01.04.2024

Социальная политика 1920 годов. Социальная политика советского государства в годы гражданской войны (1917–1922 гг.)


Революция и гражданская война имели тяжёлые последствия для России. Объём промышленного производства в 1920-е гг. составлял 12% от довоенного уровня, валовый сбор зерна – одну треть, население страны сократилось на 14–16 млн человек. Сейчас принято считать, что виной всему политика «военного коммунизма», которая сыграла не последнюю роль в разжигании гражданской войны. Но очень мало говорится о том, как удалось, несмотря на все ужасы войн и революции, стать пионером в области построения государства социальных услуг и обогнать по этому показателю развитые европейские страны на несколько десятилетий. Данная работа ставит своей целью раскрыть социальную политику в годы гражданской войны.

Уже первые шаги новой власти демонстрировали её социалистическую направленность: за ноябрь–декабрь 1917 г. были упразднены сословия, церковь отделена от государства, а школа – от церкви, женщины полностью уравнены в правах с мужчинами, окончательно ликвидировано помещичье землевладение, отменена частная собственность на землю, начата национализация банков и промышленных предприятий, введён 8 часовой рабочий день. На II Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г. было образовано новое правительство – Совет народных комиссаров, в его структуру, в том числе, вошли наркоматы труда, просвещения и государственного призрения. В ноябре 1917 г. была принята программа социального страхования, которая учитывала всю группу рисков: старость, болезнь, безработица, инвалидность, беременность; гарантировалось возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности. В 1918 г. был принят Кодекс законов о труде, который закрепил социальную защиту трудящихся, а также учреждена Инспекция труда, ставящая целью охрану жизни и здоровья рабочих.

Позднее были установлены прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. Таким образом, все завоевания рабочего движения получили правовое оформление. Кроме того, государство взяло на себя затраты по обеспечению рабочих, так как страховые фонды формировались за счёт взносов государственных и частных предприятий, а не работников. 29 октября 1917 г. был создан Наркомат государственного призрения, с 1918 г. – переименованный в Наркомат государственного обеспечения, под руководством А.М. Коллонтай. При наркомате были сформированы особые отделы: по охране материнства и детства, помощи несовершеннолетним и др., которые курировали определённую категорию нуждающихся. Также были созданы органы НКГП на местах: при каждом исполкоме местного Совета учреждались отдел социального обеспечения и пенсионные отделы военноувечных. Впервые в мире была создана целостная централизованная система государственной защиты и обеспечения граждан, со своими центральными, губернскими и уездными органами.

Во время гражданской войны особое внимание уделялось обеспечению красноармейцев и членов их семей. Декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств» был принят в августе 1918 г. В следующем году было введено Положением «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств». Число пенсионеров постоянно возрастало: если в 1918 г. государственные пенсии получали 105 тыс. чел., то в 1920 г. – уже 1 млн. Также осуществлялась помощь жертвам контрреволюции – им предоставляли жильё, работу, пенсии, материальную и медицинскую помощь, устраивали детей в приюты.

На пенсии и пособия государство расходовало значительные средства – 7 и 9 млрд руб. соответственно по данным на 1920 г.2 Советское государство успешно решало задачи интеграции инвалидов в общественную жизнь и их социального обеспечения. Для этих целей были созданы Всероссийский союз кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское объединение глухонемых. Государство занималось лечением, протезированием инвалидов, обучением и переобучением, создание облегчённых условий труда, а также трудоустройством и организацией социально-бытового обслуживания. Особое внимание в СССР уделялось защите детей; эта функция возлагалась на Комиссию несовершеннолетних, Совет защиты детей и другие организации. В 1918–1920-х гг. начали создаваться сети домов матери и ребёнка, увеличилось число женских консультаций, стали открываться ясли, детские сады, детские дома; к 1920 г. уже существовало 1724 детских учреждений с 124 627 детьми.

Обострившаяся во время гражданской войны проблема детской беспризорности и преступности решались с помощью организации детских трудовых коммун, где подростки жили, учились и работали. Созданная 10 февраля 1921 г. Комиссия по улучшению жизни детей боролась с нищенством, проституцией, с эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье. Таким образом, забота о детях, во многом, стала функцией государства: бесплатные детские сады гарантировали общедоступность содержания и воспитания, трудовые коммуны дали «путёвку в жизнь» многим бывшим беспризорникам. Кроме того, широкая сеть детских учреждений стала ещё одним элементом эмансипации женщин, способствовала их включению в общественную жизнь. Большинство социальных достижений не распространялось на сельских тружеников, хотя массовый голод 1921 г. сделал приоритетным направлением социальной политики обеспечение крестьянства.

Были созданы организации крестьянской общественной взаимопомощи, занимавшиеся оказанием индивидуальной помощи (материальной, трудовой), социальной взаимопомощи (общественная запашка, поддержка школ, больниц, изб-читален) и правовой. Учреждённая 18 июля 1921 г. Центральная комиссия помощи голодающим выясняла реальные размеры голода, выделяла госпайки, организовывала сборы пожертвований и эвакуацию детей из голодных районов.

Для медицинского обеспечения населения при исполкомах советов создавались медико-санитарные отделы. В июле 1918 г. был создан Наркомат здравоохранения, который руководил лечебным и аптечным делом, курортными учреждениями. Основными принципами советской медицины были: профилактика болезней, бесплатность и общедоступность здравоохранения. Такой поход дал свои результаты: к 1938 г. продолжительность жизни уже составляла 47 лет, в то время как до революции – лишь 32 года. В 1919 г. нарком просвещения издал декрет, который обязывал учиться грамоте всех безграмотных в возрасте от 8 до 50 лет. За первые годы существования советской власти была создана система единых трудовых двухступенчатых школ. Государство частично обеспечивало школьников питанием, одеждой, обувью и учебниками.

Изменения произошли в высшей школе: отменялась плата за образование, вводились стипендии для нуждающихся студентов, с 1919 г. для подготовки молодёжи к поступлению при высших учебных заведениях создавались рабфаки. Одновременно с этим увеличивалось количество школ и вузов, возрастало число учащихся (к 1920 г. было открыто 12 тыс. новых школ, 153 вуза, а число студентов удвоилось, по сравнению с дореволюционным временем) .

Благодаря усилиям государства в области просвещения только за 1917–1920 гг. 7 млн. человек ликвидировало свою неграмотность, а к 1939 г. общая грамотность населения составила уже 81% против 24% в 1913 г.5 В основе социальной политики советского государства лежали постулаты марксизма-ленинизма о всеобщем равенстве, социальной справедливости, построении такого общества, где каждый имеет равные условия для удовлетворения потребностей и всестороннего развития личности. Именно по идеологическим причинам государство взяло на себя все функции по социальной защите и социальной поддержке граждан. СССР был лидером в мире по построению государства социальных услуг. Но та же идеология помешала реализации главного принципа социалистического государства – общедоступности всех социальных благ. Долгое время в советской действительности существовала категория «лишенцев», которой было отказано в государственной поддержке.

Бондарева Анна Геннадьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова)

социальный политика большевик беспризорный

Переход к Новой экономической политике (НЭП), который произошел на Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. содействовал тому, что вместе с элементами экономических преобразований (замена продразверстки продналогом, привлечение иностранного капитала, свободной торговли) происходит и модернизация системы социальной защиты населения.

Происходит изменение оказания принципов социального обеспечения населения СССР. При сохранении действующей со времен политики “военного коммунизма” системы оказания социальной помощи, происходит сокращение пайкового довольствия в пользу денежного довольствия. Происходит реорганизация органов, осуществляющих мероприятия по социальной защите населения, в частности, отпали или были урезаны многие функции Народного комиссариата социального обеспечения, а также местных органов власти (губсобесов). Также происходит постепенный процесс складывания новых форм социальной работы, вместо старой системы государственного социального обеспечения, таких как государственное обеспечение инвалидов и семей военнослужащих, социальное страхование рабочих и служащих, обеспечение крестьян в виде взаимопомощи.

