22.03.2024

Церковный Православный праздник августа. Праздник успения богородицы по православному календарю Какой православный праздник завтра 28 августа


Успение, завершающее годичный круг великих (двунадесятых) православных церковных праздников, посвящено вовсе не смерти, как может показаться на первый взгляд. Славянское слово "успение" означает сон, и, согласно церковной традиции, смысл этого праздника сродни смыслу Пасхи — нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. А раз ее нет, то нет и скорби о смерти, нет страха перед ней.

По преданию, Богородица знала о времени своего перехода из этого мира, готовилась к нему постом и усиленной молитвой - в воспоминание этого ее поста и установлен (с 450 года) в церкви Успенский пост — и, как поется в этот день в церковном песнопении, "во успении мира не оставила еси".Об этом празднике митрополит Сурожский Антоний (Блум) писал: "В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота… На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой все побеждающей, все очищающей, все преображающей любви…

Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери… Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение — не пустое слово, что воскресение - не иносказание, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего".

В Иерусалиме крестоносцы устроили на месте, где, по преданию, распространившемуся в V веке, скончалась Богородица, подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами во имя ее святых родителей Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры — жертвенник, в каменном киоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма. Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда, по традиции, перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы — тем же путем, каким, по преданию, апостолы несли на погребение ее тело.

На Руси Успение издавна один из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду — первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и, наконец, в Москве, где Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской православной церкви, в котором венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи.

В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Поселок Успенский есть даже близ Караганды в Казахстане. Успенский — одна из самых распространенных русских фамилий.

Праздник Успения подводил итог — меньше чем через месяц, 14 сентября (1 сентября по старому стилю) на Руси до Петровских реформ праздновали Новый год. Русская православная церковь и сегодня хранит эту традицию, отмечая в этот день начало церковного года, вновь открывающего круг великих двунадесятых праздников чествованием Пресвятой Богородицы — в день ее Рождества 21 сентября.

.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова , а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвешавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внсзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом "литанией".
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов.За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.
"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.


Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской).

Чудотворная икона Божией Матери «София – Премудрость Божия» имеется во многих храмах России и сводится к двум типам: Киевскому и Новгородскому.
Первая икона «Софии – Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV в., хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая – в 1037-м – в Киеве.
Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачен в царскую одежду (подир) и препоясан драгоценным поясом, на голове – царский венец. В правой руке он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. По сторонам изображены Богоматерь с Богомладенцем и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Над головой Ангела – благословляющий Христос Спаситель, еще выше – золотой престол с раскрытою на нем книгой – символ Божественного присутствия. С обеих сторон престола – по три коленопреклоненных ангела.
О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла, который говорит: «... мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию премудрость... во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога...» (1 Кор. 1. 23–24, 30).
Св. Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого «...облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... и очи Его, как пламень огненный; ... и ноги Его... как раскаленные в печи» (Откр. 1. 13–15).
Эта деревянная икона в серебряной вызолоченной ризе – список с Константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и относится ко времени построения Новгородского собора.
Образ этот прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ней в 1542 г. получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна». Образ св. Софии есть выражение силы и действия Премудрости Божией, потому и представлена она в огненном виде.
Все многочисленные списки иконы «Софии – Премудрости Божией» имеют своим первообразом преимущественно либо Киевскую, либо Новгородскую иконы. Празднование киевской иконе происходит 8 сентября, а новгородской – 15 августа.


Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская
(1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI).
Моздокской
(XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII) икон Успения Божией Матери.
Прп. Макария Римлянина, игумена, и прп. Харитона.
Новосщмч. пресв. Андрея (Волянского).
Св. Христоса из Янины
(Греч.).
Св. Стефана, старца Вяткинского
(1890).
Новомчч. иерея Павла Сжайко и пресвит. Иоанна Грабовицких в Польше
(1943)
.

Церковный праздник 28 августа 2017 относится к двунадесятым Богородичным православным торжествам. Дата Успения Пресвятой Богородицы никогда не меняется. С этим днем в народе связана масса обрядов, примет и обычаев. Традиционно 28 августа верующие поздравляют близких с восхождением Богородицы на небеса и ее вечной жизни в царстве божьем.

Церковный праздник Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2017

28 августа 2017 верующие христиане радуются Успению Пресвятой Богородицы. Все церковное историческое раскрытие этого дня и разъяснение того, какой это праздник мы находим в древнехристианских источниках. Там рассказывается о последних минутах жизни на Земле Пресвятой Богородице, которой была открыта тайна даты ее ухода на небо и дальнейшего вознесения к Сыну Божьему.

