19.12.2023

Кукрыниксы. Мастер политической карикатуры - Ярослав Огнев


СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 21 марта (1 стр.). Сообщение о советско-финских отношениях (1 стр.). Письма трудящихся товарищу Сталину и ответы товарища Сталина (2 стр.). Майор В.Губанов. - Противовоздушная оборона переправ (2 стр.). Гвардии полковник И.Бабенко. - Атака пехоты и танков (2 стр.). Б.Руснак. - Заря над Молдавией (3 стр.). Кукрыниксы. - Мастер политической карикатуры (3 стр.). П.Павленко. - Кровная дружба (3 стр.). М.Мендельсон. - Американские выборы 1944 года (4 стр.). Английская и американская печать о победоносном наступлении советских войск (4 стр.). К событиям в Венгрии (4 стр.) .

Новый альбом художника Бор. Ефимова

Издательство «Искусство» выпустило альбом карикатур художника Бор. Ефимова «Гитлер и его свора». Каждый из этих рисунков, созданный рукой большого мастера, метко бьет по цели, разоблачая «теорию» и практику фашизма, пригвождая к позорному столбу берлинскую разбойничью шайку и ее сообщников в Европе.

В работе над газетной карикатурой некогда ждать вдохновения. Вечером или поздно ночью получено важное сообщение, а утром оно, воплощенное художником в карикатуру, становится достоянием миллионов читателей. Быстрота рождения темы и ее графического решения требует от мастера большого творческого напряжения, острого политического чутья, разносторонних знаний. Много художников работало в карикатуре, но очень немногие из них смогли так прочно и органично связать свою творческую жизнь с газетной страницей, как Бор. Ефимов. Пожалуй, это единственный пример художника, проработавшего в газете изо дня в день в течение двадцати пяти лет. Большой и почетный труд!

Всё, начиная от композиции рисунка и кончая остроумной лаконичной «ефимовской» подписью под ним, говорит за то, что художник обладает незаурядным талантом, владеет неисчерпаемой выдумкой, и умением создавать надолго запоминающиеся образы.

Один немецкий солдат, сдавшийся в плен нашим войскам, на допросе заявил, что после того, как ему однажды попалась листовка с изображенном Геббельса в образе крысы с хвостом, он при виде настоящей крысы обязательно вспоминает Геббельса и, наоборот, когда видит портрет Геббельса, всегда вспоминает крысу. Этот пример ярко показывает убийственную силу сатиры Бор. Ефимова. В небольшой газетный рисунок он вкладывает столько глубокого содержания, что его не всегда исчерпаешь в обстоятельной статье. Доходчивость карикатур Бор. Ефимова очень велика. Самые запутанные политические ситуации становятся в рисунках Бор. Ефимова доступными и понятными.

Новый альбом художника - итог его повседневной журналистской работы за 1942-43 годы. В семи разделах альбома представлена галлерея омерзительных портретов Гитлера, Геринга, Геббельса, Гиммлера, Риббентропа, Лея, Розенберга, дана, так сказать, «анатомия и патология» фашизма. «Их портреты», «Их «идеология», «Соузники», «Новый порядок», «Блицкриг», «Их настроения», «Их перспектива» - в каждом из этих разделов художник выразительными средствами рисует этапы кровавого пути фашизма от бредовых мечтаний о завоевании мира до заключительного собрания заправил «нового порядка» в большой железной клетке, в которой всю гитлеровскую свору везут на беспощадный суд народов.

Вот карикатура «Их фюрер». Гитлер на трибуне. «За мной идут миллионы», - кричит он. За спиной оратора заводчики и банкиры Германии - Феглер, Крупп, Дуисбург, Симменс. На соседней странице Гитлер изображен в подлинном своем виде. Он сидит привязанным на толстую цепь к банковскому сейфу, как заправский сторожевой пес германского капитала. Мастерски художник разоблачил гнусную сущность фашистских мракобесов, их изуверские расовые теории.

Весьма удачны рисунки на темы о взаимоотношениях между «соузниками» по оси. Германо-итальянские «сердечные» отношения и, как следствие их, «дополнительное из"ятие шерсти в Италии». Гитлер стрижет Муссолини, как глупую овцу. «Новый порядок» в Европе грабительская политика гитлеризма, основанная на крови и плахе, показана зрителю в талантливом изображении Бор. Ефимова.

Очень ярок раздел альбома, посвященный разгрому фашистских полчищ под Москвой и Сталинградом. Такие рисунки, как «Расквартировались...», «Чьи клещи хлеще?», «Перемол на Волге», «Сталинградская наука», трудно забыть, в них дарование художника раскрывается особенно полно.

Осиновый кол, вбиваемый в грязную могилу фашизма, служит великолепной концовкой к альбому. Надо отметить очень высокое полиграфическое оформление книги и от всего сердца поздравить Бориса Ефимова с большим творческим успехом.

Альбом «Гитлер и его свора» - ценный вклад в сокровищницу советской карикатуры. // .


"Красная Армия доказала свое превосходство над противником во все времена года"
Английская печать о победоносном наступлении советских войск

ЛОНДОН, 21 марта. (ТАСС). Лондонское радио передало обзор статей английских газет, в которых комментируются ход и возможные последствия наступления советских войск на Украине.

Газета «Дейли геральд» пишет в передовой статье, что сражение, идущее на Украине, войдет в историю под названием: «Сражение за три реки - Днепр, Буг и Днестр». Гитлер, пишет газета, дал своим войскам приказ любой ценой держаться у Днестра и у Буга, но его генерал Манштейн не в силах справиться с этой задачей. В создавшихся условиях не он хозяин положения, и приказ Гитлера является невыполнимым как со стратегической, так и с тактической точек зрения. Продвижение советских войск является стремительным и неудержимым, в результате чего уже истреблена 6-ая германская армия. Советские войска уже форсировали Днестр, оставив Буг позади себя. Замечательное продвижение Красной Армии развивается во всё нарастающем темпе, несмотря на крайне неблагоприятные условия погоды. Лишь исключительное мастерство советских генералов в сочетании с высокими боевыми качествами войск могло сделать возможным такое успешное продвижение. Красная Армия доказала свое превосходство над противником во все времена года.

