09.01.2024

Магия – услуги в обмен на душу. О колдовстве Отношение церкви к колдунам и магам


Как относиться к человеку, который занимается колдовстовом? Только не говорите, что этого не может быть или откуда я знаю, что человек этим занимается. Знаю – и все. Лучше подскажите, как быть? Это близкий к моей семье человек и нам приходится встречаться.

Отвечает священник Афанасий Гумеров , насельник Сретенского монастыря:

Существование колдунов христианство никогда не отрицало. В Священном Писании сказано: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт.18:10-13). Всякое колдовство, ворожба, целительство, заклинания, экстрасенсорика и проч. являются общением с темными падшими духами. Слово Божие и творения святых отцов не только открывают нам демоническую природу всякого вида колдовства, но и научают нас защищаться от него. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Без воли Божией падшие духи не могут навести «порчу» даже свиньям. Вспомним святое Евангелие: «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк.8:30-33). Попускается их действие только тогда, когда человек духовно беспечен, живет в грехах, а каяться и исправляться не хочет. Чаще всего бесовские напасти случаются с людьми гордыми, надеющимися на себя, а не на Бога. Через это попущение они смиряются и сознают свое ничтожество. Мнимая сила бесов проявляется тогда, когда мы бессильны духовно, когда придаем им значимость. Нужно быть в постоянном духовном трезвении, избавиться от беспечности, но страшиться бесов не должно: бесобоязнь - вид духовной болезни. Защита от них одна — жить с Богом и надеяться на Его всесильную помощь. Чтобы Господь оградил нас от этой злобной и агрессивной силы, нужно жить в благодатном молитвенном опыте Церкви: участвовать в Ее святых таинствах (исповедь, причастие, а Великим постом соборование), посещать воскресные и праздничные службы, совершать утреннее и вечернее молитвенное правило, стяжать мирный дух, не осуждать, возгревать в себе духовную радость, покоряться святой Божественной воле. Тогда мы становимся чадами Церкви, и Господь хранит нас как свое достояние. Апостол говорит: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4.7).

Магия и колдовство – это безумие. Исповедь бывшего мага ()
Практическая черная магия онлайн и в реале - истории (Часть 1)
Цена практической черной магии. История ясновидящей
Оккультные науки, книги о магии (Часть1) (Д-р Курт Кох )
Последствия магических заклинаний (Эрнст Модерзон )
Белая магия – маска добра (Борис Зудерман )
Грани оккультизма от герметизма до экстрасенсорики (В. Ю. Питанов )
Соблазн оккультизма (Епископ Александр (Милеант) )
Исповедь бывшей ведьмы ()
Отпустит ли меня мир русской магии? (Ксения 30 лет )



Существуют ли колдуны?

Существуют ли колдуны?

Каково православное отношение к «экстрасенсам», а также надо ли бояться сглаза или порчи, отвечает насельник Сретенского монастыря, кандидат философских наук, кандидат богословия иеромонах ИОВ (Гумеров). *

Отец Иов, обладают ли так называемые колдуны и маги сверхъестественными способностями или они просто морочат голову легковерным людям?
-- Во все времена были люди, совершавшие сверхъестественные действия не по Божьей воле, а с помощью духов злобы. Вспомните Писание: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя приводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 9-12).

Сегодня они себя называют по-другому -- экстрасенсы, целители, маги, ясновидящие, даже наукообразная терминология появилась: метод Бронникова, метод Норбекова, энергетическая клизма (и такое выражение однажды мне встретилось!). Но суть не изменилась -- это общение с темными силами, с помощью которых они совершают рационально необъяснимые вещи, чем удивляют и привлекают многих людей, находящихся в духовной слепоте. В Деяниях святых Апостолов рассказывается о Симоне, который «волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян. 8, 9). Все это давно известно. По словам Екклезиаста: «Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1, 10). Пройдут десятилетия. Уйдут из жизни сегодняшние маги и колдуны, придут другие. И так будет до конца истории, когда в последней великой битве добра и зла будут побеждены и заключены в бездну все творившие темное и злое.

Конечно, есть просто жулики, почувствовавшие массовый спрос на такие «услуги» и решившие с помощью примитивных фокусов и манипуляций заработать на человеческой доверчивости. Тоже, конечно, грех, но если бы все колдуны и маги были просто мошенниками, Церковь не приравняла бы этот грех к убийству. Люди, занимающиеся оккультной практикой, обращаются за помощью к темным силам, и это неизбежно ведет к тяжелейшим болезням души -- в первую очередь самих целителей, но и тех, кто к ним обращается. Многие люди после такой «помощи» заболевают психически. Любой священник знает о последствиях обращения к колдунам, экстрасенсам, целителям -- на исповедь часто приходят люди, ранее обращавшиеся к колдунам.

И что же делать, если когда-то по глупости или незнанию обратился к «целителю» или колдуну? Или если человек сам практиковал оккультные занятия: спиритизм, рейки, фэн-шуй?
-- Падший человек возрождается в таинствах крещения и покаяния. В крещении душа очищается от всех грехов и благодатью Святого Духа освящается, чтобы полнокровно участвовать в молитвенной жизни Церкви. Он получает все необходимое, чтобы со временем иметь духовные плоды и спастись.

Если человек уже крещен, то ему надо приступить к таинству покаяния, которое святые отцы называют «вторым крещением». Через искреннюю и полную исповедь также происходит исцеление и возрождение человека, который испытал воздействие падших духов.

-- Значит, вы не согласны, что нужно проходить специальный чин отречения от оккультизма?
- Святые отцы не оставили нам такого чина. Надо доверять опыту богомудрых мужей, не вводить ничего своего. Это чина нет ни в одном Требнике. Разве может какой-нибудь чин сравниться с таинством? Преподобный Исаия Отшельник говорит: «Бог дал власть изменяться через покаяние и соделываться через это совершенно новым».

