16.03.2024

Журавлев а л психология. Журавлев А


О встрече с директором Института психологии РАН, доктором психологических наук, профессором Анатолием Лактионовичем Журавлевым мы договорились заранее… Через массивную дверь, окруженную с двух сторон мемориальными досками, попадаю в атмосферу серьезного академического учреждения. Нахожу кабинет директора… Меня встречает человек приятной наружности, высокого роста, с дружелюбной улыбкой. На столе замечаю исписанные аккуратным почерком листы бумаги, оттиски статей и новые, по-видимому, только что из издательства, научные книги. По привычке мысленно пытаюсь составить портрет известного психолога, который сидит напротив. Все говорит о том, что мой собеседник – человек умный, целеустремленный, внимательный к мелочам и обладающий незаурядными организаторскими способностями. Начинаю с заранее подготовленного вопроса …

– Анатолий Лактионович, как Вы оцениваете современное состояние психологической науки в мире?

– В мировой науке современная психология занимает достойное место. Она в полной мере отвечает строгим критериям научных знаний о человеке и обществе. Имеются в виду экспериментальные исследования, теоретические модели, использование математического инструментария для обработки получаемых результатов.

Психологическая наука в последние годы доказала также свое практическое значение, участвуя в решении целого ряда жизненно важных общественных проблем. Речь идет, прежде всего, о проектировании и эксплуатации сложнейших видов техники, где без учета психологических факторов обойтись невозможно. Развитие технических наук в ХХ веке было настолько интенсивным, что психология развивалась, как бы догоняя их. Но сегодня она уже играет важную роль в оптимизации отношений человека с техникой – электронной, космической и любой другой.

Вторым актуальным направлением работы, которое, на мой взгляд, еще не до конца осознается психологами, связано с проблемами межкультурного взаимодействия, вызванными глобализацией, интеграционными процессами, с одной стороны, и стандартизацией общественной жизни, с другой. Современная психология только приступила к изучению этих вопросов.

Третье направление, в котором жизненно важно работать психологической науке, связано с такими негативными мировыми явлениями, как участие различных стран и сообществ в войнах, в том числе в террористической войне, имеющей международный характер. Необходима работа психологов в процессе преодоления посттравматических стрессов, которые испытывают многие люди, в психологической помощи сегодня нуждаются не только те из них, которые стали жертвами террористических актов.

Если говорить о тенденциях мировой психологии, то в настоящее время становится очевидной необходимость интеграции различных научных дисциплин, включение психологической науки в целые интеграционные комплексы и выполнение междисциплинарных исследований. Я имею в виду появление так называемых когнитивных наук, среди которых психология занимает достойное место. Я могу сказать то же о нейро-науках, которые изучают работу головного мозга, поведение человека и животных; о комплексе социальных наук, включающих отрасли психологии, такие, как социальная психология, психология личности, психолингвистика. Конечно, эта тенденция к интеграции свидетельствует о перспективах развития мировой науки.

Нельзя также не отметить совершенствование научных методов в современной психологии. В конце ХХ столетия это, прежде всего, качественные методы исследования, с помощью которых мы получаем так называемое «идеографическое знание». Несмотря на то, что уровень развития науки определяется экспериментальными технологиями, строгостью и точностью исследований, математизацией, контролем переменных, в психике мы не сможем разобраться без качественных методов анализа, без идеографического знания о ней. И эта тенденция в мировой психологии явно выражена.

Если говорить о современной научной проблематике, то надо отметить развивающееся направление, которое может быть условно названо «психологией преодолевающего поведения». Это так называемое «коупинговое поведение», которое связано с возрастающими потребностями усложняющейся жизни. В последние годы даже появился специальный термин: «экстремальная психология» – исследование поведения человека в экстремальных условиях. Эти исследования основаны на изучении специфических видов деятельности, особых условий, вызывающих состояние стресса. Психология преодолевающего поведения распространяется на весь спектр жизнедеятельности человека, на различные формы поведения, в том числе и на его обыденную жизнь. Сейчас эти исследования приобретают более широкий характер, происходит изменение некоей исследовательской парадигмы. Психология преодолевающего поведения сейчас – наиболее актуальное направление исследований мировой психологии.

– Как Вы могли бы охарактеризовать состояние психологической науки в нашей стране?

– Хочется подчеркнуть, что отечественная психология является частью мировой психологической науки и последние десятилетия она продуктивно вписывалась в нее. То многое, что характерно для развития мировой науки, свойственно и отечественной психологии.

Но мне хотелось бы подчеркнуть некоторые особенности, касающиеся интенсивности развития отечественной науки, начиная с 90-х годов прошлого века. Во-первых, появилось огромное число различных образовательных центров. Во-вторых, именно за последние 15 лет умножилось количество научных и научно-практических журналов, что, безусловно, считается показателем развития науки. В-третьих, появилось большое число профессиональных ассоциаций исследователей, практических психологов в различных сферах общественной практики. Это позитивные тенденции, и в этой связи перспективы воодушевляют. Если говорить об исследовательской психологии, то можно заметить, что число издаваемых научных монографий, научных изданий несколько снизилось, хотя уже наметилась тенденция к восстановлению этих показателей.