Согласно предписанию СНК, ЦК РКП (б) от 20 мая 1921 г. в ведение органов социального обеспечения возвращались работники, ранее отозванные в другие организации. Постановлением ВЦИК, принятым 30 сентября 1921 года НКСО получили право самостоятельно заготавливать сырье, продовольствие, инвентарь и другие предметы первой необходимости, а также возможности организовать собственные производственные предприятия, пошивочные мастерские, а также земледельческие хозяйства. Финишной точкой в данном процессе стал перевод основных органов НКСО с гражданского снабжения на самоокупаемость, кроме контрольно- инспекционного аппарата. Также, необходимо отметить, что дополнительным источником содержания учреждений социального обеспечения становится самообложение населения.

Основной акцент в вопросе социального обеспечения как и в предыдущий период гражданской войны был закреплен на мерах социальной поддержки о семьях красноармейцев. 14 июля 1921 г. НКСО для осуществления вышеперечисленных целей был передан аппарата Центральной комиссии помощи красноармейцам. Основная помощь данной категории граждан заключалась в поддержке необходимой обувью и одеждой, они получали пайку “Красная звезда”, нетрудоспособные члены семей обеспечивались фронтовыми красноармейскими пайками в половинном объеме. Согласно Декрету СНК от 14 мая 1921 г. “Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семей красноармейцев” источником средств для социальной поддержки военнослужащих стало бесхозное имущество различных советских фондов, доходы от налогооблажения различного рода увесилительных учреждений, а также организации спектаклей. Согласно имеющимся архивным данным, в начале 1920-х гг. НКСО осуществляло выдачу пенсий и пособий для более чем девяти миллионов семей военнослужащих. Их выплата осуществлялась в основном за счет средств местных бюджетов, и только 25 % брал на себя государственный бюджет. В конце 1924 г. принимается“ Кодекс законов о льготах и преимуществах для красноармейцев и их семей”, согласно которому под льготами понимались, прежде всего, денежные пособия (на лечение, на погребение умерших родственников, компенсации за утраченное имущество),преимущества перед другими категориями населения в получении жилья, право бесплатного получения медицинских услуг и т.д. Важной чертой данного нормативно-правового акта являлось то, что несовершеннолетнии дети, а также нетрудоспособные родители вместе с супругами призванных в армию получали в течении всего срока службы ежемесячные пособия.

Одним из направлений в области социальной защиты выступало изменение в системе социального страхования. При переходе к НЭПу возникли проблемы в социальном обеспечении, участились конфликты между рабочими и администрацией на почве выдачи пособия при потере трудоспособности. 10 октября 1921 года Политбюро ЦК РКП (б) поддержала предложение В. И. Ленина поручить Президиуму ВЦСПС совместно с ВСНХ, НК здравоохранения и соцобеспечения разработать вопрос о страховании рабочих в связи с новой экономической политикой. Основные положения государственного социального страхования были изложены в изданном 15 ноября 1921 г. декрете СНК РСФСР «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Устанавливалось, что оно должно проводится во всех предприятиях и учреждениях государственных, кооперативных, частных, концессионных. Обязательное соцстрахование распространялось на всех лиц наемного труда и осуществлялась для работников государственной промышленности за счет предприятий, частной и арендной, за счет предпринимателей. Система социального страхования являлась выгодной для рабочих. Бюджет страхования состоял из взносов нанимателей, а также государственных ассигнований, сами рабочие и служащие никаких взносов в страховой фонд не делали.

Необходимо отметить, что если в период “военного коммунизма” социальное страхование было причислено к институту буржуазного права и соответсвенно скрытой формой эксплуатации, то после введения НЭПа партия большевиков вернулась к принципам социального страхования. Одним из положительных моментов стал отказ от многих радикальных и утопических принциов периода “военного коммунизма”. В результате улучшения основных экономических показателей, роста промышленности и сельскогохозяйственного производства происходит выравнивание многих положений доктрины социальной защиты с практикой, особенно в части отношений с трудящимися. В частности, происходит увеличение охвата социальным страхованием (в 1924 г. государственная схема покрывала 5, 5 млн. человек, в 1926 г. уже 8,5 млн., в 1928 г. -11 млн. человек). Данные показатели свидетельствуют по мнению исследователя социальной политики Н. Лебиной о законодательном расширении схемы социального страхования, а также о возрастании рабочей силы,как таковой.

К концу периода НЭПа были введены и пенсии по старости. Они выплачивались мужчинам и женщинам в 60 и 55 лет соответственно, у кого был стаж работы 25 лет, а не только пожилым инвалидам.

Осуществлению декларуемых советскими властями мер по проведению в жизнь мероприятий социального страхования способствовали профсоюзные организации. К примеру, профсоюзы БССР развернули работу по осуществлению постановления советского правительства.

25 декабря 1921 г. расширенный пленум Совпрафбела рекомендовал немедленно принять к исполнению декрет о социальном страховании рабочих и служащих, оказать содействие органам социального обеспечения в их работе. В январе 1922 года был создан отдел социального страхования при наркомате соцобеспечения БССР. Основы системы обеспечения рабочих и служащих по социальному страхованию были закреплены КЗоТ 1922 г. (гл. ХVII). За счет средств соцстраха рабочие и служащие обеспечивались пособием по временной и постоянной потере работоспособности, а также по безработице; оказывалась помощь по уходу за новорожденными; застрахованые пользовались бесплатным медицинским обслуживанием;

проводились профилактические мероприятия. В связи с денационализацией значительной части промышленных предприятий и переводом их на хозяйственный расчет декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г. право осуществления социального страхования на производстве передавалось от Наркомата социального обеспечения в распоряжение НКТ.

Важной мерой поддержания безработных и смягчения безработицы было оказание рабочим трудовой помощи. С одной стороны, по мнению исследователя О.Ю. Бухаренковой, эта политика позволяла привлечь к труду значительное число незанятого населения, что способствовало сохранению и повышению их квалификации. С другой стороны, трудовая деятельность безработных способствовала благоустройству городов и развитию промышленности. К видам такой поддержки относились организация и проведение общественных работ, а также создание коллективов и артелей из безработных.

К общественным работам в 1922-1923 гг. в основном привлекались неквалифицированные мужчины. Работы включали в себя лесозаготовки, работы по мелиорации, ремонтные работы на железной дороге, уборка городов. На общественных работах люди были заняты не более 2-3 месяцев, так как обязательным принципом их организации была постоянная сменяемость безработных. В период участия в работах безработные не снимались с очереди на бирже и получали пособие, если имели на него право. В среднем, на общественных работах было занято не более 5-7% безработных.

Помимо финансовых средств на организацию общественных работ отпускались и продукты питания. Однако снабжение ими было не всегда своевременным. Так, П. Заводовский, заведующий Отделом рынка труда, сообщал в письме в Народный Комиссариат Продовольствия от 22 марта 1923 г., что хлебные ресурсы, предназначенные для организации общественных работ и переведенные на места согласно нарядам НКП рода от 25 и 31 января 1923 г. во многих губерниях до настоящего времени еще не получены. Имелись сведения о неполучении этих ресурсов из Иваново- Вознесенска, Киргизской Республики, Дагестана, Ростова-на-Дону и так далее. Недофиинансирование тормозило проведение работ, что в условиях высокого уровня безработицы было чрезвычайно опасным.

Начиная с 1921 г. пособие по безработице было предусмотрено только высококвалифицированным рабочим, у которых не имелось средств для существования, а также низкоквалифицированным работникам, имеющим трехлетний стаж работы. Последнее требование исключало огромную массу безработных из числа потенциальных получателей пособия. Существовали различия пособий в зависимости от степени риска, в частности в более выгодных условиях оказывались заболевшие, в отличие от безработных и длительное время нетрудоспособных. В период с 1924 по 1928 гг. ежемесячные выплачиваемые пенсии составляли 31-36 % от средней оплаты труда, в то время как пособия по временной нетрудоспособности достигали 95 % от среднего заработка.