Человек, покаявшийся в общении через колдунов с падшими духами, лишь положил начало возрождению. Но одно дело Божье прощение (Господь принимает покаяние и на Суде не вменит человеку раскаянный грех), а другое дело -- исцеление души. Прибегну к аналогии. Чем тяжелее телесная болезнь, тем труднее лечение, тем продолжительней бывает реабилитация. Так и в духовной жизни. Любой смертный грех, как тяжелый духовный недуг, подрывает здоровье души, травмирует ее. И чем больше душа травмирована грехом, тем труднее избавиться от последствий. Нужно шаг за шагом возрастать духовно, глубже входить в церковную жизнь, чаще прибегать к спасительным таинствам. И все равно бесы долго (годами, десятилетиями) не отпускают таких людей, продолжают считать их своими. Очень трудно избавиться от последствий обращения к колдунам. Это я знаю как священник. Такие люди вызывают сострадание, но они должны сознавать, что от них требуется подвиг ради спасения. И если человек имеет такую решимость, Бог ему всегда придет на помощь.

-- Меньше ли страдает человек, если он попал просто к шарлатану?
-- Попал к шарлатану, но шел-то к целителю. Все равно велика вероятность, что его настигнут бесы. Вероотступничество совершилось -- человек обратился за помощью не к Источнику Жизни, а к другому источнику, мутному и нечистому. Бесы очень зорки и внимательны. Для них это находка, они почуяли легкую добычу. Господь уважает свободу каждого человека, дает нам выбор. И велика награда тому, кто захотел быть с Богом. А для лукавого слово «свобода» -- пустой звук, ему лишь бы поймать человека в свои сети. И добьется своего, если человек слеп или имеет слабую веру. Как постоянная грязь на теле является благоприятной почвой для опасных микробов, так к душе, которая постоянно носит в себе греховную нечистоту, найдут путь демоны.

-- Люди сомневающиеся недоумевают: что плохого, если человек кому-то помог, когда медицина была бессильна? А Ури Геллер, например, вообще никого не лечит, просто гнет ложки. Бессмысленное занятие, но как будто вполне безобидное?
-- В том-то и дело, что небезобидное. Есть мир физический, воздействия на который всем более-менее понятны. Например, никого не удивляет, что берется кусок металла и с помощью ковки делается плуг. А почему после того, как человек долго и упорно смотрит на ложку, она начинает гнуться, ни один ученый не объяснит. Естественными силами человек это сделать не может. Какими же силами это делается? Интересная подробность: в парке около своего дома в Лондоне Геллер поставил обелиск «таинственной силе», с помощью которой он гнет ложки. Нет ничего удивительного, что источник его «способностей» для него является личностным началом. Никто не будет ставить обелиск биополю, на которое ссылаются экстрасенсы.

Бывают ли лжечудеса, которые совершают маги и чародеи? Бывают. О них говорится в Библии. Когда Моисей и Аарон силою Божией совершили чудо, то фараон призвал своих чародеев: «Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Исх. 7,11-12).

Различные заговоры, заклинания и иные магические формулы, а также определенные предметы и действия -- лишь позывные для выхода на связь с демонами. Знаю случаи, когда люди ради только «развлечения» применяли их, и вскоре являлись духи. Они были невидимы, но их присутствие -- несомненным: сами открывались дверцы шкафов, падали стулья, раздавались ритмичные звуки.

Для верующего христианина демонический источник тех феноменов, которые демонстрируют перед людьми Ури Геллер и подобные ему, абсолютно ясен. Отец Серафим (Роуз) в книге «Православие и религия будущего» приводит рассказ архимандрита Николая (Дробязгина), который на Цейлоне присутствовал на сеансе колдуна-факира.

«Ошеломленные, мы не могли отвести глаз от этой поразительной картины». Далее отец Николай рассказал: «Я совершенно забыл о том, что я священник и монах, что мне вряд ли приличествует принимать участие в подобных зрелищах. Наваждение было так необоримо, что сердце и ум молчали. Но мое сердце было тревожно и больно забилось. Все мое существо охватил страх. Мои губы сами собой зашевелились и стали произносить слова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!" Я почувствовал немедленное облегчение. Казалось, что какие-то невидимые цепи, которыми я был опутан, начинали спадать с меня. Молитва стала более сосредоточенной, и с ней вернулся мой душевный покой. Я продолжал смотреть на дерево, как вдруг, будто подхваченная ветром, картина затуманилась и рассеялась... Но вот что-то как будто стало твориться и с самим факиром. Он свалился набок. Встревоженный юноша подбежал к нему. Сеанс неожиданно прервался... Уже уходя, я невольно в последний раз обернулся, чтобы запечатлеть в памяти всю сцену, и вдруг - я содрогнулся от неприятного ощущения. Мой взгляд встретился со взглядом факира, полным ненависти. Это произошло в кратчайший миг, и он снова принял свою прежнюю позу, но этот взгляд раз и навсегда открыл мне глаза на то, чьей силой в действительности произведено это "чудо"».

С моим близким родственником Вячеславом Веселовым произошел такой случай. Он сидел перед включенным телевизором, когда начался сеанс с участием Чумака. Вячеслав взял сосуд со святой водой и начертил в воздухе крест перед экраном. Изображение тотчас исчезло. Телевизор не работал до конца сеанса, а потом сам включился.

Большинство людей идет к экстрасенсам и целителям, чтобы поправить здоровье, исцелиться от серьезной болезни. Удается ли это кому-нибудь?
-- Наша жизнь, здоровье, долголетие -- все в руках Божьих. Одним болезни посылаются за грехи, а людям, внимательным к своему внутреннему миру -- для духовного совершенства. В любом случае мы должны обращаться только к Богу. Невозможно лечить тело, не врачуя душу. Причина болезни остается.

У экстрасенсов, как правило, люди никакого исцеления не получают, а испытывают воздействие пагубных сил. Начинается душевное расстройство. Иногда это проявляется не сразу. И если даже порой синдром снимается, наблюдается локальное улучшение, то какой ценой? Душа попадает в плен. Надо помнить, что духи злобы ничего не дают даром. Их цель одна - погубить человека, привести в ад.

Несмотря на определенное разнообразие случаев обращения к колдунам, все укладывается в классическую формулу отношений Фауста и Мефистофеля. Я имею в виду не поэму Гете, а реального, исторически существовавшего Фауста. Маг и чародей Иоганнес Фауст (ок.1480 – ок.1540) заключил договор на 24 года с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад.

До нас дошли свидетельства современников о нем. Филипп Меланхтон (1497–1560), теолог и идеолог немецкой Реформации писал, что был знаком с ним лично: «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения... Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: "Не пугайся нынче ночью". Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. М., изд. «Наука», 1978).

