23.04.2024

События в период правления изяслава ярославича. Князь Изяслав I Князь изяслав


ИЗЯСЛАВ I ЯРОСЛАВИЧ
1054-1068, 1069-1073

Изяслав Ярославович

Правление Изяслава

Предшественник - Ярослав Мудрый

Наследник - Святослав Второй

Вероисповедание - православие

Рождение - 1025 год

Смерть - 1078 год Киевская Русь

Род - Рюриковичи

Известно, что Изяслав был женат на Гертруде , дочери польского короля Мешко II Ламберта

Сыновья

  • Ярополк — князь волынский и туровский , известно также, что Гертруда называет Ярополка в своём молитвеннике (так называемый кодекс Гертруды ) своим «единственным сыном». По предположению А. В. Назаренко , от него происходят Всеволодковичи — правители Городенского княжества .

Возможно, другая неизвестная женщина, возможно — жена Изяслава была матерью двух его более известных сыновей:

  • Святополк (Святополк II) Изяславич ( —) — князь полоцкий ( —), новгородский ( —), туровский (1088—), Великий князь киевский (1093—1113), а его потомки в XII —XIII веках продолжали княжить в родовом Турове .
  • Мстислав — князь новгородский ( —).

Дочь

  • Евпраксия Изяславна , супруга Мешко Болеславича , польского королевича (в браке —)

Изяслав I Ярославич (1054-1068,1069-1073,1077-1078)

Отец - Великий князь Киевский Ярослав I Владимирович (Изяслав - его старший сын).

Мать - жена Ярослава, Шведская принцесса Ингигерда (в крещении Ирина).

Изяслав I Ярославич родился в 1024 г. Получил Великое Киевское княжение по завещанию отца сразу после его смерти в 1054 году. Тогда же в соответствии с волей отца поделил земли со своими братьями: Святославом II Ярославичем, князем Черниговским, получившим Тмутаракань, Рязань, Муром и земли вятичей; Всеволодом I Ярославичем князем Переяславским, получившим Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье, и Игорем Ярославичем, получившим Владимир.

Первые десять лет правления Изяслава можно назвать относительно спокойными, по крайней мере они не омрачались никакими внутренними раздорами.

Отношения с внешними соседями были несколько хуже. Изяслав ходил походом против латышей и гольдов; оба похода были удачными.

В 1061 году половцы, степные кочевники, появившиеся на юго-восточных границах Руси и вытеснившие из этих мест печенегов еще в 1055 году, впервые напали на территории, принадлежавшие Киевской Руси, и разбили войско Всеволода I Ярославича, князя Переяславского, брата Изяслава. С этого времени набеги повторялись постоянно, принося опустошение на Русь.

Изяслав вступил в переговоры с мятежным князем Всеславом: поклявшись, что не причинит ему никакого зла, пригласил к себе в шатер. И как это уже случалось в русской истории, как только Всеслав вошел в шатер Изяслава, его и его двух сыновей тут же схватили и отправили в киевскую тюрьму.

В 1068 году, во время очередного набега половцев, войско Изяслава и его братьев было разбито на берегах реки Альты. Великий князь Изяслав с остатками войска возвратился в Киев. Его воины тяжело переживали свое поражение: они желали сражаться и требовали,чтобы князь снабдил их оружием и конями. Изяслав был возмущен и оскорблен. В результате он отказался выдать что-либо. Отказ вызвал мятеж. Первым делом мятежники освободили из тюрьмы Полоцкого князя Всеслава и провозгласили его "своим государем". Изяслав был вынужден бежать из Киева.

Князь Изяслав отправился в Польшу, где был прекрасно принят, поскольку в Польше в то время правил король Болеслав II Польский, сын княжны Марии, дочери Великого князя Владимира и, следственно, близкий родственник Изяслава.

В 1069 году Изяслав вместе с Болеславом II и польским войском вернулся на Русь. Они беспрепятственно дошли до Белгорода и только тогда Всеслав выступил с войсками из Киева им навстречу. Но сражаться он так и не пожелал, возможно испугавшись превосходящих сил противника или не надеясь на верность киевлян.