Эксперименты советского правительства по соединению рынка с социалистической экономикой в годы НЭПа способствовали развитию различных хозяйственных укладов, в том числе в жилищной сфере, где была восстановлена система платежей за услуги. В конце 1920-х годов широко обсуждались механизмы оплаты, включающие в себя не только учет качество жилья, его площадь, объем и состав потребленных услуг, но и доходы жильцов.

Можно согласиться с точкой зрения некоторых исследователей о том, что ключевыми объектами социальной защиты в период НЭПа стали промышленные рабочие и дети, в то время как крестьянство оказалось вытесненным за пределы социальной политики советского государства. Для данного периода времени характерны широкие дискуссии о сущности и основных принципах социальных проблем и механизмов их решения. В тоже время обозначился и определенный сдвиг от предложения ценностного консенсуса к ценностному конфликту, что было связано с историческими условиями существования Советского государства и борьбы с различными социальными стигматизированными группами («кулаки», «враги народа»). Данные тенденции роста конфликтных ситуаций усиливаются вместе с укреплением режима личной власти Сталина.

Таким образом, важными особенностями эпохи НЭПа стали достижения в сфере социального обеспечения, которые выразились, прежде всего, в том, что она охватила собой практически все население страны. Органами социального обеспечения СССР производилась выплата пенсий, пособия по нетрудоспособности, по утрате кормильца и т.д. Вместе с тем в условиях хозрасчетных отношений система социального обеспечения не обеспечивала высокий уровень социальных выплат, крестьянство было лишено социальной помощи государства.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», став-ший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошло-го большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как «тюрьма на-родов», то теперь, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и на-родностей.

Свободнее развивались естественные и технические науки. В те годы заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики и электроники (Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе и др.), математики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, М. А. Ла-врентьев, С. Л. Соболев), физиологии (школа акаде-мика И. П. Павлова), биологии (Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондра-тюк, Ф. А. Цандер). В 1933-1936 гг. в небо стартовали первые советские ракеты. Мировую известность полу-чили исследования дрейфующей станции «Северный по- люс-1», возглавляемой И. Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой.

Впрочем, приоритетным для советского руководства было не столько накопление фундаментальных знаний или организация рассчитанных на внешний эффект ис-следовательских предприятий, сколько прогресс в при-кладных науках, способных обеспечить техническое пе-ревооружение промышленности.

Бесспорным достижением отечественных ученых стало проек-тирование мощных гидротурбин и угольных комбайнов, откры-тие промышленных методов получения синтетического каучука, высокооктанового топлива, искусственных удобрений.

Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Я. Котин, М. И. Кошкин, А. А. Морозов), самолетов (А. И. Тупо-лев, С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров), автоматического оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев).

Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая шко-ла. Государство, испытывая острую нужду в квалифици-рованных кадрах, открыло сотни новых вузов, преиму-щественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В со-ставе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян — почти 17%. Специалисты советской по-ры, на ускоренную подготовку которых расходовалось в три раза меньше средств по сравнению с дореволюцион-ным временем (за счет снижения срока обучения, преоб-ладания вечерних и заочных форм), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. но-вые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.


Серьезные изменения происходили и в средней шко-ле. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное об-разование, а в городах — обязательное семилетнее. В мае 1934 г. была изменена структура единой общеобразова-тельной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа — с I по IV класс, неполная сред-няя — с I по VII класс и средняя — с I по X класс. Было восстановлено преподавание всемирной и отечест-венной истории, введены учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий.

Наконец, в 30-е гг. была в основном преодолена не-грамотность, оставшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом «Грамотный, обучи неграмотного!». В нем участвовали сотни тысяч врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%.

Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20-30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.

Объясните значение понятий и выражений: «вредитель-ство», репрессии, «большой террор», социалистический реализм.

1. Объясните, каков политический смысл судебных процессов над «буржуазными спецами».

Экономика. Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная.

Она характеризова-лась:

Государственный герб (изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных ре-спублик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и флаг (золотые серп и мо-лот, над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой на красном прямоугольном полотнище) Советского Союза.

Фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавлива-лось наличие двух форм социалистической собственнос-ти: государственной и групповой (кооперативно-колхоз-ной);

Свернутостью товарно-денежных отношений (но не их полным отсутствием в соответствии с социалистичес-ким идеалом), деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись в кабинетах чиновников, а не на основе рыночного спроса и предложения);

Предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах (в республиках и областях); административно-ко-мандным распределением ресурсов и готовой продукции из централизованных фондов.

Для советской модели директивной экономики было характерно существование так называемой «подсистемы страха» — мощных рычагов внеэкономического принуж-дения. В августе 1932 г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении социалистической собственности». Согласно ему, граждане, начиная с 12-летнего возраста, например, подбирающие колоски на колхозном поле, объявлялись «врагами народа» и могли получить срок не менее 10 лет. На рубеже 1932-1933 гг. вводится паспортный режим, отделявший административной стеной деревню от города, ибо паспорта выдавались лишь горожанам. Крестьяне, таким образом, были лишены права свобод-ного перемещения по стране и фактически прикрепля-лись к земле, к своим колхозам.

К концу 30-х гг. директивная экономика в результате массо-вых репрессий все отчетливее приобретает «лагерный» облик. В 1940 г. централизованная картотека ГУЛАГа включала данные почти на 8 млн лиц трех категорий: находившихся в то время в заключении; отбывших срок и вышедших на свободу; умерших в лагерях и тюрьмах. Иначе говоря, за 10 лет существования ГУЛАГа за колючей проволокой перебывало более 5% всего на-селения страны. Лагеря и колонии давали около половины добы-ваемого в СССР золота и хромоникелевой руды, не менее трети платины и древесины. Заключенные производили примерно пя-тую часть общего объема капитальных работ. Их усилиями стро-ились целые города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), ка-налы (Беломорско-Балтийский, Москва — Волга), железные дороги (Тайшет — Лена, БАМ — Тында).

Социальная структура. Социально-классовую структу-ру общества, насчитывавшего к 1939 г. около 170 млн человек, составляли три основных элемента: рабочий класс — его численность увеличилась за 1929-1937 гг. почти втрое, главным образом за счет выходцев из дерев-ни, и вместе с членами семей составляла 33,7% всего на-селения (в национальных районах рост его рядов был еще более значителен: в Казахстане — в 18 раз, в Кир-гизии — в 27 раз), класс колхозного крестьянства и ко-оперированных кустарей (47,2%), социальная группа служащих и интеллигенции (16,5%). Сохранялся также и небольшой слой крестьян-единоличников и некоопери-рованных кустарей (2,6%).

Современные обществоведы в группе служащих и ин-теллигенции выделяют еще один социальный слой — но-менклатуру. В нее входили ответственные работники партийно-государственного аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вершившие все де-ла в СССР от имени народа, отчужденного на практике от власти и собственности.

Увеличивается подоходный налог на население. Вво-дится принудительная подписка на облигации «займов индустриализации», отбиравшие немалую долю зарпла-ты. А с конца 1928 г. жители городов были переведены на карточную систему распределения товаров. По твер-дым ценам они могли покупать, в зависимости от уста-новленных категорий, ограниченное количество продо-вольственных и промышленных товаров.Уровень жизни населения. С конца 20-х гг. вся соци-альная политика сталинского руководства была подчине-на одной цели — извлечению из общества дополнитель-ных средств для форсированной индустриализации.

