16.03.2024

Психоаналитическая патопсихология теория и клиника - Ж. Бержере


Год выпуска: 2001

Жанр: Психология

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Патопсихология многим обязана психоанализу. Невозможно более изучать психические болезни, рассматривая поведение без учета психодинамической точки зрения: оно стремится к реализации определенной задачи и подвергается двойной системе принуждения, содержащейся в самом организме, с необходимостью разобщенном в своих поисках невозможной завершенности, в мире, противодействующем этим поискам или предлагающем ему свои собственные пути. Так, влечение и конфликт ясно проявляются как необходимые базовые понятия данной точки зрения.
Удивительно, что потребовалось дождаться появления психоанализа, чтобы осознать это. Не относятся ли данные понятия неявным образом к психологии здравого смысла и ее буквальному выражению? Они объясняют обыденные поступки и направляют наши действия по отношению к другим. И, без сомнения, именно их банальностью вызвано отсутствие к ним интереса со стороны психиатров. Кроме того, всегда казалось поразительным и неправдоподобным, что эти принципы, управляющие нормальным поведением, могут объяснить патологию, ее нелогичность и ее постоянство.
Фрейдовское понятие динамического бессознательного позволяет сократить этот разрыв: абсурдное поведение, симптом имеют смысл, скрытый в некотором удаленном пределе. Это открытие позволяет использовать то, что известно из исследования влечений и конфликтов. Сколь же многочисленны психиатры, извлекающие из психоанализа приносимый им дополнительный смысл; они ожидают от психоаналитика, что он интерпретирует скрытое значение симптома, а также расширит область психологического понимания без претензии на объяснение болезни. И успех, который психоанализ снискал среди широкой публики и в многочисленных областях гуманитарных наук или литературе, в значительной степени обеспечен этой провидческой способностью. Наука о бессознательном зачаровывает, поскольку позволяет понять нечто лучше, чем это сделала бы интуиция здравого смысла. Но запоминается право интерпретации, и оно применяется к любому материалу. Забывается, что аналитическая интерпретация подтверждается или ее эффектом, или предсказательной способностью и что рискованно расширять ее применение за границы области лечения без уточнения системы подтверждения, на которую она могла бы сослаться.
Психоаналитическая психопатология не совпадает с этим расширенным пониманием интерпретации. Совокупность частных интерпретаций, сделанных по поводу клинического случая, не подводит психопатологического итога. Недостаточно собрать гипотезы по поводу значения симптомов, намерений и поведения. Куда более радикально то, что психоанализ модифицировал динамическую точку зрения, чтобы применить ее к патологии. Побудительные силы человека организованы не случайно, а системно, внутренние конфликты выражают несовместимость между отдельными личностными структурами. Более того, эта организация не дана сразу, она рождается и развивается по ходу истории субъекта в соответствии с конфликтами, с необходимостью маркирующими этапы этой истории. Благодаря выбранному ими плану авторы данной книги ясно показывают, что эти структурные и генетические перспективы имеют фундаментальный характер и их изучение должно предшествовать изучению различных форм патологической организации. То, что называется в психоанализе метапсихологией, не только предоставляет возможность иметь теоретическую модель, но и позволяет создать целиком новую (защитные образования, законы первичных процессов, производные бессознательного) и ясную семиологию конкретных значений. Ее знание абсолютно необходимо клиницисту, а ее применение вне области лечебного процесса еще более обоснованно.
Было бы абсурдным противопоставлять два метода. Что можно сказать о хирурге, который отказывается от любой диагностики и любой патофизиологической гипотезы, ограничиваясь исправлением аномалий, позволяющих ему видеть операционное поле? В процессе лечения мета-психологические ссылки затушевываются, чтобы освободить место изучению частных проявлений. Но их использование по-новому проясняет клиническое наблюдение и некоторые из его частных вариантов, как, например, проективная ситуация.
Ж. Бержере и его коллеги обладают всеми необходимыми качествами, чтобы ввести клиницистов, психиатров и психологов в эту современную психопатологию. Практики и преподаватели, они на протяжении долгого времени были объединены для задач клинического исследования и обучения. Отсюда эта цельность работы, этот одинаково высокий уровень демонстрации того, как теоретические модели позволяют прояснить подлинную семиологию и лучше понять традиционные клинические синдромы. Педагогический же смысл весьма важен: психоаналитическая психопатология еще может развиваться. Она образует одно из плодородных полей исследований в общей психопатологии, и только продолжающийся прогресс в этой области обезопасит нас от возвращения к недальновидному эмпиризму и догматизму.

