25.04.2024

Презентация на тему "эффективные презентации". Эффективная презентация в информационном обществе Что такое характеристика в формуле эффективной презентации


Слайд 2

Слайд 3

Общие требования к электронной поддержке Необходимо помнить, что выступающий это не просто комментатор слайдов. Слайды должны выполнять функцию визуальной поддержки, поэтому они должны быть компактными и хорошо продуманными. Опытные презентаторы говорят о том, что суть слайда должна стать понятной аудитории через 5-7 секунд. Если требуется на понимание слайда больше времени, его приходится читать, вникая в его содержание. А это значит, что вас перестали слушать. Самое главное правило при составлении слайда гласит: «Чем меньше - тем больше». Семинар «Эффективные презентации»

Слайд 4

МАКЕТИРОВАНИЕ Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке 2.Важно учитывать особенность восприятия: блоков не должно быть больше 5 (лучше 4). Информационное насыщение в слайде должно исполняться в виде блоков. Блоки не имеют графических границ, но они четко воспринимаются визуально. Например, блок: - «Название», - «Текст», - «Графика, «Иллюстрации».

Слайд 5

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СЛАЙДОВ Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке «Если можно обойтись без слайдов, обойдитесь без них» Оформляйте слайды проще. Помещайте на слайд 2 – 3 тезиса. Пишите в заголовке основную мысль слайда. Используйте минимум текста (сокращайте предложения). Используйте достаточно крупный шрифт, курсив и CAPS LOCK только для выделения. Округляйте цифры. Если возможно используйте структурные слайды, вместо текстовых. Используйте образы и метафоры, цитаты.. Используйте только 3 цвета в слайдах. Используйте однотонный фон.

Слайд 6

ДИЗАЙН Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке Титульный лист Наименование отдела и организации + Логотип (по желанию). 2. Название темы презентации. 3. Автор: ФИО, должность; 4. Соавтор… 5. Дата (по желанию). Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме и не отвлекал слушателей.

Слайд 7

ДИЗАЙН Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке Второй слайд «Содержание» список основных вопросов, рассматриваемых в содержании лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Слайд 8

ДИЗАЙН Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке Рабочие слайды должны иметь поля, т.е. визуальную рамку (отступ от внешнего края на 10% по высоте и ширине). Нужно также учитывать принцип лево - право, т.е. располагать информацию в соответствии с привычным для нас чтением строки. Наиболее важная информация должна располагаться справа. Воздействовать на читателя можно при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста.

Слайд 9

ЦВЕТ «3 + 1» Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке 2. Рекомендуется использовать контраст трех цветов на базе четвертого фонового цвета. 1. Используемая цветовая гамма не должна быть излишне разнообразной. Используйте цвет для выделения - (достаточно выделить тот сегмент, на который слушатель должен обратить внимание)

Слайд 10

ШРИФТ – «2 + 1» Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке Желательно избегать обилие шрифтов. Их не должно быть больше трех. Рабочим шрифтом являетсяTimes New Roman, Arial,Verdana. 1. Предложения на слайде не должны выходить за поля слайда Заголовки 1. Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание). 2. В конце точка никогда не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы). Анимация, Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает. Например: ТЕКСТ И ЦИФРЫ

Слайд 11

Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ АНИМАЦИЕЙ! причина следствие

Слайд 12

ТЕКСТ Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке Форматируется по ширине. Обычный текст пишется без использования маркеров списка. Подчеркивание не используется, т.к. оно может восприниматься как гиперссылка. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка. После двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! + - + + -

Слайд 13

ТЕКСТ Семинар «Эффективные презентации» Общие требования к электронной поддержке Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно. На схемах текст лучше форматировать по центру. В таблицах - по усмотрению автора. Выделяйте главное в тексте другим цветом (все в едином стиле). При использовании цифр, их нужно округлять: до целых, до сотен, до тысяч и т.д ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО- И ЗВУКОВЫХ ФАЙЛОВ Презентация выиграет, если Вы будете использовать в ней звуковое сопровождение и видеоматериалы. Для этого необходимо проконсультироваться программистов, как импортировать видеоролик или звуковой файл из Интернета. Р/S: обычно такие материалы защищены Законами о защите авторских прав.

Слайд 16

Слайд 18

ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ Семинар «Эффективные презентации» Шрифт (Юзабилити и Читабельность) Не используйте слишком много различных размеров шрифта Размер шрифта - отличный способ разделения текста. Он работает как знак, который говорит «Здесь что-то важное» или «Здесь начинается новый раздел». 2. Крупный текст указывает, чему посвящен этот раздел, а мелкий это содержание раздела». 3. Как и в других способах визуального разделения, размер шрифтов должен достаточно различаться, чтобы это работало. По этой причине не рекомендуется использовать более 3 различных размеров шрифта в основном тексте страницы (главный заголовок, подзаголовок, содержание).

Слайд 19

ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ Семинар «Эффективные презентации» Шрифт (Юзабилити и Читабельность) Используйте рубленые шрифты для основного текста Различные классы шрифтов имеют различный уровень удобочитаемости, который зависит еще и от способа отображения текста (печать, экран и т. д.). ШРИФТЫ С ЗАСЕЧКАМИ Шрифты с засечками выглядят старомодно и представительно. Засечки на концах букв направляют взгляд от буквы к букве, делая чтение более равномерным и простым, но это работает только на большом разрешении при печати. Шрифты с засечками больше подходят для крупных надписей.

Слайд 20

Рубленные шрифты Семинар «Эффективные презентации» Шрифт (Юзабилити и Читабельность) Более простые и не имеют засечек. Гораздо более разборчивы на экране монитора, и благодаря своей простоте они легко отображаются на низких разрешениях. Многие рубленые шрифты разработаны специально для электронных носителей. Наиболее читабельные шрифты имеют крупные символы и достаточные интервалы между ними, которые облегчают чтение. 4. По мнению многих дизайнеров, Verdana лучший шрифт для основного текста страниц. Гарнитура Verdana особенно хорошо подходит для чтения с экрана, потому что имеет достаточно крупные символы с большими межсимвольными интервалами, что позволяет легко распознавать каждую букву.

Слайд 21

АКЦЕНТЫ Семинар «Эффективные презентации» Шрифт (Читабельность) Привлечь внимание пользователя или подчеркнуть важность элемента можно с помощью: подчеркивания, полужирного выделения, курсивного текста, но использовать эту возможность следует осторожно. 1. Для выделения целой строки более целесообразно использование полужирного начертания, которые не столь сильно ухудшают читабельность как подчеркивание или курсив. 2. Полужирное начертание увеличивает контраст, но контраст работает, только если есть с чем контрастировать.

Слайд 22

АКЦЕНТЫ Семинар «Эффективные презентации» Шрифт (Читабельность) 3. Большое количество жирного текста уже не привлекает внимание, а только ухудшает его восприятие. 4. Курсив больше подходит для выделения слов или коротких фраз. 5. Курсив не должен использоваться для больших отрывков текста, поскольку может значительно ухудшать читабельность рубленых шрифтов на низком разрешении. 6. Рубленые шрифты, которые очень хорошо читаются на экране, теряют свои достоинства при курсивном начертании. 7. Подчеркивание также может быть использовано для выделения отдельных слов или коротких фраз.

Слайд 23

КОНТРАСТ Семинар «Эффективные презентации» Шрифт (Читабельность) Достаточный контраст важен между текстом и фоном. Используйте черный текст на белом фоне. Если использование белого фона невозможно, старайтесь использовать темный цвет текста на более светлом фоне. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ - НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ ДЛЯ БОЛЬШИХ ФРАГМЕНТОВ ТЕКСТА, ПОТОМУ ЧТО КОНТРАСТ МЕЖДУ СИМВОЛАМИ СИЛЬНО УМЕНЬШАЕТСЯ, ЕСЛИ ВСЕ ОНИ ОДНОГО РАЗМЕРА. ТЕКСТ, НАПИСАННЫЙ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, ЧИТАЕТСЯ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО И ТЯЖЕЛО. - Прописные буквы позволяют выделить начало мысли или важную информацию. Они теряют эффективность, если используются не в меру. - В заголовках использование прописных букв следует обдуманно.

