19.12.2023

Виды загадок в современном русском языке. Классификация загадок, их основные виды Виды загадок с примерами 3


Волчихина Яна

"Классификация загадок" - исследовательская работа на научно - практическую конференцию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 146»

Первомайского района

Секция: литературоведение

Волчихина Яна Александровна

7 Б класс

Классификация загадок

Паршикова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

Контактный телефон 337-19-81

Город Новосибирск, 2012

Введение……………………………………………………......................... стр.3

Глава 1. Значение загадок в жизни человека …………………………..стр. 4-6

Глава 2. Классификация загадок……………………………………………стр.7

2.1 Фольклорные…………………………………………………………..стр.7-12

2.2 Литературные ………………….……………………………………стр. 12-14

2.3. Лингвистические………………………………………………….. стр. 12-17

2.4. Логические………………………………………………………… стр. 17-20

Заключение …………………………………………………………………стр.21

Литература……………………….………………………………………….стр.22

Все мы, я думаю, любим разгадывать загадки и довольно часто загадываем их друг другу. Загадки порой бывают такими сложными, что мы думаем над ними часами, а когда разгадываем, удивляемся тому, что ответ оказывается совсем простым. Но в жизни мы не придаём им большого значения, а ведь в древности загадкам приписывался особый таинственный смысл: в народном эпосе они являлись одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.

Загадки развивают творческие способности человека, воспитывают. Их используют в своей работе педагоги. В огромном количестве загадок трудно сориентироваться, какие использовать для той или иной цели.

Цель работы: исследовать особенности загадок, существующих в русском языке, выявить закономерности их появления в языке, создать классификацию загадок.

Цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования :

1. Доказать ценность загадок в современном русском языке, в воспитании и в жизни человека.

2. Классифицировать по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

3.Охарактеризовать группы загадок.

Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и художественной литературы по теме, классификация видов загадок.

Новизна работы заключается в том, чтобы создать удобную классификацию загадок для организации образовательных, воспитательных и развлекательных мероприятий.

1 глава. Значение загадок в жизни человека

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на объединенных анализе и синтезе, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, содействуют развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

В древнерусском языке слово «ГАДАТЬ» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «ЗАГАДКА». Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В загадке дается описание какого-нибудь явления или предмета, для узнавания которого требуется немалое размышление. В загадках всех народов наиболее древней и самой распространенной формой «словесного укрывания» общеизвестных понятий о предметах является метафора, основанная на перенесении сходных признаков с одного предмета на другой. Эта особенность в строении загадки была замечена еще IV в. до н.э. Аристотелем, который назвал загадку хорошо составленной метафорой.

В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума.

Уже Аристотель заметил, что загадки, « говоря о действительно существующем, соединяют вместе с тем совершенно невозможное» (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951, с. 114). Буквальное понимание загадок не только необычно и удивительно, но часто просто нелепо, алогично, абсурдно. Многие загадки состоят из метафорических образов(если их понимать буквально), логически несовместимых, представляющих собой логическую несообразность. Они построены приёмом поэтического парадокса, т. е. оксюморона.

И.А. Худяков также считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до Х1Х века загадок, по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки, по определению Худякова,- это «народная наука» « о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта».

Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного угадывания!

Итак, можно сделать вывод: загадки имеют отношение к иносказательной речи.

Глава 2 . Классификиция загадок

1.Однако в русском языке присутствует множество форм загадок, строящихся на различных явлениях языка, поэтому мы сочли возможным классифицировать загадки по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

Фольклорные

Литературные

Лингвистические

Логические

1.Народные загадки

1.Библейские загадки

1.Анаграммы

1.Загадки – вопросы (в том числе кроссворды, сканворды и т.п.),

2.Эпические загадки

2.Метаграммы

2.Ребусы

3.Народные сказки- загадки

3.Шарады

3.Загадки - шутки

4.Загадки - прятки

4.Загадки-обманки

5.Рифмованные загадки

6.Загадки - подсказки

Мы ни в коем случае не претендуем на универсальность данной классификации. В эту классификацию не укладываются,например, песенки – загадки, так как они синтезируют загадку и музыкальное искусство.

2.Фольклорные загадки.

1)Народные загадки.

Как уже говорилось, каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: « Что краше свету белого?» (солнце), « Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и не имеет метафорически-описательный характер. Например: « По синему морю тарелка плывёт» (месяц), « Жили три брата: один любит зиму, другой- лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).

Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются такие общефольклорные эпитеты, как « сырая земля», « чистое поле», « тёмный лес», « зелёный сад», « добрый молодец», « красная девица», « родная мать» и т. д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т. п.

Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведем примеры метафорических (загадочных) эпитетов: « голубое поле» (небо), « водяной мост» (лёд), « золотой пень» (напёрсток), « кленовые ноги» (у саней), « кожаная квашня» (о сапогах). Иногда вся загадка строится на метафорических эпитетах. Например: « Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой), « Печь мясная, приступы железные» (подковы), « Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник).

Встречаются в загадках и метафорические сравнения, как в положительной, так и в отрицательной форме. Например: « Сижу на тереме, мала, как мышь, красна как кровь, вкусна, как мёд» (вишня), « С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт» (козёл), « Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица» (ветер, метель).

Чаще всего в загадках встречаются собственно метафоры, когда сравнения двух предметов или явлений не имеет внешней грамматической формы выражения. Например: « Между двух светил я в середине один» (нос), « Под полом, под полом ходит барыня с колом» (мышь).

В подавляющем большинстве случаев в загадках предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами, и наоборот, живые существа- с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным.

Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник с щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружи, челнок уточкой, которая ныряла и хвост потеряла, и т. д.

Олицетворяя, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближают его к человеку, придают загадке особую поэтичность, создают в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка: « Полна горёнка гусей да лебедей», овёс в загадках представляется стройной, красивой девушкой (« Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами») . В свою очередь серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: « За тёмными лесами двое лебедей плясали».

Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет в загадке всегда сравнивается с такими метафорическими предметами, в которых отмечаемый признак выражается значительно резче и отчётливее. Так, например, чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью светится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда, в отрицательной форме) с солнцем: « Не солнце, не огонь, а светит». В этих же целях копание в земле жука сравнивается загадкой с энергичной работой воина, роющего окоп, а маленькие рожки жука с рогами быка». « Идёт воин, землю роет, на ногах без копыт, есть рога, да не бык». Желая подчеркнуть тяжесть крестьянской работы, загадка сравнивает плечи человека с горами, а вёдра с морями: « Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят» (вёдра на коромысле).

По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы. Они создаются в форме ритмизованной прозы. Как и в пословицах, в загадке очень широко употребляется парная рифма. В результате многие загадки имеют форму стиха. Например:

Стул на горах

О семи головах.

В нём ядро

Говорит добро.

(Лён)

Специфика « хитрого жанра» в том, что иногда в нём рифма загадки подсказывает рифму отгадки. Например: « Что в избе за сват?» (ухват), « Что в избе Самсон?» (Заслон).

Звукопись загадки также иногда намекает на отгадываемый предмет. Например: « Шумит, гудит целый век, а не человек» (ветер), « Журчат, бурчат, из дыры торчат» (вода бежит из бочки).

И в сказках герой не только выполняет трудные задания – достаёт жар-птицу или коня золотогривого, - но и подчас тоже рискуя головой, отгадывает загадки: сколько на небе звёзд, кто сильнее всего, как глубока земля? Иногда женихи должны угадать замысловатые загадки невесты – царской дочери.

Загадки имели какое-то значение в языческой обрядности. В одном документе 1649 года говорится, что в воскресенье и в праздники люди должны ходить в церковь, а не заниматься непристойными игрищами. А то, мол, « многие человецы неразуменьем веруют в сон… и в птичий грай, и загадки загадывают…»

Учёные обнаружили удивительное совпадение: и старые народные загадки, и запретные слова древних охотников, воинов, первых землепашцев относятся к одним и тем же предметам, животным, явлениям природы.

Например, нельзя было назвать птиц, на которых охотились (утка, глухарь) , птиц, которые наносили ущерб хозяйству (коршун, ястреб, воробей). Все они есть и в загадках. А названия безобидных птах вроде малиновки, чечётки, щегла, стрижа не были под запретом – птицы эти не были связаны с заботами людей о своём благополучии. И что же: они отсутствуют и в загадках!

В современном языке по-прежнему рождаются загадки, строящиеся по тому же принципу, что и фольклорные. С появлением новых предметов появляются и новые названия. Например,

а)1805 год - создан проект холодильника Оливером Эвансом.