«Психоаналитическая патопсихология теория и клиника»

ТЕОРИЯ

  1. Генетический аспект
    1. Пре- и неонатальное влияние
    2. Прегенитальные стадии
    3. Оральная стадия
    4. Анальная стадия
    5. Фаллическая стадия
    6. Нарциссизм и генитальность (или сексуальное и нарциссическое)
    7. Проблема фаллоса
    8. Проблема нарциссизма
    9. Фаллическая «стадия»
    10. Идеал-«Я» и Идеал-«Себя»
    11. Депрессия
    12. Замечания терапевтического порядка
    13. Генитальные стадии
    14. Комплекс Эдипа
    15. Латентный период
    16. Пубертат
  2. Метапсихологический аспект
    1. Метапсихологический подход
    2. Топологическая точка зрения
    3. Первая топика
    4. Вторая топика
    5. Экономическая точка зрения
    6. Введение в учение о влечениях
    7. Теория влечений
    8. Теория страха
    9. Сновидения, грезы, фантазмы
    10. По ту сторону Фрейда: другие концептуализации
  3. Насилие и аффективное развитие человека
  4. Проблема защит
  5. Реактивное образование
  6. Замещающее образование
  7. Компромиссное образование
  8. Образование симптома
  9. Вытеснение
  10. Первичное вытеснение
  11. Вторичное вытеснение, или вытеснение в собственном смысле слова
  12. Возвращение вытесненного
  13. Идентификация
  14. Идентификация с агрессором
  15. Проективная идентификация
  16. Проекция
  17. Интроекция
  18. Отмена (аннулирование)
  19. Отрицание
  20. Отказ (игнорирование)
  21. Изоляция
  22. Смещение
  23. Сгущение
  24. Раздвоение Я
  25. Раздвоение имаго
  26. Сублимация

КЛИНИКА

  1. Клиническая беседа с пациентам
    1. Первая часть беседы
    2. Вторая часть беседы
    3. Осмысление
  2. Понятие семиотики
    1. Определенней общее представление
    2. Семиотика поведения
  3. Понятие нормы
  4. Понятие структуры
  5. Невротические структуры
    1. Понятие невроза
    2. Индивидуальный невроз
    3. Семейный невроз
    4. Типологическое эдиповское ядро
    5. Эдиповские идентификации
    6. Эдиповская кастрация
    7. Псевдоневротические формы психической патологии
    8. Аутентичные неврозы
    9. Конверсионная истерия
    10. История
    11. Клиника
    12. Экономическая структура
    13. Истерия и психоз
    14. Истерия страха
    15. Клиника
    16. Экономическая структура
    17. Обсессивный невроз
    18. История
    19. Клиника
    20. Экономическая структура
    21. Обсессивный невроз, пограничные состояния и психозы
    22. Невротическая депрессия
  6. Психотическая структура
    1. Психотическое объектное отношение
    2. Мать психотика
    3. Организация Я
    4. Механизмы запечатления
    5. Клиническая организация
    6. Аутизм
    7. Кататония
    8. Параноидный бред
    9. Паранояльный бред
    10. Депрессия
    11. Отношения между дереализацией, деперсонализацией и бредом
    12. Психотическая вселенная
  7. Пограничные состояния и их формы
    1. Проблема существования
    2. Генетическая точка зрения
    3. Нозологическое положение
    4. Пограничное оформление
    5. Экономическая организация
    6. Острое развитие
    7. Устойчивое развитие
  8. Психосоматические болезни
  9. Клиника детского возраста
    1. Теория клиники детского возраста
    2. Мать и ребенок: «трансактная спираль» в семье
    3. Объект и объекты
    4. Идентичность и идентификации
    5. Идентичность
    6. Врожденное и приобретенное: оснащенность
    7. Инструменты и функции
    8. Детские страхи и защиты
    9. Онтогенез страха
    10. Клиника страха
    11. Метапсихология страха
    12. Фантазмы и фантазм
    13. Фиксация, регресс и травматизация
    14. Использование трех метапсихологических осей и клиника детского возраста
    15. Топологическая точка зрения
    16. Динамическая точка зрения
    17. Экономическая точка зрения
    18. Нарциссизм и образ тела
    19. Агрессивность и действие
    20. Ментализация
    21. Различные типы организации
    22. Дефицитарные типы психической организации
    23. Классическая концепция дефицитарности
    24. Современный пересмотр концепции дефицитарности
    25. Психосоматические типы организации и синдромы
    26. Ранние психосоматические нарушения
    27. Поздние психосоматические нарушения
    28. Специфика психосоматической организации у ребенка
    29. Психопатические и перверсные типы организации
    30. Различные типы депрессивной и пограничной психической организации у ребенка
    31. Психотические типы психической организации
    32. Клиника
    33. Развитие
    34. Феноменология
    35. Структура детских психозов
    36. Невротические типы психической организации
    37. Детская истерия и истерия страха
    38. Обсессивная психическая организация
    39. Психотерапия у детей
  10. Обзор основных принципов психотерапии