Девяностые годы продемонстрировали, что именно в отечественной психологии ранее было недостаточно представлено. Имеется в виду практическая психология и образовательные психологические программы. Поэтому в России резко выросло число факультетов и вузов, готовящих психологов-практиков.

В настоящее время интенсивно развивается психологическая наука в сфере образования. Закономерно и объяснимо пристальное внимание психологов к этой сфере, поскольку появились совершенно новые требования к современным программам обучения, связанные, в том числе, с использованием электронных средств и интернет-технологий, которые активно внедряются в жизнь российского общества. Подготовка профессионалов должна была учитывать эти изменения, а они, конечно, требовали научной поддержки и специальных исследований. Поэтому сейчас интенсивно развиваются психолого-педагогическое направление исследований.

Общей тенденцией как мировой, так и отечественной психологии является возрастание интереса к изучению социальных явлений, так как явно недостаточно исследованы закономерности их взаимосвязи с психикой. Психосоциальные проблемы чрезвычайно актуальны, их разработка ведется в самых различных направлениях: это и психосоциальные проблемы в области медицины, и в области психокоррекции, и вопросы формирования современной личности, ее взаимодействия с социумом, и многое другое. Это направление будет интенсивно развиваться не только в ближайшие годы, но и ближайшие десятилетия. Работа мозга и законы функционирования социальных явлений – по-прежнему остаются наименее изученными. Я рассматриваю перспективы развития отечественной психологии как в направлении поисков закономерностей работы мозга, объясняющих функционирование психического, так и в направлении поисков закономерных связей психического с жизнедеятельностью человека в обществе. Психофизиологическая и психосоциальные проблемы – две наиболее актуальные координаты в исследованиях, в поисках закономерностей функционирования психики.

– Анатолий Лактионович, смогла ли психология встроиться в современный рыночный процесс?

– Конечно, существует некое встраивание современной психологии в рыночный процесс, но происходит это неравномерно. Наиболее активную позицию занимают практические психологи. Так, в сфере бизнеса – это, прежде всего, экономические и организационные психологи. Продуктивно работают психологи в сфере политики. Они заняты разработкой и использованием политтехнологий с учетом психологических феноменов. Многие психологи работают в системе здравоохранения. Сейчас можно говорить не только о клинической психологии, но и о психологии здоровья. То же самое относится и к сфере образования. Нужно сказать, что появление психологических оценочных центров, служб персонала, центров политтехнологий, а также консультационных центров, специализированных на психологической помощи населению, связанных с личностным ростом, свидетельствует о том, что психология хорошо вписывается в современную рыночную экономику.

Особо остановлюсь на вопросе профессиональной подготовки специалистов. В последнее время появилось большое количество негосударственных центров профессиональной подготовки психологов. Уровень профессиональной подготовки может различаться довольно-таки сильно. Существуют учреждения, хорошо реализующие государственный стандарт профессиональной подготовки, но есть центры, недостаточно успешно работающие. Я сужу, в частности, по тому, с каким уровнем подготовки бакалавры приходят к нам для получения степени магистров – то есть на 5-й, 6-ой год профессионального обучения, которое проводит наш Институт на факультете психологии Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН). Я сужу об этой проблеме по отзывам преподавателей, которые жалуются на то, что из многих московских вузов к нам приходят люди, не имеющие необходимой базовой 4-летней подготовки. Наши преподаватели вынуждены компенсировать недостатки базовых знаний и одновременно давать дополнительные программы, реализуя уровень магистратуры. Эта проблема стоит достаточно остро.

И на этом основании можно заключить: если рыночные механизмы на самом деле работают в нашей стране, то в перспективе некоторые учебные центры по профессиональному обучению психологов должны закрыться, ибо в условиях дефицита обучающихся они не найдут своего потребителя. С этой проблемой вузы столкнутся уже в самое ближайшее время в связи с демографической ямой – то есть резким снижением выпускников школ. С 2005 года этот аспект приобретет актуальность.

Однако в науке существуют направления, которые не могут вписываться в рыночный процесс ни в одной стране. Это, прежде всего, наука академическая (фундаментальная или университетская), и она, по моему мнению, вообще не должна зависеть от рыночных отношений, иначе перспективы психологической науки в целом будут очень неопределенными.

Фундаментальная наука в нашей стране не включена в рыночные механизмы и развивается за счет государственной поддержки со стороны государственных фондов или спонсоров. Перспективные отрасли определяются самой наукой, сообществом ученых, которые работают именно в своей области, а не по заказам рынка.

– Как Вы в целом оцениваете уровень подготовки специалистов в психологических вузах нашей страны?

– Чтобы подытожить тему подготовки специалистов, скажу, что уровень этот неоднородный, контрастный. Шкала разброса оценок велика: есть очень слабая подготовка, но по-прежнему существует и квалифицированное обучение, которое всегда было сильной стороной отечественного образования в области психологии. Подготовка специалистов в отечественных вузах характеризуется тем, что мы даем очень широкую научную основу знаний. Несомненно, государственный стандарт обсуждается и имеет ряд недостатков, но в целом базовые знания наших профессиональных психологов достаточно высоки, и наши специалисты достойно выглядят на мировой арене. Многими их достижениями мы можем просто гордиться.

– Много ли молодых ученых сегодня приходит в науку – в частности, в Ваш Институт? Каков их профессиональный уровень?