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

(Холодильник)

Грамоты не знаю, а век пишу.

в)1841год – изобретён саксофон Адольфом Саксом.

Он на солнце заблестит,

Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,

Серебристый... (саксофон).

г)1879 год – изобретён автомобиль Джорджем Селденом.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька.

(Автомобиль)

2)Эпические загадки.

В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на скале около города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же: «Что ходит утором на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?» Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только герой Эней сумел догадаться, что речь идёт тут о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.

3)Загадки – сказки. Несравненно меньше известно сказок с загадками; некоторые недавно записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890). Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у Афанасьева № 185).

Вот сказка- загадка.

Близ большой дороги засевал мужик полянку. На то время ехал царь, остановился против мужика и сказал:
- Бог помощь, мужичок!
- Спасибо, добрый человек!
- Много ли получаешь с той полянки пользы? - спросил царь.
- Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
- Куда же эти деньги деваешь?
- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю.
- Растолкуй же, братец, какой ты долг платишь, кому взаймы даешь и зачем за окно кидаешь?
- Долг плачу - отца содержу, взаймы даю - сына кормлю, за окно кидаю - дочь питаю.
- Правда твоя! - сказал государь, дал ему горсть серебра, объявил себя, что он царь, и заповедал - без его лица никому тех речей не сказывать: - Кто бы ни спрашивал - никому не говори!
Приехал царь в свою столицу и созвал бояр да генералов.
- Разгадайте,- говорит,- мне загадку. Видел я по дороге мужика - засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать - в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю. Кто из вас разгадает эту загадку, того больших наград, больших почестей удостою.
Бояре и генералы думали-думали, не могли разгадать. Вот один боярин вздумал и отправился к тому мужику, с которым царь разговаривал. Насыпал ему целую груду серебряных рубликов и просит:
- Объясни-де, растолкуй царскую загадку!
Мужик позарился на деньги, взял да объявил про все боярину. А боярин воротился к царю и сейчас растолковал его загадку.
Царь видит, что мужик не сдержал заповеди, приказал привести его к себе. Мужик явился к царю и с самого перва сознался, что это он рассказал боярину.
- Ну, брат, пеняй на себя, я за такую провинность велю казнить тебя смертию!
- Ваше величество! Я ничем не виновен, потому боярину рассказал я при вашем царском лице.
Тут вынул мужик из кармана серебряный рублевик с царской персоной и показал государю.
- Правда твоя! - сказал государь.- Это моя персона. Наградил щедро мужика и отпустил домой.

3.Литературные.

1)Библейские загадки.

В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник. Например:

Какое качество нам нужно развивать, хотя его нет у Иеговы Бога? (Скромность)

Жил не грешил‚ Иисуса носил? (Молодой осел)

Самый организованный народ‚ не имеющий царя. (Муравьи)

Черный‚ но не негр‚ без рук‚ но не калека‚ а кормил человека. (Ворон)

Что нам дважды дано Богом, а в третий раз покупаем за деньги у людей? (Зубы)

Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид! огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Еще никто не восходил!

Идешь к нему - он прочь стремится

И в то же время недвижим;

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним.

(«Радуга» В.А. Жуковского)

На пажити необозримой,

Не убавляясь никогда,

Скитаются неисчислимо

Сереброрунные стада.

В рожок серебряный играет

Пастух, приставленный к стадам:

Он их в златую дверь впускает

И счет ведет им по ночам.

И, недочета им не зная,

Пасет он их давно, давно,

Стада поит вода живая,

И умирать им не дано.

Они одной дорогой бродят

Под стражей пастырской руки,

И юноши их там находят,

Где находили старики;

У них есть вождь - Овен прекрасный,

Их сторожит огромный Пес,

Есть Лев меж ними неопасный

И Дева - чудо из чудес.

(Загадка В.А. Жуковского: звезды и луна)

4.Лингвистические загадки.

1)Анаграмма (греч.) - слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.

Вешал - левша; отформатирован - автоинформатор.

Аз есмь строка, живу я, мерой остр.

За семь морей ростка я вижу рост.

Я в мире сирота.

Я в Риме Ариост.

2)Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».

Встречаешь ты меня,

Считаешь дни мои,

Но видеть ты меня не можешь.