Люди, которые идут за исцелением к колдунам, отдают под залог свою душу. Она становится пленницей. Кто-то надеется вылечить радикулит, девушка хочет привлечь внимание молодого человека, иной идет ради экзотики и суетного любопытства - все они, подобно Фаусту, заключают договор. Ничего не подписывают, не ведают даже о происходящем, но соглашение вступает в силу. Цена этого договора – спасение души. Если, конечно, вовремя, пока живы, не поймут и не покаются.

-- Но ведь это убедительно только для верующих.
-- Вы правы, это все звучит убедительно только для людей воцерковленных. Мы живем в постатеистическом обществе. 75 лет активно насаждался атеизм. Но душе человеческой тесно в рамках только материального мира, и после падения коммунизма у многих людей появилось желание выйти за эти рамки. А вековые ценности утрачены, духовные традиции прерваны, корни перерублены. Если применить к нашему времени притчу о сеятеле (Мф. 13, 3-23), то нужно признать, что у большинства людей сегодня, увы, в душах тернии и камни. Весь уклад современной жизни заглушает духовные потребности. Души опустошаются и грубеют.

Поэтому многие не знают и знать не хотят законы духовной жизни, оказываются вне 2000-летней церковной традиции, в которой скристаллизовался опыт людей, живших праведно и благочестиво, предпочитают лжедуховность, псевдорелигиозность, экзотику. Все это не требует никаких нравственных трудов, не предполагает искоренения пороков и страстей, но дает иллюзию полноценной жизни. Людям кажется, что это делает их жизнь интересней, наполняет смыслом. Мы не должны их обличать и презирать, а должны с искренней любовью делать все, что в наших силах, чтобы помочь им прийти к подлинной духовности, вне которой нет спасительной истины. Господь ведь спросит с нас не только, как мы ходили в церковь и уклонялись от путей нечестивых, но и помогли ли мы заблудившимся, показали ли им путь к свету. Уверен - каждый из нас сделал далеко не все возможное, чтобы им помочь.

А приходилось ли вам исповедовать бывших экстрасенсов, магов? Правда ли, что они не могут стать членами Церкви, пока не утратят свои способности?
-- Дважды мне пришлось исповедовать людей, которые активно практиковали оккультизм. В первом случае это был мужчина, а во втором - женщина. К исповеди обоих привела онкологическая болезнь. Мужчина был внешне еще достаточно крепким. После исповеди он прожил около двух лет, но к церковной жизни так и не пришел. К женщине я пришел домой. Она уже не могла ходить. Я исповедал, соборовал и причастил. Все три таинства она приняла осознанно. Через некоторое время для нее наступили последние дни жизни. Знакомая, которая побудила ее пригласить в первый раз священника, предложила позвать его еще раз, но умирающая отказалась. По-видимому, падшие духи, с которыми у нее была столь тесная связь, сохранили над ней власть и воспользовались тем, что ее умственные и душевные силы были на исходе.

Что касается «способностей» оккультистов, то это слово нельзя понимать буквально. Бывают способности математические, музыкальные и другие. Они даны человеку Творцом от рождения. Колдуны своих способностей не имеют. То, чем они пользуются, принадлежит демонам. Они лишь знают, как использовать это для своих целей. Полноценному воцерковлению мешают не их мнимые способности, а бедственное состояние души, которая истощена и травмирована.

Но надежда всегда жива. Господь сказал: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф.19, 26). Христианство - религия воскресения. Воскресение наших тел будет в конце времен, а души, духовно мертвые, могут воскресать сейчас. По благодати Божьей! Но чтобы темное прошлое действительно стало прошлым, необходим подвиг. Не нужно упрощенно думать, что достаточно лишь начать регулярно ходить в храм. Даже в менее страшных случаях отрицательные духовные навыки живучи. Один человек признался мне, что никак не может заставить себя поститься и ходить на всенощную. За несколько лет до этого он какое-то время провел в общине обновленцев, в которой практиковалось сознательное отступление от православной традиции, в частности, неоправданное пренебрежение к обрядам. Он понимает, что не прав, но избавиться от приобретенного дурного навыка не может. А это же куда безобиднее, чем оккультная практика!

Вы, наверное, знаете, что Церковь сегодня чаще руководствуется принципами икономии. Правила о епитимье были сформулированы в IV-VI веках. Их никто не отменял. Но изменилась жизнь. По правилу святителя Василия Великого за блуд отлучают от причастия на семь лет. Если сегодня юноше из нецерковной семьи, который имел внебрачные связи, запретить семь лет причащаться, мы только запугаем его. Он не останется в Церкви. Задача пастыря - с любовью объяснить ему, почему это блуд, как любой смертный грех разрушает целостность человека, в чем глубина и смысл заповедей. Вот мы и дерзаем заменить семь лет на несколько недель. Мы в ответе за каждого пришедшего к нам человека. В современной абсолютно секуляризированной жизни (нашу цивилизацию можно назвать постхристианской) мне не представляется возможным многолетнее отлучение от причастия кого бы то ни было: блудника, убийцы, оккультиста.

Если люди нецерковные считают бесов средневековыми выдумками, то некоторые православные, наоборот, склонны во всем видеть происки темных сил. Борьба с бесами порой становится для них значимее веры во Христа. Полезно ли много думать о бесах? Надо ли бояться встречи с колдуном, сглаза, порчи?

Бояться надо собственных грехов! А бесобоязнь как раз часто свойственна людям, пострадавшим от магов и экстрасенсов. Но ведь из Евангелия очевидно, что даже свиньям бесы не могут повредить без воли Божьей. Помните, когда Господь прибыл в страну Гадаринскую, то легион бесов, бывший в бесноватом, просил у Него разрешения войти в свиней? Тем более не могут повредить бесы человеку, который живет в Церкви, участвует в Ее благодатных таинствах, старается не только соблюдать обряды, но стяжать мирный дух и исполнять заповеди.