– Буквально за последние 2-3 года заметно возросла привлекательность науки среди молодых людей, в том числе среди выпускников психологических факультетов. Что же их привлекает в научной работе? Это, конечно, содержание исследований. Невероятно интересно работать! Имеет значение также возможность реализовать себя в полной мере. В-третьих, наука дает очень серьезные перспективы. Человек, проработавший в академической науке 7-12 лет, становится уникальным специалистом, имеющим большой спрос. Академия наук является привлекательной в силу своего позитивного имиджа. Как сейчас говорят, брэнд Академии наук дорогого стоит. И все-таки я хотел бы подчеркнуть, что главная мотивация заключается именно в содержании работы и в серьезных перспективах. Эти факторы являются определяющими для тех молодых людей, которые приходят в науку.

За последние два года мы приняли на работу в наш Институт 19 молодых сотрудников – выпускников факультетов и аспирантур. Приращение за счет молодежи составляет порядка 11-12% состава нашего Института. Молодые люди пришли в самые разные лаборатории, они включились в исследования по многим научным направлениям. И эта тенденция обнадеживает.

К нам приходят выпускники различных вузов, аспирантур разных психологических центров. Мы по-прежнему, несмотря на то, что имеем собственные образовательные центры на базе нашего Института, принимаем на работу представителей разных школ, и не только Москвы. Эта тенденция всегда была характерной чертой работы нашего Института, на протяжении всего его тридцатилетнего существования. Этот принцип работы в свое время провозгласил основатель Института, член-корреспондент АН СССР Борис Федорович Ломов. Он создавал Институт как центр комплексного исследования. Здесь работали представители не только разных отраслей психологического знания и даже разных отраслей науки, но и представители разных научных школ. Эта тенденция сохраняется и сейчас. Сегодняшние молодые специалисты имеют чрезвычайно высокую подготовку: они владеют современной электронной техникой, иностранными языками, современными программами математико-статистического анализа. Сотрудники обладают высоким уровнем специальных знаний в области планирования исследований, в науковедении вообще, они широко эрудированны. Будущее нашего Института – в надежных руках.

Однако не все молодые люди закрепляются в Институте. Причина ухода чаще всего связана с невысоким финансовым статусом молодых ученых. В тех подразделениях, в тех направлениях исследований, где молодые люди вписываются в различные научно-исследовательские программы, в учебные процессы по подготовке профессиональных психологов совместно с квалифицированными представителями лабораторий, закрепление идет достаточно быстро, и появляются неплохие финансовые возможности. Но некоторым молодым людям, в силу семейных обстоятельств, сложившихся жизненных условий, первые годы в науке достаточно тяжело работать, и они принимают решение об уходе. Но это не становится массовым явлением.

– Как директор Института психологии Российской академии наук, какие направления исследований Вы лично считаете приоритетными?

– Я хочу подчеркнуть, что для нашего Института и для меня лично чрезвычайно важна преемственность в развитии научных направлений. В основе этой преемственности лежат те психологические школы, которые сформировались за последние 30 лет. Развитие этих школ является самой сильной стороной деятельности нашей организации. Я намерен способствовать развитию этих направлений. Прежде всего, я имею в виду научную школу члена-корреспондента АН СССР Б.Ф.Ломова в области психологической теории. Она представлена системным подходом к изучению психических явлений и ведет свое начало от классической ленинградской школы Б.Г. Ананьева. Системность лежит в основе наших исследований.

Что касается конкретных отраслей психологии, то благодаря Б.Ф.Ломову сложилась авторитетная научная школа в области инженерной психологии и психологии труда. Я считаю, что сегодняшние исследования в этой отрасли отвечают реальным требованиям жизни, о которых речь шла в начале нашей беседы. Я имею в виду современные исследования, связанные с освоением новой техники, исследования психической регуляции взаимодействия с новой техникой на примере сложнейших технических систем, психологические проблемы, вызванные разработкой высоких технологий, развитие методологии, которая является основой изучения модели регуляции психической деятельности.

Следующей я бы назвал психологию субъекта (или субъектно-деятельностный подход в психологии), которая ведет начало от классика науки С.Л.Рубинштейна, разрабатывалась в работах члена-корреспондента РАН А.В.Брушлинского, а также ученицей С.Л.Рубинштейна К.А.Абульхановой. Этими работами была оформлена и продолжается школа С.Л.Рубинштейна.

Из известных в отечественной психологии школ в нашем Институте успешно развивается школа Б.М.Теплова–В.Д.Небылицына в области дифференциальной психофизиологии и психологии индивидуальности. Огромный вклад в развитие этого направления внесли теоретические, методические и экспериментальные работы В.М.Русалова. Данное научное направление будет обретать хорошие перспективы в нашем Институте. В стенах Института интенсивное развитие получают работы по нейрофизиологическим основам психики, без которых понять психическое в принципе невозможно. Эта школа идет от П.К.Анохина и его ученика В.Б. Швыркова. Ими были заложены основы направления, которое успешно развивается в нашем Институте под руководством Ю. И. Александрова. Интенсивное развитие получают исследования в области психофизики, основанные на работах К.В.Бардина, одного из основателей данного направления в отечественной психологии. Наряду с названными, я бы подчеркнул важность исследований в области социальной психологии личности и группы, базой для которых служат работы К.К.Платонова и Е.В.Шороховой, основателей институтской школы.

