17.09.2024

Поклонение мощам — один из самых странных обычаев христианства. Что такое святые мощи и почему их почитают Святым поклоняются


Впечатлительных людей просьба не смотреть. Блог содержит фотографии святых мощей - кусков мумифицированных трупов людей, которым принято поклоняться в христианстве.

Согласитесь, ощущения от просмотра жуткие. Здравомыслящему человеку никогда не понять, какой смысл имеет это поклонение человеческому праху, но кто сказал, что верующие мыслят здраво? Если вы верите, что женщина создана из ребра мужчины, что Вселенная имеет возраст 7000 лет, что иконы могут плакать оливковым маслом - то вы не являетесь здравомыслящим человеком по определению, вы поражены заболеванием, называющимся Религиозность Головного Мозга.

При поражении мозга, вызываемого этим заболеванием, люди начинают представлять, будто прикосновение или поцелуй, сопряжённые с молитвой, к кускам трупов могут их исцелить или принести какое-то облегчение в их судьбе. Это заблуждение охотно поддерживается служителями культа, извлекающими немалые прибыли из этой наивной веры. Для увеличения доходов они придумали раздирать останки своих святых на кусочки, при этом разработали теорию, будто благодать каждого кусочка не меньше, а равна исходному материалу. Немало религиозных святынь вообще представлено в количестве большем, чем труп нормального человека мог при себе иметь при жизни. Например, известно несколько голов Иоанна Крестителя, как будто он не человеком был, а змеем горынычем каким-то. Мусульмане полагают местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, католики хранят её в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Ещё несколько голов имеется в Амьене (Франция), в турецкой Антиохии, а также в одном из монастырей Армении. Удивляться здесь нечему - как только появился культ почитания кусков трупов, появились и подделки. Российский император Пётр I на этот счёт даже опубликовал повеление:

О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. На пример, предлагаются чуждыя некия: Святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у Нас такого безделия?

В качестве «чудесности» мощей служители культа приводят их нетленность и якобы совершаемые от них исцеления. На самом деле останки вполне тленны, просто находятся в мумифицированном состоянии, для достижения которого достаточно определённых условий хранения трупа. А что касается исцелений - то тут уж можно ожидать чего угодно, от самовнушения до откровенного подлога.

Лица, подверженные православию головного мозга (одна из форм религиозности головного мозга) придумали обряд омовения мощей. Вода, которой производится обряд, полагается святой и ею брызгают на собравшихся.

Кроме того, иногда для кусков трупов святых устраивают «гастроли» - их возят по свету, собирая на поклонение массу верующих и многократно увеличивая доходы.

Есть, правда, группа христиан, от подобного обряда шарахающаяся - это протестанты. Может показаться, что религиозность головного мозга переносится ими несколько легче, но это не совсем так.

Батюшка, объясните, пожалуйста, почему в Православии принято поклоняться святым, мощам и предметам (например гвоздю - которым распинали Христа). В Слове Божьем нет таких указаний. Но есть место, где ангел запретил поклоняться даже ему:1. Откр.19:10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.2. Откр.22:9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.3. Лев.26:1 Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.И еще написано:Матф.23:9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;А в Православии называют отцом и владыкой - человека, хотя Владыка - Христос и еще целуют руку священникам.Я отношусь с почтением к православным христанам, но меня очень смущают эти вещи, на которые есть явный запрет Бога. Из-за этого я в настоящее время остаюсь без церковной общины, так как в месте, где я сейчас живу есть Православие, но нет Баптистской Церкви, в которой я духовно родилась и взращивалась.

Здравствуйте! Начну с отца. У вас есть родной отец? вы его как называете? дядей, чтобы истолкованное умом не нарушить или как то иначе? Я приведу вам толкование блаж. Феофилакта Болгарского: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы - братья. И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник-Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.

Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: "отцом не называйте" не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен". по моему коментарии излишне. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26). Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Второю заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть запрещает делать себе для почитания кумиры или идолы, или почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе и что находится на земле или находится в водах. Господь запрещает поклоняться и служить этим кумирам, вместо истинного Бога, как это делают язычники. С запрещением покланяться идолам и кумирам, никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами или кумирами, они для нас только изображение, образ Бога, или ангелов, или святых. Слово икона греческое и означает образ. Поклоняясь иконам и молясь перед иконой, мы молимся не "материальной иконе" (т. е. краске, дереву, или металлу), а Тому, Кто на ней изображен. Всякий знает, насколько легче обращаться мыслью к Спасителю, когда видишь Пречистый Его Лик, или крест Его, нежели - когда перед тобою пустая стена. Святые иконы даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Еще в Ветхом Завете Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии (т. е. подвижном еврейском храме) золотые священные изображения херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: "сделай их на обоих концах крышки... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25, 18, 22). Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии (Исх. 26, 1-37). В храме Соломона были также скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (3 Цар. 6, 27-29; 2 Парал. 3, 7-14). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (2 Парал. 3, 10). Когда храм был готов "слава Господня (ввиде облака) наполнила храм" (3 Цар.8, 11). Изображения херувимов были благоугодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся. Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика Эдесскому князю Авгарю: так называемый, нерукотворный образ. Помолившись перед нерукотворным образом Христовым, Авгарь исцелился от неизлечимой болезни. Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал и оставил, по преданию, после себя иконы Божией Матери. Некоторые из них находятся в нашем стране. Многие из святых икон Господь прославил чудотворениями. Не противоречит второй заповеди и почитание святых мощей. В святых мощах мы почитаем благодатную силу Божию, которая действует через мощи святых. Для христиан, идолопоклонство, в том виде, которому преданы все язычники, невозможно. Но зато, взамен языческого идолопоклонства, бывает другое более тонкое идолопоклонство. К такому идолопоклонству относится служение греховным страстям, каковы: сребролюбие, любостяжание, чревоугодие, гордость, тщеславие, и т. п. Главным источником заблуждений баптистов (как и всех протестантов) явилось отвержение Священного Предания. Священное Предание - это учение Господа и Апостолов, переданное Церкви, как святыня, устно и не записанное в Библию. Его сохранили и передали нам благочестивые мужи апостольские и их преемники, после тщательной проверки его подлинности и богодухновенного достоинства. Сам Спаситель Своего учения не записывал, его записали св. апостолы, но не полностью: «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин. 21, 25). Апостолы учили преимущественно устно (См. Деян. 20, 31; 1 Тим. 6, 20-21; 2 Тим. 1, 13) и хвалили тех, кто держит предание: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены словом или посланием нашим» (2 Фес.2., 15). См. также 1 Кор. 11, 2. Именно благодаря Священному Преданию нам известно какие книги входят в состав Библии (которой пользуются и баптисты). Перечень этих книг был подтвержден Карфагенским собором и окончательно утвержден на 6-ом Вселенском соборе. Все самое необходимое для спасения верующих Апостолы записали, но кратко, остальное передали устно. Из Священного Предания нам известно как именно совершать крещение, причащение, елеопомазание, какие духовные песни петь в Церкви и многое другое. Отличительной чертой сектантских проповедников, в том числе баптистов, является их уверенность в собственном спасении: если ты уверовал - ты уже спасен. Очень легко, правда? Незачем каяться, молиться, исполнять заповеди Божии, если Бог уже спас человека, независимо от его хотений и усилий. Не так учит св. Церковь. Да, Господь говорит о спасении верой. Однако Священное Писание делает различие между мертвой и живой верой, верой спасающей и не могущей спасти. «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 14-17)... «и бесы веруют и трепещут» - это пример веры мертвой, не могущей спасти. Следовательно, спасется лишь тот, кто имеет живую, деятельную веру. Вот почему Господь сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). В заключении хочется привести слова свят. Игнатия (Брянчанинова) которые он писал в своей работе «Понятие о ереси и расколе»: "Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха - ереси - и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему. Обладающий сокровищем подвергается нападениям разбойников, а у кого нет ничего, того не беспокоят разбойники. Имеющий сокровище правоверия жестоко наветуется врагом! Враг усильно нападает на правоверного, старается представить его пред обществом человеческим в состоянии побеждения, с такою же целию, с какою старается представить еретика добродетельным и достойным уважения. С такою же неудобопостижимою хитростию действует лукавый дух в пользу ереси и во вред истинного христианства. К несчастию, эта кознь его весьма удается ему! Ею он уловляет в погибель тысячи человеков. Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси или расколе; когда ж приняли Православие, подверглись различным слабостям. К какому это должно привести заключению? К такому, что в первом состоянии враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором - восстал против тех лютою войною, как против таких, которые явно объявили и исповедали себя противниками его". Помощи Вам Божией!