Поэтому одной прекрасной ночью он снялся с места и ушел к себе в Полоцк, бросив свою армию на произвол судьбы. Киевлянам тоже не оставалось ничего делать, кроме как вернуться назад в Киев.

Естественно, что они (киевляне) опасались гнева законного князя, которого они самым непочтительным образом выгнали из города, а еще больше они опасались поляков, которые уже имели возможность похозяйничать в Киеве еще во времена Ярослава; отца Изяслава. Поэтому киевляне обратились с просьбой о заступничестве к братьям Изяслава Святославу и Всеволоду, сказав, что признают свою вину перед Великим князем, будут рады вновь видеть его в Киеве, но только если он придет с "малочисленною дружиною". Святослав и Всеволод выступили в роли посредников, и в итоге Изяслав снова воцарился в Киеве.

Первым делом Изяслав поспешил отомстить Всеславу и приступом взял Полоцк. Всеслав, в свою очередь, попытался захватить Новгород, но не сумел. Эта бессмысленная война продолжалась некоторое время с переменным успехом, активное участие приняли в ней и сыновья Изяслава. В итоге Всеслав сумел вернуть себе Полоцк.

В это самое время (1071 год), когда Великий князь Киевский был занят местью, половцы без всякого препятствия грабили деревни, расположенные по берегам Десны.

Н. М. Карамзин писал, что "союз Ярославичей казался неразрывным". (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2 С. 46.) Но эта дружба продолжалась недолго. Святослав, князь Черниговский, видимо, устал довольствоваться малым. Во всяком случае, он доказал Всеволоду, что их старший брат Изяслав за их спинами сговаривается против них с Всеславом Полоцким. Всеволоду этих объяснений показалось достаточно, и он объединился со Святославом против Изяслава.

В 1073 году испуганный этим Изяслав вновь бежал в Польшу.

На этот раз Болеслав II не спешил ему помогать. Изяслав отправился дальше, к германскому императору Генриху IV в Майнц. Генрих, кажется, рад был помочь и даже послал в Киев посла с требованием возвратить престол законному князю и с угрозой в противном случае начать войну. Но, с одной стороны, Святослав, захвативший власть в Киеве, так задарил посла и самого императора, что оба были в полном восторге, а с другой стороны, реальной возможности у Генриха послать на Русь войско просто не было: слишком далеко, да и своих собственных проблем немецкому государю хватало. Изяслав, однако, на этом не остановился и просил заступничества у самого Папы Римского, а взамен был готов принять латинскую веру и даже светскую власть папы. Папа Григорий VII, прославившийся своими властолюбивыми амбициями, был очень заинтересован и написал формальное письмо польскому королю Болеславу II с просьбой или, скорее, приказом поддержать Изяслава.

Но покровительство Папы Римского Изяславу не понадобилось: в 1076 году умер его брат Святослав, собственно и выгнавший его из Киева. Изяслав с небольшим количеством поляков (по словам летописца, их было несколько тысяч) вернулся на Русь. Он встретился с оставшимся в живых братом Всеволодом в Волыни в 1077 год. Всеволод предложил заключить мир, что и было сделано.

Так Изяслав вернулся в Киев, а его брат Всеволод стал князем Черниговским. Но правление Изяслава и на этот раз было недолгим.

Междоусобная смута продолжалась: следующее поколение князей, племянники Изяслава, не хотели дожидаться, пока старшее поколение просто состарится и умрет, и тоже искали власти.

В 1078 году князь Олег Святославич, сын Святослава П Ярославича, вместе с Борисом Вячеславичем, нанял половцев, перешел границы Черниговского княжества и разбил войска Всеволода. Всеволод бежал в Киев к Изяславу. Изяслав поспешил прийти на помощь брату, снарядил войска и отправился в Чернигов. Сражение произошло под стенами Чернигова. В нем и погиб Великий князь Изяслав.

Изяслав сделал дополнение к "Русской Правде", сборнику гражданских законов, введенных в употребление его отцом Ярославом. Это дополнение носит название "Правда Изяслава". В соответствии с ним на Руси была упразднена смертная казнь.

Во время правления Изяслава был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь, действующий и поныне.

Летописец Нестор писал, что Изяслав был "приятный лицом и величественный станом, не менее украшался и тихим нравом, любил правду, ненавидел криводушие".

