22.03.2024

Религиозная теория происхождения человека кратко. Религия и наука о происхождении человека на земле


Религиозная гипотеза (креационизм)

Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират -- Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек -- творение Высшего разума или попросту Бога.

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.

Ортодоксальная теология считает гипотезу творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой гипотезы, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства гипотезы творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое-то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм -- это гипотеза, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает, прежде всего, из-за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из-за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению.

В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория палеовизита", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Основная цель креационизма -- способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества. Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма -- это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития. Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется «научным креационизмом». Современные креационисты стремятся подтвердить тексты Библии точными расчетами. Пример: В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре» -- если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных -- около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось бы -- для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

религиозный гипотеза ортодоксальный антропогенез

24-04-2017, 18:40

С самых ранних этапов развития человечество пыталось понять, откуда же оно, собственно, взялось и чем является. Своеобразная «человеческая проблема» рассматривалась условно двумя совершенно противоположными «лагерями» - наукой и религией.

Теологические теории

Религиозная точка зрения сформировалась, соответственно, раньше, поскольку прежде, чем дойти до научных исследований и точных расчётов, не имея достаточно знаний для этого и умений, люди развивали веру, основывая её на интерпретации виденного и разного рода снах, предположениях и том, что классифицировалось, как знамение, будучи в достаточной степени необычным (например, природные катаклизмы, лунные и солнечные затмения, большое собрание или странное поведение животных или птиц в одном месте без видимых причин и так далее).

Именуется такая точка зрения в общем плане креационизмом, продолжая существовать и сейчас. По конкретным способам создания также нет единства. Адепты одной религии утверждают, что люди вдруг сами по себе появились, проповедники другой – что их сотворили боги (или Бог) из глины, тростника, дыхания, части собственного тела и просто силой мысли. Различаются также мировоззрения в креационизме. Есть ортодоксальный и эволюционный подходы к обяснению этого вопроса.

Приверженцы ортодоксального варианта считают, что никаких доказательств к тому, что человек создан Богом, не нужно. Они верят, игнорируя всякие научные данные и положения. Длительную биологическую эволюцию они, соответственно, не воспринимают или же также соотносят её с религией, воспринимая, как ранние, и, возможно, не совсем удачные опыты Творца или сделанные им с соответствующей целью. Некоторыми признаётся факт возможности существования в прошлом людей, не похожих на современных, однако они не считают их предками современного человека.

Приверженцы эволюционного креационизма признают, что биологическая эволюция могла иметь место. По их словам, один вид животного может развиться в другой, однако направлял на всё это Бог. Человечество могло возникнуть от более примитивных существ с более низкой организацией, однако дух у него не менялся с самого начала, и всё также контролировал Творец, меняя что-либо по своему желанию. В частности, такое мировоззрение у западного католицизма.

Согласно официальной позиции, допускается, что Бог мог сотворить не сразу человека, а человекообразную обезьяну, однако с бессмертной душой. В 1996 году папа Иоанн Павел II утвердил, что ряд совершённых новых открытий убеждает в том, что «эволюция может быть не просто гипотезой». Православные христиане, в свою очередь, к единому мнению по поводу происхождения человека не склоняются, поддерживая и ортодоксальное, и эволюционно-креационистское.

Современные адепты креационизма используют научные открытия во многом для того, чтобы привести доказательства отсутствия преемственности людей прошлого и современных или же доказать то, что современные люди были и в древние времена. Они интерпретируют иначе многие материалы или же указывают, что раз есть в определённых областях «белые пятна», не всё объясняющие, то явно можно отметить, что и эволюция не строится исключительно на доказательствах.

Научные теории

Основной из них принято считать теорию Чарльза Дарвина, которую ещё называют теорией эволюции, теорией антропогенеза и синтетической теорией. Он дал обоснование происхождению человека разумного с точки зрения биологии. Согласно этой теории, главными факторами в происхождении выступал естественный отбор, состоящий из борьбы за существование, изменчивости и наследственности. Эволюционная концепция предполагает, что по мере развития человечество растворялось в мире животных, а все качества и характеристики человека – это во много крат усиленные и улучшенные, развитые животные. Позже, когда были открыты разные генетические законы, теорию развили до максимально подробной.

Полные данные гласят, что наследственные данные сохраняются в клетках живых организмов, представляя собой сложные молекулы ДНК или РНК, отдельные части которых, которые кодируют определенные белки или отвечают за их синтез, именуются генами. Гены меняются под влиянием мутаций. Значимыми для эволюции мутациями являются те, что могут передаваться потомству, происходя в половых клетках. Чаще всего подобные процессы вредные или нейтральные, но когда условия окружающей среды меняются, то они помогают индивидам, обеспечивая таковым своего рода преимущество. Когда количество таких преимуществ увеличивается, то организмы становятся максимально приспособленными, имея, собственно, и больше шансов выжить, а также оставить потомство, которому можно передать свои гены.