Слайд 24

ВЫРАВНИВАНИЕ Семинар преподавателей «Эффективные презентации» Шрифт (Читабельность) Приведенный абзац использует выравнивание «по ширине» и при этом сохраняет достаточную читабельность. Текст с выравниванием по левому краю читается гораздо проще, чем с выравниванием по правому. Выравнивание «по ширине» (когда слова растягиваются) может быть эффективно, только если строки имеют достаточную длину (40 и более символов). Этот узкий абзац тоже использует выравнивание «по ширине», обратите внимание как неудобно и прерывисто чтение.

Слайд 25

Семинар «Эффективные презентации» Шрифт (Юзабилити) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ШРИФТОВЫМИ НАБОРАМИ Шрифты рукописного стиля - это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. Шрифты с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», их начертание подражает образу человеческого лица. Курсивные шрифты, обладают качеством эмоционального смягчения. Мужские шрифты – прямолинейные, строгие, обладающие «техническими» качествами. Женские шрифты - округлые и пышные шрифты с выраженными «хвостиками».

Слайд 26

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ШРИФТОВ Семинар преподавателей «Эффективные презентации» Шрифт (Юзабилити) Жирные шрифты вызывают ощущение надежности стабильности и массивности. Курсивные шрифты вызывают ощущение утонченности и изящества. Мелкий простой текст может вызвать ощущение важности информации. Добавленное напоследок всегда кажется самым важным «Чем больше публика интересуется художником, тем меньше она интересуется искусством»

Слайд 27

Практическая работа Семинар «Эффективные презентации» ЗАДАНИЕ: 1. Составьте таблицу по основным требованиям электронной поддержки оформления презентаций (см.табл.). 2. С помощью Интернет-ресурсов найдите несколько фонов для презентации. 3. Создать презентацию соответствующую общим требованиям электронной поддержки на тему: «Психологическое восприятие… на выбор: цвета, фона, шрифта».

Слайд 28

Практическая работа Семинар «Эффективные презентации» ЗАДАНИЕ: http://www.google.ru/images?um=1&hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&rls=org.mozilla:ru:official&channel=s&tbs=isch:1&q=%D1%84%D0%BE%D0%BD+%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F&revid=574705290&sa=X&ei=KszXTJq9GNvNjAeGk7DKCQ&ved=0CCcQ1QIoBA&biw=986&bih=841

Слайд 29

Практическая работа Спасибо!

Посмотреть все слайды

Кроме бесед в режиме ВОПРОС – ОТВЕТ, организаторы презентации, т.е. PR-агентства, отделы и службы, используют и другие приемы поддержания интереса к своей работе. Вот некоторые из них.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ определяет ее успех или неудачу. Время должно быть оптимальным. Правило: именно сегодня приглашаем гостей, завтра – поздно, вчера – рано. Специалисты PR (вместе с социологами) умеют точно выбрать нужное время, учитывая такие обстоятельства, как конъюнктура рынка, деятельность конкурентов, сезонные явления производства, состояние общественного мнения и т.п.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – в деталях плана, В МЫСЛЯХ, в самом ходе презентации (интерьер оформления зала, сувениры, культурная программа и т.п.).

В КОРОТКОЕ ВРЕМЯ СКАЗАТЬ МНОГОЕ – это правило ориентирует на динамичные, строго выверенные по минутам выступления, дополняемые информацией «на вынос», т.е. документами, пресс-релизами, памятками, раздаваемыми пресс-службой.

ЮМОР надежно растапливает ледок недоверия, возникающий при появлении оратора перед незнакомой аудиторией. Оратор, исполняющий устное PR-обращение, выбирая шутки и анекдоты должен при этом оценить их уместность, хороший вкус, избегая избитых острот и общеизвестных каламбуров. Плохие шутки убивают интерес и внимание.

НОВОСТЬ, НОВШЕСТВО, НОВИНКА, – вокруг этих понятий строится система аргументации. На эти слова делается акцент в речах и пресс-релизах. Новинки торговли, новшества производства и технологии, новость в явлениях общественно-политического свойства, – разве не эти стороны жизни постоянно интересуют нас? Новое качество жизни и отношений, заявленное в PR-обращении, связывает личные интересы потребителя с целями презентации, а его ожидания – с реалиями жизни.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ, в том числе и устного PR-обращения, требует сознательного ухода от стилистики и лексики официальной речи, от техницизмов и иностранных слов, от пассивных оборотов речи. Вместо этого следует чаще употреблять личные местоимения («Я представляю здесь...», «Мы предлагаем вам...» и т.п.). Уместны в этой связи ссылки на мнение, суждение, реплику людей, хорошо известных аудитории, являющихся авторитетами для них (популярный актер, знаменитый ученый, известный политик, прославленный спортсмен и т.п.). Приемы персонализации сближают PR-обращение с личными интересами слушателей; они, к тому же, неизменно внушают доверие к человеку («одному из нас», разделяющему общие увлечения и говорящему о себе и о людях – «МЫ»), мысли, суждения, идеи которого данной аудитории нравятся, привычны, соответствуют ее интересам, потребностям, ожиданиям.

В этом все дело. И все искусство оратора (и составителя текста!) в том и состоит, чтобы найти слова, вызвать эмоции, психологически совместимые с миром чувств публики.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ОРАТОРА полностью соответствует требованиям психологической аргументации. Приветствие, обращение («господа!», «коллеги!», «друзья» и т.п.), формы выражения просьбы, благодарности, удовольствия и неудовольствия – эти и другие стороны эмоционального спектра общения (и человеческих отношений) должны быть обдуманы и приготовлены заранее, в расчете именно на данную аудиторию.

ЗНАЮ, ЧЕМ ВЫ ДЫШИТЕ, ЗНАЮ ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ, ваши ожидания, ваш образ жизни и поведения - это впечатление оратор несет публике прежде всего, конечно, самим содержанием текста (речи), и также уверенной манерой общения, готовностью к любым вопросам, умелой нюансировкой фразы.

ГОВОРЮ С КАЖДЫМ И СО ВСЕМИ ОДНОВРЕМЕННО, – это непреложное правило телевизионного общения здесь весьма кстати. Зрительный контакт с залом дополняется доверительной интонацией (характерной для межличностного общения). И никаких конспектов, никаких текстов в руках оратора!

Презентация не может довольствоваться кругом лиц из целевой аудитории. Выход информации расширяет круг заинтересованной публики, готовит будущий спрос и будущих потребителей.

Контакты с прессой в связи с презентацией осуществляются также PR-агентством (ответственным за эту часть общего плана сотрудником). При этом обычно договариваются о публикации таких материалов, как:

ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ (появляется как обычный рекламный материал малых форм);

РЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ, рассказывающий о событии в стиле «новостной»журналистики;

ИНТЕРВЬЮ С КЕМ-ТО ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ ПРЕЗЕНТАЦИИ (официальным представителем, организатором PR-обслуживания и т.п.);

ПРЕСС-РЕЛИЗ, рассылаемый по редакциям и предлагаемый журналистам на самой презентации (используется прессой по собственному усмотрению, т.е. в удобное для газет время и в приемлемых для них объемах).

Аудиовизуальные материалы

Включение в сценарий презентации видеоматериалов (схемы, графики, таблицы, лозунги, и транспаранты, слайд-фильмы, ТВ-клипы, видеоролики и пр.) воздействует на аудиторию наилучшим образом, если это подключение целесообразно. При этом не нужно стремиться к использованию максимального набора видеосредств, – в каждой ситуации эффективны лишь некоторые из них. Да и расходная часть сметы обязательно внесет необходимые уточнения: стоит ли заказывать самые дорогие образцы компьютерной графики, видеороликов?

Нужно ли вообще средства аудиовизуальной поддержки для данной презентации? От ответа на этот вопрос зависят и последующие действия. Организаторы презентации должны в этом случае обратиться к прогнозам экспертов, опыту подобных мероприятий в недавнем прошлом, к собственной интуиции, наконец.

Дань моде или необходимость заказывать видеофильм, чтобы показать его на презентации? На этот вопрос также должны найти ответ сами организаторы презентации. Специалисты же утверждают, что слайд-фильм во многих отношениях не уступает по убедительности видеоматериалам.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, если об этом не забывают хозяева презентации, как раз и должна поставить их на свое место. Они ни в коем случае не должны подавлять, оттеснять на задний план значение основного события – устного PR-обращения. При этом печатные видеоматериалы (графики, таблицы и пр.) в момент обращения к ним оратора подключают рациональную сферу сознания, аналитические способности человека, его абстрактное мышление. Видеоролики, слайд-фильмы активизируют как рациональное, так и эмоциональное сознание.