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

Прп. Ефрем Сирин

Архиепископа Мир Ликийских, привезенные из итальянского города Бари. Сейчас они находятся в Санкт-Петербурге. Поклониться им пришли уже 2 млн. человек, в том числе попросить о чем-то своем, наболевшем. Но что именно, с православной точки зрения, следует просить у святого? Каких благ? Может ли тут идти речь о житейских благах и чисто земных вещах? На что следует обратить внимание, чтобы поклонение святому не носило языческий характер?

Молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии

:

– Моя жена в детстве молилась за уточку. Собака погрызла ей шею, уточка казалась безнадежной, и вот моя супруга, на тот момент еще совсем маленький ребенок, со слезами молилась святому целителю Пантелеимону за уточку, и уточка выздоровела. Кто-то скажет, что это несерьезно. Но я лично думаю, что если ребенок молится от сердца за живое существо, то и став взрослым, он будет иметь сострадание.

Понятно, что люди идут к святыням и зачастую молятся только о земном. Думаю, что относиться к этому надо проще. Слава Богу, что люди уже молятся, выстаивают длинные очереди к святыням, а не идут непонятно куда. Каждый молится в меру своего возраста телесного и духовного, в меру своего понимания того, что наиболее ценно. И Бог снисходит к нам, исполняет порой самые нелепые наши просьбы.

Вспоминается такое святоотеческое правило, произнесенное святителем Игнатием (Брянчаниновым): молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии . Если считаешь, что тебе что-то нужно, можешь об этом просить, но быть этому или не быть – пусть решит уже Бог. Вверь себя в Его руки.

Нельзя сразу перепрыгнуть к духовному совершенству, так, чтобы всё земное сразу перестало интересовать. Требуя от себя бесстрастия по отношению к простой человеческой жизни, можно вместо духовного совершенства скатиться к равнодушию, апатии и безразличию. Люди переживают о своем здоровье, о благополучии близких людей, молятся, чтобы у детей разрешились проблемы. Молятся о том, чтобы сдать экзамен и чтобы не уволили с работы, молятся о друзьях и подругах. И это подтверждает, что сердце еще живо, и самое главное – люди обращаются именно к Богу, именно у Него ищут помощи.

В молитве надо однозначно исключать злые просьбы. Отомстить обидчику, наказать соседей, проучить того, кого ты возненавидел – всего этого в молитве однозначно нельзя просить. Бог есть Любовь, Благо, Жизнь, и потому того, что противоречит любви, благу и жизни, просить в молитве нельзя. Так ты удалишься от Бога и навлечешь беды на самого себя.

Молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест

В моей жизни давным-давно был случай, когда мне показалась невыносимой работа с тем начальником, который был. Я молился об увольнении начальника, молился от сердца, и через какие-то сутки просьба исполнилась. Я был невероятно рад, но новый начальник, вроде бы добрый и не такой взыскательный, оказался на деле намного труднее. И с ним в итоге стало лишь тяжелее. Господь вернул затем прежнего начальника, а мне было ясно показано, что просить себе облегчения земных дел нельзя. Бог Сам знает, как управить нашу жизнь. Поэтому молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест.

В наших молитвах постараемся помнить, что самая главная ценность у человека – его бессмертная душа. О спасении души и надо молиться прежде всего, о том, чтобы отсечь мешающие нам грехи и страсти. Одна знакомая девушка долгое время страдала сильной зависимостью от наркотиков, никак не могла вырваться. Но у нее нашлись силы просить Господа, чтобы Он как-то помог ей. Она просила год, два, и вроде бы ничего не получалось. И вот ее мама поехала в Святую Землю и у Гроба Господня тоже от всего сердца молилась за дочь. Буквально на следующий день девушка проснулась утром и вдруг почувствовала, что у нее пропала тяга к наркотикам. Она даже не поняла, почему это произошло. Вышла на улицу, где-то увидела других наркоманов и снова заметила за собой, что у нее нет никакой тяги к этому, даже ломки не происходило. Вот так молитва от всего сердца, особенно когда ты молишься не один и кто-то молится за тебя у святыни, вершит настоящее чудо.

