16.03.2024

Профессиональное и личностное самоопределение. Пряжников Н.С



Пряжников Н.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
(Учебно-методическое пособие)

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 .

В пособии дается понимание «профессионального самоопределения». Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности. Особое внимание уделяется активной позиции психолога и организации конструктивного взаимодействия с самоопределяющимся клиентом (подростком).

В пособии представлены также авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также – в индивидуальных профконсультациях. Рассматриваются возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.

Данное пособие может использоваться при подготовке психологов-профконсультантов как на теоретических занятиях, так и при проведении спецкурсов и практических занятий. Пособие рассчитано также на школьных психологов (педагогов-психологов), классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, консультантов различных психологических центров и всех, кто интересуется вопросами профессионального самоопределения подростков и молодежи.


ВВЕДЕНИЕ

7

Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


9

1.1. Общие тенденции развития профориентации

9

1.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла

13

1.3. «Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития

14

1.4. Основные факторы профессионального самоопределения

15

1.5. Образ жизненного успеха как важнейший регулятор профессиональных выборов

15

1.6. Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения личности

18

1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

20

Контрольные вопросы к Главе 1

23

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


24

2.1. Цели и задачи профессионального самоопределения

24

2.2. Организационные принципы профориентации

25

2.3. Профориентация как система

33

2.4. Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях

35

2.5. Проблемы и трудности при реализации целей и задач профориентационной работы

37

Контрольные вопросы к Главе 2

38

Глава 3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И

ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ


39

3.1. Общее представление о практической профоринетационной методике

36

3.2. Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач. Типология методов по возможным целям

39

3.3. Типология традиционных научно-практических методов профориентации

42

3.4. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики

45

3.5. Общая схема конструирования активизирующих профоринетационных средств

47

3.6. Общие рекомендации по составлению профориентационных программ

50

3.7. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий

50

3.8. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций

52

3.9. Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами

53

3.10.Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.

54

Контрольные вопросы к Главе 3

58

Глава 4. ВАРИАНТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ

ПРОГРАММ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ


59

4.1. Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий)

59

4.2. Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий

64

4.3. Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников

67

4.4. Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения

69

4.5. Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях

70

Контрольные вопросы к Главе 4

72

Глава 5. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


73

5.1. Профориентационные игры с классом

73



73

Игра «Ассоциация»

75

Игра «Угадай профессию»

76

Игра «Пришельцы»

81

Игра «Советчик»

82

Игра «Профконсультация»

83

5.2. Игровые профориентационные упражнения

87

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

87

«Кто есть кто?»

88

«Автопортрет»

89

«Человек-профессия» (вариант «Ассоциации» в работе с подгруппой)

90

«День из жизни…» («Сон из жизни…»)

91

«Цепочка профессий»

92

«Ловушки-капканчики»

93

«Эпитафия»

94

5.3. Карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы»)

96

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

96

«Кто? Что? Где?»

98

«Формула»

107

5.4. Игровые карточные методики

111

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

111

«Человек-Судьба-Черт»

112

«Психобизнес» (с использованием обычных игральных карт)

123

5.5. Настольные профориентационные игры

127

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

127

«Или-Или»

129

«Страна богатых и умных»

142

5.6. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения

161

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

161

«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е.А.Климову)

162

Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (ЛПП)

165

Схема альтернативного выбора

167

5.7. Игры-дискуссии

174

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

174

«Заработная плата работника» (ЗПР)

175

«Свобода, ответственность, справедливость» (СОС)

180

5.8. Карточно-бланковые игры

182

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

182

«Комплимент»

184

«Медоворот»

189

«Сударь-государь»

191

«Болван»

196

5.9. Бланковые игры с классом

201

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

201

«Бизнес-риск-мен»

202

«Я – компаньон»

205

«Торг»

209

5.10. Активизирующие опросники

224

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

224

Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)

228

«Будь готов!»

231

«Как поживаешь?»