У нас сложилась уникальная школа в области истории психологии, у истоков которой стояли Б.Ф.Ломов и Е.А.Будилова. Сегодня она развивается под руководством В.А.Кольцовой.

В Институте активно разрабатывается направление, связанное с исследованиями психологии речи и психолингвистики. Эта школа возглавляется членом-корреспондентом РАО Т.Н.Ушаковой и ее ученицей Н.Д.Павловой. К этому научному направлению близко стоят исследования невербальных коммуникаций, среди которых наиболее широкую известность получили теоретические и методические работы В.П.Морозова. Оригинальность его разработок неоднократно подтверждалась патентами РФ.

С нашим Институтом тесно связаны разработки в области психологии личности, имеющие огромные перспективы. Исследованиями в этой области занимается академик РАО К.А.Абульханова и почетный член РАО Л.И.Анцыферова, а также их многочисленные ученики.

Мы имеем серьезные достижения в области когнитивной психологии. Под руководством В.А.Барабанщикова выполняются интереснейшие исследования восприятия как познавательного психического процесса и как реального жизненного события. Ведутся оригинальные исследования развития психики в разные возрастные периоды, включая пренатальный период. В лаборатории когнитивной психологии эти исследования возглавляются Е. А. Сергиенко.

Перспективными и получившими международное признание являются исследования по психологии посттравматического стресса, по преодолению стресса, выполняемые под руководством Н.В.Тарабриной.

Ведутся интересные исследования различных видов операторской деятельности, прежде всего в области летного труда. Эти системные разработки, от теории до практического применения, возглавляются В.А.Бодровым. Классическими стали работы, связанные с изучением психологических факторов работоспособности, профилактики стресса, в том числе конкретных видов стресса – например, информационного.

В Институте успешно разрабатываются оригинальные направления по исследованию саморегуляции функциональных состояний на примере представителей различных профессий. Существуют оригинальные теоретические модели и система практических методов саморегуляции, которыми обеспечиваются современные профессионалы. Данное научное направление возглавляется Л. Г. Дикой.

У нас интенсивно развивается под руководством В.А.Кольцовой совместно с профессиональными историками актуальная отрасль – историческая психология. В частности, в Институте разработан оригинальный метод исторической реконструкции психологических явлений, имевших место в более ранние периоды развития общества.

Признанным направлением являются психологические исследования творчества. В их основе лежат работы Я.А.Пономарева, психолога с мировым именем. Сегодня его ученики, в том числе Д.В.Ушаков, разрабатывают это перспективное направление.

Школу, выполняющую исследования в области общих и конкретных видов способностей, основал В.Н.Дружинин, ушедший от нас слишком рано. Он имеет много последователей, которые разрабатывают проблему способностей, интеллекта, одаренности. Прежде всего, я имею в виду исследования М.А. Холодной.

Нельзя не отметить перспективы развития математической психологии – отрасли, сформированной в нашем Институте В.Ю.Крыловым, известным математиком и психологом.

Эти направления будут развиваться и в дальнейшем, поскольку имеют глубокие, мощные корни и талантливых последователей, работающих в нашем Институте. Говоря о развитии Института психологии, я хочу подчеркнуть, что у нас есть огромный научный потенциал. Свидетельством тому, во-первых, является большое число защищенных диссертаций – у нас высокий уровень «остепененности». Во-вторых, ежегодно мы издаем порядка 25 монографий. Это фундаментальные работы по разным научным направлениям, включающие оригинальные авторские разработки, а также систематизирующие, подводящие итоги, отражающие состояние той или иной отрасли науки в целом. Монографии имеют теоретическую и практическую ценность и способствуют развитию психологической науки в целом. Производство нового знания в области психологии – это главная задача Института как исследовательского учреждения.

– Желаем сотрудникам Института психологии РАН и Вам лично дальнейших успехов в научной деятельности. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с нашей газетой…

Интервью провела Ольга Лебедева

«Психологическая газета: Мы и Мир» (№32004)

Журавлев Анатолий Лактионович, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. .

Научный руководитель Института психологии Российской академии наук.

Вице-президент, член Президиума Российского психологического общества. Член Президиума Федерации психологов образования России.

Член Президиума научно-методического совета по психологии УМО университетов РФ.

Главный редактор «Психологического журнала» РАН, член редсовета «Национального психологического журнала», член редколлегии «Российского психологического журнала», журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика».

Окончил Ленинградский государственный университет в 1972 г. В 1976 г. защитил кандидатскую диисертацию, в 1999 г. - докторскую диссертацию.

Работает в Институте психологии (ИПАН СССР, ныне ИП РАН) с 1976 года.

В апреле 2016 года согласно постановления президиума РАН №92 впервые в истории отечественной науки в перечень специальностей, представляемых академиками, включена психология. 28 октября 2016 года первым академиком Российской академии наук по психологии стал Анатолий Лактионович Журавлев.

Область научных исследований: психологические особенности личности и деятельности различных категорий руководителей, психологические методы и стиль руководства, управление социально-психологическими явлениями.

Возглавляя лабораторию социальной психологии ИП РАН (с 1987 г.), реализовал ряд крупных научных проектов, посвященных изучению динамики социальной психологии личности и группы в изменяющемся российском обществе, а также исследованию экономико-психологических феноменов.