А если «Г» заменишь буквой «Й»,

То в сумку санитарную положишь. (Год-йод)

3)Шарада (франц. charade), разновидность загадки; исходное слово разделяется (обычно по слогам) на несколько частей, каждая из которых имеет смысл самостоятельного слова, а затем даётся, как в загадке, перифрастическое описание каждого из этих слов (например, вино + град, семь + я). В фольклоре шарады почти неизвестны; в письменной литературе (с осознанием зримого членения слова) были популярны в салонной культуре 17-18 вв. (в форме стихотворений и инсценировок). Анонимный пример:

Едва приметный червь, но для мехов опасный

Есть первое моё. - Знак в азбуке безгласный -

Второе. А поэт и комик-чародей

Есть целое шарады сей.

(Моль - ер).

Несу разные вещи

Здравствуй!

Привет!

Что это ты несёшь?

Несу разные вещи.

Несуразные?! Почему они несуразные-то?

Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…

Что ты не сумел?

Отстань.

Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел- то?

Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

Какая жена? это у Мишки –то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал «ему же надо будет». Понадобится, значит.

Вот оно что …

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

Тамарка?

Ага

И ничего, симпатичная?

Красивая! Зеленая такая …

Постой, постой… Это что же: у неё… волосы, что ли зеленые?

У кого волосы?

Да у Тамарки-то.

Что-о?

Ну, ты же сам сказал: «нашлась Тамарка»…

Та марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая … Там арка нарисована.

Ага, всё – таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

Да ну тебя …

А стой, стой!

Ну, что ещё?

Передавай привет.

Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и его жене.

4) Загадки – прятки. Разновидность загадки: нужно найти заданные слова на стыке либо внутри слова в тексте.

Например: здесь спрятались коза, мышка, собака, кот, осёл, утка, бык, корова, овца и баран.

Например, коза спряталась в этих строчках:

Далеко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой…

Успехов!

Здравствуй, дружок! Если любишь загадки,

С нами сыграй в необычные «прятки»:

Десять домашних животных и птиц

Здесь между строк попытайся найти!

Далеко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой…

Высоко тарелка с мясом,

Обойтись придется квасом…

Скоро Ванечка проснется -

Молочком кормить придется…

У ткача сукно пропало,

А в гнезде уютней стало…

Где-то, в царстве сладких снов,

Мягкий луг и теплый кров…

Я бы красный этот цвет,

Однозначно, свел на нет!

Амбара нет уж здесь давно,

А мне, признаться, все равно!

Всю ночь камыш, казалось мне,

Тревожно шелестел во сне…

Уж виден посёлок вдали за горою,

А силы мои на исходе, не скрою…

На улице ночью оставить на даче…

Кощунственный способ! А как же иначе…

ПОДСКАЗКА

Здесь спрятались волк, лиса, заяц, лось, енот, барсук, кабан и рысь.

Например, волк спрятался в этих строчках:

Ствол корой покрыт и мхом…

Поживиться б петухом!

Успехов!

…Звери лесные здесь спрятались дружно,

Чтоб отыскать их, глазастым быть нужно!

Ствол корой покрыт и мхом…

Поживиться б петухом!

Не прохлаждаюсь на окошке

И «брысь» не скажешь мне, как кошке…

У Васи промокли сапожки и ватник,

Пошел он домой, я ж залезла в курятник…

Как вовремя пенка лесная пропела:

Борзая царапнуть меня не успела!!!

Будь смелым, не трусь и в лесу не робей -

Не страшен отважному сердцу злодей!

Мышь любит сыр, а мартышка - бананы,

Я же - всеядный: урюк, баклажаны…

Тревожно вздыхал я сегодня во сне:

Наверное, что-то привиделось мне…

Барс укоризненно как-то сказал:

«Имя длиннее, а ростом ты мал!»

5.Логические загадки.

1)Загадки-шутки

1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)

3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)

4. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)

5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)

6. О т ч е г о утка плавает? (От берега)

1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)

3. Что легче - 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

4. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)

5. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)

1. Мельник пошел на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (3*4*4+2=50)

2. З а ч е м охотник носит ружье? (За плечами)

3. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)

4. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему? (Шофер шел пешком)

5. Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними - ночь)

6. Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? (Пойдет восьмой)

1. Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)

2. З а ч е м во рту язык? (За зубами)

3. Где не найдешь сухого камня? (В воде)

4. Как принести воду в дырявом ведре? (Заморозив ее)

5. Что за обедом всего нужнее? (Рот)

2) Загадки-обманки.