УВЛЕЧЕННОСТЬ АУДИТОРИИ в зале во многом определяет выбор средств аудиовизуальной поддержки. Небольшие группы гостей презентации вполне могут быть удовлетворены таблицами, схемами, плакатами: они хорошо видны с близкого расстояния, прочитываются публикой без потерь информации. Для больших залов подходит слайд-проектор, позволяющий оптимально увеличить и «картинку», и подпись к ней. Для презентаций, рассчитанных на продолжительное время, подходят (помимо уже перечисленных средств) видеоролики.

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СЛАЙД-ФИЛЬМЫ ЛУЧШЕ НЕ ВКЛЮЧАТЬ В ПРОГРАММУ ПРЕЗЕНТАЦИИ. Кажущаяся простота изготовления слайдов подвигает самих организаторов «по-быстрому» сделать цветные диапозитивы, смонтировать их в некую последовательность «красивых» кадров. Такие самодеятельные слайд-фильмы обычно плохо работают на главные идеи PR-обращения. Специалисты делают такие фильмы профессионально, в единстве с общей концепцией и презентации, и PR-обращения. У них ценнейшее качество: они осознают реальную обстановку в зрительных образах, видят мир через видоискатель; они, наконец, умеют думать «визуально»(!).

Видеопрезентация

Если презентация не ограничивается одноразовым мероприятием, а рассчитана на повторение в разных местах (городах), то возникает потребность в создании видеосюжета, отражающего основные моменты живого действия. С такими видеоматериалами перед разными аудиториями выступает кто-то из представителей фирмы (организации), открывая показ и отвечая затем на вопросы.

ВИДЕОСЮЖЕТ готовится независимо от первой «живой» презентации. Он включает выступление оратора с PR-обращением, блок интервью (со специалистом, рядовым (типичным) потребителем, «человеком с улицы», т.е. представителем потенциальной потребительской группы), часть материалов видеообеспечения, специально переснятого для этого сюжета, рекламные вставки.

АУДИОЭФФЕКТЫ создаются специально для данного видеоролика. Закадровый текст читает диктор-профессионал, музыкальное сопровождение, шумовое оформление – дело звукорежиссера и соответствующих консультантов.

В эпоху "информационного бума" нагрузки на психику человека безмерно возросли. Огромные объемы информации снижают уровень восприимчивости и время реакции до минимума. Зачастую, есть только минуты, даже секунды, чтобы завоевать внимание.

С развитием технического прогресса презентации стали более зрелищными благодаря совершенным аудиовизуальным средствам. Но роль человека остается ведущей. Презентатор и аудитория - как зеркала друг для друга. Но если Карнеги писал о влиянии на аудиторию, то сегодня более значимы контакт со слушателями, умение учитывать особенности и выявлять жизненно важные интересы аудитории.

Что такое презентация?

Аудитория на презентации всегда собирается по инициативе организатора ее проведения, желание узнать новое -вторично. Более того, стремление сообщить информацию обычно превышает желание аудитории ее получить. В этом и состоит основная трудность для презентатора.

Следует знать, что презентация вашего бизнеса - это его основа.

Презентации устраивают для того, чтобы убедить человека или группу людей:

  • принять или пересмотреть свои позиции;
  • предпринять или, напротив, удержаться от каких-то действий, решений.

Термин убедить означает, что в мышлении и/или поведении людей должны произойти изменения. Значение соответствующего латинского слова близко таким определениям, как "благоприятный", "доброжелательный".

Убедить окружающих - передать сообщение в благоприятной для них форме, вызвать согласие с их стороны. Процесс убеждения не предполагает навязывания собственной точки зрения, откровенного желания продать товар.

Добиться поставленных целей возможно, если презентатор будет ориентироваться на интересы тех, ради кого и проводится презентация. В этом случае самый эффективный способ общения - диалог.

Не все презентации приводят к желаемым и ожидаемым результатам.

Эффективные презентации характеризуются следующими признаками:

  • увлекательны - внимание аудитории удерживается на должном уровне от начала до завершения;
  • содержательны - тема интересна и нова для тех, кому адресовано сообщение;
  • запоминаемы - воздействие настолько сильно, что размышления на тему не прекращаются, а продолжаются после завершения встречи;
  • побуждают к действиям в заданном направлении;
  • сбалансированы - по содержанию и форме, всем составляющим частям.

Помните, что уровень эффективности презентации определяется впечатлениями, которые вы произвели на слушателей.

Допустим, вам предстоит выступление. Какая первая мысль посещает?

Очень хорошо, если не забыты эти аксиомы:

  • выступающий обязуется сообщить нечто новое и интересное для собравшихся;
  • публика выносит приговор, насколько полно выполнено данное обещание.

Важно помнить, что презентация

  • скорее сотрудничество, чем пассивное зрелище,
  • скорее объединение, чем противостояние
  • скорее сближение, чем отталкивание

Сформулируйте свой закон притяжения: "Я не могу без вас. Вы не можете без меня".

Успех презентации зависит от многих составляющих, но прежде всего, определяется подготовкой ведущего -презентатора. Именно ему предстоит ответить на вопрос "Зачем нужна презентация?" и запрограммировать свои действия на достижение желаемых результатов.

Очень важно от общих формулировок как-то "повысить доходы компании" перейти к определению конкретной цели выступления.

Тем более что презентации заведомо отличаются друг от друга по многим признакам:

В любой презентации на характер общения и результат оказывают влияние:

а) личност презентатора;

в) аудитория.

Правда, степень влияния у каждого из них различна. Презентатор - центр притяжения и несет полную ответственность за результат. В зависимости от четко сформулированной цели подбираются материалы для выступления.

Успех презентации зависит от умения презентатора расположить к себе аудиторию. Безусловно, в первую очередь оценивается профессиональная компетенция, но не менее важно - доверие к вам, вашей компании и предлагаемым решениям. Для этого необходимо хорошо знать публику, ее потребности, представления о проблеме, в решении которой Вы предлагаете свою помощь. Как узнать о соответствии их ожиданиям?

Даже если слов не слышно, презентатор и аудитория обмениваются сообщениями. По некоторым данным воздействие невербальных сигналов составляет 65 % в межличностном общении!

Аудитория чутко воспринимает настроение и психологическое состояние презентатора. Иногда его руки "говорят" громче, чем слова. Старайтесь ничего в них не вертеть, не барабанить пальцами по столу. Следите за интенсивностью жестикуляции.

Если Вы выступаете стоя перед большой аудиторией:

  • лучше не опираться на какие-то предметы (в частности, стол);
  • по возможности двигайтесь - движение всегда привлекает к себе внимание и раскрепощает ведущего.

Язык телодвижений - беззвучный сигнал тревоги.

Контакт с аудиторией с первых минут презентации придаст вам уверенности в себе. Как этого добиться?

Постарайтесь встретиться взглядами с отдельными слушателями: глаза ведь не только "слушают" - они и отвечают. Если вы найдете понимание, союзников среди присутствующих, Ваше психологическое напряжение существенно снизится.

Бегающий взгляд - серьезная ошибка ведущего. Но как поддерживать зрительный контакт и сосредоточиться на выступлении? Как ни странно, говорить и смотреть - это не суть разные действия. Слушателям известно, что неуверенный в своих словах человек избегает смотреть прямо в глаза и говорит напряженным голосом. Хорошо подготовьтесь и, главное, верьте в то, что предлагаете другим.

Не упускайте случая одобрить присутствующих - жестом, улыбкой, приветливым взглядом. Смотрите на лица присутствующих, читайте их "тайные сообщения"!

"Оптимальный уровень стресса" - вполне естественное и нормальное состояние для каждого человека. Волнение, активизирующее возможности человека, может способствовать успешному выступлению. Тревожность в связи с выступлением перед незнакомой аудиторией вполне естественна, но следует научиться контролировать свое состояние, мимику, жесты и позы.

Перед началом презентации приведите в порядок свое психологическое равновесие, а затем - голос и дыхание. Для этого используйте простое упражнение - свободная поза, руки вдоль туловища, несколько глубоких вздохов.