246

«За и против»

255

Контрольные вопросы к Главе 5

278

Заключение

280

Литература

282

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает кс каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников (молодежи и всех, кто планирует свое профессиональной развитие) школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно.

В пособии представлены теоретические вопросы профессионального самоопределения, вопросы организации (Глава 1) и планирования профориентационной работы в школе (глава 2), даются рекомендации по проектированию профориентационных методов и программ работы со школьниками (Глава 3), даются примеры уже использующихся в разных условиях профориентационных программ (Глава 4), а также – описания различных групп авторских активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения (Глава 5).

Особенностью данного пособия является то, что многие теоретические вопросы подкрепляются соответствующими практическими методиками, что соответствует и названию работы – «Профессиональное самоопределение: теория и практика». Другой особенностью пособия является то, что оно во многом дополняет другие наши работы, посвященные профориентационной проблематике, в частности, учебно-методическое пособие «Профориентация», выпущенное в издательстве «Академия» в 2005 году (Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005). Но если в пособии «Профориентация» больший акцент делался на освещение теоретических проблем, то в данном пособии несколько больший акцент делается именно на практических методиках и рассмотрении различных условий их проведения со школьниками.

Как уже отмечалось, в пособии большое внимание уделяется проектированию конкретных профориентационных программ. Пособие построено таким образом, что эти программы, опираясь на наши общие рекомендации, можно составлять из наших же авторских методик, в зависимости от решаемых психологом профориентационных задач. Мы считаем, что единообразные программы менее эффективны, чем вариативные, которые можно было бы каждый раз менять и адаптировать к конкретным аудиториям учащихся. Большое разнообразие авторских методик позволит это сделать без труда.

Наши методики называются активизирующими, т.е. призванными не только формировать более высокую заинтересованность в профориентационной работе и профконсультациях, но и частично обучать школьников самостоятельно решать свои проблемы. Сами представленные в пособии методики больше рассчитаны именно на практическую работу, хотя часть из них можно использовать и для исследовательских целей. В этой связи в общей характеристике каждой из групп наших активизирующих методик мы специально выделяем «диагностические возможности методик», исходя из того. При этом важно отметить, что в отличие от традиционных диагностических средств (тестов, опросников и др.) наши методики предполагают достаточно развитый профессиональный и жизненный опыт использующего эти методы психолога, а также его умение «понимать» и даже «чувствовать» своих клиентов. Только тогда методики дадут психологу богатый материал для принятия профконсультационных решений (в научно-практических обследованиях) или для научных обобщений (уже в исследовательской деятельности).

После каждой главы в пособии даются контрольные вопросы для самопроверки обучающихся студентов и специалистов. В конце пятой главы представлены практические задания для формирования у обучающихся начальных навыков проведения методик. Заметим, что все наши активизирующие методики не являются стандартизированными, т.е. допускают их значительную модификацию в использовании. Но как показывает опыт общения с психологами-практиками, использующими наши методы в своей работе, лучше, когда на начальных этапах освоения методик пользоваться нашими рекомендациями. И лишь затем, приобретя некоторый опыт и почувствовав уверенность, можно самостоятельно вносить в наши методики изменения, а в перспективе создавать на их основе свой собственные методы. Для этого в Главе 3 даются общие рекомендации по проектированию активизирующих профконсультационных методов.

Мы надеемся, что данное пособие будет полезно для всех специалистов, работающих с самоопределяющимися подростками, а также с теми людьми, которые решают свои карьерные вопросы в наше нелегкое время.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова . Остановимся подробнее на его концептуальных подходах . Подчеркивая неразрывную связь професси­онального самоопределения с самореализацией чело­века в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущ­ностью профессионального самоопределения являет­ся самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в кон­кретной культурно-исторической (социально-экономи­ческой) ситуации» 5 .

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение - это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономичес­ких условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществля­ется в течение всей профессиональной жизни: лич­ность постоянно рефлексирует , переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждает­ся в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется разного рода собы­тиями, такими как окончание общеобразователь­ной школы, профессионального учебного за­ведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с ра­боты и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологичес­кой зрелости личности, ее потребности в самореа­лизации и самоактуализации.