Не всегда ответ в рифму является правильным

Кукарекает спросонок

Милый, добрый …

(поросенок) петух

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это …

(мишка) белка

Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный …

(бегемот) бабочка

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что …

(кит) корова

Кружевную паутину

Сплёл искусно …

(Буратино) паук

В курятнике большая драка!

Кто зачинщики? Два …

(рака) петуха

Очень медленно и тихо

По листу ползёт …

(зайчиха) улитка

Нарушая утром тишь,

Распевает в роще…

(мышь) соловей

В речке я люблю резвиться,

В стайке плавать, ведь я - …

(птица) рыба

Меж коряг устроил домик

Шар колючий - добрый …

(гномик) ёж

3)Рифмованные загадки

***
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
(Айболит)

***
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…
(колобок)

***
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

***
Она красива и мила,
А имя от слова «зола».
(Золушка)

***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

http://enigma.h2m.ru/page0/zagadki/zagadka.php

http://ru.wikipedia.org/wiki

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.

Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.

Вид шарады, в которой загаданное слово разбивается на смысловые части, а затем каждая часть заменяется на синоним, антоним, ассоциацию или перестановку букв шар+ада = куб+рая . Иногда может указываться область, к которой относится загаданное слово, или его базовое определение.

Например:

над+выигрыш = предмет, ответ: под+ставка
Моби+имидж = животное, ответ: дик+образ
мышь+клюшка тина+торшер+Локи, ответ: крот+кий ил+люстра+тор

КУБРОЗАГАДКИ

Вид шарады, в котором зашифрованы известные поговорки, пословицы, крылатые выражения. Данное задание разгадывается по частям, ведь предварительно загаданные выражения также разбиваются на части и каждое слово заменяется на синонимы, антонимы, ассоциации, близкие по смыслу термины или перестановку букв. Нужно разгадать каждое отдельное слово и связать все в одно известное выражение. Иногда указывается классификация загадки - например, поговорка, пословица, афоризм, крылатое выражение, название книги или фильма.

Например:

погладить чистоту затылком = поговорка, ответ: не ударить в грязь лицом
падая в нору пеликана = фильм, ответ: Пролетая над гнездом кукушки
Индифферентому Потапу на пустыре пришили лапу = пословица, ответ: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали

В РИФМУ (НЕБЕЛЫЕ СТИХИ)

В небольшом стихотворном тексте загадано слово, подходящее по смыслу, ритму, произношению.
Например:
1. Он и в ОС, и среди льдин. Ответ: пингвин
2. Художник писал, а часы таяли. Ответ: (Сальвадор) Дали
3. Где фильмы снимают и Оскар дают. Ответ: Голливуд.

РАЧЛЕНЕНКА

Игрок получает набор слов, возле каждого - цифры, обозначающие количество букв в слове. Указанные буквы обязательно находятся рядом, без разрывов. Выписав подряд все правильные буквенные комбинации, игрок получает новое слово или словосочетание.
Например:
малахит (3)
ретро (2)
сплетник (4)
растение (3)
пиетет (2)
Ответ: хит+ро+спле+тен+ие = хитросплетение

НАЧАЛОКОНЕЦ (ГОЛОВАХВОСТ)

Игроку предлагается картинка, на ней нужно найти два слова, которые образовывают новое слово при соединении.
Например:

Ответ: озеРОЗАмок


ответ: чашКАТЕРмос

ГаПоиФиКа (ФиКниКа)

Названия известных произведений искусства (ФиКниКа - фильмы, книги, картины) переводятся в буквенные сокращения, в которых каждое слово, включая предлоги, союзы и междометия, привносит несколько букв в результат. Нужно расшифровать буквенное сокращение и угадать название.
Например:
ВоБлС = картина, ответ: Возвращение блудного сына
АливСтраЧу = книга, ответ: Алиса в стране чудес
ВлаКоБраКо = фильм, ответ: Властелин колец: Братство Кольца

ТАРКУСОГРАММА

Задание представляет собой визуальную анаграмму: с помощью картинок в левой части таркусограммы зашифровано слово или фраза, а в правой - несколько слов, которые получаются из ответа перестановкой букв. Формат ответа - загаданное слово (фраза) и слова из правой части, буквы которых образуют полностью слово (фразу) из левой.
Например:


Ответ: генеалогическое древо = сверчок + гиена + голод + Е + Е + Е

Игроку предлагаются несколько слов или картинок, которые обозначают слова-разгадки. Все ответы объединяет общая черта - одинаковое сочетание из трех букв в каждом слове.
Например:
Ответ: соРОКа, РОКировка, проРОК

МЕТАГРАММА

Разновидность шарады, в которой загаданы слова, отличающиеся всего на одну букву. Зашифрованные слова метаграммы состоят из одинакового количества букв и отличаются по смыслу. Существует много разновидностей таких заданий - от картинок до последовательного изменения одной буквы в слове, чтобы превратить одно слово в другое за определенное количество шагов.
Например:
Если поменять «м» на «ф», очарование и обаяние согреет в плохую погоду. Если же поменять «ф» на «ж», получится шуточный портрет. Ответ: шарм-шарф-шарж


Ответ: дрон - трон.
Как превратить мозг в кашу за 6 шагов? Ответ: МОЗГ-МОРГ-ТОРГ-ТОРА-ТАРА-КАРА-КАША
Слово, отличающееся на одну букву от изображенных на картинках


Ответ: клан (на картинках изображены клад и кран, слово «клан» отличается от каждого на одну букву)

Эта загадка представляет собой слово или фразу, зашифрованные в виде рисунков с дополнительными буквами и специфическими знаками.
Например:


ответ: фонендоскоп

В таком задании загадываются слова, которые отличаются друг от друга на один слог или букву, например, фаза=фазан, сон=шансон, пара=паруса. Новые слова в логогрифах образуются с помощью прибавления или убавления слога или буквы. Формат подачи - текст, стихотворения или картинки.
Например:
Он герой интернета, пушистый и быстрый. А добавь еще букв - и раздастся выстрел. Ответ: кот-кольт


Ответ: сад-фасад

АССОЦИАЦИЯ

Игроку предлагаются несколько картинок, образующих общую ассоциативную связь. Нужно разгадать, что объединяет все картинки.
Например:


Ответ: рулетка

Игроку предоставляется картинка - на ней нужно найти два слова, которые пересекаются минимум в трех буквах при объединении. Иногда слова могут относиться к заимствованным или сленгу.
Например:


Ответ: тарТАРелка (тартар + тарелка)

ТЕКСТОВЫЙ ГИБРИД

В задании иносказательно зашифрованы несколько слов, которые при объединении пересекаются минимум в трех буквах. Иногда могут использоваться общеизвестные фамилии или сленг.
Например:
1. Птица семейства фазановых, убивающая из огнестрельного оружия. Ответ: снайПЕРепел
2. Известный художник в безвыходном положении. Ответ: туПИКассо

ИНГРЕДИЕНТЫ (ПОЛИГЛОТ)

Игрок получает бессвязную фразу, которую нужно перевести на указанный иностранный язык, обычно английский. Прочитав перевод, игрок подбирает созвучное слово-отгадку.
Например:
1. Клык или человек (англ.) – fang or man. Ответ: феномен.
2. Прислуживать тетушке (англ.) – serve auntie. Ответ: серванты

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Игроку предоставляются парные картинки, которые образуют общеизвестные словосочетания. Задача - восстановить загаданные словосочетания. Существует несколько форматов данного задания.
Например:
1. Прилагательное + существительное


Ответ: временная петля
2. Существительное + существительное


Ответ: роза ветров
3. Словосочетания с предлогами


Ответ: (как) снег на голову
4. Паровозы (двухкоренные слова)


Ответ: сороконожка

Головоломка напоминает «открытый» циклоид с логическими элементами. Серия картинок обозначает загаданные слова, в которых каждое последующее начинается из нескольких последних букв предыдущего.
Например:


Ответ: доберМАНдрагОРАнгуТАНкеТКАчесТВОрение

БЕСКРЫЛКИ (КРЫЛЬЯ)

Задание представляет собой короткое стихотворение (обычно не более 4 строк), в котором отсутствует часть текста. Недостающая строка - это крылатые выражения, афоризмы, известные строки из песен или стихов («крылья»). Задача игрока - восстановить недостающую строку.
Например:
Робин Гуд собой доволен,
Помощь бедным под контролем!
Ведь он понял еще с детства -
<КРЫЛО>.
формат ответа: пропущенная строка (без знаков препинания)
Ответ: цель оправдывает средства.

