятся целый ряд небольших индуистских храмов, таких как Джавари, Вамана, Брахма и Хануман. Из них первые три посвящены богу Вишну, Вамана посвящен его воплощению в образе карлика, а храм Брахма из песчаника и гранита, один из старейших в Кхаджурахо, был назван так по ошибке.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Хануман, обезьяний бог и преданный помощник Рамы, был когда-то очень популярным в северной Индии (он все еще высоко почитается в штате Махараштра). В храме находится 8-футовая статуя Ханумана, датируемая 922 годом н.э.

Южная Группа Кхажурахо

В южной группе сохранились только два храма — Чатурб-худж и Дуладео, в первом из них находится огромная статуя бога Вишну, а Дуладео, вероятно, является последним храмом, который был здесь построен.



Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Дуладео — храм Шивы, но его название означает «Святой Жених». Рассказывают, что однажды мимо храма проходила свадебная процессия, и жених скончался у его входа, превратившись в божество. Небольшой, изящный пятипалатный храм хранит несколько известных эротических резных скульптурных изображений, но все же это строение не столь совершенно, сколь его предшественники».

Храм Брахмы в Кхажурахо



Храм Брахмы, один из немногих в Индии. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

«Согласно индуистской мифологии, Брахма, хотя и величайший из всех богов, был однажды проклят за то, что у него нет последователей, и поэтому памятников ему не строили. Это объясняет, почему существует очень небольшое число mandir-s (храмов), посвященных ему, хотя он часто присутствует в храмах других богов. Хотя ему и не поклоняются, Брахма остается высокопочитаемым богом».

Каумуди Маратхе «Храмы Индии. Превращение камня» МК-Периодика, Москва 2001


Брахма. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Кхаджурахо — сакральная сторона страсти



Храмы Кхаджурахо,

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Храмы Кхаджурахо, эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

эротические храмы, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Комплекс храмов Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Каджурахо, находится в 600 километрах от Дели (на юго-востоке страны). Раньше этот город был столицей государства Шанделлы. В период развития Каджурахо были построены 85 древних храмов. До нашего времени сохранилось только часть древних строений - 22 храма.

Эти храмы были открыты только в 1838 году англичанином Бартом. Стоит сразу сказать о том, что исследователь был просто поражен откровенными сценами найденных старинных скульптур и наскальных изображений, которые украшали стены Храмов.

Одна из известных теорий индийской религии гласит: «Чувственное удовлетворение помогает прийти к освобождению души намного быстрее, нежели его запрет».

Древние мастера-зодчие сумели возвести величественные древние храмы, которые отличаются великолепием, красотой, прочностью и долговечностью. Как они построили такие сооружения, имея примитивные инструменты? Возможно, зодчие владели особенными строительными технологиями?

На стенах древнего индийского храма Кама сутры изображены сцены свадьбы Бога Шивы и его супруги Богини Парвати. Знаменитый трактат Кама сутра был создан именно по сценам божественной свадьбы. На стенах старинного сооружения, сексуальные игры изображены в очень откровенных и мельчайших деталях.

Сексуальные сцены Богов символизируют их творческую силу. Древние индусы считали, что слияние мужчины и женщины является признаком глубокой религиозности и истинной веры. Людям, которые живут в других странах очень сложно понять эту древнюю сексуальную культуру.

Приезжая в Каджурахо, путешественники в первую очередь начинают изучать древние индийские Храмы Кама сутры и даже если эти экскурсии сопровождаются дождем и раскатами грома, туристы все равно остаются под сильным впечатлением, потому как подобное не встречается больше нигде.

Каждая стена храмов представляет собой подробнейшую эротическую картинку. Удивительно, насколько богатой была фантазия у древних индусов в сексуальном отношении.

В любом случае древние Храмы Кама сутры существуют и все желающие могут увидеть эти старинные священные строения своими глазами. Только ради этого придется проделать немалый путь, но Храмы Кама сутры этого стоят.

Фотографии