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

  1. Лечебные учреждения
    1. Обзор институциональных структур
    2. Учреждения для взрослых
    3. Учреждения для детей и подростков
    4. Общие принципы организации

Под редакцией Ж Бержере книга « Психоаналитическая патопсихология. Теория и клиника» представляет огромный интерес для психологов, психотерапевтов и психиатров, социальным работников. В книге дано описание двух форм неврозов: обессивный невроз и истерию (страх и конверсионную истерию).
Представляем краткий конспект этой замечательной книги о современном психоаналитическом подходе к теории З.Фрейда.

Прегенитальные стадии
1. Оральная стадия
При развитии ребенка все стадии постепенно переходят одна в другую и накладываются друг на друга и продолжается начиная с первого года жизни. Психосексуальное развитие
Оральная стадия, есть стадия доминирования ротовой полости в качестве эрогенной зоны или источника телесного влечения. Но так же следует иметь ввиду:- весь дыхательный и пищеварительный тракт;
- органы фонации, следовательно, речи;
- органы чувств: язык и вкус; нос и обоняние, глаза и зрение;
- органы осязания и сама кожа.
Детская сексуальность включает формы активности в форме предварительного удовольствия виде стимуляции ротовой полости (аутоэротизм), нежели направленная на объект. Ребенок воспринимает все окружающее к качестве пищи или заглатывания объектов. Потребность в насыщении приводит к отделению от объекта кормления – к сепарации. Важное замечание. Ребенок помещает в свой рот всё, что его интересует, и удовольствие « иметь» смешивается с удовольствие «быть». Целям поглощения (инкорпорации) соответствуют специфические оральные страхи и фобии (например, страх быть съеденным).
В это же время у ребенка возникает оральный садизм – агрессия нагруженная удовольствием направленная на объект.
2. Анальная стадия
В течении 2-го и 3-го года жизни у ребенка развивается способность ходить, говорить, мыслить и пр. , постепенно появляется относительная, но уже реальная независимость.
Разумеется анальное удовольствие существует с самого начала жизни, но оно не составляет основного способа либидинозной разрядки и пока не является конфликтуализированным.
Специфического конфликта не происходит до установления контроля над сфинктерами во время дефекации. Ребенок может приобрести достаточный уровень овладения дефекацией, и при этом у него возникает биполярное садистическое влечение контролировать и владеть.
Садизм – это агрессия нагруженная эротическим удовольствием, направленная на контролированный объект.
Обретение сфинктерной дисциплиной позволяет ребенку открыть понятие личной собственности (чего-то, что он дает или нет) и своей власти (аутоэротической властью над своим телом и эмоциональной властью над матерью, которую он может поочередно вознаграждать или фрустрировать). Ребенок открывает в себе ощущение всемогущества и нарциссически преувеличенной самооценки (может противопоставлять себя матери, контролировать, подчинять и владеть).
Мазохизм
В этот же период у ребенка возникает мазохизм – пассивной цели получения удовольствия через болезненные формы опыта при этом боль должна быть не сильной и ни слишком слабой. При мазохизме используется пассивная цель получения удовольствия через болезненные формы опыта. Мазохизм – является психическим удовлетворением вызванное наказанием. При мазохистских влечениях, человеком ставится цель провоцировать других побить его.
Существует некая связь между садизмом и мазохизмом: она используется ребенком, ведущим себя крайне активно или агрессивно с целью провоцирования других побить его. Ребенок поучает удовольствие от зависимой или, наоборот, от доминирующей роли.
На первом плане выделяется нарциссизм
Нарциссизм
Нарциссизм проявляется в человеке в стремлении к независимости, в тенденции покорять, господствовать. Нарциссизм – это проявление всемогущества и преувеличенной самооценки и его можно отнести к гомосексуальным проявлениям личности.