На это Н. М. Карамзин заметил, что "Изяслав был столь же малодушен, сколь мягкосердечен: хотел престола и не умел твердо сидеть на оном".

Изяслав I Ярославич фотография

Отец - Великий князь Киевский Ярослав I Владимирович (Изяслав - его старший сын).

Мать - жена Ярослава, Шведская принцесса Ингигерда (в крещении Ирина).

Изяслав I Ярославич родился в 1024 г. Получил Великое Киевское княжение по завещанию отца, сразу после его смерти в 1054 году. Тогда же в соответствии с волей отца поделил земли со своими братьями: Святославом II Ярославичем, князем Черниговским, получившим Тмутаракань, Рязань, Муром и земли вятичей; Всеволодом I Ярославичем, князем Переяславским, получившим Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье, и Игорем Ярославичем, получившим Владимир.

Первые десять лет правления Изяслава можно назвать относительно спокойными, по крайней мере они не омрачались никакими внутренними раздорами.

Отношения с внешними соседями были несколько хуже. Изяслав ходил походом против латышей и голядов; оба похода были удачными.

В 1061 году половцы, степные кочевники, появившиеся на юго-восточных границах Руси и вытеснившие из этих мест печенегов еще в 1055 году, впервые напали на территории, принадлежавшие Киевской Руси, и разбили войско Всеволода I Ярославича, князя Переяславского, брата Изяслава. С этого времени набеги повторялись постоянно, принося опустошение на Русь.

Н. М. Карамзин писал, что до этого времени. (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 42.)

Лучшие дня

Но эта идиллия продолжалась недолго и закончилась очередной междоусобицей. Зачинщиком смуты стал Всеслав, князь Полоцкий. Его дед Изяслав Владимирович был старшим сыном Владимира I Святославича. Таким образом Всеслав приходился правнуком Великому князю Киевскому Владимиру и считал, что имеет законное право претендовать на Киевское княжение. В 1067 году Всеслав захватил и разграбил Новгород, являвшийся законным владением Изяслава. Князь Изяслав призвал на помощь своих братьев, и все вместе они выступили войной против Всеслава. Битва произошла на берегу Немана; победа осталась за братьями, но сам князь Всеслав спасся. Изяслав вступил в переговоры с мятежным князем Всеславом: поклявшись, что не причинит ему никакого зла, пригласил к себе в шатер. И, как это уже случалось в русской истории, как только Всеслав вошел в шатер Изяслава, его и его двух сыновей тут же схватили и отправили в киевскую тюрьму.

В 1068 году, во время очередного набега половцев, войско Изяслава и его братьев было разбито на берегах реки Альты. Великий князь Изяслав с остатками войска возвратился в Киев. Его воины тяжело переживали свое поражение: они желали сражаться и требовали (надо сказать очень непочтительно), чтобы князь снабдил их оружием и конями. Изяслав был возмущен и оскорблен (не столько самим требованием, сколько нахальством и даже, по его мнению, наглостью, с которыми это было проделано). В результате он отказался выдать что-либо. Отказ вызвал мятеж. Первым делом мятежники освободили из тюрьмы Полоцкого князя Всеслава и провозгласилиго. Изяслав был вынужден бежать из Киева.

Князь Изяслав отправился в Польшу, где был прекрасно принят, поскольку в Польше в то время правил король Болеслав II Польский, сын княжны Марии, дочери Великого князя Владимира и, следственно, близкий родственник Изяслава.

В 1069 году Изяслав вместе с Болеславом II и польским войском вернулся на Русь. Они беспрепятственно дошли до Белгорода и только тогда Всеслав выступил с войсками из Киева им навстречу. Но сражаться он так и не пожелал, возможно испугавшись превосходящих сил противника или не надеясь на верность киевлян. Поэтому одной прекрасной ночью он снялся с места и ушел к себе в Полоцк, бросив свою армию на произвол судьбы. Киевлянам тоже не оставалось ничего делать, кроме как вернуться назад в Киев.