Тембр голоса и паузы, которые делает ведущий, очень важны. Голос должен быть твердым. Некоторые намеренно останавливаются в нужном месте, чтобы подчеркнуть главное. Но слишком много пауз вредят выступлению.

Как расположить к себе аудиторию?

Готовясь к встрече, постарайтесь ответить себе на вопросы:

  • сколько человек приглашены на презентацию;
  • каковы интересы присутствующих;
  • что знает аудитория о предмете презентации и что необходимо разъяснить;
  • какая информация о презентаторе может способствовать расположению к нему слушателей;
  • какие психологические барьеры могут испытывать различные участники презентации в отношении Вашего предложения;
  • насколько хорошо знают друг друга все присутствующие.

При подготовке презентации желательно знать возраст, пол, образование, род занятий, социальный и экономический статус слушателей. Почему это важно?

Презентация помогает специалисту, автору, учителю, студенту, школьнику, получить благоприятные условия во время доклада и привлечь внимание аудитории для достижения цели презентации. Если для студентов и школьников это этап обучения и получения важных навыков делать доклады и сообщения, то для специалистов - важнейший элемент информационной культуры и квалификации, необходимый в профессиональной деятельности.

Пять основных признаков эффективной презентации:

1. Увлекательность. Презентация должна с самого начала увлечь аудиторию и удерживать ее внимание до ее логического завершения.
2. Содержательность. Презентация должна содержать значительные сведения для лиц, которым она предназначена.
3. Запоминаемость. Презентация эффективна, когда она действует и после ее завершения, а аудитория продолжает размышлять о предмете ее содержания.
4. Активизация. Презентация эффективна, когда побуждает людей к действию в направлении, желательном для презентатора.
5. Сбалансированность. Презентация эффективна, когда в ней соблюдено равновесие всех ее элементов: эстетическая привлекательность, грамотная композиция, стиль, длительность, структурированность, понятность.

Цель презентации - убедить аудиторию своим сообщением. Убедить, чтобы она действовала в нужном докладчику направлении. Люди должны ответить на сообщение, которое принесла им презентация. Во мнениях, поведении и убеждениях людей должны произойти изменения.

Нужно искать “точку входа” в душу аудитории, то есть сделать акцент на точке зрения или действии, которое люди охотно воспримут. Убеждение должно происходить на благоприятном и благожелательном уровне и вызвать согласие с их стороны. Презентация не должна выполняться слишком напористо и назидательно, что может вызвать отторжение аудитории.
Передний фронт технических средств и методик проведения эффективных презентаций сейчас сосредоточен на оптимизации контакта презентатора с аудиторией.

Речь идет о том, что многие технические и методические вопросы проведения презентаций в настоящее время достаточно хорошо проработаны. Поэтому, приняв их во внимание, нужно делать акцент на технике контакта.

Обратим внимание на точки входа в контакт с аудиторией:

1. Понять, что нужно аудитории и показать, что она может это получить.
2. Указать аудитории новый путь достижения результатов.
3. Дать аудитории новую, полезную информацию.
4. Заинтересовать аудиторию, чтобы она одобрила предложения, содержащиеся в презентации.
5. Творчески заинтересовать аудиторию. Дать людям “сделать свои изобретения” внутри информационного поля презентации, что сделает их соучастниками.

Решая задачу оптимизации контакта презентатора с аудиторией, полезно расставить акценты внимания. Если в процессе презентации решается задача убедить ответственное лицо (типичная производственная задача), то для этого нужно определить:

1) кто реально принимает решения, выполняя роль главного лица;

2) кто реально понимает глубину обсуждаемой темы, выполняя роль эксперта; насколько согласованы действия главного лица и эксперта. Такой расклад также является типичным, например, в процессе защиты диссертации, дипломной работы и т.п.

Важно осознать, что понятийное пространство у аудитории всегда отличается от понятийного пространства докладчика. Этот факт заставляет аудиторию перестраиваться на язык презентации, чтобы понять смысл презентации. Для того чтобы преодолеть этот смысловой барьер, у аудитории должна быть явная мотивация для этого.

Повысить мотивацию главного лица и эксперта можно при помощи механизма «потребности». Для понимания мотивации людей необходимо отталкиваться именно от понятия потребности. В наиболее простом смысле мотив - это отражение потребности, т.е. нужды, недостатка в чем-то, что человеку необходимо. В данном случае это - текущие интересы действующих лиц, их личные предпочтения и степень делового интереса.

Для преодоления барьера непонимания и отсутствия мотивации у аудитории докладчику необходимо научиться: во-первых, говорить на одном языке понятий с главным лицом и его экспертом; во-вторых, выяснить вектор интересов главного лица и показать ему, что именно предмет презентации способен решить его деловые проблемы. Такая задача решается только активным методом - нужно вступать в контакт с главным лицом и его экспертом и выяснять их личные предпочтения. Однако такой активный подход требует некоторой деликатности и тонкой политики в процессе диалога. Конечно, некоторую информацию о главном лице можно попытаться собрать заранее, но это не всегда возможно и не дает необходимой полноты информации.

Другой важный прием налаживания делового контакта во время презентации с главным лицом - это сначала заинтересовать его, подвести его в процессе презентации к определенной смысловой точки в виде некоторой несложной проблемы. И затем дать ему возможность при всей аудитории самому “решить” обозначенную проблему. После подобного взаимодействия докладчик и главное лицо становятся соучастниками презентации. При таком сценарии процесса презентации трудно представить себе более лояльного собеседника, чем соавтор идеи.
Естественно, такие приемы налаживания контакта с аудиторией лучше работают в узком кругу общения, а не в большой аудитории.

Контакт презентатора с аудиторией в значительной степени зависит от понятийного пространства и языка мышления аудитории, от ее национальных, культурных и социальных особенностей, от традиций, присущих населению данной местности, где проводится презентация. Это наиболее сильные факторы влияния на отношение аудитории к презентатору и его сообщению. Прежде всего, аудитория оценивает презентатора и его сообщение сквозь фильтр категорий и установок своего мышления и своих традиций.

Говоря об особенностях национального характера, мы интуитивно приписываем каждой нации некоторые характерные для нее качества. Люди склонны считать, что каждая нация имеет свои особенности характера. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев - с пунктуальностью, французов - с остроумием и галантностью, русских - с открытостью, бесхитростностью и мастерством. Если финны в большинстве своем надежны, осторожны и наивны, но эта наивность какая-то мудрая, а их открытость иногда поражает, “хитрые” китайцы являются стратегами, пытаются действовать не силой, а умением, даже в хаосе находят смысл и “порядок”, извлекая из этого максимальную пользу. Но это далеко не все грани перечисленных национальных характеров. В глубине национальных характеров кроется очень большое разнообразие.

"Отец истории" Геродот писал, что если бы предоставить возможность всем народам на свете выбирать все самое лучшее из всевозможных обычаев и нравов, то каждый народ выбрал бы свои собственные обычаи и нравы. Х.Дюйкер и Н.Фрийд отмечают: "Все люди, принадлежащие к определенной нации, имеют сходство в определенных аспектах и в то же время отличаются чем-то в этих аспектах от людей, принадлежащих к другим нациям... Особенности, которыми они обладают, каким-то образом обусловливаются тем фактором, что они являются гражданами данного национального сообщества, и эти особенности могут быть описаны бытовым или литературным языком". В этом определении констатируется наличие феномена национального характера.

Национальный характер - это совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей восприятия и форм реакций на различные жизненные ситуации. Национальный характер проявляется в эмоциях, чувствах, настроениях национального темперамента. Национальному характеру присущи свои способы эмоциональности, скорости и интенсивности реакции на происходящие события. Он диктует формы, методы презентации своих интересов и способы борьбы за их реализацию.

Под национальным характером исследователи понимают поведенческую модель, типичную для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека.

Опытные драйверы обязательно учитывают в своей деятельности особенности национального характера. Таким образом, перед проведением презентации нужно не полениться и составить хотя бы такую таблицу:

Факторы Особенности
1. Национальный характер Нужно составить спектр важнейших характеристик
2. Социальная сфера Определить социальный круг будущей аудитории
3. Местные особенности Узнать местные особенности, проявляемые в общении.
4. Исключительные данные Навести справки о конкретных лицах

Очень полезным будет ознакомиться с научными работами и публицистическими материалами по данным вопросам. Такая компетенция позволит создать объективное представление о свойствах и особенностях различных национальных характеров и учитывать это в своих коммуникациях.

