19.02.2024

Житие святых: история храма великомученика Климента. Церковь Климента, Папы Римского: описание, история и интересные факты Церковь папы климента на пятницкой



Всего 16 фото

Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента - папы Римского. Исходя из некоторого кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом - фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.

Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.

Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.
02.

Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.

Климент вел в это время обширную и успешную религиозную деятельность, исцелял больных и обращал в христианскую веру множество людей, причем как простого сословия, так и знатных римлян, чем, в конце концов, навлек на себя неудовольствие императора Траяна из-за многочисленных доносов «о неуважении Климентом римских богов». Тогда были искусственно спровоцированы народные волнения и массовый мятеж против христиан. Траян убить его не посмел, но в наказание отправил Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни, что были рядом с крупным античным городом Херсонесом Таврическим, короче в современный Крым, в нынешний Севастополь.

С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.
03.

«Дошло до того, что местный военноначальник обратился к императору Трояну с письмом, в котором говорил: «Я уже не знаю, кто правит Крымом, - я или Климент. Я не могу с ним справиться, потому что огромные толпы разорвут меня на части». Тогда Троян прислал туда две свои когорты преторианцев, которые должны были убить Климента. Но, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, не решились сделать это открыто, и, выждав определенное время, хитростью заманили его на корабль, привязали к якорю и бросили в море. Поэтому крест с якорем - это символ и память мученической кончины первого русского святого, который хоть и был папой Римским, но стал покровителем Руси на все времена», - говорит отец Леонид, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье.
04.

Его два любимых ученика - Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.
05.

Спустя еще полвека в Херсонес прибыли два христианских учителя - солунские братья Кирилл (Константин Философ) и Мефодий (да, да - те самые), которые побудили местного епископа Григория попытаться обрести его мощи с помощью молитвы. Григорий согласился и получил даже благословение тогдашнего константинопольского императора Михаила III (царствововал с 865 по 867 гг.) и патриарха Игнатия на это действо. При великом стечении людей после сильного ливня на закате всплыли мощи святого Климента осеняемые ярким белым светом. Мощи были перенесены в местную церковь Херсонеса, где впоследствии произошли массовые чудеса, исцеления и изгнания бесов…
06.

Также Климент чрезвычайно известен своим произведением "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
07.

Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково широко почитается и в католицизме, и в православии. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (в Климентовском переулке), Торжке и иных местах. Очевидно, связано это и с тем, что святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи Климента в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 - начало 868 года).

Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
08.

Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх "священных" языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.
09.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
10.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шести тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, который принял здесь крещение, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) и телом его ученика Фивы по его приказу были перенесены в Киев "на благословении себе и на освящение всем людям", где пребывали в Десятинной церкви - первом каменном храме Киевской Руси. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.

По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
11.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
12.

Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.
13.

Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.
14.

Что касается самой церкви в Климентовском переулке. Отсюда из этих мест Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» - переводчики и «ордынцы» - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - «гости». Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.

Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.
15.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
16.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.

Источники и дополнительная информация:

Сайт храма во имя священномученика Климента папы Римского
Сайт vidania . ru о Клименте Папе Римском: http://www.vidania.ru/p_klimentrimsky.html
Биография Климента на сайте «Католичество»: http://credoindeum.ru/publ/stati/svjatye/kliment_i_papa_rimskij/15-1-0-72
Сайт sobory . ru о храме Климента папы Римского в Замоскворечье: http://sobory.ru/article/?object=02177
Статья Андрея Васильева "Обретение мощей святого Климента Римского в Херсонесе"

Внутреннее убранство в нашем храме формировалось на протяжении почти трех веков!

Часть почитаемых икон находится в храме с древних времен ( с момента его постройки), а некоторые — появились в храме уже в новейший период его существования. Все древние иконы, о которых мы расскажем в этом разделе, прошли сложнейшую профессиональную реставрацию в период с 2010-2016 гг.

Репродукции многих наших икон Вы всегда можете приобрести в нашей Церковной лавке.

В настоящее время Вы можете помолиться перед следующими святынями:

1. Древняя икона сщмч. Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского
( находится в пристенном киоте справа от входа в центральную часть храма)

Этот старинный образ сохранился еще из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века. По нашим предположениям, в прошлые века центральная часть иконы вынималась из рамы с клеймами и в особо торжественных случаях выносилась на крестные ходы и молебны.