ЛОГИЧЕСКИЙ РЯД

Исходя из логической последовательности, заданной серией картинок, нужно подобрать недостающие слово, фразу или цифру.
Например:


Ответ: Таллий (на картинках - элементы таблицы Менделеева: 78. Платина. 79. Золото. 80. Ртуть. 81. Таллий)

ЦИФРОБУКВЫ

В этом задании нужно разгадать сочетание цифр и своеобразной аббревиатуры (буквенного сокращения), руководствуясь логикой.
Например:
1440 МвС. Ответ: 1440 минут в сутках.
221Б - НДШХ. Ответ: 221Б – номер дома Шерлока Холмса.
29 ФБРвЧГ. Ответ: 29 февраля бывает раз в четыре года.

Головоломка представляет собой непрерывный ряд слов, в котором каждое последующее слово начинается с нескольких последних букв предыдущего. Слова зашифрованы в картинках, разгадывать можно начинать с любой, двигаясь по направлению циклоида.
Например:


Ответ: торшерлоконканапеликанцерогенофондатрактиранозавраллигатор

ПОНОС (БОЙКОТ)

На картинке зашифровано ключевое словосочетание, в котором оба слова объединяются в одно новое слово. Задача игрока - найти ключевое словосочетание и составить одно слово из двух полученных.
Например:


Ответ: бой(+)кот = бойкот


Ответ: банк(+)рот = банкрот

Задание основывается на принципах одноименной словесной игры, требующей от игрока хорошо развитых ассоциативного мышления и логики. Задача - угадать «крокодил», загаданное слово или словосочетание.
Например:


Ответ: бред сивой кобылы

ПЕСНИ В КАРТИНКАХ

Несколько строчек из куплета или припева известных песен представлены в серии картинок, которые визуально отображают о чем идет речь в тексте. Нужно угадать автора/название песни или ответить на заданный вопрос.
Например:


Ответ: Ария - Герой асфальта
(Твой дом стал для тебя тюрьмой
Для тех, кто в доме, ты – чужой
Ты был наивен и ждал перемен)

МАРШ НЕСОГЛАСНЫХ (ЗВУКИ МУЗЫКИ)

Нужно угадать название и/или автора песни только по набору гласных букв из припева или куплета. Все согласные буквы заменяются знаком «*», но все же их комбинации могут оказаться довольно полезными для понимания ритма и структуры загаданной песни.
Например:
**о*о *а***е*
*ы*о*а *е*
**ю* *о*е**и – и *о*е*е*и
*у**о **и*а**
* **ю-*о *е**а**
**о**ю, *а* * *е**о*о*и*е*е:
*ы*о*а *е*
*ы*о*а *е*
Ответ: Сплин - Выхода нет

ХПМ (ОПЕЧАТКИ)

Визуальная логическая головоломка - на картинке зашифровано название фильма, книги, картины или другого известного произведения. Изображение содержит «опечатку» – оно всего на одну букву отличается от названия загаданного произведения.
Например:

Ответ: Эрнест Хемингуэй - Старик и море (буква «ж» в слове «морж» превращается в «е»);


Ответ: Джек Лондон - Белый клык (буква «о» в слове «клок» превращается в «ы»)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЛОЖКИ (ШЕДЕВРЫ ДИЗАЙНА)

Формат задания - картинка, представляющая альтернативное видение обложек книг, постеров фильмов или других произведений искусства. Нужно угадать название, проанализировав изображение и подключив ассоциативное мышление.
Например:


Ответ: М. Булгаков - Роковые яйца.


Ответ: Стендаль - Красное и Черное

ДЕШИФРОВЩИК (МАКСОВО БЕЗУМИЕ)

В задании зашифрованы слова известных песен, сформулированы с помощью синонимов, иносказаний, научной терминологии и другой специфической лексики. Задача игрока - расшифровать текст, восстановить изначальные строки и угадать исполнителя и название песни.
Например:
Прими горизонтальное положение, восстанови физические и моральные резервы и внемли моим словам
Я сдерживал свои желания ради благой цели, но в текущий день недели я умываю руки
Я предельно ясно изъяснился, восстанови душевный покой и послушай тишину
Вуаля, всего доброго, ты мне больше не интересна
Расшифрованные строки:
Ляг, отдохни и послушай что я скажу
Я терпел, но сегодня я ухожу
Я сказал: Успокойся и рот закрой
Вот и все до свидания черт с тобой
Ответ: Агата Кристи - Как на войне