Важными элементами и обстоятельствами деловых презентаций являются следующие пункты, которые в практике получили достаточное развитие:

1. Планирование презентаций.
2. Структура презентаций.
3. Содержание презентаций.
4. Стиль презентации - формы словесного выражения.
5. Мультимедийные и коммуникационные средства подачи информации.
6. Способы установления контакта с аудиторией.
7. Искусство публичного выступления.
8. Как с легкостью выходить из затруднительных положений.
9. Выбор места проведения презентации.
10. Письменные презентации.
11. Как подготовиться к выступлению.

Ниже дано краткое реферативное изложение этих пунктов.

1. Планирование презентаций.

Это первичная часть процесса презентации, помогает определить роль и зоны ответственности презентатора. Планирование концентрируется на природе и нуждах аудитории. При планировании принимается во внимание место и график проведения презентации. Можно использовать контрольный лист плана. Изобретение средств оценки результатов является составной частью планирования. Для успешной работы по плану необходимо выявить препятствия, мешающие эффективному проведению презентации.

2. Структура презентаций.

Структуризация сообщения является первым этапом в подготовке презентации. Для этого необходимо определить наиболее эффективный подход к предмету презентации в планируемой аудитории. Цели и корневая концепция являются фундаментом структуры эффективной презентации. Эффективная презентация состоит из пяти компонентов:
- Начальная часть
- Введение
- Основная часть
- Обзор
- Заключение

Для повышения эффекта запоминания, необходимо следовать “правилу трех” - любое крупное сообщение передает один ключевой пункт, иногда допускается два, еще реже - три ключевых пункта. В презентацию следует включать свежие идеи и наглядные схемы.

Здесь важно решить, как наполнить презентацию смыслом. Эффективная презентация должна быть: убеждающей; содержать доказательства, подтверждающие сообщение; оптимальный выбор основное направление изложения материала; содержать комбинации различных форм выражения, чтобы привлечь внимание аудитории; содержать эффективное заключительно сообщение.

4. Стиль презентации - формы словесного выражения.

Осознать и выделить два стиля презентации - вербальный (как говорить) и невербальный (что показывать). Язык должен быть ясным, правильным, выразительным и продуманным (скорость, тон). Для убеждения аудитории необходимо использовать словесные выражения, отражающие характерные особенности эффективной презентации (выразительность, эмоциональность, вызов ответной реакции, побуждение, подчеркнутость). Вербальный стиль общения нужно обогащать посредством использования литературных приемов (ассонанс - повтор похожих слов - “живите лучше, чтобы лучше жилось”, кустода - броская фраза, гипербола, параллелизм), фигур речи (образность, метафора, сравнение), занимательных историй и юмора. Важно избавиться от выразительных форм, которые отвлекают внимание от самого презентатора и содержания сообщения (дискриминация, дурной вкус, неуверенность, сленг, не делать акцент на своем “Я”, утвердительный стиль).

5. Мультимедийные и коммуникационные средства подачи информации.

Цель использования таких средств - дополнять процесс коммуникации, повысить живописность, красочность и оригинальность. Мультимедийные образы должны быть понятными, хорошо продуманными, а приводимая информация должна быть точной и краткой.

6. Способы установления контакта с аудиторией.

Огромную пользу презентации приводит учет потребностей аудитории и использование коммуникативных приемов. Это в значительной степени будет способствовать продуктивному общению, сделает презентацию гармоничной и поможет превратить недоверчивую аудиторию в дружелюбную. Искусный оратор говорит слушателям то, что им нужно и что они хотят услышать. Аудитория желает знать, чего ожидать, чтобы ей отдавали должное. Аудитория желает активно участвовать в презентации и знать, как то, что им говорят, касается их лично.

7. Искусство публичного выступления.

8. Как с легкостью выходить из затруднительных положений.

Наиболее всего ораторов беспокоят не вопросы из аудитории, а их отсутствие. Молчание говорит о том, что люди слушали выступление невнимательно, что выступление их не затронуло. Это означает, что у них уже сформировалось свое мнение без учета того, что говорил оратор. Для вопросов и комментариев можно отвести время до, в течение и после выступления. Для успешного ответа на комментарии из аудитории действуйте в четыре этапа: выслушайте, поймите, выскажите одобрение и ответьте. Отвечая на вопрос, нужно учитывать его тип. Не нужно терять самообладания, если возникают затруднения. Очень интересные приемы общения возникают, когда можно предсказывать наиболее эффектные вопросы.

9. Выбор места проведения презентации.

Обстановку для презентации создает оборудование помещения и расположение мест слушателей, в том числе внешние условия: освещение, температура, качество воздуха, шум. Удобство для публики: хорошо видят, слышат, сидят с удобством, могут сосредоточиться.

10. Письменные презентации.

Письменные материалы, имеющие отношение к деловым презентациям, можно разделить на три типа: письма-подтверждения, раздаточный материал, и предложения. Многие принципы и приемы, относящиеся к устным презентациям, в равной степени применимы и к письменным презентациям. Очень важное качество письменных материалов - их оформление и структура. Принципиальным для письменных документов являются: подходящий стиль, яркий язык, правильность грамматики, пунктуации и орфографии.

11. Как подготовиться к выступлению.

Самыми очевидными качествами для оратора являются: умение, уверенность, компетенция, артистизм, которые достигаются постоянной практикой, работой над собой и профессиональным ростом. Особенно необходимы чувство юмора и самообладание.

Литература:

1. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк: Сталкер, 1997.
2. Лэни Арредондо. Искусство деловой презентации. Издательство Урал Л.Т.Д., 1998 (ISBN 5-8029-0022-9, 0-07-002840-0).

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Материалы, предложенные слушателям дистанционных курсов

Выдержки из педагогических методик

Эффективность - от лат. effectivus - дающий определенный результат, действенный . Целесообразный, повышающий некоторые показатели.

В бизнесе мультимедийная презентация давно стала эффективным маркетинговым инструментом, целью использования которого, прежде всего, является яркое, запоминающееся представление товара, услуги, компании перед аудиторией заказчиков и клиентов. Отсюда – четкие требования к поведению докладчика и самим слайдам, которые должны запечатлиться и в будущем принести доход компании (см. А. Попов «Как делать презентации и слайды». Книга предназначена менеджерам бизнес-компаний, но в ней есть много хороших советов, подходящих для учебных презентаций. http://www. *****/projects/txt/presentations/index. shtml).

Что презентовать в педагогике? Логичнее всего – свой опыт перед коллегами , оформляя открытые уроки или семинары для курсов повышения квалификации. Но может ли презентация помочь в процессе обучения, повысить показатели усвояемости материала?

Давайте сформулируем: какие показатели мы хотим улучшить, работая с презентацией на уроке. В описании авторских разработок учителя, как правило, пишут: «повысить интерес к изучаемой теме, развить навыки по анализу, систематизации материала». Но, смотря готовые презентации, остается непонятным, с помощью чего повышается интерес и формируются (закрепляются) навыки учащихся по систематизации материала.

Важно. Когда Вы угощаете гостей чаем с бутербродами, Вы не заостряете их внимание на том, каким ножом Вы резали ингредиенты угощения. Ваша цель – утолить голод, демонстрируя при этом свое кулинарное мастерство (должно быть вкусно). В использовании презентации (как, впрочем, и в целом ИКТ) на уроке важно, прежде всего, думать о главном: о цели и задачах урока и об учениках , которым с помощью презентации может быть более доступен, понятен, интересен материал урока. Только от этого зависит эффективность презентации.

Приведем примеры.

История. Движение войск, выполненное в виде анимированной модели на фоне карты сражения (Показ слайдов – Настройка анимации). Возможность смоделировать другие варианты битвы для обсуждения понятий «стратегия» и «тактика».

География. Презентация с подборкой высококачественных фотографий гор (Памир, Тянь-Шань, Кардильеры, Домбай и т. д.) к теме «Горы» (Вставка-Рисунок-Из файла). Создание заинтересованности к более глубокому изучению темы (впадины и высоты и т. п.), подготовка к домашнему заданию «Придумай легенду гор».