Однажды старец Паисий Святогорец в беседе с людьми, которые, видимо, были подвержены бесобоязни, сказал: «Ну что вы боитесь, разве любящий отец даст шпане избивать своего сына? Нет, конечно». А Господь Бог -- наш Небесный Родитель. «Отче наш»,- обращаемся мы к Нему в молитве. Конечно, Он не даст избивать Свое достояние, не допустит насилия над ним. Зло не было создано Богом, оно родилось, когда Его создания злоупотребили данной им свободой, по своей воле отступили от добра. Поэтому по учению Церкви никаких материальных носителей зла, никакой антиблагодати нет. Через предметы это не передается. Все зависит только от свободной воли каждого человека. Если он чувствует зависимость от темных сил, причины надо искать в себе, в своей гордости, самонадеянности, недостаточном смирении и уповании на Бога. Именно это вывело его из-под охранительной десницы Божьей. И если кто-то испытывает влияние на себя духов злобы, то не бабка виновата, а сам человек, живущий в грехах. Я, честно говоря, не люблю понятия «сглаз» и «порча», потому что ими злоупотребляют люди малоцерковные, которые все сводят к злому умыслу и проискам других, а себе не внимают.

Не должен православный человек бояться ни колдунов, ни бесов, ни сглаза, ни порчи. Мы духовно слабые, немощные, поэтому бывают искушения, наваждения. Некоторые ищут какие-то особые способы защиты. Есть так называемая молитва задержания. Меня спрашивают, надо ли ее читать. Я не советую. Наша жизнь с Богом, исполнение заповедей, участие в таинствах и есть самое сильное «задержание». А если случилось по Божьему попущению страхование бесовское, то надо обратиться к многовекову опыту борьбы с наваждениями: читается 90-й псалом или молитва Кресту. Да и если просто с упованием на Бога и сердцем смиренным прочитать «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся...», наваждение пройдет, бесы исчезнут.

Мир лежит во зле, а в наше время мир особенно искажен и отравлен ядом греха. Конечно, в 12-миллионном городе есть и экстрасенсы, и колдуны, многие, не ведая того, пересекаются с ними в транспорте, магазинах. Но если бы они могли против нашей воли наводить порчу или сглаз, наверное, в Москве уже не осталось бы здоровых людей. Святые отцы научают нас быть духовно бодрыми.

Закончу беседу словами святителя Игнатия (Брянчанинова): «Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! Духовное рассуждение срывает личину с действия наших страстей, часто представляющегося для неопытных и страстных действием высочайшего добра и даже действием Божественной благодати; духовное рассуждение срывает личину с падших духов, которою они стараются прикрыть себя и свои козни. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам духовное видение духов, при посредстве которого могли бы мы усматривать их и в приносимых ими помыслах и мечтаниях, расторгнуть общение с ними в духе нашем, свергнуть с себя иго их, избавиться из плена! В общении с падшими духами и в порабощении им заключается наша погибель... С покорностию и благоговением последуем учению святых Отцов, преданию православной Церкви!».

_______________________________________________
*Иеромонах ИОВ (Гумеров) родился в 1942 году. В 1966-м окончил философский факультет МГУ, затем аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации»; потом 15 лет работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований Академии наук. Окончил Московскую Духовную Семинарию, а затем Духовную Академию. Защитил диссертацию на степень кандидата богословия. Преподавал в Московской Духовной Семинарии основное богословие и в Духовной Академии - Священное Писание Ветхого Завета. Ведущий рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.ru».
В 1990 году рукоположен в диаконы, в том же году -- в священники. Служил в храме св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, Ивановском монастыре. С 2003 года -- насельник Сретенского монастыря. В апреле 2005 года пострижен в монахи с именем Иов.

Как Православная Церковь относится к суевериям и гаданиям?

Уважаемый Сергей, пространное рассуждение о приметах и суевериях, к которым Церковь относится безусловно отрицательно, Вы сможете найти во многих источниках православной литературы или в Интернете. Кратким рассуждением может быть отсыл к словам преподобного Иоанна Лествичника: «Не верь, и это не будет иметь над тобой никакой власти», расширяя — Господь попускает сбываться разного рода предсказаниям и совпадениям только в отношении к тем, кто настолько слаб верой, что заменяет этими предсказаниями свои упования, кто не на Бога уповает, а на сочетание звезд, или на линии руки, или на кофейную гущу в чашке. И вот нужно поставить перед человеком эту альтернативу: мы либо Богу доверяем и вверяем себя Ему, помня, что Он нам свободу дал, либо считаем себя предопределенными звездами, гаданием на кофейной гуще. Православный человек не может считать, что его жизнь зависит не от Промысла Божия, не от его горячей молитвы, не от труда в достижении той или иной цели, не от его упования на милость Божию, а от того, что на его пути черная кошка пробежала.

Есть ли какой-то смысл в астрологии и индивидуальных гороскопах?

Уважаемая Татьяна, есть такие области знаний, в которых уже невозможно отделить добрые зерна от плевел. Это касается и астрологии - даже там, где она перемешана с астрономией. Невозможно заниматься астрологией из чисто научных побуждений, потому что человек, уверенный, что определенное сочетание материальных предпосылок неизбежно приведет к определенному или духовному следствию, будет зависеть от этого «знания» всю свою жизнь. Вспомним Пушкина и предсказание ему смерти от высокого красивого блондина. И это предсказание гадалки, это давление собственной памяти прошло через все его последующие годы.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что только Бог источник истинных пророчеств. Астрологические же предсказания и предсказания гороскопов сбываются лишь для тех, кто прилагает к ним свою веру. Не верь, и они не будут иметь над тобой никакой власти, потому что человек выделен из всего тварного мира тем внутренним свойством свободы, которая ставит его выше всякой детерминированности. Человек - образ и подобие Божие - получил в дар свободу, которая в конечном итоге делает его независимым от совокупности материальных причин. И конечно, мы во всех случаях жизни должны исходить из этого главного памятования. Самые же сложные и как бы ушедшие от религиозной практики знания - астрологические, нумерологические - все же низводят человека в пусть и очень утонченную, но все же цепь причинно-следственных зависимостей.

Если даже органы МВД обращаются за помощью в расследованиях к ясновидящим, может, это не всегда шарлатаны или служители лукавого?