Исследуя профессиональное самоопределение лич­ности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его со­держательно-процессуальную модель:

1. Осознание ценности общественно полезного тру­да и необходимости профессиональной подготов­ки (ценностно-нравственная основа самоопреде­ления) .

2. Ориентировка в социально-экономической ситуа­ции и прогнозирование престижности выбираемо­го труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.

4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных за­ведениях и местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях, осложняющих до­стижение профессиональных целей, а также зна­ние своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопре­деления.

8. Начало практической реализации личной профес­сиональной перспективы и постоянная корректи­ровка намеченных планов по принципу обратной связи.

Анализируя потенциальные возможности саморе­ализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения .

1. Для самоопределения в конкретной трудовой функции характерна реализация себя в рамках выпол­няемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при ра­боте на конвейере). Свобода выбора и диапазон дей­ствий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невы­носим. Поэтому организаторы производства старают­ся обогатить такой труд дополнительными функция­ми за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, рас­ширяя тем самым возможности самореализации ра­ботников. Вместе с тем следует отметить, что некото­рые люди получают удовлетворение от такого однооб­разного труда.

2. Самоопределение на конкретном трудовом по­сту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря). Трудовой пост ха­рактеризуется определенными правами и производ­ственными заданиями, ограниченной производствен­ной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конк­ретного трудового поста негативно сказывается на ка­честве и производительности труда и вызывает неудов­летворенность работника.

3. Самоопределение на уровне конкретной специ­альности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.

4. Самоопределение в конкретной профессии пред­полагает, что работник способен выполнять близкие

смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специаль­ностей. Поэтому по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специально­сти, а не только трудовые посты.

5. Следующий тип - жизненное самоопределе­ние , к которому помимо профессиональной деятель­ности относятся учеба, досуг, вынужденная безрабо­тица и др. По сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во внепрофессиональной дея­тельности. Жизненное самоопределение предполага­ет не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия мо­жет стать средством реализации определенного об­раза жизни.

6. Более сложный тип - личностное самоопреде­ление , рассматриваемое как высшее проявление жиз­ненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы приподнимается и над професси­ей, и над социальными ролями и стереотипами. Чело­век не просто овладевает социальной ролью, а созда­ет новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие люди говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважае­мом человеке - уникальной и неповторимой личнос­ти. Можно сказать, что личностное самоопределе­ние - это нахождение самобытного образа Я, посто­янное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

7. Наконец, самый сложный тип - самоопределе­ние личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Здесь обязательно об­наруживается внутренняя активность, направленная на продолжение себя в других людях, что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, по­нимаемой в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).

В каждом из представленных выше типов самооп­ределения автор условно выделяет пять уровней са­мореализации человека (критерий выделения уров­ней - внутреннее принятие человеком данной дея­тельности и степень творческого отношения к ней): 1) агрессивное неприятие выполняемой деятельнос­ти (деструктивный уровень); 2) стремление мирно из­бежать данной деятельности; 3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4) стремление усовершенство­вать, сделать по-своему отдельные элементы выпол­няемой работы; 5) стремление обогатить, усовершен­ствовать выполняемую деятельность в целом (творчес­кий уровень).

Определение специфики возрастного и професси­онального развития человека позволяет четко опреде­лить содержание профориентационной и профконсуль-тационной работы и, следовательно, эффективно ре­шить проблему профессионального и личностного самоопределения.

Как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего и в то же время в их содержании можно выделить два принципиальных отличия:

1) профессиональное самоопределение - является более конкретным и его проще оформить офици­ально (получить диплом и т. п.); личностное само­определение - это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здо­ровым людям пока не выдают);

2) профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) усло­вий, а личностное самоопределение - от самого че­ловека, более того, часто именно негативные усло­вия позволяют личности проявить себя по-настоя­щему.