Автор 350 работ, из которых 12 - авторские и коллективные монографии. Работы посвящены проблемам социальной, экономической, организационной и экономической психологии, психологии личности, трудаи управленияв современном российском обществе. Основные труды:

  • «Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом». М., 1976 (в соавт.).
  • «Психология и управление». М., 1978 (в соавт.).
  • «Совместная деятельность: теория, методология, практика». М., 1988 (в соавт.).
  • «Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия». М., 1995 (в соавт.).
  • «Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений». М., 1998 (в соавт.).
  • «Нравственно-психологическая регуляция экономической активности». М., 2003 (в соавт.).
  • «Психология управленческого взаимодействия». М., 2004; «Психология совместной деятельности», М., 2005; «Социальная психология: учебное пособие». М., 2006 (в соавт.).
  • «Психология совместной деятельности». М., 2005.
  • Один из авторов и отв. ред. издания «Проблемы экономической психологии». Т. 1. М., 2004; Т. 2, 2005.
  • «Социальная психология: учебное пособие». М., 2006 (в соавт.)

Награды:

  • Лауреат Премии Президиума РАН в области психологии имени С.Л. Рубинштейна (2005),
  • «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003).
  • медаль «За трудовое отличие»,
  • медаль «В память 850-летия Москвы»,
  • медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки» (Психологический институт РАО и МГППУ) (2006),
  • орден «Творец эпохи» (в номинации «Подвижник науки») (Институт культуры мира ЮНЕСКО и др.) (2007).

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Миссия психологии состоит в реализации трех тесно связанных функций: во-первых, производить новое качественное знание о психологии современного интенсивно изменяющегося человека и о роли психологических факторов в жизнедеятельности различных общностей; во-вторых, транслировать полученные знания другим людям, включая специалистов самых разных дисциплин; в-третьих, использовать эти знания в процессе помогающего воздействия на жизнедеятельность (функционирование и развитие) человека и его общностей. В перспективе психология может претендовать на принципиальное изменение (повышение) уровня психологической культуры труда, быта, отношений между людьми и жизни в целом, то есть на гуманизацию общества.
Миссия психологии сегодня во многом близка к многогранной миссии социо-гуманитарных наук в целом, от которых психологии нельзя изолироваться. Чтобы реализовать все грани общей миссии, необходимо продуктивно взаимодействовать, не теряя своей специфики, со специалистами в области философии и социологии, юриспруденции и политологии, педагогики и социальной работы, экономики и истории, лингвистики и искусствоведения и т.д.

2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?

Мои советы молодому психологу могут относиться только к его профессиональной сфере, со многими другими все обстоит значительно сложнее. Может банально звучать, но очень важно пытаться сделать свою профессиональную жизнь целенаправленной, то есть тщательно продумывать, формулировать и обязательно добиваться конкретных целей и решения конкретных задач в своих профессиональных занятиях. Принципиально важно – рефлексировать эти цели и задачи! Необходимо помнить, что профессиональные успехи зависят не только от общих и специальных способностей и не только от уровня общей и специальной профессиональной подготовки, но и в огромной степени – от состояния мотивационно-потребностной сферы и в целом направленности молодого специалиста. Трудовая и познавательная мотивация мотивация достижения, любовь к труду и своей профессии, мотивированное отношение к своим обязанностям, психологическая готовность и глубокая включенность в свое дело и многие другие самые простые и обычные характеристики, интегрируясь в системе, во многом определяют успехи в профессиональной деятельности. Нередко большое дело складывается из самого малого, на первый взгляд, даже незначительного.
Нужно быть уверенным в том, что очень многое и, более того, даже самое главное в профессии зависит прежде всего от тебя самого. При переживании такого чувства и стремлении реализовать всего себя постепенно заметите, что нарастает помощь других людей, складываются благоприятные социальные условия и обстоятельства, неожиданно наступает счастливый случай, везение и т.п.
Однако для формирования современного специалиста всего этого явно недостаточно. Чтобы быть профессиональным психологом, необходимо ориентироваться на высокие моральные и нравственные ценности, а для этого строго соблюдать хорошо известное и, пожалуй, главное правило в жизни: не поступать по отношению к Другим так, как не хотелось бы, чтобы Другие поступали по отношению к тебе…

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

Любовь для меня – это один из конкретных видов страсти человека, т.е. сложное, остро (или интенсивно) переживаемое и относительно устойчивое чувство, в основе которого лежит сильное и осознаваемое желание благополучия и счастья объекту любви, жедание быть вместе с объектом любви. Любовь связана с готовностью человека бескорыстно отдавать необходимое, идти на страдания, потери и даже жертвы ради объекта любви, в качестве которого чаще всего выступают мать и отец, дети, женщина или мужчина, Родина, родственники, профессия, друзья, домашние животные и т.д.
Несмотря на высочайшую степень сложности, любовь можно подвергать многомерному шкалированию. Сильная любовь – это выстраданная, проверенная временем и жизненными обстоятельствами, сопровождавшаяся какими-то приобретенными достоинствами и утратами страсть. Умеренная же любовь близка к переживаниям генерализованных чувств глубокого уважения к соответствующему объекту. Любовь, как правило, преимущественно возвышает человека, приводит его к саморазвитию, однако, имеется некоторый ряд обстоятельств, при которых любовь может приводить к другим, прямо противоположным, обратным эффектам, среди которых могут быть деструктивное поведение, саморазрушение и т.п.
Значительно более точно любовь описывают поэты, писатели, художники. В точности передачи состояния и чувства любви они имеют огромное преимущество за счет возможностей художественного метода их анализа и объяснения. Научный метод изучения пока вынужден упрощать сложное явление, обеднять тем самым его богатство и делать его более поверхностным. И так обстоит пока дело с изучением многих других интересных и важных явлений из сферы чувств, которыми наделен человек, например, исследования совести, стыда, сопереживания, вины, страдания и др.
Таким образом, любовь – это сложное (или богатое), сильное (или интенсивное) и глубокое, пронизывающее всю психическую (и не только) организацию человека, чувство (и состояние), то есть страсть, основанная на жертвенном отношении.