Недавно по каналу ТВЦ в программе Алексея Пушкова, вполне серьезной аналитической передаче, с удивлением увидела сюжет о том, как наши органы внутренних дел чуть ли не на официальной основе обращаются к людям с экстрасенсорными способностями для раскрытия безнадежных преступлений, поиска пропавших людей и т.п. И пропавших людей действительно находят с их помощью. Честно говоря, была поставлена в тупик и не знаю, как к этому относится. Ранее всегда считала, что экстрасенсы - проводники всяких темных сил, а теперь задумалась: может быть, действительно, иногда (не всегда) это просто люди, обладающие необычными способностями, как скажем, кто-то обладает более зорким зрением или отличной памятью, и не всегда это будут служители зла?

Уважаемая Ольга, не судите опрометчиво. Профессор Преображенский, герой известной книги классика русской литературы, не советовал читать советских газет перед обедом. Я, со своей стороны, посоветую не смотреть постсоветского телевидения во время или после ужина. Это более всего поможет нам сохранять ясность христианского мышления и мирность души.

Меня обвиняют в колдовстве и угрожают местью. Что делать?

Моя подруга после рождения ребенка пошла к гадалке. Та ей сказала, что на нее навели порчу подружки. Теперь она обвиняет меня в зависти и колдовстве. Она всем об этом рассказывает и угрожает, что наведет порчу на меня из мести. Что мне делать?

Уважаемая посетительница нашего сайта, постарайтесь в духе мирности, не отвечая раздражением на раздражение, объяснить Вашей подруге, что гадалки, экстрасенсы и им подобные состоят на службе у духов злобы поднебесной, которым только того и надо, чтобы внести в отношения между людьми смуту и раздоры. Помолитесь за нее, чтобы Господь ее вразумил и открыл ей глаза на истинное положение вещей.

Если человек регулярным образом прибегает к таинствам церковным: Исповеди и Причастию, то есть вручает себя под защиту всемогущего Бога, то порча — даже если ее подгребают под него лопатой — не причиняет ему вреда. Это происходит потому, что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому человеку повредить.

Запрещает или нет Церковь занятия биолокацией (лозоходством)?

Запрещает или нет Церковь занятия биолокацией (лозоходством)? И считает ли работу с рамкой или маятником магией?

Нижний Новгород

Уважаемый Михаил, официального запрета на использование лозоходства в Церкви нет - ни Священный Синод, ни Соборы этот вопрос не рассматривали. Это не отменяет того факта, что научная природа этого явления остается невыявленной, зато эту технику взяли на вооружение оккультисты, парапсихологи и прочие люди, с которыми православному христианину лучше бы не сообщаться.

Одно дело, если Вы, не предполагая никакой магии, ищете, где выкопать колодец, и Вам повезло, а другое дело, если Вы ищете залежи полезных ископаемых, «геопатогенные зоны», «линии магической силы» и т. п. В принципе мы можем сказать, что слова Библии "Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и блудодействуя они отступили от Бога своего" (Ос. 4:12) можно считать предостережением от занятий лозоходством. В случае, если Вы применяете лозу именно как утилитарную магическую практику, это нужно прекратить и покаяться в этом.

Зачем нужно исповедоваться и причащаться (перед лечением у целительницы)?

Я был у целительницы. Она сказала, что на мне сглаз или порча. И чтобы она взялась за меня, нужно исповедаться и причаститься в церкви, иначе она меня не потянет. Ответьте, пожалуйста, зачем нужно исповедоваться и причащаться.

Александр

Коммерсант

Кременчуг

Уважаемый Александр, ответить на вопрос, зачем нужно исповедоваться и причащаться, можно очень и очень по-разному. Но сначала я предложил бы Вам задуматься о вопросе, сознаете ли Вы себя православным христианином. Ибо Исповедь и Причастие есть Таинства Церкви, встречи с Богом, которые доступны для тех, кто веру Церкви и стремление осуществлять в своей жизни евангельские заповеди осознает как фундамент собственного мировоззрения, как основу своей жизни. Прибегание к исповеди и причастию для исполнения совета целительницы, указавшей на якобы наведенные сглаз и порчу и сказавшей, что после того, как Вы исповедаетесь и причаститесь, Вы сможете обратиться к ней и получить результативную помощь, является абсолютным нонсенсом, внутренним противоречием. Ибо христианская вера и прибегание к целителям, эстрасенсам, колдунам и тому подобным личностям - антитетичны, разнонаправлены. Поэтому посоветовал бы Вам сначала определиться с собственным мировоззрением. А для того чтобы понять, что такое Вы и христианство, как Вы на сегодня с ним соотноситесь, начать нужно с самого главного. Возьмите книгу, которая называется Новый Завет, откройте в ней одну из первых четырех частей, которые называются Евангелиями, постарайтесь внимательно прочитать, примеряя на свою жизнь. И может быть, после этого у Вас возникнут следующие вопросы, которые на сайте - а еще лучше, если в непосредственном общении со священником или с сознательно верующими людьми в городе, где Вы проживаете,- Вы и сможете обсудить.

Что делать, если я неправильно провела магический обряд на кладбище, и теперь мне грозит наказание от мертвых?

Я по своей глупости производила обряд на кладбище, чтоб муж не пил. Просто разочаровалась в других методах борьбы с пьянством. Со мной на кладбище ходила дочь 14 лет. Оказалось, что я сделала всё неправильно. И мне сказали, что теперь мне и дочери грозит очень большое наказание со стороны мёртвых. Единственно, чем можно помочь - это повторное крещение. Знаю, что Церковь не приемлет этого. Очень раскаиваюсь, что прибегла к магии. Посоветуйте, что мне делать.

Уважаемая посетительница нашего сайта, в первую очередь Вам не следует слушать чуждых Православию советов о повторных перекрещиваниях, о якобы «правильных» и «неправильных» магических обрядах на кладбище и о наказаниях со стороны умерших.

Таинство Крещения является действенным и «несмываемым» на протяжении всей жизни человека, и повторять его не нужно ни при каких условиях, это было бы просто грехом по отношению к вере Церкви, в Символе веры которой говорится: «Верую во едино Крещение во оставление грехов».

Магические обряды не могут быть «правильными» или «неправильными». Принципиально и изначально нет никаких добрых, «белых», «православных», хороших колдунов, экстрасенсов, рэйкистов, «ведических медиков», «бабок», «вайшнавских медиков», шаманов, ведьм, народных целителей, вудуистов, энерготерапевтов, «шептуний», «хиромантов», «трансцендентальных психологов», астрологов, прорицателей, гадателей, магов. Любая магия, белая, черная, даже розовая в жёлтенькую полосочку, все равно от сатаны и все равно противна природе всех традиционных для России религий.