2. Древняя икона святителя Николая Чудотворца
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).


Этот образ, удивительный по духовной глубине и качеству написания, на протяжении всей истории храма пользовался любовью и почитанием прихожан. Ранее находился в киоте в Никольском приделе. В Советское время стараниями сотрудников Реставрационного центра им. Грабаря были проведены работы по реставрации и консервации, поэтому образ неплохо сохранился до нашего времени. Последняя реставрация прошла в 2017 г.

3. Древняя икона Пресвятой Богородицы « Млекопитательница»
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).


Ранее образ находился в киоте в Знаменском приделе храма. Так же как и предыдущий образ, икона была спасена от разрушения реставраторами мастерских им. Грабаря. Последняя реставрация прошла в 2017 г.
Очень редкий иконографический образ. Оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.

4. Икона сщмч. Климента папы Римского и свт. Николая Чудотворца
( ( справа)

Икона конца XVI века была вывезена в 1974 году из заброшенной карельской деревни, в которой жила благочестивая женщина, спасшая и сохранившая икону из сожженного в годы революции храма. 6 декабря 2013 года, накануне праздника священомученика Климента (8 декабря), икона была передана нашему храму москвичём И.И. Виноградовым.

5. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого ( большая)
( находится в центральной части храма)

Образ написан в 2010 г. известным московским иконописцем Анной Калининой — супругой нашего настоятеля. Частица мощей сщмч. Климента передана нашему храму в дар в 2009 г. Киево-Печерской лаврой.

6. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого ( малая)
( находится в трапезной части храма в Климентовском приделе ( справа)

Икона написана в 2005 г. в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде.

7. Икона Собора святых Целителей и бессребряников
( находится в трапезной части храма ( справа)

Икона написана московским иконописцем Михаилом Дорожкиным в 2007 г. За основу взят образ святых целителей из храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Перово и адаптирован к барочному стилю иконописи нашего храма.
На иконе изображены: мч. Аникита, мч. Фалалей, мч. Трифон, мч. Диомид, мч. Фотий, мч. Кир, бессрк. Иоанн, бессрк. Косма, прп. Сапсон странпр., великомученик Пантелеймон целитель, сщмч. Ермолай, бессрк. Дамиан.

8. Древняя икона Воздвижения Креста Господня.
( находится в трапезной части храма ( слева)

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма и передал в дар нашему храму икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

9. Точная копия Туринской Плащаницы на холсте
( ( справа)


Точная копия Туринской Плащаницы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была принесена в наш храм 6 сентября 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня передана в дар нашему храму архиепископом гор. Турина монс. Чезаре Нозилья.


Ковчег с частицей полотна.

10. Древняя икона « Страшный суд».
( находится в Знаменском приделе в центральной части храма, слева)

Икона находится в храме с конца XVIII века. В 50-х годах прошлого века была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. В 2016 году икона прошла сложную реставрацию.

11. Икона св. Апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.
( находится в Никольском приделе центральной части храма ( справа в нише)

19 августа, в день празднования Престольного праздника нашего храма — Преображения Господня, в храм была привезена афонская икона Св. Апостола Андрея Первозванного, после изготовления киота и установки в нем ковчежца с частицей его мощей.
Мощи Святого Апостола были переданы нашему храму из Амальфи (Италия), где уже более 800 лет мощи Святого почивают в крипте Кафедрального собора Святого Андрея Первозванного.
Икона, написанная афонским монахом, была приобретена в Свято-Андреевском скиту во время паломнической поездки настоятеля нашего храма о. Леонида и старосты Альберта Тонояна на Святую гору Афон в июне 2016г.



12. Древний мощевик и Евангелие XVIII века.
( находится в Никольском приделе центральной части храма ( справа)

В мощевике с распятием находятся мощи святых первых веков Христианской эры: Св. сщмч. Климента папы Римского, Св. Апостола от 70-ти Фортуната,
Св. Евангелиста Марка, святых Прокопия и Дионисия.
Древнее Евангелие длительное время хранилось в ризнице храма, из-за хрупкости страниц оно не использовалось за богослужениями в наше время.