Первое, о чём нужно просить, это о преуспеянии в духовной жизни

:

По неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи

– На самом деле, вопрос такой даже не должен стоять у православного: о чём просить у святого? Во всяком случае, в первую очередь. Об умножении веры и любви к Богу и ближним, о решимости в исполнении заповедей Христовых, о познании Его святой воли и о даровании разумения и сил для её исполнения. Словом, первое, о чём нужно просить, независимо от обстоятельств жизни – это о преуспеянии в духовной жизни и для нас самих и для наших близких, потому что это главное в перспективе нашей вечности. Конечно, бывают какие-то чрезвычайные обстоятельства, нужда, болезни, бедствия в нашей жизни и жизни наших близких, когда просто невозможно не просить о помощи в конкретных, житейских нуждах. Когда человек буквально, что называется, вопиет. Можно ли? Можно и нужно, конечно, но и при этом надо иметь смирение, некое пространство сердца, осознающее, что иное есть воля Божия и иное – человеческая, и по неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи, и напротив – не всегда полезно для нас то, о чём мы просим, каким бы очевидно и вопиюще необходимым не казалось нам просимое. Вот в этом простом: «но не как я хочу, а как Богу будет угодно» и состоит необходимое в приложении к всякому делу и ко всякой молитве – смирение.

Бог Источник и Солнце, а святые зеркальца, отражающие Его свет

:

Молиться так, как если бы от этой молитвы зависела твоя жизнь

– Честно признаюсь, что я не совсем понимаю ажиотажа вокруг этого события. Понятно, что святитель Николай Чудотворец – очень почитаемый в России святой, но ощущение, что немалая часть людей идут не к Богу, а за чудом. Вот этого не должно быть. Потому что в православном христианстве Податель всех благ только Бог. Он Источник, а Его святые – лишь провода. Он Солнце, а его святые – лишь зеркальца, отражающие Его свет. А если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание или считает, что целованием её у него решатся все проблемы, – это язычество и идолопоклонство.

О характере молитвы всё сказано до меня святыми отцами, которые были практикующими христианами. Если описать эту практику вкратце, то получится три пункта. Во-первых, человек должен приступать к молитве со смирением: осознанием своей духовной повреждённости и несовершенства. Во-вторых, понимать, что Бог и святые видят тебя насквозь в режиме реального времени – это своеобразный опыт предстояния перед Господом. В-третьих, молиться так, как если бы от этой молитвы зависела вся твоя жизнь.

о паломничестве и поклонении святым мощам Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских:

– Святитель и чудотворец Николай, столь же почитаемый, как преподобный Сергий, в нашем народе, за без малого два месяца пребывания своими мощами в Земле Русской собрал два миллиона человек. И это было подлинное паломничество, связанное с подвигом, с преодолением трудностей. Люди часами стояли и стоят, чтобы приложиться к мощам. Мне рассказывали, как людям немолодым и нездоровым предлагалось пройти вперед без очереди, но они отказывались, говоря: «Мне важно не только к мощам приложиться – мне постоять важно, мне помолиться важно»…

Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы

А что же движет людьми? Ничего материального. От этого они не получают ни комфорта, ни денежного вознаграждения, ни почета, ни уважения, а многие еще и обрушиваются с клеветой на честных паломников. Но верующие и не ищут похвалы от человеков, не ищут немедленного видимого благополучия. Они обращаются к святым с самым сокровенным, они душу свою поверяют, они молятся о себе, о своих родных и близких – и знают, что перед святыми мощами, где является особой силы Божественная благодать, их молитвы осуществляются.

Некоторые недоумевают и спрашивают нас: как же вы, живущие в XXI веке в европейской стране, сохраняете такую веру? Что все это означает? Я встречался с некоторыми западными учеными-социологами, которые меня с пристрастием допрашивали, что за всем этим стоит, – полагая, что этому, как и массовым политическим акциям, есть простое человеческое объяснение: кому-то выгодно сменить власть, кто-то желает ее защитить, кто-то борется за свои экономические права, кто-то считает, что он должен быть во власти, и, объединяясь с единомышленниками, люди действительно выходят во множестве. Но все это так далеко от того, что происходит во время паломничества! Мы молимся святым угодникам не для того, чтобы власть получить, и не для того, чтобы денег у нас стало больше. Мы молимся о самом главном – о своем внутреннем, духовном, сокровенном, для каждого своем. Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы – за себя, за своих родных и близких, за Отечество свое, за Церковь свою. И точно знаем, что святые, Богом одаренные, отвечают нам на наши молитвы.