Естественно, что они (киевляне) опасались гнева законного князя, которого они самым непочтительным образом выгнали из города, а еще больше они опасались поляков, которые уже имели возможность похозяйничать в Киеве еще во времена Ярослава, отца Изяслава. Поэтому киевляне обратились с просьбой о заступничестве к братьям Изяслава Святославу и Всеволоду, сказав, что признают свою вину перед Великим князем, будут рады вновь видеть его в Киеве, но только если он придет с. Святослав и Всеволод выступили в роли посредников, и в итоге Изяслав снова воцарился в Киеве.

Первым делом Изяслав поспешил отомстить Всеславу и приступом взял Полоцк. Всеслав, в свою очередь, попытался захватить Новгород, но не сумел. Эта бессмысленная война продолжалась некоторое время с переменным успехом, активное участие приняли в ней и сыновья Изяслава. В итоге Всеслав сумел вернуть себе Полоцк.

В это самое время (1071 год), когда Великий князь Киевский был занят местью, половцы без всякого препятствия грабили деревни, расположенные по берегам Десны. Н. М. Карамзин писал, что. (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 46.) Но эта дружба продолжалась недолго. Святослав, князь Черниговский, видимо, устал довольствоваться малым. Во всяком случае, он доказал Всеволоду, что их старший брат Изяслав за их спинами сговаривается против них с Всеславом Полоцким. Всеволоду этих объяснений показалось достаточно, и он объединился со Святославом против Изяслава.

В 1073 году испуганный этим Изяслав вновь бежал в Польшу.

На этот раз Болеслав II не спешил ему помогать.

Изяслав отправился дальше, к германскому императору Генриху IV в Майнц. Генрих, кажется, рад был помочь и даже послал в Киев посла с требованием возвратить престол законному князю и с угрозой в противном случае начать войну. Но, с одной стороны, Святослав, захвативший власть в Киеве, так задарил посла и самого императора, что оба были в полном восторге, а с другой стороны, реальной возможности у Генриха послать на Русь войско просто не было: слишком далеко, да и своих собственных проблем немецкому государю хватало. Изяслав, однако, на этом не остановился и просил заступничества у самого Папы Римского, а взамен был готов принять латинскую веру и даже светскую власть папы.

Папа Григорий VII, прославившийся своими властолюбивыми амбициями, был очень заинтересован и написал формальное письмо польскому королю Болеславу II с просьбой или, скорее, приказом поддержать Изяслава.

Но покровительство Папы Римского Изяславу не понадобилось: в 1076 году умер его брат Святослав, собственно и выгнавший его из Киева. Изяслав с небольшим количеством поляков (по словам летописца, их было несколько тысяч) вернулся на Русь. Он встретился с оставшимся в живых братом Всеволодом в Волыни в 1077 году. Всеволод предложил заключить мир, что и было сделано.

Так Изяслав вернулся в Киев, а его брат Всеволод стал князем Черниговским. Но правление Изяслава и на этот раз было недолгим.

Междоусобная смута продолжалась: следующее поколение князей, племянники Изяслава, не хотели дожидаться, пока старшее поколение просто состарится и умрет, и тоже искали власти.

В 1078 году князь Олег Святославич, сын Святослава II Ярославича, вместе с Борисом Вячеславичем, нанял половцев, перешел границы Черниговского княжества и разбил войска Всеволода. Всеволод бежал в Киев к Изяславу. Изяслав поспешил прийти на помощь брату, снарядил войска и отправился в Чернигов. Сражение произошло под стенами Чернигова. В нем и погиб Великий князь Изяслав.

Изяслав сделал дополнение к, сборнику гражданских законов, введенных в употребление его отцом Ярославом. Это дополнение носит название. В соответствии с ним на Руси была упразднена смертная казнь.

Во время правления Изяслава был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь, действующий и поныне.

Летописец Нестор писал, что Изяслав был. (Цит. по: Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 52.)

На это Н. М. Карамзин заметил, что. (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 52.)

Жена: королевна Польская Мечислава, вторая сестра Польского короля Казимира.

Дети: Мстислав, Михаил, Ярополк и Юрий.

Изяслав Ярославич стал вторым сыном в семье киевского князя Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерды, родился в 1024 году. В крещении получил имя Димитрий.

После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). 20 февраля 1054 года, после смерти отца, стал великим князем киевским.