Математика. Построение фигур и их сечений в динамической последовательности для экономии времени на уроке (черчения на доске) в двух параллельных классах.

Литература. Рассмотрение неких характеристик двух литературных героев в параллели (на одном слайде – два портрета, две сцены из спектакля, два отрывка текста для анализа и т. п.).

Вы можете продемонстрировать всего 2 слайда на уроке, гармонично дополняя тему, информация на которых не будет дублировать учебник или Ваш устный рассказ. Но эффектом от их просмотра и обсуждения будет более осмысленное понимание учащимися сути вопроса, желание исследовать тему глубже (например, в рамках проектной деятельности). Именно так мы будем трактовать понятие «эффективная учебная презентация».

Планирование презентации

На подготовительном этапе, прежде чем начать работу за компьютером, необходимо ответить самому себе, как автору, на вопросы:

Кто ваши слушатели?

Каким опытом они обладают (материал должен быть подготовлен в форме повышенной сложности, доступной для среднего уровня форме или упрощенном варианте)?

Сколько человек будут зрителями?

Что следует предпринять, чтобы завладеть вниманием и сохранить интерес?

Сколько времени у вас будет на выступление?

Каковы ваши цели?

Как вы начнете и закончите свое выступление?

Как вы построите свою презентацию и чем воспользуетесь?

Что вы будете спрашивать?

Какие вопросы могут задать вам?

В каком оборудовании и демонстрационных материалах вы нуждаетесь?

    Сколько человек будут зрителями? Какой стиль презентации может предпочитать аудитория? Какие вопросы могут задать вам?

Преимущества мультимедийных презентаций

Мы изучаем инструментарий. Сегодня в нашем распоряжении есть MS PowerPoint, а завтра будет его усовершенствованная версия или вовсе другая программа. Важно понимать для чего, с какой целью мы используем его в своей работе, чем он может быть полезен в конкретных ситуациях.

Попробуем выделить некоторые преимущества.

Возможно в полной мере продемонстрировать преимущества и достоинства темы (представляемого проекта) с помощью графической, текстовой, звуковой и видео информации. Возможность наглядного обоснования своих аргументов. Презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации. Возможность фокусировать внимание собеседников на выбранных именно Вами ключевых моментах. Многократное использование одной мультимедийной презентации, дополнение ее новыми текстовыми и графическими материалами, периодическая модификация.

При этом стоит помнить о том, что главным действующим лицом (на уроке, конференциях, защитах и т. п.) является не презентация, а человек (учитель, докладчик). Поэтому на этапе планирования презентации необходимо четко понимать сценарий своего выступления: задачу презентации, последовательность рассматриваемых вопросов, что показывать, а что озвучивать, время на диалог, время на подведение итогов и т. д.

«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!». Что же при создании презентации является «точкой опоры»? Если мы говорим об учебных презентациях, то это, прежде всего ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА. Не возможности конкретной программы, не эффекты анимации, не задача провести открытый урок. Мы должны понимать, какие новые (отличные от «классических» форм работы на уроке) способы, варианты, условия мы можем «обыгрывать» с помощью презентации так, чтобы наши ученики (аудитория) восприняла (поняла) материал.

Вопрос: как, на ваш взгляд, можно активизировать внимание аудитории с помощью презентации? Назовите не менее трех приемов.

Наглядность презентации

«Видение не есть чисто механический акт. Оно обусловлено душевными качествами», - писал Г. Вельфлин. «Способ видения подвержен развитию».

Когда мы сами готовим материал для демонстрации, нам необходимо понимать аудиторию и ее потребности. В учебнике изложен материал для «среднестатистического школьника ». Мы же, зная особенности класса, уровень подготовленности ребят, можем подобрать более понятные образы, доступные определения, удобную последовательность изложения материала. Мы можем выбрать для наглядной иллюстрации того или иного явления (события, персонажа) «примитивы» или утонченные образы, расставить акценты на моментах, важных конкретной аудитории, создать определенное настроение для погружения в тему.

Упаковка презентации – это последний этап, влияющий на эффективность использования продукта в дальнейшем, на других компьютерах. Упаковка позволяет грамотно сохранить презентацию (включая все файлы-приложения: звук, видео, специальные программы, дополнительные шрифты).

Напоминаем, что перед сохранением презентации необходимо позаботиться об ее оптимизации, т. е. произвести сжатие картинок. Выделив любой рисунок в презентации, проделать следующие действия: «Формат-Рисунок», вкладка «Рисунок», «Сжатие», а затем расставить флажки - «применить ко всем рисункам документа», «изменить разрешение для Интернета и экрана», «сжать рисунки», «удалить обрезанные области рисунков». Панель инструментов «Настройка изображения» также автоматически поднимается при щелчке на рисунке, или «Вид-Панели инструментов – Настройка изображения».

В меню Файл выберите команду «Подготовить для компакт-диска». Откроется диалоговое окно «Упаковка для записи на компакт-диск».

1. В поле Название компакт-диска введите имя папки, например Презентация.

2. Нажмите кнопку «Добавить файлы» (добавление использующихся файлов в презентации – звук, иллюстрации, текстовые приложения и т. д.)

4. Нажмите кнопку «Параметры». Если показ будет выполняться на компьютере без PowerPoint, программу PowerPoint Viewer включить необходимо. В поле со списком предлагается параметр «Воспроизводить все презентации автоматически в указанном порядке». Это необходимо, если упаковывается несколько презентаций. Щелкните стрелку и просмотрите другие доступные параметры воспроизведения. Оставьте выбранным параметр по умолчанию (первый).

5. Требуется также уверенность, что файлы звукозаписи (видео) будут упакованы в ту же папку; сейчас ссылки на них указывают на ваш компьютер. Поэтому оставьте установленным флажок «Связанные файлы».

6. Конфиденциальность доступа к презентации будет влиять на ввод автором пароля или игнорирование этих полей. Пароль применяется к файлам. ppt, .pot, .pps или.mht в пакете и применяется только к упакованным версиям; исходные пароли любых файлов изменены не будут.

8. В диалоговом окне «Упаковка для записи на компакт-диск» нажмите кнопку «Копировать в папку». Папке уже присвоено имя; поэтому выберите расположение, в котором ее следует сохранить, нажмите кнопку «Выбрать», а затем нажмите кнопку «ОК». PowerPoint создаст папку и упакует в нее файлы.

9. Нажмите кнопку «Закрыть».

Http://ito-center. *****/edu/download/list1/004/4-3.3.pdf - подробно о том, как сделать анимационные эффекты в презентации. http://www. *****/files/progobuch1/new_page_57.htm - советы по работе в т. ч. с анимацией в презентации. http://www. /htm/kopilka/uroki1/32.htm - применение специальных эффектов и ссылок (урок). http://www. *****/department/office/intelteach/14/ - все о создании мультимедийной презентации (с пошаговыми инструкциями). http://www. *****/department/office/intelteach/14/8.html - упаковка презентации.

Дополнительные источники (книги, курсы, статьи) о работе с MS PowerPoint

Обучающие курсы, новинки, консультации по работе с MS PowerPoint на сайте Microsoft Office Online.

http://office. /ru-ru/powerpoint/FX.aspx

А. Попов Как делать презентации и слайды. Книга предназначена менеджерам бизнес-компаний, но в ней есть много хороших советов, подходящих для учебных презентаций.

http://www. *****/projects/txt/presentations/index. shtml

Клуб «PowerPoint» http://www. *****/main. php? area=club&level=advice&cat=1 Ответы на вопросы разработчиков презентаций.

Делаем презентацию во Flash. Краткое руководство.

http://*****/articles/index. php? idart=145

· В качестве эпиграфа (важно)

В презентации должны быть правильно оформлены цитаты (см. http://*****/spravka/letters/?rub=rubric_76) и ссылки на интернет-источники (см. http://*****/spravka/letters/?rub=rubric_79).

Мы предлагаем Вам лишь несколько отрывков из книги «Практическая педагогика для начинающих преподавателей» (М., 2003, «Ассоциация профессионального образования »), которые достаточно подробно дают ответы на вопросы «какой должна быть эффективная презентация».