Московский корреспондент газеты «Ньюс кроникл» также подчеркивает, что, несмотря на все свои усилия, гитлеровцы не смогли удержать свою линию обороны на Днестре. Советское верховное командование прочно держит боевую инициативу. Фронт немецкой обороны разваливается. История уже стала свидетельницей разгрома крупной немецкой армии.

Военный корреспондент газеты «Дейли телеграф энд Морнинг пост» заявляет, что история извлечет большой урок из последних месяцев борьбы на советско-германском фронте. В целом ряде сражений немцы жертвовали своими резервами, а теперь, в наиболее критический момент, у них уже нет больше никакой возможности для того, чтобы предотвратить полный развал своего фронта на Украине. Русские пожинают плоды своей стратегии.

ЛОНДОН, 21 марта. (ТАСС). Сообщения о победах советских войск и о потерях германской 6-й армии были опубликованы во всех газетах на первой странице под крупными заголовками. Военный обозреватель газеты «Санди таймс» пишет, что наступление частей 2-го Украинского фронта выглядит как рассчитанный и смелый маневр перед лицом измотанного и сломленного врага.

"Волнующее и радостное событие"
Отклики американских газет на наступление Красной Армии

НЬЮ-ЙОРК, 21 марта. (ТАСС). Нью-йоркское радио в своем обзоре указывает, что главное место в передовых статьях американской печати занимают новые блестящие успехи Красной Армии. Для комментариев печати, говорится в обзоре, характерна передовая статья в газете «Нью-Йорк геральд трибюн». Всего только две недели тому назад, говорится в этой статье, Красная Армия начала наносить новые сокрушительные удары по всей линии немецких позиций на юге Украины, и уже 19 марта было об’явлено, что советские войска форсировали на широком фронте реку Днестр. Это - волнующее и радостное событие. Победа под Сталинградом послужила великим поворотным пунктом в войне. Под Сталинградом немцы достигли гребня волны, а затем началось их падение. Нынешнее огромное поражение немцев, разгром их 6-й армии, являвшейся преемницей германской армии, погибшей под Сталинградом, также представляет собой поворотный пункт в войне, на сей раз знаменующий собой близкий конец гитлеровской авантюры.

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
В ВИННИЦЕ

1. Сожженные гитлеровцами жилые дома в центре города. 2. Жители вывешивают красные флаги в честь Красной Армии. 3. Население города приветствует части Красной Армии, вступившие в Винницу. Снимки нашего спец. фотокорр. старшего лейтенанта Г.Хомзора. Доставлено на самолете летчиком Захаровым.


**************************************** **************************************** **************************************** **************************
ЛАВАЛЬ ПРОДАЕТ В ГИТЛЕРОВСКОЕ РАБСТВО ЕЩЕ 300 ТЫСЯЧ ФРАНЦУЗОВ
Сделка «правительства» Виши с Берлином

ЛОНДОН. 21 марта. (ТАСС). Как сообщает агентство АФИ из Женевы, по полученным там сведениям, 12 марта состоялось заседание «правительства» Виши, на котором присутствовал Петэн. На этом заседании Лаваль сделал доклад о своих переговорах в Париже с германским уполномоченным по вербовке рабочей силы Заукелем. Лаваль сообщил, что в результате этих переговоров принято решение об отправке в Германию 300 тысяч рабочих. В ближайшее время, сообщил Лаваль, должно быть отправлено 57 тыс. человек, главным образам за счет лиц, арестованных полицией за уклонение от трудовой повинности, а также всех арестованных, не имевших документов. В дальнейшем решено отправлять в Германию по 81 тыс. человек в месяц, причем посылке в Германию подлежат студенты призыва 1941 года. Лаваль сообщил, что 243 тыс. человек, которые должны быть отправлены в Германию в ближайшие 3 месяца, предназначены для замены на германских предприятиях лиц, призываемых в германскую армию.

Лаваль заявил, что новое соглашение, заключенное с Заукелем, должно быть реализовано вне зависимости от осуществления составленного «статс-секретарем путей сообщения» Бишлоном плана укомплектования рабочей силой французских предприятий, работающих исключительно на Германию. Выступивший на заседании Бишлон настаивал на об"явлении во Франции тотальной мобилизации рабочей силы.

Работорговцы из Виши, однако, учитывают, что заключенная ими с немцами сделка натолкнется на жесточайшее сопротивление французского народа. По сообщению агентства АФИ, выступивший на том же заседании Дарлан предупредил о том, что его карательные операции в Савойе натолкнулись на исключительные трудности. Он заявил, что для подавления сопротивления французов нужно усилить карательные отряды артиллерией и авиацией.

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
"ОБСЕРВЕР" О СОЗДАНИИ ПОЛЬСКОЙ АРМИИ

ЛОНДОН, 19 марта. (ТАСС). Специальный корреспондент газеты «Обсервер» пишет, что важнейшим событием дня в польско-советских отношениях является преобразование польского корпуса, сражавшегося вместе с Красной Армией, в польскую армию. Политическое значение этого шага подчеркнуто тем, что в Кремле был дан обед в честь генерала Берлинга, на котором присутствовал Сталин и советские генералы. Новая армия будет важным фактором в польской политике. «Остается под вопросом, будет ли она принята в самой Польше как подлинная польская армия, но польское подпольное движение стремится избежать трений и враждебности между поляками, борющимися против германских захватчиков. Офицеры польского подпольного движения, прибывшие теперь в Лондон, категорически протестовали против антисоветской пропаганды некоторых выходящих здесь польских газет. Они говорят, что эта пропаганда играет на руку немцам в Польше. Они говорят также, что тайна катынских убийств не вызвала никакого возбуждения среди поляков на территории Польши, которые были свидетелями бессмысленных массовых убийств, совершенных немцами в неслыханных масштабах. К сожалению, повидимому, эти призывы к умеренности не влияют на милитаристские и националистские элементы поляков в Лондоне. Эти элементы попрежнему считают, что их настоятельная задача - это воспрепятствовать какой-либо возможности примирения между Польшей и Россией».