4. Как Вы относитесь к смерти?

Смерть – это естественная, то есть Природой заданная, трансформация телесного существования человека, в результате которой тело перестает обладать общепринятыми признаками жизни. Я отношусь к этому как к нормальному и естественному явлению. Под неестественной трансформацией я понимаю преждевременную смерть, наступившую в результате стихийного бедствия, несчастного случая, болезни, преступления со стороны других людей и так далее. Понять смерть можно только через понимание жизни человека. И в этой связи проще понимается телесная смерть человека, а вот с прекращением других форм человеческой жизни дело обстоит значительно сложнее.
Жизнь конкретного человека может продолжаться, во-первых, через продолжение его рода и так называемую генетическую память; во-вторых, через память других людей, выраженной в устной (пересказах) или письменной (жизнеописании) формах; в-третьих, через продукты деятельности, произведенные человеком при его телесной жизни и востребованные (используемые) другими людьми. Народная мудрость, состоящая в том, что «человек жив, пока о нем помнят», фиксирует самое важное, в чем заключается суть человека – его нравственно-психологические и духовные составляющие, через которые человек выражается в другом человеке и входит в большую и общую историю. Прежде всего речь идет о содержании памяти о человеке и продуктах его деятельности.
Учитывая сказанное, целесообразно стремиться к продолжению жизни человека, причем в любой ее форме, особенно в дееспособной, производящей от слова, взгляда или жеста, которые сами по себе являются сложнейшими актами именно социального поведения, до выдающихся продуктов творчества. Стремление производить значимые и качественные продукты деятельности человека, - конечно, не во вред другим людям, как живущим, так и будущим поколениям, - и есть способ продления его жизни. Так как через произведенные человеком продукты деятельности и сохранение памяти о нем происходит не только расширение границ человека как субъекта жизни, но и перенос их во времени, то каждому живущему телесной жизнью человеку должно быть далеко не все равно, что будут о нем помнить люди после его телесной смерти и какими духовно-нравственными составляющими жизни он будет представлен, то есть сохранен в жизни других людей.

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

Я понял в своей жизни хорошо известную и очень практически важную истину: за все совершенные человеком поступки, особенно те, которые обычно осуждаются среди людей, неизбежно приходится отвечать каким-то малым или большим страданием, малыми или большими утратами, потерями и т.п. Другими словами: то, что ты сам совершаешь в жизни, обязательно возвращается в какой-то форме тебе же, причем и хорошее, и плохое. Конечно, связь между такими событиями очень сложная, не примитивно прямая, но надежно действующая. При этом ты сам понимаешь, примерно с каким или какими событиями это может быть связано. Если же сразу такое понимание не является, то осознание связей наступает позднее и непроизвольно, а иногда даже и очень мучительно. Казалось бы, из всего этого выводится простое практическое следствие –не совершать плохих поступков, стараться не допускать негативных ситуаций, но в реальной жизни так не получается у подавляющего большинства людей, на что всегда находятся веские объясняющие причины. Понимание законов социального поведения людей и следование им в поведении конкретных людей далеко не всегда сопрягаются и соответствуют друг другу – в этом состоит одна из многочисленных сложностей самой жизни и собственно преломляющая, трансформирующая роль психики, закономерности действия которой крайне важно изучать.
Таким образом, на своем личном и многообразном чужом жизненном опыте приходишь к заключению о том, что превыше всего в человеческом обществе стоят морально-нравственные ценности, регулирующие силы которых реализуются в пространстве взаимосвязей и взаимодействия людей.

Социальная психология. Под ред. Журавлева А.Л.

М.: 2002. - 351 с.

Содержание пособия представляет собой также интеграцию классического и современного социально-психологического знания, сложившегося в 90-е годы XX века. Его авторы практикуют одновременно и исследовательскую, и преподавательскую деятельность в области социальной психологии, что позволило учесть результаты современных исследований основных классических объектов социальной психологии: личности в группе, малых и больших социальных групп, межличностного и межгруппового взаимодействия.

Данное учебное пособие есть краткое изложение курса "Социальная психология" для студентов факультетов психологии классических, социальных и гуманитарных университетов.