Окружающая среда может меняться и дальше, и тогда остаются такие признаки, которые максимально полезны для разных поколений, передаваясь далее по цепочке и постепенно накапливаясь. Иногда нейтральные или вредные мутации, с изменением среды, могут стать даже полезными. Гены могут перетасовываться, учитывая разных родителей потомства, и иногда новые мутации вообще не появляются, а иногда их появляется даже больше.

Менее доказательна, как теория, однако не менее интересна теория происхождения человека в результате намеренной или ненамеренной деятельности инопланетян. При этом, есть разные её версии. Одна (концепция панспермии) предполагает, что на Землю из космоса попали некие бактерии, приспособившиеся к новой среде и далее эволюционировавшие. Её считают одной из наиболее жизнеспособных среди «инопланетных» теорий, только лишь не имея достаточной доказательной базы, которая может появиться, когда будет возможность лучше исследовать другие планеты и метеориты.

Есть и второе ответвление – уфологическое. Согласно ему, инопланетяне или с самого начала занимались контролем всего происходящего на Земле, создав и первые формы жизни, или вмешались в это потом. Главным «аргументом против» такой теории является то, что не понятно, зачем это всё инопланетянам могло быть нужно.

Лика Харьковская - Корреспондент РИА VistaNews

Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: «Откуда мы?», «Каково наше место в мире?» Человек является центральным объектом в мифологии и религиях многих народов. Является он основным и в современной науке. У разных народов в разные времена возникали разные ответы на эти вопросы.

Существуют три глобальных подхода, три основные точки зрения на возникновение человека: религиозный, философский и научный. Религиозный подход опирается на веру и предание, обычно он не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты. Философский подход опирается на некий первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ строит свою картину мира.

Научный подход опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов. Для объяснения связи этих фактов выдвигается гипотеза, которая проходит проверку новыми наблюдениями и, по возможности, экспериментами, в результате чего либо отвергается (тогда выдвигается новая гипотеза), либо подтверждается и становится теорией. В дальнейшем новые факты могут опровергнуть теорию, в этом случае выдвигается следующая гипотеза, лучше отвечающая всей совокупности наблюдений.

И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой области культуры отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов огромно. Невозможно в кратком изложении рассмотреть хотя бы их треть. Ниже мы попробуем разобраться лишь с самыми главными из них, наиболее повлиявшими на мировоззрение людей.

Сила Духа: креационизм

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции. Племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы-делавары считали своим родоначальником орла, индейцы-осаги – улитку, айны и папуасы из бухты Морсби – собаку, древние датчане и шведы – медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны . Напротив, южные арабы, древние мексиканцы и негры берега Лоанго считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги. Конкретные способы создания человека, согласно разным религиям, очень разнообразны. Согласно одним религиям, люди появились сами по себе, согласно другим, их создали боги – из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и мыслью единою.

В мире существует огромное множество религий, но в целом креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственной верной точку зрения, изложенную в предании, в христианстве – в Библии. Ортодоксальный креационизм не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует. Согласно Библии, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений (хотя могут ли быть неудачи у Творца?). Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является воля Бога. Человек также мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца. Западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика 1950 года папы Пия XII "Humani generis" допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив, однако, в него бессмертную душу. После это положение подтверждалось другими папами, например, Иоанном Павлом II в 1996 году, который в послании Папской академии наук писал, что "новые открытия убеждают нас в том, что эволюцию следует признать более чем гипотезой". Забавно, что для миллионов верующих мнение папы римского в этом вопросе значит несравнимо больше, чем мнение тысяч учёных, посвятивших науке всю жизнь и опирающихся на изыскания других тысяч учёных. В православии единой официальной точки зрения на вопросы эволюционного развития нет. На практике это приводит к тому, что разные православные священники интерпретируют моменты возникновения человека совершенно различно, от сугубо ортодоксального варианта до похожего на католический эволюционно-креационистского.

Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же – существование полностью современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и антропологи, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, креационисты в своих построениях опираются на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения, игнорируя большую часть остальных материалов. Кроме того, нередко креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что ещё недостаточно полно освещены – так называемые "белые пятна науки" – или незнакомы самим креационистам; обычно такие рассуждения производят впечатление на людей, недостаточно знакомых с биологией и антропологией. Большей частью креационисты занимаются именно критикой, однако на критике своей концепции не построишь, а своих собственных независимых материалов и доводов у них нет . Впрочем, надо признать, что учёным от креационистов есть некоторая польза: последние служат хорошим индикатором понятности, доступности и популярности результатов научных исследований широкой публике, дополнительным стимулом к новым работам.