По мнению автора, значительная часть польских министров понимает, что нельзя сохранять нынешнюю жесткую позицию польского правительства в отношении России и что настоятельно необходимо сделать какой-то решительный шаг навстречу советским требованиям. Дискуссии сейчас концентрируются на вопросе о том, как сделать этот большой шаг. Хотя большинство польских министров более или менее отдает себе отчет в реальном аспекте существующего положения, немногие, а, быть может, никто из них не находит мужества открыто высказать свои взгляды и взять на себя ответственность за решение, которое может породить ярость милитаристов и националистов.

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
ИНСТРУКЦИЯ ГИТЛЕРОВСКИХ РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБ ОБРАЩЕНИИ С УГНАННЫМИ В ГЕРМАНИЮ СОВЕТСКИМИ ЛЮДЬМИ

СТОКГОЛЬМ, 21 марта. (ТАСС). Немецко-фашистская газета «Гамбургер фремденблат» опубликовала полицейскую инструкцию, в которой вновь напоминаются установленные властями правила обращения с «восточными рабочими и работницами» (то-есть прежде всего с советскими гражданами и гражданками, ).

Первый параграф этой инструкции вновь напоминает о том, что «восточные рабочие», обязаны носить на правой стороне груди прочно прикрепленный к одежде и хорошо заметный «отличительный знак», на котором на синем поле написано белыми буквами «ОСТ». Согласно второму пункту инструкции «восточные рабочие, имеющие при себе справку о хорошем поведении», могут носить это клеймо не на груди, а на левом рукаве.

Дальнейшие параграфы рабовладельческой инструкции еще раз подтверждают, что для советских граждан, угнанных в Германию, создан каторжный режим. Они обязаны находиться после работы только на территории лагеря, не имеют права пользоваться общественными средствами передвижения, т.е. поездами, трамваями, автобусами, и т.д. Им воспрещается появляться на каких-либо собраниях, предназначенных для немцев или для других иностранных рабочих. Они не имеют права заходить в столовые, рестораны и магазины. Так как множество советских женщин выполняют обязанности домашней прислуги, то-есть превращены в настоящих рабынь, и так как им приходится «по долгу службы» заходить в магазины, инструкция специально подчеркивает, что этим лицам владельцы магазина могут продавать что-либо только при пред"явлении .

Девятый параграф инструкции категорически воспрещает немецкому населению какое-либо общение с «восточными рабочими», при чем предусматривается серьезное наказание за нарушение этого правила.

Гитлеровская газета «Бремер цейтунг» опубликовала статью начальника округа Шумана, который признает, что иностранные рабочие ненавидят своих поработителей и что пребывание этих рабочих в Германии создает для гитлеровцев большую угрозу. «В отношении иностранцев, - пишет гитлеровский чиновник, - враги пустили в ход крылатое словечко «троянский конь». Под этим они подразумевают, что присутствие иностранцев составляет опасность для самой Германии». Не отрицая этого, Шуман, заклинает немцев не вступать в какое-либо общение с иностранцами, работающими в Германии, особенно с «восточными рабочими». Он цинично заявляет, что, если немец видит, как «восточная работница» с детьми гибнет от голода, он не должен пытаться ей помочь и что со всякими подобными попытками «нужно немедленно покончить».

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
СООБЩЕНИЕ О СОВЕТСКО-ФИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

8 марта Советской Миссией в Стокгольме был получен ответ Финского Правительства. Из этого ответа следовало, что Финское Правительство затрудняется принять советские условия перемирия без предварительной дискуссии.

10 марта Советское Правительство сообщило Финскому Правительству, что Советское Правительство считает финский ответ неудовлетворительным. При этом Советское Правительство обратило внимание Финского Правительства на то, что советские условия перемирия в виде шести пунктов, переданные г-ну Паасикиви, являются минимальными и элементарными и что лишь при принятии этих условий Финским Правительством возможны советско-финские переговоры о прекращении военных действий. Советское Правительство сообщило также, что оно будет ждать ответа Финского Правительства до 18 марта.

17 марта Финское Правительство дало по поводу советского заявления отрицательный ответ и тем самым взяло па себя всю ответственность за последствия. // Информбюро Наркоминдела СССР .

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
От Советского Информбюро *

В течение 21 марта юго-западнее города Дубно наши войска, продолжая наступление, овладели районным центром Ровенской области Верба, районным центром Львовской области Подкамень, а также с боями заняли более 60 других населенных пунктов, в том числе крупные населённые пункты: Столбец, Града, Бучина, Суховоля, Накваша, Немяч, Лопушна.

Западнее и юго-западнее города Винница наши войска продолжали наступление и с боями заняли более 50 населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты Сусловцы, Багриновцы, Боркив, Микулинцы, Дашковцы, Юзвин, Медвежье Ушко, Широкая Гребля, Браилов, Коростовцы, Степанки, Кудиевцы, Носкивцы и железнодорожные станции Браилов, Матейково.

К югу от города Жмеринка наши войска, развивая наступление, овладели районными центрами Винницкой области городом Шаргород, Копайгород, а также с боями заняли более 80 других населенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты Пасынки, Мовчаны, Плебановка, Снитков, Высший Ольчедаев, Лучинец, Лазова, Тропово, Сугаки, Вендичаны, Ломозов и железнодорожные станции Котюжаны, Немерчи, Вендичаны, Израилевка, Сулятицкая.