Все ныне умершие находятся, в зависимости от итогов своей земной жизни, в состоянии предварительного мучения либо блаженства вплоть до Страшного Суда, на котором будет решена окончательная участь о каждой душе человеческой. Приходить в наш мир, чтобы навредить живым, усопшие не могут. Это занятие бесов - слуг лукавого. С ними мы и устанавливаем «контакт», пытаясь совершать магические обряды - что на кладбище, что где бы то ни было еще.

Наиболее полезным для Вас сейчас будет серьезная, подробная Исповедь за все время, прошедшее с Вашей последней Исповеди (или за всю жизнь, если Вы никогда не делали этого ранее), и вслед за этим правильно будет причаститься Святых Христовых Таин. Среди прочего, следует покаяться и в том, что Вы совершали магические обряды, привлекали к этому дочку, и на сегодня не очень заботились о формировании целостного православного мировоззрения, ибо придерживаетесь странных суеверий. Также Вам было бы полезно приобрести в церковной лавке литературу, научающую азам православной веры, в первую очередь - Евангелие, и внимательно с этими книгами ознакомиться.

Чтобы попытаться излечить Вашего мужа от алкоголизма, следует употреблять те средства, которые предлагает нам медицина для борьбы с этим недугом, совместно с молитвенным предстательством за него, с верою, что поможет Господь, Его Пречистая Мать и святые, а не мертвецы, магические обряды или бесы. С просьбами об избавлении от алкоголизма принято молиться, например, перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Главное, впрочем, не кому, а как молиться, - с верой, что все возможно Богу, что Он может и пробудить в человеке желание излечиться от владеющей им страсти винопития, и дать ему силы к излечению.

Как защититься от черной магии и колдовства?

Моя мама работала у женщины, которая занималась черной магией и колдовством. Работать у нее было невыносимо, и мама от нее ушла, с тех пор у мамы начались беды. Недавно она попала в аварию, ее сбила машина, ей сделали сложную операцию на ногу, теперь с ногой большие проблемы. Ее опять положили в больницу, когда приехала скорая забирать маму в больницу, на скорой она опять чуть не попала в аварию. Водитель успел притормозить, но она сильно ударилась головой об железку в машине. Нога очень сильно болит и нарывает. Связано ли все эти беды с той женщиной, о которой я писала выше, и что нам делать в такой ситуации?

Педагогика

Уважаемая Надежда, вполне вероятно, что никак обрушившиеся на Вашу маму несчастные случаи не связаны с тем, что она работала там, где работать не следует. В любом случае, если и связано, Вы преувеличиваете пророческие дарования отвечающего Вам священника.

Предполагаю, впрочем, что в подтексте Вашего вопроса - опасение, что обиженная увольнением "колдунья" мстит Вашей маме, наводя "порчу".Не берите Вы слишком в голову никаких рассуждений по поводу порчи. Самая главная порча, которая бывает в жизни человека, - это то искажение, которое бывает от наших грехов. Не извне приходит беда и болезнь, а изнутри, из сердца человека. Господь в Евангелии однозначно говорит: «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:20-23). Вот этой порчи, этой испорченности мы должны бояться. В особенности тогда, когда мы, зная заповеди Божии и нормы христианской жизни, добровольно и сознательно выбираем грех, говоря, что так нам хочется, воля наша так поступать, а не как Христос учит в Евангелии. Если мы будем этого беречься, от этого отстраняться, за то, чтобы правду Божию в своей жизни соблюдать, бороться, то надежды на блаженную Вечность никак не лишимся.

В Требнике XVII века митрополита Киевского Петра Могилы на вопрос, подвержен ли человек действию колдовских, бесовских сил через сглаз, порчу, дан ответ: «Нет, если он безгрешен». То есть если этим силам не за что в человеке зацепиться, то, конечно же, не подвержен. Христианин имеет защиту. Благодаря покаянию, Исповеди, Причастию, молитве, упованию не на свою силу, а на силу Божию, очищающую и омывающую грешную душу, он имеет возможность всем этим крючкам лукавого не дать зацепить ее. Человек же, живущий вне Церкви и отказавшийся от ее защиты, но при этом апеллирующий к области трансцендентального, прорывается туда с грузом нераскаянных грехов и часто очень низких страстей, которые делают его абсолютно открытым приходящему извне и снизу. Но он не понимает, как сильно он открыт, потому что две тысячи лет христианства ограждали его от непосредственного общения с миром невидимых. Ваша мама, пойдя работать к женщине, занимавшейся непосредственным общением с духами злобы поднебесными, испытала это на себе. Для трезвости такому человеку стоит перечитать античную литературу, предположим, Вергилия или Апулея, или тех же греческих историков, чтобы понять, как ужасны и как близки к нам все эти силы, о которых сейчас даются объявления в газетах, ежедневно и буднично рассказываются на телевидении. И то, что человечество в значительной мере вернулось на круги своя, растеряв при этом духовный опыт христианской истории, может привести к уже необратимым последствиям, в том числе и для конкретного человека.

Что же касается порчи или сглаза, то человеку, регулярно прибегающему к Таинствам Церковным - исповеди и причастию - они не страшны, даже если ему эту «порчу» будут лопатой подгребать.

Господь призывает нас во всякой нужде молиться, а не только в случае, если мы боимся, что на нас некая порча. При этом начинать молиться можно без особого согласования со священником, а просто по мере возможности, начиная более или менее регулярно ходить в храм и участвовать в богослужении, читая дома утренние и вечерние молитвы по обычному молитвослову. Постепенно Вы привыкнете о некоторых сторонах своей духовной жизни советоваться со священником - на Исповеди или отдельно. Если Ваша мама захочет исповедоваться, но сейчас не может выходить из дома, чтобы пойти в храм, то можно будет, обсудив ситуацию со священником в храме, пригласить его домой для беседы и совершения таинств Исповеди и Причастия. Если же мама Ваша может выходить из дома, считает себя верующей православной христианкой, то можно сначала ненадолго, потом, с укреплением здоровья, и на богослужение целиком, приходить в храм, беседовать со священником, осознавать и осуждать свои грехи, неправды и заблуждения и стремиться исправлять свою жизнь по правде Божией.