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти преподобного Сергия Радонежского
в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля)

Поклонение святым мощам имеет давние традиции в христианстве. И довольно часто подвергается вполне заслуженной критике со стороны ревнителей чистоты веры, видящих в этом рецидивы язычества. Откуда же пошла эта традиция и как она развивалась

Поклонение святым мощам имеет давние традиции в христианстве. И довольно часто подвергается вполне заслуженной критике со стороны ревнителей чистоты веры, видящих в этом рецидивы язычества. Откуда же пошла эта традиция и как она развивалась?

Первые христиане почитали многообразные святые реликвии - частицы креста, на котором распяли Иисуса, гвозди, которыми его приколотили к этому кресту, саван, в который его обернули, и так далее... К эпохе позднего Средневековья в список реликвий вошли предметы, связанные как с Христом, так и с его ближайшим окружением.

Иногда реликвии были странного свойства - молоко Богородицы, слезы Богородицы и Иисуса, свечка из яслей, где родился Иисус. А некоторые были и вовсе фантастическими: запечатанный в ларец последний вздох Иисуса и даже палец Святого Духа! Но наибольшей популярностью пользовались останки святых...

Чудеса после смерти

Иисус изгонял бесов, исцелял болящих и даже воскрешал мертвых. Некоторые апостолы, верные делу своего учителя, занимались ровно тем же. Если судить по древним текстам, целые толпы сопровождали Иисуса, а потом его учеников и последователей, в надежде обрести чудо исцеления.

Слепые прозревали, паралитики вставали на ноги, прокаженные в мгновение ока обрастали чистой кожей. Само собой, в головах ранних христиан появилось предположение: если живой апостол способен лечить и исцелять, то он может заниматься целительством и после смерти . И к местам, которые были признаны могилами апостолов, потянулись паломники.

Они прикладывались губами к святым гробам, падали на них всем телом, и... некоторые исцелялись. Столь сильна была их вера! В 325 году Никейский собор признал мощи борцов за веру святыми. Правда, чем дальше на север уходила новая религия, тем сложнее было найти новообращенным гробницы с чудесными свойствами. Время апостолов прошло.


Началось время мучеников за веру. И оказалось, что хорошо пострадавший мученик творит чудеса ничуть не хуже учеников Иисуса. Мучеников за веру было тогда множество. Ведь гибнуть от рук язычников христиане не прекратили и после получения новой религией официального статуса в Римской империи. Так что западная и восточная церкви постепенно обрели целый сонм святых и мучеников.

Каждый христианский город стремился обзавестись священной могилой. Недаром Иоанн Златоуст записал следующее: «Тела святых ограждают город лучше всякой твердыни и, подобно высоким скалам, зримым отовсюду, не только отражают нападения видимых врагов, но и все козни и наветы демонов разрушают столь же легко, как сильный муж разрушает забавы детей. Подлинно все человеческие средства, употребляемые для охранения жителей, как то: стены, рвы, оружия, война и прочее, враг может преодолеть другими, еще сильнейшими средствами. Но если город защищен телами святых, то, сколько бы ни ухитрялись неприятели, не могут противопоставить им ничего равносильного».

Города стали, естественно, обзаводиться защитой, которая надежнее рыцарского войска или опытного врача.

Духовные крепости

Христиане презирали варваров, которые сжигали тела своих усопших на кострах. Они считали, что тела после смерти должны быть сохранены для последующего воскрешения на Страшном суде. А значит, сжигать их нельзя. Их нужно отнести поближе к могиле мученика или праведника, который позаботится об усопшем и на том свете.

Где такое место найти? Конечно, в христианском храме. Именно в церкви старались похоронить мученика, покровительствовавшего городу. И простые христиане, чтобы получше устроить родственника, хоронили его прямо в церкви. А когда кончалось место - вокруг храма.