В 1929-1930 гг. московские рабочие, например, в месяц в среднем получали по карточкам: хлеба — 24 кг, мяса — 6 кг, кру-пы — 2,5 кг, сливочного масла — 550 г, растительного масла — 600 г, сахара — 1,5 кг. Карточные нормы служащих были суще-ственно ниже. Сравнительно хорошо снабжали лишь ученых. В дальнейшем отоваривание по карточкам неоднократно снижа-лось. Несколько улучшали положение сохранявшаяся сеть ком-мерческой торговли (по свободным ценам), открытые по стране в 1933 г. городские колхозные рынки, а также неистребимая спе-куляция — нелегальная частная торговля.

Особенно тяжелым было положение в деревне. Крестьяне поч-ти ничего не получали из колхозных касс и амбаров по трудо-дням и жили за счет своих подсобных хозяйств. Голод, обрушив-шийся в 1932-1933 гг. на ослабленную коллективизацией дерев-ню, по разным данным, унес жизни до 5 млн человек. От голо-да, холода и непосильного труда погибли в дальних поселениях и сотни тысяч раскулаченных.

В 1935 г. карточная система была отменена. Вскоре И. В. Сталин заявил, что в Советской стране «жить ста-ло лучше, жить стало веселее». Действительно, матери-альное положение городских и сельских жителей мед-ленно улучшалось. В деревне, например, потребление важнейших продуктов питания (мяса, рыбы, масла, са-хара) увеличилось к концу 30-х гг. по сравнению с го-лодным 1933 г. вдвое. И все же радужные слова Стали-на далеко расходились с суровой реальностью — если не считать жизненный уровень избранных, номенклатуры, который был неизмеримо выше среднего по стране.

Зарплата рабочих и служащих в середине 30-х гг. состав-ляла около 85% от уровня 1928 г. За это же время госце-ны выросли: на сахар — в 6 раз, хлеб — в 10, яйца — в 11, мясо — в 13, сельдь — в 15, растительное масло — в 28.

Политическая система. Сущность политической систе-мы в СССР определял режим личной власти И. В. Ста-лина, заменивший коллективную диктатуру старой боль-шевистской гвардии ленинского периода.

За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней — от Верховного Совета до район-ного и сельского) скрывалась истинная несущая конст-рукция режима личной диктатуры. Ее образовывали две пронизывающие страну системы: партийных органов и органов госбезопасности. Первые подбирали кадры для различных управленческих структур государства и кон-тролировали их работу. Еще более широкие контрольные функции, включавшие надзор за самой партией, осуще-ствляли органы госбезопасности, которые действовали под прямым руководством И. В. Сталина.

Вся номенклатура, в том числе ее ядро — партокра-тия, жила в страхе, опасаясь репрессий, ее ряды перио-дически «перетряхивались», что исключало саму воз-можность консолидации нового привилегированного слоя управленцев на антисталинской основе и превращало их в простых проводников воли партийно-государственной верхушки во главе с И. В. Сталиным.

Каждый член советского общества был вовлечен в иерархическую систему организаций: избранные, самые на-дежные, с точки зрения властей, — в партию (свыше 2 млн человек) и Советы (3,6 млн депутатов и активистов), моло-дежь — в комсомол (9 млн человек), дети — в пионерские дружины, рабочие и служащие — в профсоюзы (27 млн че-ловек), литературная и художественная интеллигенция — в творческие союзы. Все они служили как бы «приводны-ми ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, конденсировали социально-политическую энергию народа, не находившую при отсутствии гражданских сво-бод какого-либо иного легального выхода, и направляли ее на решение «очередных задач Советской власти».

Общество государственного социализма. Сейчас мно-гие задаются вопросом: какая социальная система в конечном счете образовалась в СССР к исходу 30-х гг.? Думается, правы те историки и социологи, кто определя-ет ее как государственный социализм. Социализм — так как произошли обобществление производства, ликвида-ция частной собственности и базировавшихся на ней общественных классов. Государственный — так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функ-ции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись партийно-государственным ап-паратом, номенклатурой и в определяющей степени ее вождем.

При этом государственный социализм в СССР приоб-рел отчетливо выраженный тоталитарный характер. По-мимо отмеченного выше полного (тотального) контроля государства над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организа-ции, всепроникающий идеологический контроль в усло-виях монополии властей на средства массовой информа-ции, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыс-лящих вообще.

Объясните значение понятий и выражений: директивная экономика, карточная система, «займы индустриализации», номенклатура, режим личной власти, государственный со-циализм.

1. Заполните таблицу «Страна победившего социализ-ма: Конституция и реальность».

Линии сравнения:

1) политическая основа СССР, сущность политической власти,

2) экономическая основа,

3) социально-классовая структура,

4) участие граждан в политической жизни, права и свободы.

2. Сравните социальную по-литику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения?

3. Поработайте в группах. Подсчитайте ежедневный рацион московского рабочего по карточ-ным нормам. Используя источники, расскажите о жизни крестьян — раскулаченных, единоличников, колхозников. Охарактеризуйте положение узников ГУЛАГа. Обсудите коллективно: почему в СССР не было массовых выступлений против власти?

4. При-влекая сведения из курса обществознания, дайте характеристику режима личной власти Сталина. Сопо-ставьте его с политическим режимом ленинского пе-риода.

5. Используя сведения из курса обществозна-ния, обоснуйте или опровергните тезис, что государст-венный социализм в СССР был разновидностью тоталитарного государства.

6. Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?

На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг.

Проблема. Как и почему меняется роль СССР на международ-ной арене в 30-е гг.?

Вспомните значение понятий: фашизм , сфера влияния. Ответьте на вопросы.

1. Где в начале 30-х гг. возникли очаги международной напряженности?

2. Какие группы госу-дарств можно выделить на международной арене в 30-е гг. (до начала Второй мировой войны)

3. Какое участие прини-мал СССР в войне в Испании?

На рубеже 20-30-х гг. для советской внешней поли-тики по-прежнему была характерна двойственность. По линии официальной дипломатии достигаются новые ус-пехи. Так, удалось восстановить дипломатические отно-шения с Англией (1929) и Китаем (1932), демонстратив-но разорванные ранее по инициативе руководства этих стран. В 1932 г. СССР заключил новую серию договоров о ненападении с Францией, Польшей, Финляндией и Эс-тонией.

Что касается действий по коминтерновской линии, то провалы здесь не помешали И. В. Сталину сделать в 1928 г. вывод, что «Европа явным образом вступает в по-лосу нового революционного подъема». И хотя это за-ключение противоречило реальности, Коминтерн потре-бовал от компартии при подготовке к «решающим бо-ям пролетариата» главный удар наносить по обвиняе-мым в «пособничестве фашистам» социал-демократиче-ским партиям, с тем чтобы изолировать их от рабочих масс и утвердить там безраздельное влияние комму-нистов.

За всем этим явственно просматривалась трагическая недооценка угрозы со стороны быстро растущих ударных сил мировой реакции — фашизма.

Обострение международной ситуации. Германские фа-шисты, используя глубокий раскол рабочего класса, не-довольство народных масс в условиях мирового экономи-ческого кризиса 1929-1933 гг., помощь влиятельных антикоммунистических сил внутри страны и за ее преде-лами, уверенно продвигались к власти.

На выборах в рейхстаг (парламент) в ноябре 1932 г. за нацистскую партию проголосовало 11,7 млн избира-телей (социал-демократы получили 7,2 млн голосов, коммунисты — 5,9 млн). Спустя два месяца, в январе 1933 г., президент Германии П. Гинденбург назначил главой правительства (рейхсканцлером) нацистского фю-рера А. Гитлера .

Фашисты тотчас приступили к реализации своих программ вооружения страны и ликвидации буржуазно-демократических свобод. Внешняя политика гитлеровского правительства подчиня-лась одной цели — подготовке к развязыванию агрессивных войн для завоевания господства над всем миром.