Как освятить жилище, если в нем по ночам топает кто-то невидимый?

У нас сын-студент. Учится пятый год в Москве. Год назад пришлось поменять съемную квартиру. Он сначала не говорил, но недавно рассказал, что по ночам очень часто кто-то невидимый ходит по комнате и даже топает. Это слышал не только он, но и его друзья. Квартира чужая, скорее всего, не освященная. Но у сына дома есть иконки, святая водичка, артос, освященное маслице. Святой водой брызгал комнаты, но ничего не меняется. Что это может быть? Как быть? Пригласить священника для освящения? Мы слышали, что в таких случаях жилище надо освящать каким-то особым чином. Правда ли это?

Преподаватель

Новотроицк

Уважаемая Ольга, во-первых, решусь указать на маленькую стилистическую неточность: всё же святой водой жилище окропляют, а не брызгают.

Приглашать священника для освящения не принадлежащего Вам или Вашему сыну жилища — не знаю, насколько осмысленно. Всё же это чужой дом, в котором он пребывает весьма временно, и, может быть, благоразумнее просто попросить прослужить в церкви молебен от избавления от нашествия всяких врагов видимых и невидимых.

А в-третьих, важно помнить, что главное, что ограждает нас от козней врага рода человеческого, - это не только и не столько внешние священнодействия, хотя они, безусловно, имеют свою силу, а внутреннее упование на Бога и жизнь сообразно Его заповедям. В особенности же регулярное приступание с искренностью к Исповеди и благоговейное принятие Святых Христовых Тайн.

Как говорить с "целителями", которые останавливают на улице и по почте сообщают, что на мне порча?

Бывает, что либо на улице, либо в других местах подходят люди и говорят, что на тебе сглаз или порча. Сейчас, в XXI веке, начали приходить и письма на электронный почтовый ящик с подобным содержанием. Такие люди, как правило, убеждают, что занимаются не колдовством, а Белой магией. Что дар у них от Бога. Что лечат и исцеляют они тоже с помощью Господа. Но разве есть различия, Белая или Черная магия? Ведь все равно магия, а значит не от Бога. Может, я в чем-то не права? Как вести себя с так называемыми "целителями"? Ведь если отказываешься слушать, то слышишь в свой адрес порой и проклятья, и что угодно. Очень неприятно.

Екатерина

Дизайнер

Уважаемая Екатерина, Вы совершенно правы в том, что нет никакого различия между магией белой и черной. Странно, что чем дальше движется вперед наука - тем больше доверия колдунам, экстрасенсам и прочим представителям малообъяснимых профессий. Почти в любой газете предлагают свои услуги колдуны и целители, и все, как на подбор, потомственные. Но запомните, что принципиально и изначально НЕТ никаких добрых, «белых», православных, хороших колдунов, экстрасенсов, рэйкистов, «ведических медиков», «бабок», «вайшнавских медиков», шаманов, ведьм, народных целителей, вудуистов, энерготерапевтов, «шептуний», «хиромантов», «трансцендентальных психологов», астрологов, прорицателей, гадателей, магов. Любая магия, белая, черная, даже розовая в жёлтенькую полосочку, все равно от сатаны и все равно противна природе всех традиционных для России религий. Даже использование «врачевателем» молитв, Креста и наличие в его доме икон не могут служить гарантией того, что перед вами не шарлатан. Вспомните слова Спасителя: Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи!, не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф. 7, 22—23)

Если кто-то из "целителей" утверждает, что у него есть на то благословение Церкви, попросите предъявить удостоверяющий это документ. Я глубоко убежден, что ни у каких колдунов, экстрасенсов, «народных целителей» не может быть законного церковного благословения. Предъявляемые документы, если они есть, фальшивые. В любом случае, если Вы желаете в этом удостовериться, можете потребовать копии документов и отнести их в епархиальное управление по месту своего проживания. Только в компетенции правящего архиерея выдача документов на практику психосоматического лечения, которое имело бы церковное благословение.

Если кто-то на улице или в письме утверждает, что на Вас порча, относитесь к этому просто - как к шарлатанству и способу зарабатывания денег на страхах современного, лишенного целостного православного мировоззрения человека. Никакие проклятия этих людей не страшны, если мы уповаем на Бога.

В Требнике XVII века митрополита Киевского Петра Могилы на вопрос, подвержен ли человек действию колдовских, бесовских сил через сглаз, порчу, дан ответ: «Нет, если он безгрешен». То есть если этим силам не за что в человеке зацепиться, то, конечно же, не подвержен. Христианин имеет защиту. Благодаря покаянию, Исповеди, Причастию, молитве, упованию не на свою силу, а на силу Божию, очищающую и омывающую грешную душу, он имеет возможность всем этим крючкам лукавого не дать зацепить ее. Человек же, живущий вне Церкви и отказавшийся от ее защиты, но при этом апеллирующий к области трансцендентального, прорывается туда с грузом нераскаянных грехов и часто очень низких страстей, которые делают его абсолютно открытым приходящему извне и снизу. Но он не понимает, как сильно он открыт, потому что две тысячи лет христианства ограждали его от непосредственного общения с миром невидимых. Такому человеку стоит перечитать античную литературу, предположим, Вергилия или Апулея, или тех же греческих историков, чтобы понять, как ужасны и как близки к нам все эти силы, о которых сейчас даются объявления в газетах, ежедневно и буднично рассказываются на телевидении. И то, что человечество в значительной мере вернулось на круги своя, растеряв при этом духовный опыт христианской истории, может привести к уже необратимым последствиям, в том числе и для конкретного человека.

А человеку, регулярно прибегающему к Таинствам Церковным - Исповеди и Причастию - они не страшны, даже если ему эту «порчу» будут лопатой подгребать.

Я люблю девушку и хочу ее приворожить - это грех или нет?

Г. Ярцево, Смоленской обл.