Формат: doc / zip

Размер: 605Кб

/ Download файл

Формат: pdf (В формате pdf лучше, здесь сама книга)

Размер: 10,9 Мб

yandex.disk

Содержание
Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
1.1. Предмет и структура социальной психологии (А.Л. Журавлев)......5
1.2. История отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова)...10
1.3. К истории зарождения зарубежной социальной психологии (С.К. Рощин).......22
1.4. Становление современной социальной психологии за рубежом (В.А. Соснин)..31
1.5. Программа и методы социально-психологического исследования {В.А. Хащенко)...37

Глава 2. Социальная психология личности...................61
2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии {С.К Рощин).61
2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова)......66
2.3. Социальная установка личности (С. А". Рощин).................87
2.4. Я-концепция как социально-психологический феномен (В.А. Соснин)...........94
2.5. Социализация личности (С.К. Рощин)............................ 102
2.6. Социальное поведение личности и его регуляция (Е.В. Шорохова)....... 105

Глава 3. Психология межличностного взаимодействия...................123
3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции {В.А. Соснин)...123
3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии {В.А. Соснин)..130
3.3. Невербальные способы общения (С.К. Рощин) ............. 136
3.4 Техника общения: практическая ориентация (В.А. Соснин)........... 139
3.5. Психология межличностного познания (Е И. Резников) ............... 146
3.6. Психология межличностных отношений {Е.Н.Резников)................ 164
3.7. Психология межличностного воздействия (Е.Н Резников) ........... 179

Глава 4. Психология малых групп..............................193
4.1. Понятие и виды малых групп (В.П Позняков) ............ 193
4.2. Структура малой группы (В.П Позняков)............ 198
4.3 Развитие малой группы (В.П. Позняков) ....................203
4.4. Групповая сплоченность (В Я. Позняков) ..................207
4.5. Взаимодействие индивида и «алой группы (В П. Позняков).........209
4 6 Лидерство в малых группах (В П. Позняков)............216
4.7. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов (В.Л. Соснин).. 219

Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
5.1 Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений (В.П. Позняков).233
5.2. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции (В П Позняков)....... 240
5 3. Факторы детерминации межгрупповых отношений (В.П.Позняков)............... 244

Глава 6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления...252
6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп (Е.В. Шорохова).252
6.2. Психология толпы (Л.Л. Журавлев).............267
6.3. Массовые явления в больших диффузных группах (АЛ. Журавлев).. 273

Глава 7. Некоторые отрасли социальной психологии...280
7.1 Политическая психология (С.К Рощин)................... 280
7 2 Экономическая психология (В П. Позняков) ............292
7 3 Этническая психология (Е.И Резников) . . .... 313
7.4 Социальная психология предпринимательства (В.П Позняков)..331

(2005), «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации » (2003).

Научные результаты

Область научных исследований: психологические особенности личности и деятельности различных категорий руководителей, психологические методы и стиль руководства, управление социально-психологическими явлениями.

Автор 350 работ, из которых 12 - авторские и коллективные монографии. Работы посвящены проблемам социальной, экономической, организационной и экономической психологии, психологии личности, труда и управления в современном российском обществе.

Разработал авторский опросник для определения индивидуального стиля руководства. Активно исследовал психологические феномены трудовых групп. Разработал психологическую концепцию совместной деятельности. Возглавляя лабораторию социальной психологии ИП РАН (с 1987 г.), реализовал ряд крупных научных проектов, посвященных изучению динамики социальной психологии личности и группы в изменяющемся российском обществе, а также исследованию экономико-психологических феноменов.

Основные труды

  • «Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом». М., 1976 (в соавт.).
  • «Психология и управление». М., 1978 (в соавт.).
  • «Совместная деятельность: теория, методология, практика». М., 1988 (в соавт.).
  • «Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия». М., 1995 (в соавт.).
  • «Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений». М., 1998 (в соавт.).
  • «Нравственно-психологическая регуляция экономической активности». М., 2003 (в соавт.).
  • «Психология управленческого взаимодействия». М., 2004; «Психология совместной деятельности», М., 2005; «Социальная психология: учебное пособие». М., 2006 (в соавт.).
  • «Психология совместной деятельности». М., 2005.
  • Один из авторов и отв. ред. издания «Проблемы экономической психологии». Т. 1. М., 2004; Т. 2, 2005.
  • «Социальная психология: учебное пособие». М., 2006 (в соавт.)

Ссылки

  • Анатолий Лактионович Журавлев: «Историю не перепишешь» (Интервью) .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Журавлев А. Л." в других словарях:

    Журавлев, Александр Александрович В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Журавлев. Александр Александрович Журавлев Имя при рождении: Александр Род деятельности: Российский и Советский реставратор Дата рождения … Википедия

    ЖАРАВЛЕВ ЖЕРАВКИН ЖОРАВ ЖУРАВЕЛЬ ЖУРАВКИН ЖУРАВКОВ ЖУРАВОК ЖУРАВЛЕВ ЖУРАЕВ ЖУРКИН Птичьи нецерковные имена были не редкостью в русских деревнях. От имени Журавль и было образовано отчество ставшее фамилией. Журавок, журай в народных говорах… … Русские фамилии

    Юрий Иванович Журавлёв Российский ученый, математик, академик РАН Дата рождения: 14 января 1935 Место рождения: Воронеж, СССР Научная сфера: Дискретная математика, Математическая кибернетика Место работы … Википедия