В сердце Европы возник очаг военной напряженнос-ти. Другой очаг к тому времени уже тлел на Дальнем Востоке: с 1931 г. Япония вела захватническую войну против Китая.

К середине 30-х гг. во внешней политике СССР основ-ное место занимает проблема отношений с агрессивными фашистскими государствами (Германией и Италией) и милитаристской Японией.

Двойная дипломатия Сталина. Советское правитель-ство в декабре 1933 г. предложило создать систему кол-лективной безопасности через заключение серии специ-альных межгосударственных договоров. Они должны были гарантировать нерушимость границ и содержать обязательства по совместному отпору агрессору.

Для пропаганды идеи коллективной безопасности ак-тивно использовалась трибуна авторитетной международ-ной организации — Лиги Наций , куда СССР вступил в 1934 г. В следующем году Советский Союз подписал до-говоры с Францией и Чехословакией, предусматривав-шие помощь, в том числе и ограниченную военную, в случае нападения агрессора. Москва осудила фашист-скую Италию, начавшую в 1935 г. захватническую вой-ну в Абиссинии (современная Эфиопия), оказала масси-рованную поддержку — кредитами, боевой техникой, военными советниками и добровольцами — Китаю и ан-тифашистским силам Испании, боровшимся в 1936-1939 гг. с армией мятежного генерала Ф. Франко .

Эти факты хорошо известны. Но вплоть до последне-го времени мы практически ничего не знали о второй, закулисной стороне внешней политики Москвы. В отли-чие от 20-х — начала 30-х гг. эта линия проводилась не через Коминтерн (он, провозгласив себя с 1935 г. сторон-ником широких антифашистских фронтов с участием со-циал-демократии, заметно ослабил революционно-под-рывную деятельность в европейских странах), а через доверенных лиц И. В. Сталина — сотрудников советских учреждений за рубежом. Она преследовала цель добить-ся — на случай непреодолимых трудностей по формиро-ванию коллективной безопасности — определенных по-литических соглашений с нацистской Германией, с тем чтобы локализовать ее агрессивные устремления в рам-ках капиталистической системы, отвести огонь разгорав-шейся войны от границ СССР.

Еще более энергично использовали средства тайной дипломатии в отношениях с Германией западные демо-кратии, прежде всего Англия. Цель у них была прямо противоположной — направить гитлеровскую военную машину на Восток. Вскоре этой задаче подчиняется и официальная дипломатия Англии и Франции. «Нам всем известно желание Германии двинуться на Вос-ток, — заявил в 1936 г. английский премьер-министр С. Болдуин. — Если бы в Европе дошло до драки, то я хотел бы, чтобы это была драка между большевиками и нацистами».

Западные демократии откровенно вступили на путь умиротво-рения фашистской Германии, ограничиваясь лишь формальными протестами всякий раз, когда Третий рейх делал новый шаг по наращиванию военной мощи и своих агрессивных устремлений (отказ от уплаты репараций по условиям Версальского договора, запрещенное им же производство самолетов, танков и другой бо-евой техники, аннексия в марте 1938 г. Австрии).

Венцом гибельной политики умиротворения стал мюн-хенский сговор Англии, Франции, Германии и Италии, направленный на расчленение Чехословакии. В сентябре 1938 г. Германия получила Судетскую область, где рас-полагалась половина тяжелой промышленности Чехосло-вакии. В марте 1939 г. это государство вообще переста-ло существовать. Чехия целиком отошла Германии, а Словакия, сохранившая внешние атрибуты суверенности, была превращена в бесправную марионетку Берлина.

Пакт о ненападении 1939 г. На рубеже 1938-1939 гг. Берлин определил направление дальнейшей экспансии. Планировалось захватить Польшу, а затем, накопив не-обходимые силы и укрепив тылы, выступить против Франции и Англии. В отношении же СССР нацисты взя-ли курс на «инсценировку нового рапалльского этапа». Такими словами охарактеризовал этот курс сам Гитлер, имея в виду свое намерение превратить СССР во времен-ного «союзника» стремящейся к мировому господству Германии и тем самым до поры до времени нейтрализо-вать его, не допустить вмешательства Москвы в боевые действия на англо-французской стороне.

Семена «нового Рапалло» упали на подготовленную почву. Несмотря на неудачу первой попытки «навести мосты» между Москвой и Берлином (конфиденциальные разговоры на эту тему были прерваны в середине 1937 г. по инициативе германского руководства), И. В. Сталин и его окружение по-прежнему не исключали возможности сближения с Германией как альтернативы другого сбли-жения — с западными демократиями. Между тем по-следнее становилось все более проблематичным.

Проходившие в Москве в июле — августе 1939 г. англо-франко-советские переговоры (сначала общеполитиче-ские, затем военных миссий) выявили жесткие, беском-промиссные позиции сторон, почти не скрывавших острого недоверия друг к другу. И это не было случай-ным. И. В. Сталин располагал сведениями об одновре-менных тайных переговорах Лондона и Парижа с Берли-ном, в том числе о намерении Англии сделать очередной шаг по умиротворению Германии: отказаться от обяза-тельств по защите Польши и провести за ее счет новый вариант «Мюнхена» уже непосредственно у границ СССР. В свою очередь, в западноевропейских столицах знали о негласных контактах германских и советских дипломатов самого высокого ранга (включая В. М. Мо- лотова, возглавившего в мае 1939 г. Наркомат иностран-ных дел). В ходе этих контактов, особенно интенсивных с июля 1939 г., представители двух стран довольно быс-тро нашли общий язык.

В середине августа 1939 г. И. В. Сталин сделал свой выбор. 23 августа, когда еще вяло тянулись военные переговоры с Англией и Францией, В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп под-писали в Москве пакт о ненападении и секретный допол-нительный протокол к нему о разделе «сфер влияния» в Восточной Европе. Согласно последнему, Берлин при-знавал «сферой влияния» Советского Союза Латвию, Эстонию, Финляндию, восточную часть Польши и Бесса-рабию. В сентябре 1939 г. этот перечень был дополнен Литвой.

Объясните значение понятий и выражений: система кол-лективной безопасности, тайная дипломатия, «двойная дип-ломатия», политика умиротворения, мюнхенский сговор.

1. Дайте оценку обострению международной обстанов-ки в 30-е гг. с позиции официальной дипломатии или с позиции Коминтерна.

2. Почему в 30-е гг. основным направлением дипломатических усилий СССР стано-вится борьба за создание системы коллективной безо-пасности? Каких успехов удалось достичь на этом пу-ти?

3. Охарактеризуйте политику СССР и западных демократий по отношению к фашистской Германии. Каковы были причины тайной дипломатии в отноше-ниях с этой страной?

4. Объясните, почему заверши-лись неудачей англо-франко-советские переговоры (июль — август 1939 г.).

5. Поработайте в парах. От ли-ца современников событий выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе?

6. Ка-ковы причины и последствия подписания пакта о не-нападении 23 августа 1939 г. для СССР? для Герма-нии? для других стран? При ответе используйте факты из курса всеобщей истории.

Накануне грозных испытаний

Проблема. Как СССР подготовился к войне? Ответьте на вопросы.

1. Какие государства и территории вошли в состав СССР в 1940 г.?

2. Когда в гитлеровской Германии было принято решение о войне против СССР?

3. Какие события происходили в Красной армии в конце 30-х гг.?

Начало Второй мировой войны и советская внешняя политика. Через неделю после подписания пакта Герма-ния напала на Польшу. Англия и Франция, потерпев по-ражение в тайных и явных попытках сговориться с Гит-лером за счет СССР, объявили о военной поддержке Варшавы. Началась Вторая мировая война. СССР офици-ально определил свое отношение к воюющим государст-вам как нейтральное.