Южнее города Могилев-Подольский наши войска продолжали вести успешные бои по расширению плацдармов на правом берегу Днестра, овладели районным центром Молдавской ССР Атаки, а также с боями заняли более 40 других населённых пунктов, среди них крупные - Арконешть, Висока, Котова, Мындык, Дрокия, Шурели, Кетросы, Згурица и перерезали железную дорогу Бельцы-Черновицы.

Юго-западнее Ново-Украинка наши войска вели наступательные бои, в ходе которых овладели районными центрами Одесской области Благодатное, Арбузинка, а также с боями заняли более 50 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Синюхин Брод, Ново-Александровка, Лысая Гора, Софиевка, Никольское, Новокрасное, Демидовка, Ивановка, Алексеевка и железнодорожные станции Синюхи, Подгородная, Бандурка, Новокрасное, Кавуны.

Юго-западнее города Бобринец наши войска продолжали наступление и с боями заняли более 40 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Новоселовка, Николаевка, Зеленый Яр, Трикраты, Вознесенский, Вороновка.

На других участках фронта - бои местного значения.

В течение 20 марта наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 29 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 47 самолётов противника.

Юго-западнее города Дубно наши войска продолжали наступление. Противник, усилив свои боевые порядки 361 пехотной дивизией, только что прибывшей из Дании, предпринял несколько контратак. Советские части отбили вражеские контратаки и, продвигаясь вперед, заняли районный центр Ровенской области Верба, а также более 60 других населенных пунктов. В ходе боёв уничтожено 900 немецких солдат и офицеров, 9 танков и самоходных орудий. Захвачено 24 орудия, 52 пулемёта, 2 склада боеприпасов и склад с инженерным имуществом. Несмотря на бездорожье и распутицу, наши подвижные части совершили 30-километровый марш, вышли на шоссе Броды-Тарнополь и стремительной атакой овладели районным центром Львовской области Подкамень. Захвачены большие трофеи. На улицах города Кременец, на-днях занятого нашими войсками, обнаружено до 1.500 трупов немецких солдат и офицеров.

К югу от города Жмеринка части Н-ского соединения овладели важным узлом грунтовых дорог - городом Шаргород. Бойцы другого нашего соединения сломили упорное сопротивление немцев и, преследуя их, заняли районный центр Винницкой области Копайгород. Отступая под ударами советских войск, противник бросает орудия, автомашины и различное военное имущество. Бойцы Н-ской части, выбив гитлеровцев из одного села, захватили 17 орудий, из них 4 самоходных, с заведенными моторами. На другом участке советские танкисты атаковали роту противника. Немецкие солдаты и офицеры не оказали сопротивления. Они сложили оружие и сдались в плен.

Южнее города Могилев-Подольский наши войска вели успешные бои по расширению плацдармов на правом берегу Днестра. Советские части, занявшие город Могилев-Подольский, не теряя ни одной минуты, переправились через реку и штурмом овладели районным центром Молдавской ССР Атаки и рядом других населенных пунктов. Развивая успех и преодолевая днестровскую оборону немцев, наши бойцы перерезали важную железнодорожную магистраль Бельцы-Черновицы. Попытки противника контратаками задержать наступление наших войск потерпели неудачу.

Юго-западнее города Бобринец части Н-ского соединения продолжали развивать наступление и заняли более 40 населенных пунктов. Противник оказывал сильное огневое сопротивление и неоднократно бросал в контратаки пехоту и мелкие группы танков. Все контратаки гитлеровцев отбиты. Бойцы Н-ской части за день с боями прошли до 14 километров и истребили 600 немецких солдат и офицеров. Захвачено у немцев свыше 200 автомашин, 53 мотоцикла, 3 склада с продовольствием и склад с зерном. Взяты пленные. В самый разгар боя за один населенный пункт расчет старшего сержанта Солянина заметил, что к его орудию приближаются несколько танков и два самоходных орудия противника. Прямой наводкой наводчик Кутявин подбил один немецкий танк, а затем . Остальные немецкие танки быстро повернули обратно.

Партизанский отряд, действующий в Львовской области, в боях с численно превосходящими силами противника попал в окружение. Заняв круговую оборону, советские патриоты в шестичасовом бою подбили два немецких танка и истребили до 200 гитлеровцев. Ночью партизаны стремительной атакой прорвали кольцо окружения. Отряд партизан занял выгодные позиции и продолжает наносить удары немцам.

Жители села Ново-Мыиск, Ровенской области, рассказали о зверствах немецко-фашистских захватчиков: «Тяжелые страдания и неслыханные издевательства пережили мы за время фашистской оккупации. Гитлеровские изверги нагло заявляли, что украинцев они не считают людьми. В первые же дни оккупации нашего села немцы отобрали у крестьян землю, которую им дала советская власть после присоединения областей Западной Украины к УССР. Землю вместе с посевом захватили немецкие колонисты. Гитлеровцы вконец разорили всё население и обрекли его на голодную смерть. Немецко-фашистские палачи замучили и расстреляли многих ни в чем неповинных жителей нашего села». // .

________________________________________ ________
** ("Красная звезда", СССР)
* ("Известия", СССР)
** ("Красная звезда", СССР)**


Его антифашистские плакаты и карикатуры печатали в годы войны огромными тиражами. Наряду с легендарным диктором Юрием Левитаном, Артур Шик был зачислен в список личных врагов Гитлера, который, будучи оскорбленным его карикатурами, жаждал как можно скорее увидеть ненавистного художника повешенным. “Это личная война Шика против Гитлера, и я не думаю, что мистер Шик ее проиграет!” – так говорила Элеонора Рузвельт, жена американского президента.




Биография этого талантливого художника-антифашиста довольно интересна. Родился он в 1894 году в Польше, но в той ее части, которая до 1918 года входила в Российскую империю. Во время Первой мировой войны был призван на службу и воевал в рядах российской армии на германском фронте. Но уже в 1919-1920 годах, во время войны Советской России с Польшей, Артур Шик оказывается на стороне поляков, ему, как художнику, в родном городе Лодзь поручают руководство отделом пропаганды Войска Польского против СССР.