Какой церковный праздник отмечают 28 августа 2017 ― Успение Пресвятой Богородицы

Архангел Гавриил, явившись к Пресвятой Богородице, по божественному велению возвестил Деву Марию о дне ее ухода на небеса. В качестве знамения Богородице была оставлена райская ветвь. Мать Иисуса с радостью приняла эту весть. Ко дню ее ухода Господь собрал всех апостолов, находящихся до этого в разных странах, в дом Иоанна Богослова, где пребывала в то время Мария. Ученики Христа со слезами на глазах простились с Богородицей, а она радовалась тому, что апостолы провожают ее к Иисусу. Ее Успение, отмечаемое в 2017 году 28 августа, относится к двенадцати главным христианским праздникам.

Церковный праздник 28 августа ― Что в этот день нельзя делать

Пресвятая Богородица несла людям добро, постясь и пребывая в молитвах. Она подарила миру Сына Божьего - Христа. Это значит, что в церковный праздник, посвященный ее успению, 28 августа, нельзя ссориться, оскорблять других людей. Кроме этого считается, что использовать острые, колющие и режущие предметы - грешно. Даже хлеб на Успение ломают руками. В этот Богородичный праздник не носят неудобную и старую обувь и не наступают на траву, покрытую росой - «слезами Богородицы».

Что нельзя делать в день церковного праздника 28 августа

Многие верующие спрашивают, что нельзя делать 28 августа. Другие интересуются, не запрещена ли работа на Успение. Действительно, в этот церковный праздник нельзя пользоваться острыми предметами и ножами, пребывать в унынии и ссоре с окружающими. Работать же не возбраняется - более того, многие хозяйки занимаются в этот день засолкой грибов и капусты на зиму.

Церковный праздник 28 августа 2017 ― Приметы, обычаи, обряды дня

С церковным праздником Успения связано множество верных примет и обычаев. Считается, что капуста и огурцы, засоленные 28 августа, не испортятся за зиму. Говорят, что в Богородичный праздник нельзя носить неудобную, не по размеру обувь - вы рискуете терпеть провалы во всех делах. То же относится и к хождению босиком по росе - так можно надолго простудиться. По обычаю, в это время сеют озимые и занимаются засолкой помидоров и огурцов. По старым православным традициям с этого дня девушки стараются найти себе достойного жениха. Те из них, кто не встретит подходящего парня, останутся незамужними, как минимум, до следующего года. Для этого некоторые из них даже проводят специальные обряды, произносят заговоры «на красоту»

Приметы, обычаи, обряды дня церковного праздника 28 августа 2017

Встречая Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2017, не забывайте о приметах и обычаях этого церковного праздника. Не переедайте; не употребляйте мяса. Ни в коем случае не ходите босиком по сырой траве и утренней росе. Хозяйкам рекомендуется начать засаливать грибы, огурцы, помидоры и другие овощи. Девушки, желая быстрее встретить суженого, могут провести специальные обряды.

Заговор на красоту на Успение Пресвятой Богородицы

Этот обряд нужно начинать в ночь на полнолуние.

Девушка должна принять ванну, а затем сесть за стол, поставив перед собой зеркало. По обеим сторонам от зеркала нужно поставить свечи, принесенные из церкви.

Затем нужно глядя на себя в зеркало расчесаться, произнося при этом слова заговора на красоту:

«Как на острове-Буяне, посреди моря-океана,

Стоит башня, в той башне темница,

В той темнице - девица,

Красоты невиданной, красоты неписанной.

Сторожат ту темницу три зверя лютых, три пса.

Не дают те псы девке из темницы выйти,

Красотой своей всех поразить.

Первого пса угомону, нрав его остужу,

Второго пса усыплю, чтоб заснул он мертвым сном,

Третьего пса - прогоню вон!

Пусть выйдет дева-краса из темницы,

На свет божий покажется,

Через ночь-полночь, через море-океан,

Через огонь-дурман, через зеркало заговоренное

Пусть ее краса на меня, рабу Божью (ваше имя) опустится,

Даст мне молодость и красоту,

Чтобы была я хороша и мила каждому,

Чтобы все дивились на мою красоту дивную,

Чтобы для всех я желанна была!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа,

Произнеся заговор, погасите свечи и спрячьте их до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Расческу на ночь положите под подушку, в заговоренное зеркальце три дня не смотритесь.

Когда наступит Успение пресвятой Богородицы, зажгите огарки свечей, и дайте им догореть до конца.