Главным выигрышем от пакта о ненападении И. В. Ста-лин считал стратегическую паузу, полученную СССР. С его точки зрения, отход Москвы от активной европей-ской политики придавал мировой войне чисто империа-листический характер. Классовые противники Советско-го государства взаимно истощали свои силы, а само оно получило возможность передвинуть на Запад собствен-ные границы (в соответствии с секретным соглашением с Германией о сферах влияния) и выигрывало время для укрепления военно-экономического потенциала.

Кроме того, с заключением пакта появлялась возможность воздействовать через Берлин на беспокойного восточно-го соседа. За последние годы агрессив-ная политика Японии уже привела к двум крупным военным конфликтам с СССР (на озере Хасан в 1938 г. и на ре-ке Халхин-Гол в 1939 г.) и грозила но-выми, еще более масштабными столк-новениями.

Япония откликнулась на событие в Москве еще быстрее и резче, чем ожи-дало советское руководство. Пакт Молотова — Риббентропа явно застал Токио врасплох и серьезно подорвал его на-дежды на помощь своего стратегическо-го союзника во враждебных действиях против СССР, тем более что последние не приносили успеха. В японском ген-штабе начался пересмотр планов предприятия.

Под прямым воздействием советско-германских согла-шений стремительно менялась политическая география Восточной Европы. 17 сентября 1939 г. советские войска вошли на восточные земли Польши, потерпевшей полное поражение от Германии. К СССР были присоединены За-падная Украина и Западная Белоруссия — территории, ранее входившие в состав Российской империи, но уте-рянные в результате советско-польской войны 1920 г. стоящих военных операций. Центральное место в них теперь за-нимало южное направление — наступление на колониальные вла-дения Англии и США (Малайя, Бирма, Филиппины и др.). Раз-вивая успех, СССР в апреле 1941 г. подписал с Японией пакт о нейтралитете.

Общественный стой, утвердившийся в СССР в это время, определился по сути как тоталитаризм, а в частности как режим неограниченной личной Власти Сталины, который в 1922г на 11 съезде партии был избран ее секретарем. Сталинский режим характеризовался:

1) Культом личности – соединение достижений всего народа с именем одного человека, вера в его непогрешимость и всемогущество.

2) Массовыми репрессиями, жертвами которых были:

Старая интеллигенция. 1928 – «шахтинское дело», по которому были репрессированы инженерно-технические работники Донбасса. Начало 1930-х – дело р промышленной партии и о рабочей крестьянской партии, по которому были расстреляны видные ученые, в частности Кондратьев и Челнов

Партийные и хозяйственные кадры. Август 1936 – дело о «тротскинско-зиновьевском центре» по которому были расстреляны 16 видных партийных работника, и в том числе Зиновьев и Каменев. Март 1938 – дело о «право-тротскийском антисоветском блоке» по которому расстрелян 21 член партии и в том числе Бухарин и Рыков.

Военные специалисты. 1937-1939г были репрессированы трое из 5 маршалов СССР (Тухачевский, Серов и Блюхер). Почти все члены высшего командного соатава (Якир, Угоревич) и половина среднего командного состава.

3) Системой принудительного труда. В 1930г в наркомате внутренних дел СССР было создано главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ)

Социально-экономическое развитие в 1918-1930е годы.

Политика военного коммунизма в годы гражданской войны 1918-1920г

Максимальная централизация производства и управления. В декабре 1917г при Сов. Наркоме был создан всеобщий совет народного хозяйства (ВСНХ) с отраслевыми отделами.

Ускорение темпов национализации не только в крупных но и в мелких и средних предприятиях.

Отмена денежного обращения, в январе 1919 года была вторично введена продразверстка (впервые введена в 1916г) - система заготовки с/х продукции когда у крестьян изымали не только излишки но и необходимое зерно и другие с/х продукты безвозмездно, одновременно была отменена частная торговля с/х продукцией.

Милитаризация труда. В январе 1920г была введена всеобщая трудовая повинность и отменялся наем рабочей силы.

Её результаты:

К концу гражданской войны объем промышленного производства в сравнении с 13 годом урезан в 7 раз, а с/х производства на 40%.

В стране разродился экономический и политический кризис.

Её последствия:

1920-1921г – массовое крестьянское восстание в Тамбове под руководством Антонова (Антоновщина), крестьяне выступали против прод-разверстки и власти большевиков. Оно было подавлено, одним из руководителей частей красной армии командовал Тухочевский.

Февраль 1921 – вооруженное восстание моряков и солдат в Кронштате. Кронштатцы выступали за советы, но без коммунистов. «Власть советам а не партиям» и за восстановление демократических свобод.

Кризис военного коммунизма стал причиной перехода к НЭП в 1921 – 1928г.

Командные высоты были сохранены за пролетарским государством.

Либерализация экономики. Определенная денационализация средних и мелких предприятий которое передавались частным лицам, а на крупных пред вводился хоз-расчет

Восстановилось денежное обращение, вместо прямого продукто-обмена существовавшего в период военного коммунизма между деревней и городом:

а)По решению десятого съезда ВКПБ (март 1921г) вместо прод. Разверстки вводился прод. Налог, по размеру в 2 раза меньший, заранее объявляемый крестьянам, которые в замен с/х продукции получали другие товары.

б)В 1922-1924г по инициативе и под руководством наркома финансов Сокольникова Г.Я. была проведана денежная реформа, когда упразднились советские денежные знаки, в замен которых вводилась устойчивая валюта – червонец, обеспеченный золотом.

в)Восстановилась частная торговля

Свободная организация труда, отмена всеобщей трудовой повинности, разрешение на наем рабочей силы и открытие бирж труда.

Её результаты:

Был достигнут довоенный уровень экономики

Устранена угроза голода

Повышена производительность с/х

Форсированное строительство социализма, советская модель индустриализации .

Её источники –исключительно внутренние, перекачка средств из с/х в производство, навязывание населению государственных облигаций, то есть усиливалось налогообложение граждан.

Её характер – ускоренный

Её направление:

Централизованное планирование по пятилеткам.

3 1938-1942 (прервана войной)

Строительство промышленных гигантов: Днепро-ГЭС – самая крупная электростанция в мире, Уралмаш, Магнитогорский Металлургический Комбинат, Челябинский тракторный завод)

Организация социалистического соревнования с целью повышения производительности труда, сначала в форме ударничества а с 1935г в форме стахановского движения.

Её результаты:

С конца 30-х годов СССР превратился в индустриальную державу. Была создана мощная тяжёлая и оборонная промышленность. Без индустриальных преобразований конца 20-х 30-х годов СССР бы не одержал победы в ВОВ.

За период между первой и второй мировыми войнами его оборонный потенциал возрос в 24 раза, а германии, например в 2.4 раза.

Была преодолена техно-экономическая отсталость страны

Форсированное строительство социализма – массовая коллективизация с/х.

Её направления:

Строительство колхозов и совхозов то есть перевод с/х на рельсы крупного общественного производства.

Ликвидация кулачества как класса. Под этот процесс подпали не только зажиточная но и значительная часть средних хозяйств, её жертвами стали около 3млн крестьян.

Второе закрепощение крестьян. Во время всеобщей паспортизации в 1930-е годы крестьянам паспорта не выдали

Для обеспечения технической помощи колхозам созданы государственные предприятия, Машинно-Тракторные Станции например.

Её результаты:

К середине 30-х годов в СССР утвердился колхозный строй.

Городское население было обеспечено стабильным поступлением продуктов питания

Увеличились поставки с/х продукции государству

В 1932-1933 разразился массовый голод на Украине, В нижнем Поволжье и Северном Кавказе

Постоянно возникали агрессивные кулацкие мятежи

В целом, к концу 30-х годов в СССР сложилась командно-административная система, основой которой было централизованное управление экономикой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В начале 20 века Россия стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента. Впервые в истории к власти пришли люди, которые поставили своей целью ликвидировать частную собственность, "построить" новый общественный строй - социализм, и положить начало новому государству - советскому.