Три уровня обучения: сначала должна работать мысль, затем – память и на завершающем этапе – руки. В современной трактовке эти уровни называют уровнями понимания, усвоения и применения:

Элементы первого уровня (осознание, осмысление, обобщение). Осознание учебной информации. В её основе лежит установление соответствия между словом и образом. Для такого соответствия необходимо взаимодействие первой и второй сигнальных систем человека. Так, при ознакомлении с образной информацией учащийся пытается представить её в словесном выражении, а услышанное – перевести на язык образов.

Осмысление информации. В основе осмысления лежит установление взаимосвязи между понятиями и представлениями, а также характера этих взаимосвязей. Прежде чем запоминать, надо понять. То есть установление на занятии большого числа связей между единицами усвоения способствует лучшему их осмыслению.

В качестве основных видов и приемов обобщения могут использоваться:

Понятийные обобщения – выявление общих признаков, выделение существенных признаков;

Обобщение на уровне понятий второго рода – объединение понятий, использование аналогий;

Обобщения межпредметные и межматематические;

Статистические обобщения с использованием средних значений, частот и оценки частоты связи;

Тематические обобщения с использованием одномерной, двухмерной и многомерной классификаций, матриц связей и структорно-логических схем.

Наглядной иллюстрацией использования перечисленных выше видов классификаций могут служить следующие примеры.

По истории: какие из перечисленных событий произошли при Петре I (приводится несколько исторических событий и соответствующие даты).

По физике: классифицируйте следующие понятия – давление, скорость, инерция, сила, плотность.

- Прямое включение (вовлечение) аудитории в суть рассматриваемой проблемы (явления), воздерживаясь от приведения собственных аргументов (постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации).

- « Эффект неожиданности». Используйте неожиданную и не известную студентам информацию, имеющую отношение к рассматриваемой теме, а также выпуклые формулировки с «оживляющим эффектом».

- «Провокация». На короткий отрезок времени вызовите у учащихся реакцию несогласия с излагаемой информацией.

Гипербола.

Сопоставление различных точек зрения по рассматриваемому вопросу.

Психолог отмечает, что восприятие посредством зрительного канала осуществляется на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховой канал – только на уровне представления. То есть считываемая информация воспринимается лучше, чем «со слуха».

Интересную теорию восприятия информации предложил академик Амосов этой теории переработка информации человеком происходит на нескольких уровнях (кодах): уровне знаков (условных изображений), уровне слов, уровне фраз и уровне смысла. Причем на практике переоценивается роль высших уровней – слов, фраз, смысла и недооценивается уровень условно-схематических изображений. Хотя он и имеет наибольшую пропускную способность. Условно-схематические изображения целесообразно использовать для раскрытия сущности сложных явлений и процессов, описание которых затруднено общепринятыми словесными методами. Идеальным вариантом изложения представляется такой, при котором каждый рассматриваемый вопрос сопровождается иллюстрированным материалом, а слова используются для установления связи между ними, разъяснения и выводов.

В визуальной информации имеются свои закономерности. Вот некоторые из них.

Вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда следует, что текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем его горизонтальный вариант.

Психологи утверждают, что вертикальных текстовых перечислений должно быть нечетное число: 3,5,7. А наибольшее их число, которое запоминает человек, равно 7+2. четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские исследователи, занимавшиеся психологией восприятия, ещё в 20-е годы определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут соответственно левый верхний (28%), правый нижний (23%) и левый нижний (16%) углы.

На прочность запоминания влияет осмысление материала. Преподаватели должны подумать о том, чтобы учащиеся получили глубокое и яркое впечатление о том, что им предстоит запомнить.

Действенный способ запомнить материал учащимся – ассоциировать его с другим известным им, но рассмотреть эту информацию со всех возможных точек зрения. Этому могут помочь ответы на следующие вопросы: Почему это так? Когда так бывает? Где так бывает? Кто сказал, что это так? И т. п.

Основными задачами заключительной части занятия, как правило, являются:

· Суммирование и подытоживание рассмотренного учебного материала;

· Усиление впечатления от занятия и закрепление в сознании учащихся его основных положений;

· Постановка перед аудиторией конкретных учебных задач и рекомендаций по их выполнению.

Заключение может включать призыв к действию, установку, искренний комплимент, юмористический финал, поэтические строки или цитаты, кульминацию, т. е. точку наивысшего напряжения или подъема и т. д.

Критерии периодизации

(автор периодизации Д. Эльконин, дополнения Ф. Моргун)

Дошкольное детство (3-7 лет):

Социальная ситуация развития : Ребёнок Взрослый.

На познание отношений.

Личностная (потребностно-мотивационная).

Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая.

Личностные новообразования: внутренняя позиция, соподчиненность мотивов.

Младшее школьное детство (7-12 лет):

ребёнок сверстники.

На что направлена познавательная деятельность: на познание начальных наук.

Какая сфера психики преимущественно развита: интеллектуально-познавательная деятельность.

Ведущая деятельность: учение.

Личностные новообразования: производственное целеполагание.

Младший подростковый возраст (12-15 лет):

Социальная ситуация развития: младший подросток = сверстники

На что направлена познавательная деятельность: на познание системы отношений в разных ситуациях.

Какая сфера психики преимущественно развита: личностная (потребностно-мотивационная).

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение.

Личностные новообразования: способность к идентификации.

Старший подростковый возраст (15-17 лет):

Социальная ситуация развития: Старшие подростки сверстники.

На что направлена познавательная деятельность: на познание профессий.

Какая сфера психики преимущественно развита: познавательная.

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.

Личностные новообразования: чувство одиночества, первая любовь.

Урок №2 «Поиск и использование интернет-ресурсов в презентации»

Сегодня все представляют, что такое поиск в Интернете, однако надо понимать проблемы и особенности (опасности) Интернета как ресурса, особенно в образовательной сфере.

Особенности публикаций в Интернете:

Позитивные:

1. Возможность поддерживать представляемую информацию на актуальном уровне.

2. Богатое разнообразие «полезных» данных.

Негативные:

1. Огромные объемы (десятки миллиардов информационных объектов).

2. Большое количество недостоверных документов.

3. Быстрое развитие технических средств работы с документами.

Практический выход из негативного тупика – использование на начальных этапах поиска «достоверных источников» (энциклопедии, словари, справочники, специализированная литература, публикации в СМИ, архивные фонды, музейные экспозиции и др.). Что дает использование классических источников:

1. Ориентацию в корректной терминологии.

2. Ориентацию в относительно выверенных фактах.

Это позволяет создать определенную информационную базу для собственной работы, которую можно в дальнейшем расширять за счет других, в том числе и недостоверных источников с помощью методов критического мышления.

Источники

Энциклопедии, словари, справочники . Это классические источники, использующиеся, как правило, на начальной стадии исследования и позволяющие сориентироваться в проблематике задач, их терминологии, обозначить основные компоненты изучаемой системы.

С одной стороны наиболее доступный источник (краткие энциклопедии имеются во многих библиотеках), а с другой – фундаментальные энциклопедические издания либо устарели («Большая советская энциклопедия» издавалась более 30 лет назад), либо недоступны местным библиотекам из-за высокой стоимости, маленького тиража и т. п. Энциклопедии в Интернете (е сть как бесплатные, так и платные). Наиболее популярными сегодня являются портал «Рубрикон» (http://www.) и раздел «Энциклопедии» поисковой системы «Яндекс» (http://slovari. *****).

Публикации в СМИ . Наверное, многие помнят времена, когда тематические вырезки из газет и журналов аккуратно складывались в папки или даже вклеивались в специальные альбомы. Огромным «плюсом» таких изданий (по сравнению со специализированной литературой) является их публицистический характер. Сегодня Интернет позволяет быстро осуществлять поиск в масштабных архивах изданий, привлекая не только центральные, но и региональные СМИ. Интернет-архивы СМИ . Большинство центральных, а также некоторые региональные и муниципальные СМИ имеют собственные сайты, в том числе и содержащие архивы публикаций в электронном виде. В качестве примеров можно привести сайты «Учительской газеты» (http://www. *****), «Русского журнала» http://**, «Наука и жизнь» (http://www. *****).