Успенские приметы

  • Морозы сразу после Успения - к продолжительной осени.
  • в случае если молодое бабье лето погожее - жди ненастья в старое бабье лето (с 14 по 21 сентября).
  • с Успенья солнце засыпает.
  • на Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
  • Озимь этой за 3 дня до Успенья и 3 сразу после Успенья.
  • до Успенья пахать - лишнюю копну нажать.
  • Успенье - дожинки. Успенье - окончание жатвы, складчины, братское пиво.
  • Ходили на водоема и речки следить за водичкой: в случае если вода не волнуется ветром и лодки стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима - без метелей.

Поздравления в картинках на Успение Пресвятой Богородицы

Утром 28 августа православные поздравляют любимых и близких, даря им картинки, изображающие сцену Успения Пресвятой Богородицы. Сегодня такие изображения можно легко найти в интернете; раньше же подобные календари часто продавали неподалеку от храмов и в специальных магазинах с христианской литературой.

Примеры поздравлений с Успением Пресвятой Богородицы в картинках

Поздравляя членов семьи 28 августа, подарите им картинки, изображающие Успение Пресвятой Богородицы. Такие изображения можно найти на страницах интернета, в том числе и на нашем сайте. Скачайте их, распечатайте на фотобумаге и вставьте в красивую резную рамку.

Церковный праздник 28 августа 2017носит название Успение Пресвятой Богородицы. С этим светлым днем связано множество народных примет и обычаев. Например, на Успение девушки проводят обряды, помогающие им найти доброго жениха. В этот день нельзя делать определенных вещей - ругаться, пользоваться ножами, унывать. Поздравляя любимых с торжеством, вручите им красивые картинки, изображающие прощание Богородицы с апостолами.

Сразу же после окончания кратковременного, но очень важного для каждого христианина Успенского поста (длится с 14 по 27 августа 2016 года), наступит большой церковный праздник 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы. Ее долгая жизнь была скромна — до самого своего дня успения она оставалась девой и телом, и душой, сохраняя искренность и чистоту мыслей и поступков. Православный праздник 28 августа посвящен именно смерти Девы Марии, но его считают светлым и радостным днем. Уйдя из жизни физической, Пресвятая Богородица осталась жива для всех христиан. Искренне молящиеся верующие получают знаки и помощь от Богородицы. С праздником Успения Богородицы связаны многие народные приметы. Например, говорят, что любое строительство нужно закончить до 28 августа, а в день Успения в землю нельзя втыкать колья и любые острые предметы.

Какой церковный праздник отмечается 28 августа?

28 августа по церковному календарю — праздник Успения Пресвятой Богородицы. Матерь Божья была любима всеми людьми, но особо почиталась апостолами — учениками Христа. Именно они с улыбкой и слезами на глазах проводили Марию в последний путь. Считается, что после своей физической кончины (успения) Божья Матерь вознеслась на небо, чтобы оттуда незримо помогать верующим христианам, защищая их от бед.

Церковный праздник 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Церковный праздник 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы начинается со звона колоколов. Храмы сообщают о печальном, но и радостном одновременно известии: кончине Матери Божьей и ее вечной жизни рядом с Отцом на небе. Многие верующие, соблюдавшие доселе Успенский пост, помня о скромности жизни на земле Марии, не стремятся разговляться мясными и молочными продуктами, а также надевают темные, траурные одежды. В всех церквях проходят торжественные литургии в честь Богородицы.

Приметы церковного праздника 28 августа

С церковным праздником 28 августа связано много народных примет. Например, с этого дня девушка должна очень постараться, чтобы найти жениха. В противном случае, замужества в этом году ей не ждать. Поход в церковь в день Успения Богородицы просто обязателен, тогда и Божья Матерь будет помогать Вам на протяжении всего года. В этот день считается плохой приметой втыкать что-то острое в землю. Для близких нужно накрыть щедрый стол: тогда и в дом Ваш придет достаток. 28 августа считается началом молодого Бабьего Лета: устанавливаются последние в этом году дни. Заканчивается посевная (озимого хлеба), уборка урожая. Хорошей приметой этого дня останется оставить на земле несколько несжатых колосков, завязав их с «снопик»: урожай будет отличным!

Что нельзя делать на церковный праздник 28 августа?