О том, насколько мертвецу будет хорошо на том свете, могло сказать состояние его тела. Если вскорости после смерти оно ссохнется и превратится в мумию - хорошо, если разбухнет и начнет источать зловоние - плохо. Лучше всего, если тело быстро станет очищенным от плоти скелетом. Парижане, например, тащили мертвых на кладбище Невинных, зарывали поближе к могилам праведников, и кладбищенские черви исправно несли свою службу.

Через пару недель очищенный костяк изымали, чтобы дать временный приют новому мертвецу. Очередь желающих правильно упокоиться была огромна. Ну а в тех городах, где черви работали похуже, надеялись только на погребение в церкви.

Святые отцы отлично понимали, что вряд ли пиршества на зловонных могилах и многочасовые службы в храме, пропитанном миазмами, пойдут на благо верующим. Несколько императоров и церковных иерархов даже запретили гражданам поклонение костям.


Правда, запрет они основывали на противоречии с учением Христа, а не на правилах гигиены. Но как бы там ни было - запреты немного оздоровили городской микроклимат. Храмы перестали быть местами погребения.

Теперь там могли упокоиться только люди исключительные - мученики, герои или религиозные деятели. А святые и мученики, к телам которых стремились припасть верующие, теперь лежали в раках или в ларцах меньшего размера, если скелет был у них неполный. В Средние века такое случалось часто. Христианские общины заботливо делились городскими талисманами.

Развенчание кумиров

Мысль верующих хорошо озвучена все тем же Иоанном Златоустом: «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища, и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются». Проще говоря, защитная сила святых мощей не уменьшается при расчленении.


И скоро все христианские города имели свои святые мощи. По всей Европе и Малой Азии хранились в церквях головы, тела, руки, ноги, отдельные пальцы святых и мучеников. Правда, если сосчитать количество рук, ног, голов, принадлежавших святым, то картина получится у нас странная.

Апостол Андрей был погребен в пяти разных местах, его голова хранилась в шести храмах, а руки апостола - в семнадцати! Популярный в народе Иоанн Креститель, судьба которого по библейскому тексту была всем известна (голова отрублена, тело сожжено и прах развеян), получил десять могил. Девять церквей славились бесценной реликвией - головой Иоанна, чудесно уцелевшей.

Тело святого Стефана нашло упокоение в четырех могилах, а восемь его голов - в восьми церквях. Святой Иероним поделился с верующими двумя телами, четырьмя головами и шестьюдесятью тремя пальцами! Тело святого Петра упокоилось в шестнадцати местах. Но пальму первенства по количеству тел и голов держала мученица Иулиана - двадцать тел и двадцать шесть голов.



В наше скептическое время такое число частей тел наводит на определенные размышления. В Средние века жили согласно воззрениям Златоуста: святые мощи чрез разделение умножаются. Святые мощи умножались и умножались. Пока, наконец, это умножение не заставило отреагировать и консервативную церковь. Ватикан взялся бороться с подделками и ниспровергать средневековые святыни. Первой под огонь богословия попала святая Розалия из Палермо. Её мощи оказались… костями козла.

В 60-е годы прошлого века Ватикан всерьёз взялся за проверку мощей. Останки очень многих святых - увы! - были признаны простыми костями, пусть и в золотых или серебряных ларцах. Причём под эти «санкции» попали такие почитаемые персоны, как святой Георгий, святая Бригитта и святой Николай!

Правда, некоторые католики возмутились решением Ватикана. И продолжают поклоняться разжалованным в кости мощам. Более того, мощи многих, например, Гваделупской Девыв далёкой Мексике, несмотря на запреты и увещевания святых отцов, продолжают творить чудеса…

Огненный обряд

Поклонение мощам существует и в буддизме. Оно пошло от обряда погребения Будды Гаутамы. Его тело было завернуто в 500 слоёв хлопковой ткани и помещено в железный гроб, заполненный маслом. Потом гроб закрыли двумя металлическими крышками и водрузили на погребальный костёр, сложенный из драгоценных пород деревьев. После окончания кремации огонь залили молоком, а кости бережно собрали, разделили на восемь частей и сложили в урны. Урны были погребены, а над ними поставлены погребальные ступы.

Сейчас обряду кремации подвергают тела высших иерархов буддизма и тех, кто достиг просветления. Иногда в кострах после этого находят таинственные реликвии, которые буддисты называют «ринг-сэл».

Михаил РОМАШКО