    Андрей Журавлев (более известный как Андрей Иоаннов; 1751 1813) протоиерей, историк раскола старообрядчества. Изначально сам старообрядец, хорошо знакомый с учениями раскольнических сект, Журавлев принял православие и был назначен священником… … Википедия

    Ежи Журавлев (польск. Jerzy Żurawlew; 21 января 1887, Ростов на Дону 3 октября 1980, Варшава) польский пианист и музыкальный педагог, инициатор (1927) проведения Международного конкурса пианистов имени Шопена. Отец Журавлева был русским, мать… … Википедия

    Журавлёв, Григорий Николаевич Художник иконописец из села Утёвка Григорий Николаевич Журавлёв (стоит справа) с братом Афанасием Род деятельности: русский художник, иконописец … Википедия

    Борис Николаевич Журавлёв (25 июля 1910, Санкт Петербург 1971, там же) ленинградский архитектор, автор проектов станций Ленинградского метрополитена «Площадь Восстания» и «Фрунзенская», гостиницы «Россия» и других зданий. Биография Борис… … Википедия

Журавлёв Анатолий Лактионович - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО и член-корреспондент РАН, директор Института психологии РАН.

Окончив в Гомеле школу рабочей молодежи, Анатолий Лактионович в 1967 г. поступил на психологический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (ЛГУ). После окончания ЛГУ А.Л. Журавлёв в течение двух лет (1972-1974) работал ассистентом кафедры общей психологии на факультете психологии Ярославского госуниверситета, где приобрел опыт преподавательской работы. В 1973 г. он поступил в аспирантуру Института психологии АН СССР.

В 1976 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию, ставшую первым конкретным теоретико-эмпирическим исследованием в области психологии руководства. В августе 1976 г. А.Л. Журавлёв был зачислен младшим научным сотрудником в сектор социальной психологии Института психологии АН СССР, возглавлявшийся Е.В. Шороховой. В этом институте он прошел путь от младшего научного сотрудника до руководителя сектора социальной психологии, возглавляемого им уже в течение 21 года, и директора института.

В 1980-е гг. основным предметом научных исследований А.Л. Журавлёва являлись психологические феномены трудовой деятельности первичных коллективов промышленных предприятий.

Своими научными трудами А.Л. Журавлёв внес вклад и в становление в нашей стране экономической психологии. Общим итогом научной деятельности А.Л. Журавлёва является подготовка и издание свыше 450 работ, в том числе 12 авторских и коллективных монографий.

В 2002 г., после трагической гибели А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлёв был выбран на должность директора Института психологии РАН. Во многом благодаря усилиям А.Л. Журавлёва удалось сохранить институт и добиться дальнейшего научного развития его коллектива.

С 2003 г. он выполняет функции главного редактора «Психологического журнала», являясь одновременно членом редколлегий и редсоветов ряда других отечественных и зарубежных научных журналов социогуманитарного профиля. А.Л. Журавлёв активно занимается общественной деятельностью в профессиональном психологическом сообществе; является вице-президентом Российского психологического общества (с 2003 г.) и Федерации психологов образования России (с 2004 г.).

Книги (8)

Сборник научных трудов посвящен актуальным психологическим проблемам российского общества, которые стали предметом научных исследований большинства лабораторий Института психологии РАН (ИП РАН).

Сборник включает пять разделов, соответствующих тематике статей: «Исследования психосоциальных явлений современного российского общества», «Экономическое сознание и поведение различных социальных групп», «Интеллектуальный потенциал современного российского общества: психологические аспекты», «Современные ис-следования социальных представлений» и «Психологические исследования семьи».

Данный сборник научных трудов включает доклады, сообщения и выступления участников конференции, посвященной памяти трагически погибшего директора Института психологии РАН Андрея Владимировича Брушлинского.

В этой книге представлены работы, посвященные современным направлениям междисциплинарных исследований в психологической науке, которые выполнены как сотрудниками ИП РАН, так и специалистами из других психологических учреждений.

Социальная психология

Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений

В книге изложены результаты многолетних исследований социальной психологии личности, малых групп, межличностных и межгрупповых отношений в современном российском обществе.

Эти исследования ведут свое начало с 1992 года, когда фактически были получены первые эмпирические данные, послужившие впоследствии «отправной точкой» в изучении социально-психологической динамики. При этом главный акцент сделан на исследовании динамики социально-психологических явлений в связи с социально-экономическими изменениями, среди которых нас, в первую очередь, интересовали изменения форм и отношений собственности, в которые вступают индивиды и группы в экономических условиях, сложившихся в России в 90-е годы XX века.

Книга подготовлена на основе статей, присланных для участия во Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 45-летию Института психологии РАН и 90-летию со дня рождения Б.Ф Ломова проходившей 16-17 ноября 2017 в Москве.

Тематика:

Проблемы методологии психологии.
. Проблемы истории психологии и исторической психологии.
. Современные исследования познавательных процессов и проблемы саморегуляции.
. Современные исследования психологии личности.
. Психология развития субъекта и проблемы акмеологии.
. Современные исследования психологии способностей, ментальных ресурсов, интеллекта и психологии творчества.
. Проблемы психологии речи и дискурса.
. Психология посттравматического стресса: симптоматика и пути преодоления.
. Современные исследования в области психофизиологии.
. Современная социальная психология и ее отрасли.