Активизация процесса формирования психологи­ческой готовности личности к профессиональному са­моопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации . Глав­ный момент в этой профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной пробле­мы на психологическую подготовку личности к опре­делению своей позиции и самостоятельному принятию решения.

Важным принципом данного типа консультирова­ния является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, ди­рективные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

Достижение эффективного результата обеспечива­ется применением различных психотехнологий: тре­нингов, игр, активизирующих опросников и др.

И профессиональной деятельности.

Биография

Николай Сергеевич Пряжников родился в Керчи . Мать Пряжникова Маргарита Павловна - экономист, отец Пряжников Сергей Николаевич - инженер-механик, отчим Карелин Семён Кондратьевич - управленец. Родители работали на руководящих должностях в рыбной промышленности. Их отношение к работе, во многом отличавшееся от коллег в этой сфере бизнеса, сформировали мировоззрение Николая Сергеевича и особый взгляд не только на самоопределение конкретной личности, но и на самоопределение работников целых отраслей и всей страны.

Учился в провинциальных школах в Азове, Егорьевске, Ростове-на-Дону, Красногорске.

Служил в Советской Армии на рядовых должностях в автобате, в районе города Львов.

Трудовой путь начал с ученика фрезеровщика на КМЗ (Красногорском механическом заводе). После армии чуть более двух месяцев проработал лаборантом в НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина. За это время благодаря поддержке сотрудников лаборатории научился всему, что необходимо для написания диссертации (начиная от выбора кролика для эксперимента и кончая теоретическим обоснованием, обработкой и интерпретацией результатов). Здесь сложилось настоящее представление о научной деятельности и стало понятно, что будущее будет связано именно с наукой.

Вошёл в Топ-100 самых цитируемых и Топ-100 самых продуктивных российских учёных, по данным РИНЦ .

Пряжниковым разработана и апробирована теоретическая модель профессионального и личностного самоопределения человека в единстве методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических и этических принципов. Он является автором оригинальных исследовательских процедур и практико-ориентированных методик активизации профессиональной ориентации и профессиональной деятельности на различных возрастных стадиях человека.

Преподавательская деятельность

· «Активные методы профконсультирования»,

· «Этика профессиональной деятельности психолога»,

· «Профессиональное образование взрослых» и др.

«Организация труда профконсультанта», «Ценностно-смысловые аспекты профессионального и личностного самоопределения», «Управление профессиональной карьерой и личностным ростом», «Основы профессионального самоопределения».

По совместительству работает на кафедре управления персоналом и психологии в Финансовом университете при Правительстве РФ , на кафедре психологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова , на кафедре психологии Московского психолого-социального университета (МПСУ).

Основные публикации

Автор более 120 научных публикаций и учебных пособий. Учебное пособие «Профориентация» (2005) отмечено в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике −2006», который проводит Объединённая редакция журналов «Демократическая школа» и «Новые ценности образования».

· Пряжников Н. С. Профессия, специальность, квалификация, профессиональная карьера в сборнике Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Методика для преподавателя и профконсультанта. Место издания: РАО Москва;

Статьи

· Priazhnikov N.S. Business game as a means of activating vocational self-determination of schoolchildren в журнале Voprosy Psikhologii, издательство Akademiia pedagogicheskikh nauk RSFSR (Russian Federation), № 4;

· Возможности творческой самореализации педагогов и профконсультантов в досуговом самоопределении школьников в журнале Современные проблемы науки и образования, № 5;

· Пряжников Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении в журнале Вопросы психологии, издательство Педагогика (М.), № 4;

· Пряжников Н. С., Сергеев И. С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы в журнале Современные проблемы науки и образования, № 4;

· Пряжников Н. С. Карточное профконсультирование подростков: возможности и проблемы в журнале Вестник Московского университета, том 14, № 3;

· Пряжников Н. С. Проблема критериев и средств оценки эффективности профориентации в организации в журнале Управленческие науки в современной России, том 1, № 1;

· Пряжников Н. С. Проблема непрестижных профессий в профориентационной игре «Остров» в журнале Школа и производство, № 7;

· Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные профориентационные игры «Пришельцы», «Ветеран» и "Бездельник в журнале Школа и производство, № 6;

· Пряжников Н. С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности в журнале Вестник Московского университета, том 14, № 4.