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО (ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК)

Задание представляет собой логическую головоломку, в тексте которой ключевое слово или фраза зашифрованы созвучным термином и заменены на синоним. Чтобы получить ответ, нужно выделить нужную фразу в тексте, заменить ее синонимом и разбить полученное слово на смысловые единицы.
Например:
Заместитель директора Вася Пупкин был известен подхалимством и кляузничеством. Как только в отделе происходили непредвиденные ситуации, Вася сразу же мчался докладывать начальству.
- Я на вас всех жалобы напишу, - гордо оглашал Вася провинившимся сотрудникам.
- Экзотический фрукт? - беспокоились работники других отделов.
Ответ: а на нас

СТИХИ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ (ЖМУРКИ)

Эта логическая головоломка подается в форме стиха, в котором некоторые слова зашифрованы с помощью латинских букв. Загаданных слов минимум два, также могут быть использованы анаграммы. Слова логично вписываются в текст и смысл стихотворения, а при соединении слов-отгадок образуется новое слово.
Например:
Вариант первый:
X на озере дрожал,
На берегу сидели Y.
Элвис бы точно долго ржал,
Увидев эти XY.
Ответ: бакенбарды (X - бакен, Y - барды, ХY – бакенбарды)
Вариант второй (с указанием количества букв в нужных словах):
XXXXX на озере дрожал,
На берегу сидели YYYYY.
Элвис бы точно долго ржал,
Увидев эти XXXXXYYYYY.

В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.

Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей.

Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В своей работе использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Считаю своей задачей научить детей разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Работа ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет в полной мере задействовать их развивающие возможности, так как загадки очень многогранны: как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать выводы, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

Загадки - необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, без усилий. Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности, желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно выбрать правильно интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.

Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:

  1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
  2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:
  3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
  4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
  5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор) ;
  6. загадки-рифмовки;
  7. загадки-обманки;
  8. загадки на смекалку и др.

Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.

Учить доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, формируя ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, необходимо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я организовываю межу детьми соревнование: «Кто полнее и точнее докажет?» , «Кто правильней докажет?» . Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?» .

«Безрук, без ног

По окном стучится,

В избу просится» (Ветер)

Вторая группа загадок - загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (Бобры)

Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) - существа, обитающие в реке и строящие плотины.

Рекордсмен среди зверей -
Всех о бегает быстрей.
Длинным рулит он хвостом,
Шубка в точечку на нем. (Гепард)

Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего в их построении - перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь.
Серый, длинноухий, с копытами (Осел) .

В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф)

Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.

Четвертая группа - загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.

Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.

Начинается на «о»
И кончается на «о» .
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно)

Дополнительной подсказкой служит рифма - отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.

Я сегодня утром рано
Умывался из под … (крана)

Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.

Пятая группа - загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.

Вкусны - оближешь пальчики! -
Оранжевые мячики. (Апельсины)

Под крышей четыре ложки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)

На пальце одном,
Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т.е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидить в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.

Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)

Хоть нем я и глух,
А станешь бить меня -
Закричу. (Колокол)

Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:

Что за зверь?

Зимой ест, а летом спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.

Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки - теплое «тело» , летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.

Шестая группа - загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.

Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны) ;
У меня пропал носок, утащил его … (щенок) ;
В реке большая драка: поссорились два … (рака) ;
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок) .

Следующая группа - загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка) ;
Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья) ;
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь) ;
По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел) ;
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это... мишка (белка)

В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка - это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.

От чего плавает утка (от берега) ;
За чем язык во рту (за зубами) ;

Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10) ;

На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот) ;

Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой) ;

Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты) ;

Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (2кг.) .

В своей многолетней работе я пришла к выводу, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Для них загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость. Да и мы, взрослые тоже не прочь и старую добрую загадку к месту вспомнить, и новую на современный лад попытаться сочинить.

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.; Академия, 2000.
  3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. Дошк. воспитание. -1990. -№7
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.; Просвещение, 1976.
  5. Российская детская энциклопедия загадок/Ред. -сост. А.В.Богданова.-СПб.;Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  6. Большая книга загадок/ Сост.О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.-М.; Астрель, АСТ, 2011

Должность: воспитатель

Место работы: Иркутская область, г. Иркутск, МБДОУ № 94