Для анальной стадии характерны:
- оппозиция активности-пассивности;
- нарциссическое усиление чувства могущества.
3. Фалическая стадия
По окончании 3-го года жизни наступает фаллическая стадия – примат генитальных органов.
Психосексуальное развитие
На этой стадии у ребенка возникает уретральный эротизм. Первостепенная цель этого эротизма – удовольствие от мочеиспускания, равно как и от удержания. Это аутоэротическое удовольствие направляется у ребенка на объекты (например, фантазм помочиться на других) и возможность свободного истечения, энурез.
Удовольствие помочиться имеет двоякий характер:
а) фаллическое, даже садистическое значение мочеиспускания является эквивалентом проникновения, повреждения, разрушения.
б) как свободное истечение, пассивное удовольствие от уменьшения или снятие контроля.
У мальчиков пассивное свободное истечение может соединятся с другими пассивными целями такими, как ласкание полового члена и возбуждение промежности (простаты), с фантазмами ускоренного семяизвержения.
У девочек уретральный эротизм служит выражению конфликтов при зависти к пенису и свободное истечение «уринальными слезами».
Контроль за сфинктерами мочевого пузыря развивает нарциссическую гордость и честолюбие.
Детская мастурбация
При кормлении, при ручных играх, гигиеническом уходе и мочеиспускании начиная с оральной стадии возникает эротическое возбуждение генитальных органов.
Детское сексуальное любопытство
Для ребенка существует только один пол – тот, что представлен, существами наделенными пенисом. Для ребенка возникает реальность открытия анатомического различия между полами. В это же время возникают загадки: происхождение детей, рождение, беременность…
Первичная сцена
Под этим следует понимать сцену или сцены, во время которой ребенок был – или воображает, что был, - свидетелем полового акта родителей. Отсюда возможны фантазмы - соблазнения, кастрации, покинутости.
Первичная сцена способствует:
- индетификации с одним из родителей, а иногда, с обоими реализуемая часто в направлении «пассивности» перед могуществом «большего»;
- проекции собственной агрессивности субъекта и переживается как садистическая в соответствии с создаваемыми шумами, криками, стонами;
-чувству покинутости, вызванного у ребенка тем, что он исключен из этих отношений.
Детские сексуальные теории
Оральное оплодотворение путем поедания чудодейственной пищи или через поцелуй.
Теории привлекающие мочеиспускание (помочится на женщину).
Теории обмена пениса на ребенка, показ половых органов.
Анальная теория. В представлении ребенка рождение ребенка происходит через анус, через пупок или как принудительный способ извлечения ребенка из тела матери.
У ребенка существует садистическая концепция полового акта и зависит от его фантазий.
3. Фалическая стадия
По окончании 3 года жизни влечения объединяются под влиянием генитальных органов.
Фалическая стадия– это стадия «открытия» различия полов (в различии мужчины от женщины) для ребенка. Наличие пениса как генитального органа ассоциируется у ребенка с могуществом и завершенностью. Один из родителей воспринимается ребенком как могущественным или слабым.
Во взрослом возрасте клитеральная женщина – пассивна, а генитальная женщина без тревоги и без страха слияния и разрушения обретает наслаждение в активном поглощении пениса, а не в кастрации своего партнера.
Детская мастурбация начинается с момента кормления и является специфическим эротическим проявлением на уровне генитальных органов при мочеиспускании с гедонистическим проявлением при самовоспроизведении.
В это время происходит открытие различия между полами, первичной сцены (воображаемого или реального свидетельства полового акта родителей).
Эти открытия приводят ребенка к мысли о необходимой индетификации с одним из родителей (склонение к пассивности перед большим), проекции собственной агрессивности (ибо все им воспринимается как садизм), чувства покинутости и это порождает вауеризм и скоптофилию. Вуайеризм (фр. voyer – смотритель, надзиратель) или скопофилия (греч. skopeo – рассматривать). Скопофилия - периодическая или постоянная наклонность тайком наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися; обычно это приводит к половому возбуждению и оргазму. Преимущественно встречается у мужчин, перенесших шизофренический шуб с психопатоподобными изменениями или дефектом, а также при психопатоподобном варианте психоорганического синдрома.Скопофилия может переходить в эпистомофилию, т.е в появлению исследований всех родов.