Не устаю я удивляться промыслу Божьему. Вчера собрала папочку про церковь святого Климента что в Замоскворечье - до тех пор, пока время будет покопаться в истории. Но вот ведь как - в новостях вчера же рассказали о том, что вот, НАКОНЕЦ-ТО, полностью восстановили храм священномученика Климента , о единственности этого храма для архитектуры Москвы, о его идеально воссозданном барочном интерьере.

Как было устоять?

Если выйти на станции метро Третьяковской, то не миновать изящной высокой церкви удивительной красоты...

Первая церковь святого Климента на этом месте упоминается ещё в 1612-м году в связи с боями защитников Москвы против польско-литовских войск. Затем был выстроен каменный храм. А уж в 1769-м году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами - огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах.

И стоял он тут, радуя своей красотой, да случилась Октябрьская наша революция. И церкви стали не нужны...

"В центре Замоскворечья одновременно исчезли церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (на ее месте потребовалось соорудить выход станции метро «Новокузнецкая»), Никиты Мученика на Новокузнецкой улице (здесь построили жилой дом для работников милиции), Покрова Богородицы в Голиках, где родился А. Н. Островский (место отводилось под сквер и детскую площадку). Та же участь ждала и Климента, если бы не вмешательство академика Игоря Грабаря. Одним из доводов, как он сам рассказывал впоследствии студентам, было предположение об авторстве знаменитого московского архитектора Д. В. Ухтомского. Созданные Ухтомским Красные ворота сносились — тем самым Климент оставался единственным уцелевшим творением зодчего. Кроме того, задуманный на месте храма сквер можно было разбить за счет территории обращенного к Пятницкой улице церковного погоста, для чего требовалось лишь убрать церковную ограду -чудо кузнечного искусства XVIII века."

По другой версии предположительно, церковь выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини, а заступился за храм сам Климент Ворошилов, не забыв своего святого покровителя.

Фигурируют так же имена архитекторов Евлашева, Мичурина, Растрелли, Бланка.

Здания без любви и заботы, как и люди, ветшают и старятся. Так выглядел храм в 20-30-х годах:



Так - в 40-50-е

А вот так в 90-х года 20-го столетия


А теперь представьте, что в таких условиях с 1934-го по 2008-й год находились запасники Государственной библиотеки имени Ленина. Никаких условий для правильного хранения, даже стекла не были везде вставлены, не было отопления. И всё же сотрудникам удалось сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера.

Почти век продержалось прекрасное творение рук человеческих в ожидании, что о нем вспомнят... За шесть лет удалось полностью восстановить внешний вид и интерьер храма. И вчера в своей речи митрополит Кирилл сказал, что, если бы сюда попали те, кто жил сто и более лет назад, они бы сказали: да, это та самая церковь...

ИКОНОСТАСЫ ЦЕРКВИ КЛИМЕНТА

По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве.

Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшена лепниной, изображающей херуви мов, раковины и рока йли.

В Храм Священномученика Климента, Папы Римского в Замоскворечье

Всего 23 фото

В Климентовском переулке между Пятницкой и Большой Ордынкой, в двух шагах от Третьяковской галереи можно найти образец не совсем традиционной православной церковной архитектуры - церковь Священномученика Климента, Папы Римского. Эта красивая церковь в стиле барокко была построена по проекту швейцарского мастера Пьетро Трезини в 1762 -1774 годах.


Священномученик Климент, в честь которого названа церковь - святой первого века, ученик апостола Петра, считающийся первым Папой Римским. Роль Климента заключается в том, что будучи патрицием, то есть царского рода,он принес христианство в высшие слои общества. До Климента христианство было религией рабов. С приходом Климента на кафедру римских епископов христианство стало религией не только рабов, но и высших слоев общества - патрициев, воинов, свободных граждан.