Доклады на конференциях

· Использование в профоринетационной работе «активных форм». Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение и профессиональное становление молодежи - важнейшее условие социально-экономического развития государства», Санкт-Петербург, 29 апреля, Россия, 2014

· Психологические барьеры реализации профессионального образования в сборнике Материалы международной конференции "Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХ1 веке. 8-10 октября 2008 г , место издания Кисловодск , с. 311-317

· Пряжников Н. С. Представления подростков о медицинских противопоказаниях по разным профессиям как фактор их профессионального самоопределения. Международная конференция «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях сохранения и укрепления здоровья» 15-16 октября. Кемерово, 2013

· Пряжников Н. С. Проблемы критериев и средств оценки эффективности профориентационной работы с персоналом в организации. Научная конференция «Управленческие науки в современной России», Москва, 21-22 ноября 2013, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Финуниверситет при Правительстве РФ, Россия, 2013.

Тезисы докладов

· Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Булатов Ф. В. Содержательные модели в профессиональном самоопределении личности в сборнике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы ХХ1 века (Курск, 29-30 октября , место издания ООО «Планета» Курск , тезисы, с. 86-92

· Уровневый подход к оценке эффективности профессиональной ориентации в сборнике Материалы 111 Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии», 21-22 октября 2015 г , место издания ФИРО Москва , том 6, тезисы, с. 32-37

· Пряжников Н. С. Особенности профориентационной работы в условиях современной России в сборнике Межрегиональная конференция «Профориентационная работа с молодежью. Настоящее и будущее», Иркутск. 18 октября 2012 г., С.4-7 , место издания Иркутск , том 536, тезисы, с. 4-7

· Моргун В. Ф., Палихов А. Г., Пряжников Н. С. Уровни освоения способа решения задач и тип ориентировки в творческих задачах в сборнике Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 2 , место издания МГУ М , том 2, тезисы, с. 99-100

Образование

Окончил психологический факультет МГУ (1981). Кандидат психологических наук (1989), доктор педагогических наук (1996). Научный сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии (1994).

Профессиональная деятельность

Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):

  • профконсультирование подростков
  • профориентационные курсы для подростков (с использованием активных методов)
  • консультирование взрослых по вопросам карьеры
  • консультирование педагогов и психологов по вопросам организации

Работа в ведущих организациях и учреждениях

  • МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва)
  • Министерство образования РФ
  • Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО
  • МГППУ

Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ" Алмаз"), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г.Москвы, главным специалистом отдела псих. службы иссоциальной работы Мин. образования Р.Ф.

Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО.

Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.

Научные интересы

Психология труда, возрастная психология, профессиональное и личностное самоопределение; теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости; психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала.

Диссертации

Тема кандидатской диссертации: "Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы".

В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.

Тема докторской диссертации: "Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения".

В этой работе определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: (методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения).

Основные труды

  1. "Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики" (1991)
  2. "Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие" (1993)
  3. "Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации" (соавт., в кн. "Профессиональная ориентация в России и Швеции", 1995)
  4. "Профессиональное и личностное самоопределение" (1996).
  5. Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
  6. S ≠ $, или Личность в эпоху продажности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
  7. Этические проблемы психологии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  8. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  9. Введение в профессию "психолог". М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 (совм. с И.В. Вачковым и И.Б. Гриншпуном).
  10. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001 (совм. с Е.Ю. Пряжниковой).
  11. Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999, № 1. С. 78–90.
  1. Карточные профконсультационные методики
  2. Карточно-бланковые профориентационные игры
  3. Игровые профориентационные упражнения
  4. Профориентационные игры с классом