Детские теории оплодотворения
Оральное – через поцелуй.
Мочиться на объект оплодотворения.
Обмена пениса на ребенка.
Проблема нарциссизма
Нарцисс и Эдип две разные модели аффективного и отношенческого функционирования и действуют попеременно в каждом человеке, на всей протяженности бытия.
Эдипов комплекс формирует «Я», «Оно», «Сверх Я», «Идеал-Я» и «Идеал-Себя».
Идентификация – это формирование и ассимиляция субъекта по образу другого.
В Эдиповом комплексе существуют две привязанности: привязанность к матери и идентификация с отцом.
«Я» - это наследник нарциссизма. Делай это, будь большим и сильным. Ребенок – считает себя всемогущим.
«Сверх Я» наследник комплекса Эдипа – не делай того, что ты считаешь не достойным для себя и для другого. Требования морального самосознания и уважения к себе – это «Сверх-Я».
«Идеал-Себя» - наследник нарциссизма: будь как твой отец и чувство самоуважения.
Комплекс Эдипа
Основной конфликт Эдипового комплексе возникает с в промежутке 3 до 6 лет и является сексуальным и триангулярным конфликтом между ребенком, матерью и отцом.
Запрет инцеста есть закон.
Латентный период – с 5-6 лет до пубертата (до генитального созревания)
Латентный период – фаза покоя и консолидация достигнутого положения. В это время ребенок обращается к областям отличным от сексуальности. В этот период наблюдается преобладание нежности над сексуальными чувствами. Свободная энергия влечения канализируется в образование, в игры, в социальную жизнь, в продукты воображения – сказки, рассказы, а не в абстрактные фантазии, которые могут вызвать пробуждение сексуальные конфликты.
У детей в латентный период «Я» относительно сильно и безопасно относительно сексуальных конфликтов.
Пубертат
Пубертат- период оживления сексуальной активности и интенсификация Эдиповых влечений.
Пубертат – от латинского - pubertas - «возмужалость, половая зрелость») отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин «подростковый период». Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности. В этот период наблюдаются чудаковатость и странность в подростке. Полюция и первая менструация, вторичные половые признаки (оволосение и смена голоса) у подростка следствие начала вступления в сексуальную зрелость.
Мальчик на протяжении всей своей жизни будет продолжать соизмерять значительную нарциссическую ценность со своим пенисом удобным для демонстрации. У девочек наблюдается смена нарциссических интересов направленных на генитальные органы, на все своё тело.
Мастурбация
У мальчиков, нарастающие генитальные тенденции находят своё выражение в мастурбационной активности. Мастурбация порождает чувство вины и тревоги с мастурбациннными фантазиями Эдипового характера.
У девочек мастурбация носит клитеральный характер и может быть перемещена на волосы, рот, нос и она часто носит мазохистский характер.
Полное подавление аутоэротической активности может привести к психологическим конфликтам и даже к патологии.
Если Пубертат пройден, то сексуальность включена в личность и Субъект может получать оргазм. Те кто боятся признаков зрелости пытаются продолжить реальную зависимость с ирреальной надеждой на всемогущество.
В период пред- отрочества задача «Я» состоит в том, чтобы разрушить родительский выбор (выбор между объектом любви одного из родителей и сексуальному партнеру). Это «подростковое восстание» против родителей, авторитетов и их символических заменителей (установка ребенка - на повиновение, родителя – на порицание) может достигнуть тотального непринятия и разрыва и выбора совершенно отличного образа жизни, либо восстановления взаимной толерантности и взаимных чувствах. Выход из данного конфликта зависит не столько от реального отношения родителей, сколько от способа разрешения или не разрешения Эдипового конфликта. Подросток регрессирует от объектной любви к нарциссизму, поэтому подростки часто держаться вместе (гомосексуальные группы) для доказательства что «они не хуже других» и могут проявлять свою инстинктивную активность, что позволяет успокоиться при возбуждающем присутствии другого пола, как и от одиночества.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ФРАНЦУЗСКОМУ ИЗДАНИЮ