02

Храм пережил пожар Москвы 1812 года, войны и революции, сохранив подлинные интерьеры XVIII века, чудом дошедшие до нашего времени.
В 1612 году это место было прославлено первым боем, данным ополчением Минина и Пожарского полякам, возглавляемых литовским гетманом Ходкевичем. На этом месте у Климентовского острожка ополченцами был взят маленький городок - острожец. Этот острожец был полон боеприпасов, продовольствия, всем тем, что поляки готовили для взятия Кремля. И хотя полную победу еще предстояло завоевать, бои у церкви во имя священномученика Климента, Папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения за независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии.
Тогда современного храма здесь еще не было. Здесь стоял храм XVI века, одна стена которого сохранилась при строительстве нового храма в ХVIII веке до настоящего времени. Сохранившаяся в память древнего храма стена говорит о том, что здесь храм стоял несколько веков ранее 1612 года. Таким образом, история храма восходит к тем временам, когда святой Климент был также широко почитаем на Руси, как Святитель Николай сейчас.

Современный облик храм приобрел в середине XVIII века. Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах, придает ему особую торжественность.. Храм - уникальный для Москвы памятник позднего барокко, содержащий элементы раннего классицизма. Кого только не записывали в авторы этого храма - и Растрелли, и Чевакинского, и Жеребцова… Ныне исследователи склоняются к мысли, что проект принадлежал швейцарскому зодчему Пьетро-Антонио Трезини, однофамильцу первого архитектора Петербурга.

Храм не имеет аналогов в московской архитектуре XVIII века; близок по форме постройкам Б.Ф. Растрелли в Санкт -Петербурге и Андреевскому собору в Киеве.

Храм шестипрестольный: главный престол - Преображения Господня (осв. в 1770 г.), приделы — Вознесения Господня (осв. в 1774 г.), Рождества Пресвятой Богородицы, икон Божией Матери «Знамение» и «Неопалимая Купина», святителя Николая Чудотворца. В одноэтажной трапезной приделы -священномученика Климента, Папы Римского и святителя Петра Александрийского.

04 Церковь Климента, Папы Римского, на Пятницкой - самое барочное сооружение в столице

05 Церковь Климента на Пятницкой ул., 1890-1901

Монументальное здание решительно устремляется ввысь. Пять могучих куполов, вырастающих из главного объема постройки, составляют компактную группу. Архитектурный колосс, полный движения, несет вместе с тем печать единства. В Москве середины XVIII века не найдется памятников, подобных этому храму.

06

07

08

09

10

11

12

Стены основного здания не имеют алтарных выступов, обрамлены сдвоенными колоннами.

13

По верху здания — узорные металлические решетки.

14

Храм украшен декоративной лепниной.

15

16

17

18 Колокольня

19

20

Внутри сохранились семиярусный иконостас (XVIII в.) с многочисленной деревянной резьбой, украшенный деревянными скульптурами и частично внутреннее убранство. Иконостас выдержан в стиле позднего барокко-рококо.

21

Храм был закрыт в 1929 году и оказался перед угрозой разрушения. За храм вступились П. Барановский и И. Грабарь, обратившись в правительство. Жильцы же обратились с петицией, требовавшей разрушить храм и устроить на его месте детскую площадку - "на очаге дурмана установить очаг разума".
Климент Ворошилов, к которому направились Петр Барановский и Игорь Грабарь, будучи крещеным в честь Климента, Папы Римского, принял другое решение -здесь было размещено книгохранилище Российской государственной библиотеки. В это время как раз издали первое полное собрание сочинений вождя и девать его было просто некуда. Тогда К. Ворошилов приказал разместить его в храме. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. Когда пришли взрывники закладывать заряды в стены и колонны храма, они увидели здесь книги вождя. Библиотекари предупредили, что сейчас позвонят в НКВД и сообщат о той диверсии, которую собираются сделать в библиотеке. Взрывники ретировались. Храм был спасен.
В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация храма, которая была завершена в 2014 году

22 Ограда храма

23

  • Один из самых известных храмов Москвы , расположенный на Пятницкой улице, является уникальным примером церковного барокко.
  • Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», 4-м епископом Рима. Тогда еще не произошло разделения церкви на православную и католическую.
  • Храм, по основной версии, построен в 17 в . одним из богатейших купцов Москвы Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице.
  • Считается, что автор проекта - Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге.
  • В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурный язык московского барокко.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.