Стоит заметить, что число креационистских течений, как и философских, и научных, весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число учёных-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.

Одна из первых проблем, встающая перед философами и учеными при объяснении человека, – это загадка его происхождения. Как, когда и откуда произошел человек? Ответы на эти вопросы во многом приближают нас к разгадке сущности человека, поскольку определение тех свойств, которые позволили людям оторваться от остальной природы, обуславливает их наиболее существенные специфические характеристики. Ответив на вопрос, благодаря каким своим качествам человек выделился из природы, мы сможем зафиксировать не только то, чем он отличается от животных, но одновременно и то, что составляет содержательное ядро его собственно человеческого своеобразия.

Проблема антропогенеза (от греческих слов антропос – человек и генезис – происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Наиболее древние версии возникновения человека связаны с различными мифологическими сюжетами его чудесного рождения из земли, воды, дерева или космоса. Чаще всего человек здесь является случайным продуктом соединения природного и божественного начал. К примеру, в славянской мифологии люди появились из дерева после того, как на него упала капля божественного пота; в древнегреческой – они проросли из пепла поверженных титанов и т. п.

Мифологическое мировоззрение сменилось религиозным, которое предложило креационистскую концепцию происхождения мира и человека. Креационизм (от лат. сreatio – творение, создание) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Согласно библейскому сюжету человек отличается от природных тварей тем, что он единственный обладает бессмертной душой и свободной волей, он выступает носителем божественных знаний и заповедей, где одной из первейших является необходимость трудиться. Фактически в Библии можно найти основные типологические характеристики человека, акцентированные сегодня в различных современных сценариях антропогенеза (труд, способность к стыду, язык и мышление и т.п.).

Наиболее радикальное отличие креационизма от других моделей антропогенеза связано с пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования. Между ними нет и не может быть родственных связей, человек слишком уникален и поэтому для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. Исторически эта идея сыграла весьма значимую роль в развитии европейской культуры, поскольку способствовала обоснованию ценностей свободы, творчества и развития личности.

Вместе с тем креационизм нельзя рассматривать только как историко-культурный феномен, значение которого связано с отдаленным прошлым, но не с настоящим. Креационизм имеет своих сторонников и в современной философии и науке. Его последователи дают религиозную интерпретацию феномена Большого Взрыва, указывают на то, что шесть дней Творения, описанные в Библии, в целом соответствуют научным представлениям об эволюции Земли и жизни. При этом скачкообразный характер смены основных геологических эр, с их точки зрения, подтверждает в большей степени библейскую историю об отдельных днях творения, чем научную версию последовательной эволюции жизни. Говоря об антропогенезе, современные креационисты отмечают, что собственно человек возникает лишь раз, на последней ступени лестницы живых существ. Известные палеонтологические находки его гоминидных предков могут с известной долей допущения характеризовать биологическую эволюцию человеческого тела, однако своеобразие человека связано не столько с телом, сколько с душой. Человек как носитель разума, воли и нравственности не может быть обусловлен природными факторами. Эти его свойства возникают вопреки природе и могут быть объяснены лишь предположением об их внеприродном источнике, Боге.


В качестве современных модификаций креационизма могут быть рассмотрены и популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза (от англ., UFO – НЛО), связанные с попыткой объяснить возникновение человека участием внеземного разума. Различные памятники архаической культуры и мифологические сюжеты получают неожиданную космическую интерпретацию. Реальные успехи в освоении космоса, наряду с упорным стремлением увидеть в числе своих предков что-то более достойное, чем банальную обезьяну, сделали уфологическую тему весьма популярной в массовом сознании и СМИ. Отношение ученых к возможному внеземному происхождению человека пока более осторожное. Дело даже не в отсутствии строгих научных фактов, а в определенной теоретической незавершенности этих гипотез. Объясняя человеческий интеллект внеземным разумом, проблема возникновения разума как такового не столько разрешается, сколько отодвигается, заставляя искать ее в новых, не известных пока факторах. Так же, как и в ситуации с классическим креационизмом, акцент делается не на естественной эволюции человека из природы, а на чудесном вмешательстве каких-то высших сил в этот процесс.

Сильной стороной креационизма является очевидный моральный пафос этого учения, связанный с рассмотрением человека и человечества как наиболее значимых величин в структуре Универсума. Акцент на человеке как «образе и подобии» не приемлет проекций природной агрессии и «борьбы за существование» в социальные и межличностные отношения. Человек здесь определяется в характеристиках милосердия, любви и ответственности по отношению к природе и собственному бытию. Вместе с тем, несмотря на достаточное количество сторонников, креационизм во многом проигрывает свои позиции эволюционизму в современной философии и науке. В научном плане эволюционизм более интересен и последователен, поскольку апелляция к Богу – это всегда отсылка к неизвестной величине, традиционно используемая при объяснении непонятных явлений, но реально ничего не объясняющая.