В 1937 году Артур Шик оставляет Польшу и переезжает в Англию, а в 1940 году – в Соединенные Штаты, на постоянное место жительства.

Еще в начале 30-х годов Артур Шик как-то сказал:«Художник не может оставаться нейтральным к важным сегодня темам. Он не может скрываться за натюрмортами, абстракциями и экспериментами. Наша жизнь вовлекается в ужасную трагедию, и я решил служить своему народу всем моим искусством, талантом и знанием». В 1939 году, когда его родную Польшу раскроили нацистская Германия и СССР, художник всю свою ненависть и отвращение к врагу стал отражать в своих работах, из-под его кисти выходит огромное количество антивоенных плакатов и карикатур.

Из приведенных ниже работ хорошо видно, как менялось отношение художника к стране Советов и лично к Сталину. Если в 1939 году он активно критикует союз Сталина с Гитлером и раздел Польши, то с июня 1941 года начинает понимать роль нашей страны в борьбе с нацистской Германией и отражает это в своих работах.

до июня 1941...






















и после...














На самом деле Артур Шик совершенно не стремился стать карикатуристом, но на его творчество очень сильно повлияла Вторая мировая война. И он становится политическим художником, стараясь быть наиболее полезным в этот период и сделать свои работы понятными и доходчивыми для большинства людей. Его оружие - едкий юмор и острая сатира. Для большего эффекта художник искажает фигуры и филигранно выписанные лица своих “героев” с запечатленными эмоциями и мимикой, отчего они становятся еще более безобразными. Беспощадной ненавистью к проклятым уродцам пропитаны все его работы.

«Не прощай им, Господи, ибо ведают, что творят»









Обложки журнала «Collier’s» военных лет


Также Шик, стремясь донести до американцев, которые практически ничего не знали о Холокосте, истинные масштабы трагедии, создал рисунки и на эту тему. Самый известный из них - “De profundis”, 1943 года. В этом году в застенках лодзинского гетто погибли все его родственники, оставшиеся в Польше, в том числе и мать. Этот небольшой рисунок чернилами он нарисовал еще не видя реальных снимков из гетто и лагерей смерти, но передал весь ужас происходящего так, будто ему самому довелось быть свидетелем этого кошмара.


Хотя Америка и была для Шика страной свободы и демократии, но и здесь он своими карикатурами обличал расовое неравенство и ведущуюся «охоту на ведьм».


Избежать преследований в эпоху маккартизма художнику не удалось, не помогла ни его популярность, ни многочисленные награды. В 1951 году его заподозрили в антиамериканской деятельности, подвергли унизительным допросам. И хотя доказать ничего не удалось, от перенесенного стресса осенью этого же года, в возрасте 56 лет, знаменитый карикатурист Артур Шик скончался.

следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

Хочу предложить несколько карикатур Кукрыниксов (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов,Н.А.Соколов) на военную тему. Рисунки и комментарии к ним взяты из издания «Кукрыниксы» 1984 года. Надо сказать, что агитпроп на фронте – дело не лишнее, а, может быть, и первейшее. В то время, как можно видеть, этим занимались люди талантливые, делали свое дело всерьез, и, главное, сами верили тому, в чем хотели убедить народ. Эти работы относятся к самому тяжелому периоду войны. Обратите внимание: никакой поспешности, никакой паники. Они были с самого начала абсолютно уверены в победе. Гитлер и его приспешники показаны в карикатурах жалкими и смешными людьми. В первую очередь упор делается на такие черты немецкого солдата, как его жадность и стремление поживиться за чужой счет. Враг не демонизируется, кажется даже, что художники чуть-чуть сочувствуют замерзающим немцам и их незадачливому фюреру. Наш солдат показан, как человек, стоящий значительно выше этих уродов. Таких можно только презирать, смеяться над ними, но их даже немного жалко. В стихах используются сложная лексика и литературные образы, обыгрываются текущие политические моменты. При этом авторы были уверены, что солдаты их поймут. Все это опровергает образ советского солдата, как полудикого существа, сражающегося с врагом исключительно из страха перед командирами и отсутствия воображения, как его изображала и продолжает изображать западная пропаганда, а молодые люди слушают – и верят.


АРАПСКИЕ СКАЗКИ НЕМЕЦКОГО ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ, ИЛИ ТЫСЯЧА И ОДНА ЛОЖЬ. 1941



В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.

Фашистский сумрачный калиф,
Кальян душистый закурив,
Велел войти с докладом
Своим Шехеразадам.

И вот вошел Шехеразад
И прочитал ему доклад:

Один немецкий пулемет
Разбил сто тысяч дотов
И триста тысяч девятьсот
Семнадцать самолетов!

Два „мессершмитта" на лету
Забрали в плен Алма-Ату
С воздушным загражденьем,
С луной и затемненьем...

Калиф прервал его доклад,
Прикрыв плотнее двери:
- А каковы, Шехеразад,
Немецкие потери?

Калиф, ты задал мне вопрос
Весьма замысловатый,
Я на советский счет отнес
Немецкие утраты!

ФАШИСТСКАЯ ПСАРНЯ. 1941



Участники агрессии рассчитывали на территориальные приобретения за счет СССР: фашистская Германия обещала Румынии междуречье Днестра и Днепра, Финляндии - Восточную Карелию и часть Ленинградской области, Венгрии - предгорья Карпат до Днестра.
Карикатура сопровождалась стихами С, Маршака:
Гитлер вымолвил в Берлине:
„Муссолини, куш!"
-Ляжет на пол Муссолини,
Толст и неуклюж.

Если фюрер скажет резко:
„Мой Трезор, ату!"
-Вихрем мчится Антонеску
С плеткою во рту.

Если Гитлер палку бросит,
Говоря: „Аппорт!"
-Маннергейм ее приносит,
Радостен и горд.

У стола сидят собачки,
Образуя круг.
Ждут какой-нибудь подачки
Из хозяйских рук.