Триумвират Ярославичей

Систему управления, господствовавшую в Киевской Руси в 1054-1073 годах, историки часто называют «триумвиратом Ярославичей». Очень скоро умерли двое младших Ярославичей, Игорь и Вячеслав. После отравления в Тмутаракани старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича (1066) и разгрома на Немиге старшего правнука Владимира Святославича Всеслава Брячиславича (1067) не только южнорусские земли, но и вся Русь оказалась в руках троих Ярославичей.

Триумвират Ярославичей — общая схема

Серьёзным испытанием для триумвирата стало поражение от половцев и киевское восстание 1068 года, после которых Изяслав повёл на Русь поляков, а Святослав и Всеволод выступили в защиту Киева.

В 1071 году Всеславу удалось вернуться в Полоцк, после чего братья заподозрили Изяслава в союзе с ним и изгнали. В 1073-1076 годах в Киеве княжил Святослав Ярославич.

Разрыв с братьями

В 1073 году младшие братья Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава. Святослав захватил Киев, Всеволод перешёл в Чернигов, отдав Переяславль Давыду Святославичу, а Изяслав вновь бежал в Польшу, где на сей раз был выдворен польскими властями, заключившими союз со Святославом и Всеволодом. При этом польский король Болеслав II оставил у себя часть его драгоценностей.

Изгнанник Изяслав направился в Германию к императору Генриху IV и попросил у него помощи в борьбе против братьев, передав ему гигантские богатства; однако император, силы которого были отвлечены внутренней борьбой в Германии, также не поддержал его.

Изяслав отправил в 1075 году своего сына, волынского князя Ярополка, в Рим, где тот посетил папу Григория VII, будущего противника Генриха IV. Папа ограничился общими увещеваниями в адрес русских князей.

Под влиянием папы Болеслав был вынужден помириться с Изяславом, так как это стало одним из условий для получения им польской короны. 25 декабря 1076 года Изяслав с женой приняли участие в коронации Болеслава в Гнезно.

В декабре 1076 года Святослав внезапно скончался. Всеволод занял его место, но уже через полгода вернул престол двинувшемуся на Киев с поляками Изяславу

Возвращение и гибель

Конец скитаниям Изяслава положила внезапная кончина Святослава Ярославича 27 декабря 1076 года. Всеволод в качестве защитника Киева от поляков и Изяслава заключил с ним мир и вернул ему киевское княжение, а сам удалился в Чернигов (1077). Давыд Святославич был выведен из Переяславля, вернувшегося под контроль Всеволода (который сохранил также Смоленск), Олег Святославич - с Волыни, где сел Ярополк Изяславич, погибшего в Заволочье Глеба Святославича в Новгороде заменил Святополк Изяславич.

Сразу после смерти Святослава началась ожесточённая борьба с Всеславом Полоцким, которая продолжилась при Всеволоде Ярославиче. Началась с похода Всеслава на Новгород против Глеба весной 1077 года. Летом 1077 и зимой 1077/1078 последовали два похода на Полоцк, в том числе второй с участием Святополка Изяславича и половцев (впервые в истории Руси).

В 1078 году началась новая междоусобная война. Против дядей - Изяслава и Всеволода - восстали их племянники Олег Святославич и Борис Вячеславич. Соединившись с половцами, они разбили Всеволода на р. Сожице. Всеволод бежал за помощью в Киев, вернулся вместе с Изяславом и осадил Чернигов в отсутствие его князей.

Решающее сражение произошло 3 октября, в нем погибли Изяслав и Борис. Битва на Нежатиной Ниве и гибель Изяслава и Бориса упоминаются в «Слове о полку Игореве».

Похоронен Изяслав Ярославич в соборе Святой Софии в Киеве.

Битва на Нежатиной Неве 3 октября 1078
(худ. Александр Терещенко)

Внешность и характер

Описывая погребение Изяслава, летописец говорит о князе так:

«Бе же Изяслав муж взором красен, телом велик, незлобив нравом, крива ненавидя, любя правду, клюки же в нем не бе, ни льсти, но прост умом, не воздая зла за зло; колико бо ему сотвориша кияне, самого выгнаша, а дом его разграбиша, и не возда противу тому зла».