Среди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда лишь религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. Религиозная теория происхождения человека не требует доказательств, поскольку основана на вере. Этим она не устраивает ученых, но вполне удовлетворяет верующих людей.

Древние религии и религии Востока

Жители Древнего Египта, а также шумеры полагали, что человек – создание богов. При этом в качестве материала для создания первого человека уверенно называлась глина. По всей вероятности, это было связано с тем, что глина была материалом распространенным, пластичным и удобным для лепки – одним словом, идеально подходящим для создания людей.

Примечательно, что для замешивания глины при создании первых людей использовалась не вода, а кровь, причем кровь богов. Это приближало людей к божествам. При этом египтяне считали, что боги создавали людей не просто так, а в качестве своих рабов.

Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. Идея бесконечного колеса сансары, сойти с которого можно только достигнув определенного уровня просветления и погрузившись в нирвану, вообще не предполагает какого-то начала мира. Согласно философии буддизма мир существовал всегда, и люди существовали всегда, а уж как менялись формы их существования, зависело от разных факторов.

Даосизм, единственная в мире религия, где боги отсутствуют как класс, тоже уделяет не очень много внимания созданию человечества. Согласно этой религии, из первоначального хаоса появилось две энергии – мужская и женская. И все, что существует в этом мире – плод взаимодействия этих энергий. Для людей исключения не делается.

Религиозные воззрения народов Индии, напротив, предполагали божественное происхождение человека. Относительно того, кому именно из богов люди обязаны своим появлением, единого мнения нет, но чаще всего называют имя Брахмы, чуть реже – Шивы. Интересно, что индуистские боги не занимались лепкой людей из глины, а просто создавали новых существ силой духа.

Христианство

Сегодня христианство – одна из наиболее распространенных в мире религий. Кроме того, эта религия оказала огромное влияние на культуру многих стран на планете. И нет ничего удивительного в том, что именно христианский миф о возникновении человека приобрел широкую известность.

Процесс сотворения мира описывается в первой части Библии – священной христианской книги. Согласно христианству, человек – последнее божье творение, что позволяет считать его творением наиболее совершенным. Первый человек – Адам – был создан из «праха земного», после чего Бог вдохнул в него жизнь и поселил в райском саду. В задачу Адама входило возделывание сада и придумыванием имен всем существующим на тот момент животным. Вскоре Адаму была дана супруга – Ева. Для ее создания Бог использовал ребро Адама.

Лишь два дерева Бог запретил трогать – Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. Однако под воздействием Змия первые люди обошли запрет, попробовали плод с Дерева. Это вызвала гнев Бога, который прогнал Адама и Еву из рая. Эта история хорошо отражает суть религии, основанной на покорности и послушании – за нарушение запрета люди стали смертными, Еве было предречено в муках рожать детей, а Адаму – в поте лица работать. В дальнейшем жизнь первых людей была безрадостной и полной страданий, но свое предназначение они выполнили и стали родоначальниками человеческого рода.

Гораздо менее известна легенда о первой жене Адама – Лилит . История об этом браке в библию не вошла, но упоминается в каббалистической теории. Лилит была создана Богом так же, как и Адам, поэтому считала себя равной мужу и не желала ему подчиняться. Она сбежала (вернее, улетела) от Адама, но была настигнута и наказана ангелами . В результате первая жена Адама превратилась в демоницу, которая специализировалась на убийствах новорожденных младенцев и рожениц. Несмотря на то, что она была первой женщиной, род ее прервался, поэтому праматерью человечества считается Ева, которую Бог создал уже с учетом прежних ошибок.

Креационизм

Креационизм представляет собой теологическую концепцию, согласно которой человек (как и все сущее) был продуктом деятельности творца, то есть бога. Происхождение человека от бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. В результате появился новый термин, обозначающий воззрения консервативно настроенных христиан, не принимающих теорию эволюции и другие научные открытия.

Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Тем не менее, у этой теории немало поклонников, что находит свое отражение, например, в образовании: были прецеденты, когда под давлением сторонников креационизма в школах не преподавали теорию эволюции. По этой причине отношение к креационизму в сфере образования настороженное, эта концепция рассматривается как нарушающая права человека.

Течений в креационизме существует множество – от буквальных трактовок Библии и иной религиозной литературы до теорий на стыке науки и религии. Такие теории, например, могут не отрицать геофизические данные о происхождении планеты, но категорически отвергают теорию эволюции. Лишь эволюционный креационизм не отрицает эволюцию как таковую, но в то же время считают ее орудием Бога, а не закономерным процессом.

Мария Быкова