Медлительность и непоследовательность действий Временного правительства после Февральской революции в решении рабочего, аграрного, национального вопросов, продолжавшееся участие России в войне привели к углублению общенационального кризиса и создали предпосылки для усиления крайне левых партий в центре и националистических партий на окраинах страны.

Наиболее энергично действовали большевики, провозгласившие курс на социалистическую революцию в России, которую они считали началом мировой революции. Они выдвинули популярные лозунги: «Мир -- народам», «Земля -- крестьянам», «Фабрики -- рабочим». К концу августа -- началу сентября завоевали большинство в Советах Петрограда и Москвы и приступили к подготовке вооруженного восстания, приуроченного к открытию II Всероссийского съезда Советов. В ночь с 24 на 25 октября (6-7 ноября) вооруженными рабочими, солдатами Петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота был захвачен Зимний дворец и арестовано Временное правительство. Съезд, на котором большевикам вместе с левыми эсерами принадлежало большинство, одобрил свержение Временного правительства, принял Декреты о мире и о земле, сформировал правительство -- Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. Подавив в Петрограде и Москве сопротивление сил, верных Временному правительству, большевикам удалось быстро установить господство в основных промышленных городах России.

Период установления Советской власти и последовавшая за ним гражданская война самым негативным образом сказались на состоянии российских городов. Революция в России прошла долгий и кровавый четырехлетний путь. Она включила в себя и короткую «демократическую эйфорию» и полное безвластие, когда небольшая группа энергичных и активных людей смогла резко расширить свое влияние и захватить власть. Окончательное закрепление новой власти в законодательстве произошло в июле 1918 г., когда была принята Конституция РСФСР, или Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, как стало называться новое государство.

1. Социально-экономические и политические мероприятия советской власти (ноябрь 1917 - лето 1918 гг.)

Удачный захват власти в России в октябре 1917 г. и распространение ее на большую часть страны побудили большевистское руководство во главе с Лениным предпринять решительные действия по укреплению своих позиций.

Новое советское правительство первоначально не имело каких-либо реальных рычагов воздействия на всю систему управления страной. Направления эмиссаров на места, овладение линиями связи, налаживание системы передачи приказов из центра и контроль за их исполнением стали первоочередными задачами послеоктябрьского периода. Очень скоро они поняли, что их собственные иллюзии об «уничтожении буржуазного» государства и его репрессивных органов несбыточны. Они быстро прекратили опыты с рабочим самоуправлением, добровольным формированием новой армии и «всеобщим вооружением трудящихся», то есть с теми лозунгами, с которыми они пришли к власти. Чтобы удержать власть, им требовалась действенная репрессивная машина. Вот почему столь быстро были сформированы милиция, чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, система трибуналов.

Основой новой власти стала система Советов в центре и на местах, где она осуществлялась с массовыми организациями трудящихся: профсоюзами, фабзавкомами. Верховным органом власти был Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами эти функции исполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Совет Народных Комиссаров был ответствен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИК, которым принадлежало право контроля и смещения правительства.

Наиболее характерной и отличительной чертой новой власти было соединение законодательной и исполнительной власти. ВЦИК через созданные им отделы руководил соответствующими отраслями государственного строительства и политической жизнью страны. Совет Народных Комиссаров, получивший право проводить мероприятия по борьбе с контрреволюцией непосредственно, т. е. без предварительного рассмотрения во ВЦИК (под условием ответственности перед ВЦИК), приобретал право законодательной инициативы. Создание нового и слом старого аппарата власти совершались параллельно. Вслед за свергнутым Временным правительством подлежали ликвидации старые органы его власти на местах, а также различные организации буржуазно-помещичьих классов: комитеты безопасности, общественные комитеты. Были ликвидированы Канцелярия Временного правительства, Главный экономический комитет и совет при Временном правительстве, Канцелярия для принятия прошений на высочайшее имя.

Власть Советов утверждалась в губерниях, уездах, волостях и селах. 24 декабря была опубликована инструкция о местных Советах, устанавливавшая их структуру, права и обязанности по отношению к центральным органам и избирателям. При Советах создавались отделы для руководства хозяйственной и культур­ной жизнью. 14 ноября ВЦИК утвердил «Положение о рабочем контроле», проект которого написал Ленин. Установление контроля рабочих над производством и распределением промышленной продукции было важным шагом на пути к национализации промышленности.

Для ликвидации послевоенной разрухи и улучшения экономического положения страны имел вопрос о демобилизации промышленности, т. е. о переводе военных заводов на производство предметов потребления.

На заседании Совнаркома 27 ноября в одном из пунктов ленинского проекта постановления об организации особой комиссии для проведения в жизнь социалистической политики в экономической области.

2 декабря ВЦИК и СНК приняли декрет о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) - органа регулирования экономической жизни молодой республики. 14 декабря ввиду саботажа банковских дельцов по распоря­жению Советского правительства отрядами рабочих и красногвардейцев были заняты все банки и кредитные учреждения Петро­града. В тот же день ВЦИК принял декрет «О национализации банков».

Для борьбы с контрреволюцией был создан специальный орган при СНК - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК). Во главе ее партия поставила испытанного большевика-ленинца Ф. Э. Дзер­жинского. Защита социалистического государства была невозможна без создания сильной военной организации. Проведенная в первые же недели после Октября демократизация армии, а затем её демобилизация явились советской формой слома старой армии. Одновременно велись поиски путей создания новых вооруженных сил. 15 января 1918 г. Совнарком принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января - декрет об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Итоги выборов в Учредительное собрание предопределили его судьбу: состав депутатов (из 715 человек было 175 большеви­ков, 40 левых эсеров, 86 представителей от национальных групп; остальные принадлежали к правым эсерам и меньшевикам), 7 января, на заседании ВЦИК, большинством голосов был принят декрет о роспуске Учредительного собрания. До октября большевики выступали горячими сторонниками свободы печати. Одним из первых декретов стал декрет, на практике подорвавший и уничтоживший всю оппозиционную прессу. В случае необходимости новое правительство не боялось выступить против Советов, хотя оно и называлось советским.

В период укрепления Советской власти вплоть до августа 1918 г. большевики ещё только нащупывали рычаги социальной политики. Вместе с этим определились как насильственные формы и методы, так и мирные. Первые проявились, прежде всего, в виде увольнений по политическим мотивам, изъятию материальных средств из рук буржуазии (путём конфискаций, реквизиций, единовременных сборов денежных средств). Они имели ограниченное применение. Вторые реализовывались через материальную поддержку, введение системы социального обеспечения, создание органов социальной защиты, складывание социальных привилегий.

Одним из первых решений советской власти в социальной сфере явилось установление 8-часового рабочего дня (29 октября 1917 г.); для подростков был определен сокращенный рабочий день. Предусматривалась обязательная выплата пособий по безработице и болезни.

Декретом от 10 ноября было ликвидировано сословное деление общества. Вводилось единое для всего населения России наименование - гражданин Российской республики. Были приняты решения об уравнении в правах мужчин и женщин в области семейного права, в политическом отношении. В феврале 1918 г. страна перешла на общеевропейский григорианский календарь.

За несколько дней до того, 20 января, был издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от государства. Этим решением закреплялось равноправное положение всех вероисповеданий в России, а также право государства на ведение широкой атеистической пропаганды. По декрету церковь лишалась возможности владеть собственностью. <Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей,- указывалось в документе,- отдаются в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ>.

Декрет был крайне болезненно воспринят в церковных кругах, Поместный Собор Русской Православной Церкви, работавший с авгута 1917 г., до того момента воздерживался от оценки октябрьского переворота. Но уже 19 января митрополит Тихон, возведенный Собором в ноябре впервые с петровских времен в сан патриарха, предал советских правителей церковному проклятию - анафеме. Патриарх обвинил их в <самом разнузданном своевластии и сплошном насилии над всеми>. Собор поддержал Тихона, призвав верующих противодействовать <нашествию антихриста, беснующегося безбожием>, не останавливаясь перед вооруженным сопротивлением: <Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание.