Специализированная литература . Несомненно, это один из наиболее весомых типов источников. Сегодня у пользователей Интернета есть уникальная возможность – получить доступ к каталогам центральных библиотек и воспользоваться услугой «электронной доставки документов»: заинтересовавшие интернет-посетителя материалы могут быть засканированы и либо высланы по электронной почте, либо размещены на сервере для скачивания. Однако, как правило, эта услуга является платной, но удобной, а во многих ситуациях – единственным способом получения интересующих материалов. Для примера укажем адреса сайтов крупнейших отечественных библиотек –Российской государственной библиотеки (бывшая «библиотека им. Ленина» –http://www. *****) и Санкт-Петербургской «Российской национальной библиотеки» (бывшая «библиотека им. Салтыкова-Щедрина» – http://www. *****).

Архивные фонды . Для профессионального исследователя – это один из основных источников первичной информации, но во многих случаях совершенно недоступный до сих пор большинству людей без специального направления. Многие архивы (особенно центральные) сегодня имеют свои сайты, позволяющие ознакомиться с их каталогом и иногда – с отдельными документами. Кроме того, на сайтах архивов периодически оформляются виртуальные выставки с преставлением некоторых документов. Интересными примерами могут служить сайт Центрального государственного архива кинофотодокументов г. Санкт-Петербурга (http://photoarchive. *****) и сайт-каталог «Государственные архивы РФ», в т. ч. хранящий фотодокументы о Великой отечественной войне» (http://**).

Сайты музеев . Зачастую сайты музеев содержат виртуальные выставки, а также могут служить примерами построения виртуальных экспозиций. Сегодня в Интернете представлено достаточно много музейных сайтов. Их адреса можно почерпнуть на портале «Музеи России» (http://*****).

Поисковые системы и каталоги в Интернете

Помимо специализировнных ресурсов перечисленных типов, в Интернете опубликовано колоссальное количество материалов (статей, фотографий, рисунков и др.), которые могут оказаться полезными источниками информации в исследовательской деятельности . Такие ресурсы могут быть найдены с помощью поисковых систем, которых сегодня существует не один десяток. Наиболее популярными среди российских пользователей являются «Яндекс» (http://www. *****), «Google» (http://www.), «Рамблер» (http://www. *****), «Апорт» (http://www. *****).

Принцип использования таких поисковых систем прост: пользователь должен ввести ключевые слова, которые, по его мнению, описывают тематику искомых материалов, система осуществляет отбор документов и выдает пользователю список ссылок на отобранные материалы.

Важно понимать, что ни одна поисковая система не осуществляет поиск в «живой» сети , а проделывает эту операцию в специальной собственной базе данных , хранящей описание некоторого множества документов из Интернета. Состав включенных в базу данных документов специфичен для каждой конкретной системы и всегда является неполным по отношению к истинному состоянию Сети. Именно поэтому никогда нельзя ответить на вопрос: «какая поисковая система лучше?».

При решении исследовательских задач важным показателем эффективности поиска является его полнота, характеризующая то, как много документов было найдено по отношению к тому, что вообще можно было найти в Интернете. Очевиден тот факт, что любой проведенный поиск является заведомо неполным , как по объективным (всегда существуют документы, не представленные в базе данных используемых поисковых систем), так и по субъективным причинам (наборы ключевых слов, указанных пользователями, не всегда совершенны). Но если борьба с объективными причинами находится за гранью возможностей пользователя, то работа над «качеством» запросов является одним из важных инструментов повышения полноты поиска в исследовательских задачах.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые аспекты методики улучшения «качества» запросов. Прежде всего, надо понимать, что процедура поиска должна быть циклической: пользователь вводит ключевые слова – система отбирает документы – пользователь анализирует результаты и уточняет состав запроса, после чего поиск производится повторно . Чем сложнее исследовательская задача, тем больше может потребоваться итераций поиска.

При уточнении запросов помимо включения новых ключевых слов, выбранных из найденных документов, можно использовать и другие приемы расширения на основе имеющихся ключевых терминов:

    конкретизация имеющихся терминов (например, для термина «Москва» могут использоваться конкретизирующие термины «город», «город-герой»); использование синонимов, синонимичных выражений для имеющихся терминов; использование устаревших, измененных терминов, отмененных и замененных понятий (например, устаревший термин «электронно-вычислительная машина» вместо термина «компьютер», название «Ленинград» вместо «Санкт-Петербург» и т. п.); использование имен людей, связанных с разработкой используемых понятий, с исследуемыми событиями и т. п. сведения о странах, местностях, населенных пунктах и т. п., связанных с используемым понятием.

Кроме приемов изменения запросов на каждом очередном «витке» поиска, для повышения полноты его результатов следует также использовать различные поисковые системы. Экспериментально легко убедиться, что для одного и того же запроса результаты, выдаваемые разными системами, будут различны практически всегда.

Интернет и презентация

Памятуя о том, что обсуждалось в уроке №1, что не технологии и не Интернет мы делаем исходной точкой для планирования эффективной презентации, а педагогические задачи, стоящие перед нами, обозначим пять принципов педагогической техники, которые нам помогут понять как и зачем нам использовать интернет-ресурсы в презентации. Внимательно прочитайте и постарайтесь «примерить» к этим принципам интернет-технологии.

Принципы педагогической техники (, 1999)

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием: право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Вот только некоторые примеры свободного выбора: " задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала («Основы педагогического мастерства» /Под ред. . М.:Просвещение, 1989. С. 211.).

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

Не только давать знания но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов главное достояние школьника! Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Учитель в уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания...

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить.

Использование интернет-контента в презентации

Если раньше у нас не возникало сомнений по поводу достоверности информации (учебники утверждены и одобрены), то сегодня информационного шума много как в интренет-пространстве, так и в СМИ, и даже в книгах. Использование контента из Интернет должно быть продумано и целесообразно. Более того, Интернет можно использовать как некую педагогическую среду для выработки таких важных навыков учащихся, как: анализ, структурирование, аннотирование, поиск.

1. В Интернете много разной информации, порою, противоречивой, на одну и ту же тему. Сравните (о маршале): http://marshalgukov. *****, http://militera. *****/memo/russian/katukova_es/17.html, http://www. /books/slova-obratno/30.htm. Эту вариативность можно ругать, обсуждать, а можно использовать как альтернативную информационную среду для развития способностей видеть возможность выбора и осуществлять этот выбор. Например, для подготовки проблемного урока «Герои: люди или идолы?». Подготовка такого урока может включать следующие этапы: учитель выдает список рекомендуемых к изучению ресурсов или задает ребятам самостоятельный поиск интернет-ресурсов по теме. Найденные и отсмотренные сайты должны быть аннотированы учащимися. Затем – краткое обсуждение найденных материалов и урок-дискуссия о героях. К такому уроку эффективна будет презентация учителя, содержащая емкие цитаты, портреты (большие, качественные, возможно, несколько для сравнения) и т. д.

2. Использование интернет-ресурсов, понятных и понимаемых детьми, выражает уважение к личности ребенка, искренний интерес к его внутреннему миру, доверие. Так, например, занятия по иностранному языку в начальной школе могут сопровождаться презентацией, подготовленной учителем в соответствии с программой, но с использованием материалов сайта «Смешарики» http://***** (со ссылкой на источник). Или учитель физики начинает тему «Резонанс» с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов http://www. *****/eguitars/zombie. html.

3. Образное мышление. Использование интернет-ресурсов при закреплении материала в презентации «Аналогии». Пример. Литература. Образ Печорина. Задание учащимся: подготовьте не более 3 слайдов презентации, подобрав к определенному времени своих литературных (исторических) героев и обосновав свою позицию. В данном случае учитель демонстрирует свою версию выполнения такого задания как пример, оперативно подобрав материал в Интернете.

1. Необходимо указывать источники цитирования как текстов, так и иллюстраций. Ресурсы Интернета – это самые слабо защищенные, с точки зрения произвольного и выборочного копирования, материалы: довольно просто выделить фрагмент текста или иллюстрацию, скопировать и вставить этот фрагмент в любой другой электронный документ. Однако следует помнить, что информационная культура предполагает оформление источников при цитировании, а вопросы авторских и имущественных прав – письменного разрешения правообладателя на самостоятельное размещение информации на публичных ресурсах, даже если это размещение осуществляется в некоммерческих целях. Особенности вступившей в силу с 1 января 2008 года 4й части Гражданского Кодекса РФ по вопросу авторских прав http://www. ukon. su/laws/kodeks/7679.html. Комментарии к Закону http://*****/ru/news/civil_code/2007/3/14/kommentarii_ .