Но обещанные кости
Ест хозяин сам.
Только плети, только трости
Остаются псам.

ЗАВОЕВАТЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ ДРУЖБОЙ.




Смотрят жадные враги,
Чем бы поживиться?
Каши просят сапоги
У фашиста Фрица.

К нам явился без сапог
Этот вор и пьяница,
А домой уйдет без ног,
Если жив останется.
К НАМ ЯВИЛСЯ ОН ЗА КАШЕЙ... Упаковка для концентрата.
Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:
К нам явился он за кашей
С ложкой, вилкой и ножом,
Но его отучат наши
Заниматься грабежом.

Хотел отведать каши
Владетельный барон.
Теперь на грядке нашей
Пугает он ворон.

ДАМСКИЕ МОДЫ В ГЕРМАНИИ. ЗИМНИЙ СЕЗОН


ЛЮДОЕД-ВЕГЕТАРИАНЕЦ


БЛИЦ-ГРИП



Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
Молниеносную войну
Он обещал в июне,
И целый час метал слюну,
Беснуясь на трибуне.

Он говорил: - Исход войны
Решу я в две недели!
-И дураки его страны
В ответ ему галдели.

Когда же этот срок истек.
Бессовестный оракул
Двухмесячный назначил срок.
А Геббельс „хох!" проквакал.

То к ноябрю, то к рождеству,
То первого апреля
Грозился фюрер взять Москву.
А месяцы летели...

«Не думать о конце войны!» -
Таков приказ последний.
«Немедля сдать в казну штаны!» -
Гласит приказ соседний.

Уже листов календаря
Не остается, кроме
Сорок восьмого мартобря
На стенке в желтом доме…

ПЯТНА КРОВИ. 1942.


Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско-германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. «Ничего – пишет она – если они испачканы в крови, их можно выстирать.»(Из газет)
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
- Мой Фриц, сокровище мое,
Пиши нам о своем здоровье.
Пришли нам теплое белье,
Хотя бы залитое кровью.
Его могу я постирать.
Оно малютке пригодится...
Так пишет женщина и мать,
Достойная подруга Фрица.
Когда устраивал погром
Фашист, клейменый смертным знаком,
Незримо с ним врывалась в дом
Она с кошелкой и рюкзаком.

ПРОШЛО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ (ВЗИРАЯ НА
ЛИЦА.). 1942



«Прошло всего несколько месяцев, а как изменились» - Геббельс.

Огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.
„Никто не знает, как долго еще продлится война", - сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений. „Поход против России, - сказал он, - длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат".

СКОРБНАЯ ПОМОЩЬ. 1942



Картинки отсканированы самостоятельно для свободного использования всех желающих.

Ко времени Великой Отечественной войны искусство Кукрыниксов-сатириков достигло полной, глубокой зрелости. Окончательно сложилась творческая методология, определился весьма широкий диапазон художественных приемов, была отточена до блеска изобразительная техника. А главное- враг был взят на прицел, изучен и понят. Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). С вышки социалистического гуманизма Кукрыниксы зорко увидели и распознали не только общественную суть фашистских концепций, но и все их взаимоотношения с жизнью эпохи в целом и каждого ее современника в отдельности. Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. А это уже тема полнокровного искусства. Разоблачая бесчеловечность как оборотную сторону и внутренний импульс любых теорий и действий фашизма, Кукрыниксы вдохновлялись образной идеей, полной благородного этического смысла и высокой содержательности. В этом первооснова их творческого и гражданского подвига времен борьбы с фашистским нашествием.

Свою первую работу эпохи 1941-1945 годов - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - Кукрыниксы выполнили в первый же день,"точнее, в первый же вечер войны- 22 июня 1941 года. 24 июня плакат стал неотъемлемой частью мгновенно изменившегося, сурово напряженного облика Москвы, а затем и других «наших городов. Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. В нем отчеканилась с лапидарной ясностью краткой формулы вся ситуация начавшейся великой борьбы: сбросивший маску Гитлер против Красной Армии, против свободы; людоед против человека. Грубовато, до резкости прямолинейно? Да! И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. Иными они и не могли быть. Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания. Необходимо было создать образы, способные прорваться сквозь бурю грохочущих событий и волнений военного времени, захватить своим гневом и страстью воображение каждого, поведать о главных, решающих особенностях происходящего на языке простых, отчетливо ясных истин.
Кукрыниксы это сумели. Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер. И дело оно делало общее. Оно воевало. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия. Они били по врагу дальнобойными залпами плакатов, обстреливали полчища оккупантов минами и торпедами своих карикатур, забрасывали в их тылы десанты сатирических листовок.

Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» - ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. Тем более, что и такие работы сослужили свою, пусть недолгую, но нужную и благородную службу. Но если судить по лучшим произведениям периода, Кукрыниксы не только в целом сохранили высокий уровень в своем творчестве, но и придали ему новую силу и остроту художественного воздействия. Порожденная высоким пафосом, яростным вдохновением борьбы энергия полной самоотдачи, внутренней мобилизации художников напоила живыми соками их искусство, дала ему новый толчок развития. Сатирическая фантазия, метафорический строй изображения, столь свойственные художникам в их карикатурах военных лет, воплощаются с особой емкостью и лапидарностью иносказательного обобщения.

Скажем, в «Превращении фрицев» (1943) шеренги немецких солдат, направляемых указующим перстом Гитлера, «преобразуются» сначала в шагающие фашистские знаки, а затем в ряды березовых крестов на заснеженных русских полях. Метафорическое действие карикатуры с четкостью афоризма запечатлевает всю историю гитлеровского нашествия - от истоков до финала, который художники с полной убежденностью предвидели.

Сходным порядком метафора во многих других работах - легко обозримых, ясных и броских в своей стремительной образной динамике - на свой манер трактует значительные события времени, подводит их итоги, обнажает самое главное и существенное. Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей - ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное), изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944). У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» - и вот результат его безмозглой стратегии - «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944).
Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь, и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть...», 1943). Это же целая глава истории военных лет, воплощенная с немыслимой эксцентричностью, но абсолютно верная и точная по существу оценки вполне реального положения вещей.