В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Противников большевистского режима заключали в тюрьмы и концлагеря. Покушения на В.И. Ленина и убийство М.С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, вызвали декрет о «красном терроре» (сентябрь 1918 г.). Развернулся произвол ВЧК и местных властей, что, в свою очередь, провоцировало антисоветские выступления. Разгул террора был порожден многими факторами: обострением противостояния различных социальных групп и ростом сопротивления власти большевиков; низким интеллектуальным уровнем основной массы населения, слабо подготовленного к политической жизни, но быстро усвоившего лозунг «Грабь награбленное»; бескомпромиссной позицией большевистского руководства, считавшего необходимым и возможным удержать власть любой ценой.

С сентября 1918 г. меняется характер Советской власти. Это было отражением политики центра и автоматически переносилось на местный уровень. Главенствующую роль стал играть красный террор как инструмент социальной политики. Его функции заключались в физическом уничтожении сопротивлявшихся Советской власти, внушении страха и изолировании в концлагерях. Однако практически сразу проявились его основные черты - массовость и безликость. Это в значительной мере способствовало гибели массы граждан только за их принадлежность в прошлом к господствующему сословию (дворянство, духовенство, купечество) или классу (крупная, средняя, а затем и мелкая буржуазия). Логика революционного насилия постепенно привела к постоянному обращению в чрезвычайной ситуации к террору.

Подчинению населения в целом способствовала созданная система распределения. Надежным инструментом стало карточное снабжение. Оно всецело зависело от классовой принадлежности (классовый паёк) граждан. В условиях кризиса государственной продовольственной монополии получение продуктов и промышленных товаров по карточкам оставалось практически единственным способом снабжения.

С помощью жесткой налоговой политики большевики смогли подавить слой частных собственников. Важное место среди налогов того периода занял Единовременный Чрезвычайный Революционный Налог. Его сбор сопровождался конфискацией и описью имущества, заключением под арест и т.д. Такими, же мерами обеспечивалось поступление прочих налогов.

Применяя положение Конституции "кто не работает, тот не ест", большевики использовали трудовые отношения для изменения социальной структуры. Большое значение приобрела принадлежность к профессиональной организации, которая предоставляла право на различные льготы. В связи с этим важную роль играли регистрации и учёт работоспособного населения.

Параллельно с опорой на насильственные методы политики большевики совершенствовали мирные формы и методы. Широкого размаха достигла политика социального обеспечения, система общественного питания, материальная помощь, создание новых социальных льгот (в частности в сфере налогообложения).

На завершающем этапе гражданской войны проявились кризисные явления социальной политики большевиков: не хватало средств на социальное обеспечение, насильственные методы управления тылом изживали себя. Заметным следствием этого периода стал рост числа государственных служащих, которые в силу возможности контролировать сферу распределения становились прочной опорой Советской власти. В целом всё сильнее проявились противоречия между стремлением нормализовать хозяйственную жизнь по средствам насильственных методов управления: трудовые повинности, мобилизации, сворачивание социальных гарантий для пролетариата, террор.

Общим следствием социальной политики в отношении городского населения стало изменение численного состава и его социальной структуры, в соответствии с целью укрепления социальной опоры большевиков под единоличным господством коммунистической партии. В своей массе население не понимало и не принимало проводимых революционных изменений. Пролетариат быстро разочаровался в "диктатуре для пролетариата", так как от участия в выработке и принятии решений он был практически отстранён.

Методы и инструменты, выработанные и апробированные в условиях гражданской войны, и в дальнейшем были использованы Советской властью.

2. Политика «военного коммунизма»

Гражданская война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - максимальной централизации власти и подчинения всех сфер жизнедеятельности государства. «Военный коммунизм» - это экономическая политика государства в условиях хозяйственной разрухи и гражданской войны, мобилизация всех сил и ресурсов на оборону страны.

В результате, политика "военного коммунизма", проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода первой мировой войны, т.к. в стране была разруха; с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.

Основные элементы политики "военного коммунизма".

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии.

Логическим продолжением продовольственной диктатуры стала продразверстка. Государство определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции и заставляло крестьянство ее поставлять без учета возможностей деревни. За изъятые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные твердые цены на продукты были в 40 раз ниже рыночных. Деревня отчаянно сопротивлялась и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции.

В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест». Была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. -- всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.

В политической сфере устанавливалась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. коммунизм большевик политический социальный

Итоги политики "военного коммунизма".

В результате проведения политики "военного коммунизма" были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. В то же время для экономики страны война и политика "военного коммунизма" имели тяжелые последствия. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру "всей точки зрения на социализм". После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. началась постепенная отмена политики "военного коммунизма". Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов -- все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Заключение

Подводя итог, можно констатировать, что формирование принципов социальной политики большевиков прошло длительный период. Глубокий социально-политический кризис в России, совпавший с общеевропейским кризисом, из-за сильных революционных традиций относительно "небуржуазности" страны, пережитков феодализма в социально-экономической и духовной сферах способствовал победе большевиков. В результате их беспрецедентного по жесткости нажима Россия свернула на некапиталистический, альтернативный путь развития. Большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет России и создать в условиях кризиса рыночных отношений новую экономическую модель. Но, несмотря на заявления большевиков об их стремлении к подлинной демократии для трудящихся, к отмирающему "государству-коммуне", социалистический путь с неизбежностью привел к свертыванию всякой демократии, жесткой однопартийной диктатуре и бюрократической системе, на порядок более мощной, чем в царской России. Большевики не только реализовали те антинародные меры, которые предлагала буржуазия летом 1917 г. (введение смертной казни, милитаризация труда, устранение Советов), но и превзошли их, превратив тотальное государственное принуждение и массовый террор в важнейшие рычаги управления.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Элементы политики "военного коммунизма". Социально-экономическое развитие России в 1918-1920 гг. Национализация и раздел земли. Сравнительный анализ причин введения и результатов осуществления политики "военного коммунизма" и новой экономической политики.

    доклад , добавлен 23.12.2013

    Первоначальные задачи большевиков после Октябрьской революции; социально-экономические и политические мероприятия советской власти. Гражданская война в России, ее причины, политика "военного коммунизма". Причины победы большевиков в гражданской войне.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Предпосылки становления хозяйственной системы "военного коммунизма". Ее характеристика, основные особенности и методы. Рост забастовочного движения против большевистской власти. Роль хозяйственной системы "военного коммунизма" и причины его отмены.

    реферат , добавлен 19.08.2009

    Общие направления государственной политики в Советской России в 1917-1920 гг. Нормотворческая деятельность в Советской России. Упрочение Советской власти на Урале после победы над дутовской контрреволюцией. Бои за Челябинск, разгром колчаковщины.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Характеристика событий происходящих в Казахстане осенью 1917 г. Процесс установления советской власти. Этапы образования советской национальной государственности. Алаш-Орда - центральный орган власти Алашской автономии. Политика "военного коммунизма".

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Описание сложностей перехода от института частной собственности к общественной во времена образования Советской республики. Анализ созданных большевиками репрессивных и центральных органов государственной власти. Характеристика военного коммунизма.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

    Характеристика Октябрьской революции, определение ее основных политических и социально-общественных предпосылок, значение в истории России. Оценка влияния Первой мировой войны на ход и конечную победу революции. Причины возвышения большевистской партии.

    реферат , добавлен 08.04.2013

    реферат , добавлен 21.01.2008

    реферат , добавлен 04.07.2008

    Основные черты политики "военного коммунизма" в годы гражданской войны и ее социально-экономические и политические последствия. Продовольственная диктатура и продразверстка. Особенности введения новой экономической политики (НЭПа) и ее основные реформы.