Патопсихология многим обязана психоанализу. Невозможно более изучать психические болезни,

рассматривая поведение без учета психодинамической точки зрения: оно стремится к реализации

определенной задачи и подвергается двойной системе принуждения, содержащейся в самом организме, с

необходимостью разобщенном в своих поисках невозможной завершенности, в мире, противодействующем

этим поискам или предлагающем ему свои собственные пути. Так, влечение и конфликт ясно проявляются

как необходимые базовые понятия данной точки зрения.

Удивительно, что потребовалось дождаться появления психоанализа, чтобы осознать это. Не относятся ли

данные понятия неявным образом к психологии здравого смысла и ее буквальному выражению? Они

объясняют обыденные поступки и направляют наши действия по отношению к другим. И, без сомнения,

именно их банальностью вызвано отсутствие к ним интереса со стороны психиатров. Кроме того, всегда

казалось поразительным и неправдоподобным, что эти принципы, управляющие нормальным поведением,

могут объяснить патологию, ее нелогичность и ее постоянство.

Фрейдовское понятие динамического бессознательного позволяет сократить этот разрыв: абсурдное

поведение, симптом имеют смысл, скрытый в некотором удаленном пределе. Это открытие позволяет

использовать то, что известно из исследования влечений и конфликтов. Сколь же многочисленны

психиатры, извлекающие из психоанализа приносимый им дополнительный смысл; они ожидают от

психоаналитика, что он интерпретирует скрытое значение симптома, а также расширит область

психологического понимания без претензии на объяснение болезни. И успех, который психоанализ снискал

среди широкой публики и в многочисленных областях гуманитарных наук или литературе, в значительной

степени обеспечен этой провидческой способностью. Наука о бессознательном зачаровывает, поскольку

позволяет понять нечто лучше, чем это сделала бы интуиция здравого смысла. Но запоминается право

интерпретации, и оно применяется к любому материалу. Забывается, что аналитическая интерпретация

подтверждается или ее эффектом, или предсказательной способностью и что рискованно расширять ее

применение за границы области лечения без уточнения системы подтверждения, на которую она могла бы

сослаться.

Психоаналитическая психопатология не совпадает с этим расширенным пониманием интерпретации.

Совокупность частных интерпретаций, сделанных по поводу клинического случая, не подводит психопато-

логического итога. Недостаточно собрать гипотезы по поводу значения симптомов, намерений и поведения.

Куда более радикально то, что психоанализ модифицировал динамическую точку зрения, чтобы применить

ее к патологии. Побудительные силы человека организованы не случайно, а системно, внутренние

конфликты выражают несовместимость между отдельными личностными структурами. Более того, эта

организация не дана сразу, она рождается и развивается по ходу истории субъекта в соответствии с

конфликтами, с необходимостью маркирующими этапы этой истории. Благодаря выбранному ими плану

фундаментальный характер и их изучение должно предшествовать изучению различных форм

патологической организации.

что называется в психоанализе метапсихологией, не только предоставляет

возможность иметь теоретическую модель, но и позволяет создать целиком новую (защитные образования,

законы первичных процессов, производные бессознательного) и ясную семиологию конкретных значений.

Ее знание абсолютно необходимо клиницисту, а ее применение вне области лечебного процесса еще более

обоснованно.

Было бы абсурдным противопоставлять два метода. Что можно сказать о хирурге, который отказывается от

любой диагностики и любой патофизиологической гипотезы, ограничиваясь исправлением аномалий,

позволяющих ему видеть операционное поле? В процессе лечения мета-психологические ссылки

затушевываются, чтобы освободить место изучению частных проявлений. Но их использование по-новому

проясняет клиническое наблюдение и некоторые из его частных вариантов, как, например, проективная

ситуация.

Ж. Бержере и его коллеги обладают всеми необходимыми качествами, чтобы ввести клиницистов,

психиатров и психологов в эту современную психопатологию. Практики и преподаватели, они на

протяжении долгого времени были объединены для задач клинического исследования и обучения. Отсюда

эта цельность работы, этот одинаково высокий уровень демонстрации того, как теоретические модели

позволяют прояснить подлинную семиологию и лучше понять традиционные клинические синдромы.

Педагогический же смысл весьма важен: психоаналитическая психопатология еще может развиваться. Она

образует одно из плодородных полей исследований в общей психопатологии, и только продолжающийся

прогресс в этой области обезопасит нас от возвращения к недальновидному эмпиризму и догматизму.

Даниель Видлёшер,

профессор Медицинского университетского центра

Питъе-Салъпетриер, Париж,

президент Международной психоаналитической ассоциации