Приводя этот отзыв, с летописцем вступают в заочную полемику Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв. Первый пишет: «Но Изяслав был столь же малодушен. Хотел престола, но не умел сидеть на нем. Злодеяния сына обличают слабость отца. Бедствие Минска и вероломное заточение Всеслава противоречат похвалам летописца».

«Можно ли назвать незлобивым князя, который позволил сыну своему замучить множество киевлян, даже и невинных в его изгнании, жестоко преследовал Всеслава Полоцкого, в отношении к которому сам был больше виноват, преследовал в Киеве людей, которых подозревал в приязни ко Всеславу, не уважая в них даже святости жизни, наконец, преследовал несчастных сыновей Святослава?» , - вопрошает второй.

О чертах характера Изяслава можно сделать вывод и по сохранившимся молитвам его жены Гертруды, написанным в годы их скитаний по Европе. В этот период, очевидно, между Изяславом и Гертрудой часто происходят размолвки. В одной из своих молитв она просит Бога отвратить сердце супруга, которого она называет королём, от ненависти, досады и гнева и внушить ему кротость, добросердечие и миролюбие, но при этом также защитить от всех опасностей и сделать счастливым путь на родину. В другой молитве Гертруда просит Господа услышать стон её сердца, избавить от мучений, изгнать все горести и отвратить зло, которое на неё обрушилось из-за грубости мужа и его нежелания беседовать с ней и выслушивать советы, сделать его милостивым и благосклонным к ней, но и утихомирить её собственный бешеный нрав и превратить в кроткую, спокойную, обращенную к добру женщину.

ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ - киевский князь (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078 годы).

2-й сын киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от брака с благоверной княгиней Ириной (Ингигерд), дочерью шведского короля Олава Шётконунга . В крещении Изяслав был назван в честь вмч. Димитрия Солунского. Это подтверждается именованием Изяслава «Димитрием, королем Руси» в сообщении о его визите в начале 1075 года к германскому королю Генриху IV в анналах Ламперта Херсфельдского («Demetrius, rex Ruzenorum») и в адресованном ему послании папы Григория VII («Demetrius, rex Ruscorum») от 17 апреля 1076 года. Кроме того, Изяслав обращается к св. Димитрию в надписи на покрове, подаренном им на раку св. Адальберта-Войтеха в Гнезно. Косвенным свидетельством крещения Изяслава в честь вмч. Димитрия Солунского может служить посвящение святому соборной церкви фамильного монастыря, основанного Изяславом в Киеве. При жизни отца князь занимал столы во Владимире-Волынском или в Турове, затем, после смерти старшего брата Владимира, вероятно, в Новгороде (1052-1054 годы). В конце 30-х - 1-й половине 40-х годов XI века женился на Гертруде, сестре польского князя Казимира I Восстановителя. Изяславу приписываются известные в 10 экземплярах свинцовые печати с изображением св. Димитрия на одной стороне и декоративной розетки на другой. Аналогичная печать с изображением на обороте княжеской тамги, возможно, относится ко времени княжения Изяслава в Новгороде.

По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 году Русь была разделена между его 5 сыновьями, причем Изяславу, к тому времени старшему, достались Киев (с Турово-Берестейской волостью) и Новгород. Нововведением завещания Ярослава стало учреждение на Руси сеньората. Изяславу усваивался некоторый объем общегосударственных прерогатив, главной из которых была обязанность служить гарантом политического status quo. В то же время власть Изяслава не была единоличной. На сопряженных с Киевом территориях осуществлялось «троевластие» старших Ярославичей: Изяслава, Святослава, князя черниговского, и Всеволода, князя переяславского, разделивших между собой земли Среднего Поднепровья и тем самым обязанность защищать южные рубежи Руси от степняков. Поэтому все важнейшие события первых 15 лет княжения Изяслава представлены в источниках как результат коллективных действий братьев: перевод Игоря Ярославича с Волыни в Смоленск после смерти смоленского князя Вячеслава Ярославича (1057 Изяслав) (Волынь при этом, видимо, отошла Изяславу), освобождение из заключения и пострижение в монашество его дяди Судислава Владимировича (1059 год), раздел Смоленска по смерти Игоря (1060 год), победа над торками (узами) (1060 год), война против полоцкого князя Всеслава Брячиславича и его пленение (1067 год), неудачное противостояние появившимся в южнорусских степях половцам (1068 год), перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба в построенную Изяславом в Вышгороде и освященную в их честь церковь (1072 год), кодификация дополнительных статей Русской правды («Правда Ярославичей») (около 1072 года). Только на севере и на западе Изяслав действовал в одиночку: поручив Новгород посаднику Остромиру (между 1054 и 1060 годами), Изяслав совершил поход на балтское племя галиндов (голядь) в среднем течении Западного Буга (1058 год), продолжая освоение ятвяжских земель, начатое его дедом равноапостольным князем Владимиром (Василием) Святославичем. После гибели Остромира во время похода на чудь (эстов) Изяслав совершил успешный поход на чудь, а в Новгороде посадил сына Мстислава.