28 августа уже очень прохладно, даже днем. Именно поэтому запрет на хождение босиком в этот день объясним весьма просто: Вы можете простудиться. В Успение нельзя втыкать в землю колья и палки: скорее всего, это связано с последней минутой жизни Христа на земле (его тело, распятое на кресте, было проткнуто копьем). Ссориться, а тем более — драться— 28 августа категорически запрещено. Памятуя о скромности Матери Марии при жизни на земле, не нужно много есть, даже невзирая на окончание Успенского поста.

Церковный праздник 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы — не относится к числу великих христианских торжеств, но его значимость для каждого из верующих настолько велика, что отмечают Успение почти в каждой семье. Не только воцерковленные люди идут в храмы. В этот день многие отправляются в церковь и ставят у лика Богородицы свечку, тайно моля ее о помощи и спасении. Приметы, связанные с эти днем и запреты на Успение Богородицы, более относятся к образу жизни, праведному поведению и скромности.

Какой сегодня праздник: 28 августа 2018 отмечается церковный праздник Успение Пресвятой Богородицы в 2018 году

28 августа 2018 года отмечается один из 12 главных православных праздников Успение Пресвятой Богородицы или Богородичный праздник. Полное церковное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он посвящен воспоминанию о смерти Божией Матери. Слово "успение" символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.

После вознесения Иисуса Христа на Небеса Пресвятая Мария осталась на попечении апостола Иоанна. Когда Царь Ирод начал гонение христиан, Богородица с Иоанном поселилась в Эфесе. Там инткббэч она ежедневно молилась и просила Господа поскорее взять ее к себе. В один день к ней явился Архангел Гавриил и известил, что по истечении трех дней ее земная жизнь закончится.

Дева Мария перед кончиной пожелала увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство по разным городам. Ее желание исполнилось. Апостолы собрались у ложа Богородицы, на котором она смиренно приняла смерть. Гроб с телом Божией Матери был захоронен в пещере. Апостолы еще три дня оставались у ее подножия и молились. Апостол Фома опоздал к погребению. Ему разрешили отворить вход в гроб и поклониться святым останкам. В пещере тела не оказалось. Апостолы убедились в телесном вознесении Богоматери на небо.

Успению Пресвятой Богородицы предшествует строгий Успенский пост. 28 августа прихожане разговляются. Хозяйки готовят праздничные блюда, которыми угощают семью и нуждающихся.

По приметам, дождливая погода на Успение Пресвятой Богородицы предвещает сухую осень.

Если праздник совпадет с "бабьим летом", то зима будет морозной и малоснежной.

Обжинки

28 августа 2018 отмечается народный праздник Обжинки, связанный с завершением жавы. Сегодня по сжатому полю катались жнецы, прося землю вернуть им силу, потраченную на сбор урожая.

Традиционным обрядом являлось завивание «бороды» («козы»). На поле оставляли немного колосьев и связывали их лентой. Считалось, что это поможет земле восстановиться.

Последний сноп наряжали и несли в деревню, где начинались гуляния с ломившимися от еды столами, плясками, песнями.

День озера Севан в Армении

В последнее воскресенье августа каждый год с 1999 года в Армении отмечают День озера Севан. Такое решение было принято министерством охраны природы Республики. В программу было включено сохранение озера Севан и мероприятия, которые связаны с данной темой. В таких мероприятиях участие принимают скаутские и экологические отряды. Севан является высокогорным озером в стране, самое крупное на Кавказе. Оно расположилось на высоте 1900 метров, его площадь равна 1240 квадратных километров. В Севан впадает 28 рек.

Василий, Александр, Федор, Максим, Мария, Макар и Марк, а также такие интересные имена как Сусанна, Неофит, Гай, Донат и Евпл.

  • 1850 - в немецком городе Веймаре состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера - Лоэнгрин.
  • 1920 - по решению Советского правительства началась Всероссийская статическая перепись населения.
  • 1941 - президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья».
  • 1941 - начался Таллиннский переход.
  • 1974 - совет министров СССР утвердил новое Положение о паспортной системе.
  • 2004 - в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексей II получил от папы римского Иоанна Павла II Казанскую икону Божьей Матери.
  • Иоганн Вольфганг Гете 1749 - немецкий поэт.
  • Екатерина Мекленбург-Стрелицкая 1827 - русская великая княгиня.
  • Владимир Шухов 1853 - советский инженер.
  • Джордж Хойт-Уипл 1878 - американский врач.
  • Юрий Трифонов 1925 - советский писатель.
  • Аркадий Стругацкий 1925 - советский писатель.
  • Владимир Ивашов 1939 - советский актер.
  • Наталья Гундарева 1948 - российская актриса.