Уважаемый Артем, несомненно, обращение к гадалкам и так называемым "целителям", колдунам - тяжкий грех. Даже в таком намерении православному христианину следовало бы принести покаяние в Таинстве Исповеди. Магию и колдовство, в том числе и так называемое «народное целительство» Церковь никогда не благословляла и не может благословлять ни при каких условиях. Даже если при этом используются церковные молитвы, свечи, иконы, все равно любое колдовство, гадание, ясновидение, привороты, отвороты и тому подобные дела - это всегда служение диаволу, а для христианина, даже только пассивно участвующего в этих сеансах, это грех, в котором необходимо покаяться на исповеди.

Кроме того, замечу, что никакого смысла в привороте как способе решения своих семейных проблем - нет. Если девушка не Вас полюбит, а поддастся каким-то бесовским манипуляциям, никакого счастья на таком фундаменте Вы не построите.

Существование колдунов христианство никогда не отрицало. Про колдовство в Священном Писании сказано: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт.18:10–13).

Всякое колдовство, ворожба, целительство, заклинания, экстрасенсорика и проч. являются общением с темными падшими духами. Слово Божие и творения святых отцов не только открывает нам демоническую природу всякого вида колдовства, но и научает нас защищаться от него. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают.

Без воли Божией падшие духи не могут навести «порчу» даже свиньям. Вспомним святое Евангелие: «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк.8:30–33).

Попускается их действие только тогда, когда человек духовно беспечен, живет в грехах, а каяться и исправляться не хочет. Чаще всего бесовские напасти случаются с людьми гордыми, надеющимися на себя, а не на Бога. Через это попущение они смиряются и сознают свое ничтожество. Мнимая сила бесов проявляется тогда, когда мы бессильны духовно, когда придаем им значимость. Нужно быть в постоянном духовном трезвении, избавиться от беспечности, но страшиться бесов не должно: бесобоязнь - вид духовной болезни.

Защита от них одна - жить с Богом и надеяться на Его всесильную помощь. Чтобы Господь оградил нас от этой злобной и агрессивной силы, нужно жить в благодатном молитвенном опыте Церкви: участвовать в ее святых таинствах (исповедь, причастие, а Великим постом соборование), посещать воскресные и праздничные службы, совершать утреннее и вечернее молитвенное правило, стяжать мирный дух, не осуждать, возгревать в себе духовную радость, покоряться святой Божественной воле. Тогда мы становимся чадами Церкви, и Господь хранит нас как свое достояние. Апостол говорит: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4.7).

Еще в глубокой древности христианский апологет Ориген (185–254 гг.), зная о возможности магического влияния на человека, пояснял - почему христиане не боятся порчи: «Мы утверждаем со всею силою и опытно знаем, что те, кто, следуя высшему учению, служат Богу всяческих чрез Иисуса и живут по Его Евангелию, постоянно исполняя предписанные молитвы, не обольщаемы ни демонами, ни магией, как нам и говорит Писание: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс. 33, 8) от всякого зла»».

Святитель Тихон Задонский , наставляя христиан доверять Богу во всей полноте и этим доверием к Его Промыслу отгонять от себя любые страхи, писал: «Сатана, дух злобы и враг мой, невидимый мне, но присутствием злых своих советов мне познаваемый, страшен; но без воли Божией не токмо надо мной, человеком, но и над скотами и свиньями власти не имеет (см.: Мф. 8, 31), как и всяк человек, враждующий мне… Когда Бог попустит на мене беду - ужели я ее миную? Нападет она на мене, хотя бы я ее и боялся. Когда не хощет Он попустить, то, хотя вси диаволи, и вси злые люди, и весь мир восстанут, ничто мне не сделают. Понеже Он, един сильнейший всех, отвратит злая врагам моим. Огнь не пожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога: яко все, как творение, без повеления Творца своего ничего не сделает. Почто убо мне всего бояться, что есть, кроме Бога? Убоимся убо, братие, единого Бога, да ничего и никого не убоимся… Бог - всё, и, кроме Бога, всё - ничто: и злоба всех диаволов и злых людей - ничто. Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится».

Если все же кто-то из христиан ощущает на себе воздействие бесовской силы, ему тем не менее не следует даже пытаться определить: кто навел на него порчу. Скорее всего, демоны получили над ним власть за его собственные грехи без помощи какого-либо «доброжелателя». Так в настоящее время чаще всего и случается. Да и какая нам разница: от колдуна ли наши беды или нет? Если Бог попустил чему-то случиться, значит, мы это заслужили, а если бы мы искренне стремились к праведности, то все колдуны мира, собравшись вместе, не причинили бы нам никакого вреда, поскольку мы находились бы под защитой Божественной благодати.

К сожалению, маловерные, а также многие полухристиане-полуязычники … очень часто пытаются найти среди окружающих виновника своих душевных и физических болезней, чтобы обвинить его в колдовстве. При этом они часто ошибаются в своих подозрениях, впадая в грех мнительности и осуждения. Эти несчастные не желают понять и признать, что в постигшем их горе виноваты только они сами. Они не хотят понять того, что своими собственными грехами лишили себя благодатной Божественной защиты и тем самым открыли вход демонам, которые незамедлительно воспользовались им, причем вовсе не обязательно по приказу колдуна. Демоны, как было сказано выше, по Божьему попущению могут войти и самостоятельно, если увидят настежь открытые двери и снятые замки».

о. Афанасий Гумеров


Последние просьбы о помощи
05.06.2019
С ранней юности и на карты гадала, и ворожили с подружками "в ночь на Рождество" а там и вплоть до Крещения. А потом и вызывание духов, и прочие богопротивные занятия. Господи, помилуй!
04.06.2019
С ранней юности и на карты гадала, и ворожили с подружками "в ночь на Рождество" а там и вплоть до Крещения. А потом и вызывание духов, и прочие богопротивные занятия. Господи, помилуй! И вот, читая ваши истории, я все вспомнила!
02.06.2019
Как прогнать инкуба от любимой девушки? помогите,подскажите что делать? Моя девушка не хочет говорить правду, утверждает что я шизофреник и все выдумал, что это плод моего воображения, но его присутствие чувствую, дрожание кровати, вибрация крики шипение, есть записи на диктофон где его слышно он с ней по всюду и мои молитвы не помогают. Что делать? Как только я пытаюсь с ней поговорить она тут же начинает психовать, кричать хватит я больше не могу это слушать! Видео он с ней уже давно, ей нужна помощь.