Вообще очевидное большинство созданных Кукрыниксами в военные годы сатирических иносказаний обладает глубокой и многоплановой выразительностью. Они, эти иносказания, опираются на конкретные ситуации, которые художники перелагали и переиначивали в своих работах с удивительной изобретательностью и блеском остроумия. Пресловутое евангелие фашизма - «Майн кампф» - преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит - ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). Фашистские лидеры выжимали последние соки из своих европейских сателлитов - и вот в карикатуре 1942 года показывается, как Гитлер и Муссолини, наподобие грязного белья, выкручивают Лаваля, а другие квислинги уже висят на веревке, как жалкие, израсходованные тряпки. Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» - и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943). Содержание всех этих и многого множества подобных сатирических фантазий легко расшифровывается, но они полны значительного исторического смысла, добираются при помощи образного рентгена до подоплеки, до скрытых глубин многих событий и характеров эпохи.

Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов, избиравшихся художниками. Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям. Тут они несколько парадоксальны: автор стремился доказать, что нельзя создать точную словесную параллель работам художников: сатирические произведения Кукрыниксов составляют исключительную принадлежность зрительного ряда впечатлений, стихии зрительных образов. Мне могут возразить, что изобразительное искусство, так же как музыка и архитектура, всегда обладало своей особой и неповторимой художественной речью, для которой немыслимо найти исчерпывающе точный словесный эквивалент. Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится. Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству. Правда, буквы и слова заменяются в тысячах газетно-журнальных карикатур XX века штриховыми иероглифами, но сами по себе они еще не создают ни зрительных образов, ни изобразительного искусства. Эти карикатуры напоминают древнюю пиктографию - рисуночное письмо, изображение событий и действий с помощью условных знаков. Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще- репликах персонажей. Не только зрительный образ, но даже техническое качество рисунка практически тут не имеют никакого значения. Этого рода карикатуры и придумываются и воспринимаются по законам литературы; штриховые иероглифы служат в этом случае как разновидность печатных литер.

Вот такие карикатуры можно не только пересказать, но и без всяких утрат, полноценно заменить словами. Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры- он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно. Но что касается Кукрыниксов, их творчество целиком и безраздельно принадлежит изобразительному искусству, вековой традиции сатирической графики, основанной на приемах чисто зрительных характеристик, уподоблений, метафор. В годы войны глубокой зрелости и виртуозной артистичности достигло не только рисуночное мастерство художников, но и само их зрительно-образное мышление. Свободная игра сатирической фантазии, легкость и упругая сила ее полета, способность к мгновенной и всякий раз оригинальной образной импровизации на актуальную, хоть нынче возникшую тему - все это стало повседневной атмосферой творчества художников. В 1941-1945 годах они создали сотни карикатур, и любая из них - хоть крохотная заставка для листовки, хоть рисуночек наклейки на обертке пищевого концентрата - содержит свой сатирический образ. Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора - родная речь их карикатур. К слову сказать, органичность этой речи - одно из очевидных доказательств полнокровной жизненности классических традиций в области сатиры, способности этих традиций давать новые побеги, вступать в живое сопряжение, с нашей современностью.

Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. Не было ли в них некоторой облегченности, не показывали ли они сильного и беспощадного врага всего лишь жалким и нелепо-смехотворным?
На такой вопрос нельзя ответить односложно. При всей внешней простоте и общепонятности кукрыниксовых карикатур они содержат несколько образных слоев. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды - особенно). Ибо этот смех придавал силы в смертельной схватке, превращал в пустую легенду миф о непобедимости фашистских полчищ, внушал презрение к врагу, а смешной и презираемый враг - не страшен.
Но стоит призадуматься над природой и основой этого смеха. Не просто же выдуманными комическими ситуациями он вызван, не нарочитым оглуплением фашистов, их облика и поступков. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» - форменные идиоты, игрой случая оказавшиеся у руля власти. Это куда как просто, но тогда подлинная обстановка великой борьбы подвергалась бы недопустимому искажению: на полях Отечественной войны происходила трагедия, а не оперетка.

Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине. Гитлер, Геринг, Геббельс, Муссолини и прочие выступают в их сатире не столько конкретными личностями, сколько персонифицированными образами фашизма в целом. Господин Адольф Гитлер мог быть от природы умен или глуп, талантлив или бездарен, но нацистская догма, которая выдвинула его на политическую арену, была исторически обреченной, враждебной разуму и перспективам развития человеческой цивилизации. Господин Иозеф Геббельс мог обладать недюжинным красноречием, но все, что он говорил, было грязной ложью и подлой демагогией, направленной на оправдание жесточайших преступлений и отвратительной несправедливости,- это определялось не только его личными свойствами, а прежде всего характером того дела, которому он преданно служил. Точно так же Геринг, Гиммлер, Риббентроп, Розенберг, Франк, Гесс, Борман, Кальтенбруннер и прочие крупные и мелкие бесы нацизма могли обладать теми или иными оттенками индивидуальных качеств, но все они были кровавыми извергами, людоедами уже только потому, что стали активными практиками фашизма: только в таких типах он нуждался. Кого-то он подбирал уже сложившимся негодяем, кого-то постепенно превращал в добровольного палача - оттенки несущественны, важен результат. В темном фашистском царстве логика формирования отдельных характеров, логика отдельных судеб определялась общей логикой фашизма, его социальным содержанием и исторической функцией. Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли. «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом. Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости.
Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно связано столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов. Уже шла речь о том, что эти мотивы встречались в довоенных произведениях художников на сходную тематику. Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой.

Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное. Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было. Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. Зверство - душа фашизма; власть низменных инстинктов лежит в основе всех побуждений и поступков его деятелей. Поэтому все звериное в изображении их - вполне портретно, а все человечье - неправдоподобно, поддельно, похоже на маску. Этот парадокс- страшный, но абсолютно реальный - заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур.

Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции. Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью». Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. Обвиняют зримо- образы карикатур воспринимаются как вещественные доказательства подлейших преступлений. Фантастическая эксцентриада рисунков, абсолютно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом. Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг? А Кукрыниксы показывают именно вирус фашистской эпидемии, обнажают ее скрытую, затаенную суть.

Звери в карикатурах Кукрыниксов - особого рода. Ни в каких зоопарках вы их не встретите. К анималистическому жанру они касательства не имеют. Это не удивительно: ведь даже самый наглый шакал, самая ядовитая змея, самая злобная акула куда благороднее и привлекательней фашиста. Их, шакалов и змей, собственно, не в чем винить - они живут по тем законам, какие предписала им сама природа. А фашизм - гнусное извращение человеческой природы, надругательство над ней. Он - виновник отвратительной метаморфозы: люди, сохраняя человеческое обличье ведут себя как хищники и пресмыкающиеся. Это чудовищные кентавры, равно несходные и с нормальным «гомо сапиенс» и с обычным животным. К слову сказать, именно эта коллизия очень точно воплощена художниками в одном из «Окон ТАСС» («Крыловская мартышка о Геббельсе», 1934); жалкая, удрученная обезьянка с испуганным изумлением рассматривает портрет последние времена стали, пожалуй, еще суровей и жестче в своем резком и гневном сарказме, не развлекают, не забавляют на досуге. Они зовут к борьбе, к высокому напряжению сил во имя защиты идеалов добра и справедливости. Оценивая с позиций социалистической идейности конкретные политические ситуации, Кукрыниксы придают своему творчеству общечеловеческий характер, размышляют о судьбах всей людской цивилизации, воюют за ее светлое будущее. Художники обрушиваются на врагов мира и свободы всей разящей силой своего зрелого, неугасающего таланта. Они могли бы, обращаясь к прежним к новоявленным «Гитлерам всех мастей», хлестнуть их бичом гневно-презрительных пушкинских строк: «Всю вашу сволочь буду я мучить казнию стыда». Эта яростная тирада прозвучала бы как девиз всей их работы в сатире, как клятва, которую они сдержали, которой свято верны и поныне.
1969
Александр КАМЕНСКИЙ

Из альбома "КуКрыНиксы ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА 1929-1946", "Советский художник", 1973 г.

Lustige Blätter — еженедельный немецкий сатирический журнал, издавался с 1852 по 1944 год. Ни одной, даже дружественной карикатуры, на вождей нацистской Германии в журнале не было.

«Я думаю, нам нужно двигаться вместе, раз уж вы на нашей стороне» - говорит Черчилль, вцепившись в Сталина, в то время как красная звезда падает с небосклона. Один из номеров журнала, вышедший сразу после 22 июня 1941 года.

«Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь». Товарищ Сталин — без зубов, зимой 41-го немцы были разгромлены под Москвой. На заметку пропагандистам – как поражение превратить в победу.

Выпуск №22/1942 год.

«Наше предложение. Подпись на памятнике — генерал Линч». В США должны поставить памятник неграм, по всей видимости, он будет таким. «У вас в Америке негров вешают» — вовсе не изобретение советской пропаганды.

Выпуск №45/1943 год.

«Информация из США». Когда говорит Дядя Сэм, правда стоит вверх тормашками. Ничего нового — где-то мы это всё уже видели…

Выпуск №45/1943 год.

«Этот коктейль, кажется, ему не нравиться». Уинстон Черчилль только что подал сильно похудевшему британскому льву смесь крови и слез (тяжелый труд и пот пропущены). Намёк на первую речь Черчилля в качестве премьер-министра: «Мне нечего предложить вам, кроме крови, тяжкого труда, слез и пота».

Выпуск №17/1942 год.

«Я — друг всех маленьких стран». Черчилль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает, что англичане любят воевать чужими руками.

Выпуск №31/1941 год.

«Сингапур. Сильнейшая крепость в мире». Журнал радуется успехам японцев, 15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским.

Выпуск №7/1942 год.

Уинстон Черчилль пытается скрепить Англию досками с надписью «обещания». Он делает это гвоздями из корзины с названием «Ложь».

Выпуск №23/1942 год.

«Верь ему, Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить» - говорит Черчилль. Союз Великобритании и СССР казался нацистам противоестественным.

Выпуск №18/1942 год.

«Американская гигантомания». Заголовок: «Разве это не замечательно? Двигатель так мощен, что летит сам по себе, самолет и экипаж останутся невредимыми». Нацисты пока не воспринимают американскую авиацию всерьёз.

Выпуск №23/1942 год.

«Меч самурая. Он порвет рот любому». Реакция журнала на нападение японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Германия и Италия объявили войну США 11 декабря и героем карикатур сразу стал Рузвельт.

Выпуск №2/1942 год.

«Что ты там прячешь за спиной, Франклин? - спрашивает Южная Америка. - Наши обручальные кольца». Намёк на то, что США используют войну, чтобы подчинить себе Южную Америку.

Выпуск №6/1942 год.

«Амбициозный ребенок». Мать – священнику: «Преподобный, разве он не мил? Он хочет быть английским советским комиссаром, когда вырастет». Намёк на то, что британцы, как и их советские союзники, сами скоро станут большевиками.

Выпуск №7/1944 год.

«Торпеда или бомба?» «Ни то, ни другое - шторм». Карикатура конца января 43-го, это разгром немецких войск в Сталинграде. Единственные хорошие новости того периода были связаны с Кригсмарине.

Выпуск №5/1943 год.

«Бомбоубежище для тонущих кораблей». На карикатуре глубоководные существа ищут приют от жертв немецких подводных лодок. Дата – весна 1943 года, сразу после Сталинграда, во время серии интенсивных бомбардировок Германии союзнической авиацией.