Поражение от половцев летом 1068 года и отказ Изяслава раздать оружие киевлянам для отпора кочевникам вызвали в столице мятеж, в результате которого на киевский стол был возведен освобожденный восставшими из заключения Всеслав Полоцкий, а Изяслав бежал в Польшу. С военной помощью польских князей Болеслава II весной 1069 года Изяслав вернулся в Киев, но восстановить политическую ситуацию 1068 года не смог. Святослав, овладевший к тому времени Новгородом, сохранил его за собой. Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 годах вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе которой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората Изяслава проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польского союзника киевского князя, Святослав около 1070 года сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а Изяслав с целью заручиться поддержкой восточносаксонской знати женил около 1071/1072 года сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/1070 году, а не к 1060 году, как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта около 1069 года, а в Переяславле - в 1073 году или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между Изяславом и его братьями.

Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание Изяслава из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 года, в результате которого киевским столом овладел Святослав. Изяслава снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 году, а весной следующего года заключил союз со Святославом. В начале 1075 года Изяслав оказался при дворе германского короля Генриха IV, который, будучи занят подавлением саксонского восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 года Изяслав отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения Константинопольскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил Изяслава письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение Изяслава от прямых контактов с папой показывает, что его целью было всего лишь оказать давление на польского князя. К последнему в апреле 1076 года действительно было отправлено папское послание в поддержку Изяслава.

Ситуация переменилась после внезапной смерти Святослава в декабре 1076 года Летом 1077 года Всеволод добровольно уступил киевский стол старшему брату. Результатом стало вытеснение Святославичей с их столов: Глеба - из Новгорода, Олега - с Волыни. Новгород отошел Изяслав, который посадил там сына Святополка. Третий период киевского княжения Изяслава оказался недолгим. В 1078 году Олег Святославич с наемными половцами захватил отчий Чернигов, изгнав оттуда Всеволода Ярославича. Изяслав выступил на помощь брату, и осенью того же года войско Олега было разбито (битва на Нежатиной Ниве), но при этом Изяслав погиб, а киевский стол перешел Всеволоду. Изяслав был погребен в Десятинной церкви; существует предположение, что под «цьркъви святыя Богородица» в летописи имеется в виду Софийский собор (В. А. Кучкин). Печерский летописец сопроводил сообщение о гибели Изяслава некрологом, с похвалой отозвавшись о беззлобии и бесхитростности князя: «Бе же Изяслав мужь взором красен, телом великомь, незлобив нравомь, кривды ненавидя, любя правду, клюк же в немь не бе, ни льсти, но прост оумом, не воздая зла за зло». В Житии прп. Феодосия Печерского (согласно Ю. А. Артамонову, составленном Нестором около 1107/1108 года) смерть Изяслава охарактеризована как христианский подвиг: «...положи душю свою за брата своего по Господню гласу». Автор Жития пишет о живой вере Изяслава: «Поистине бе тепл на веру, яже к Господу нашему Иисусу Христу и к Пречистей Матери Его».

О церковной политике Изяслава (помимо упомянутой вынужденной уступки братьям в вопросе о новых митрополиях) известно мало. Согласно Житию прп. Феодосия Печерского, вскоре после вокняжения Изяслава в Киеве возник конфликт князя и его окружения с молодым Киево-Печерским монастырем из-за пострижения прп. Никоном Печерским без княжеского разрешения евнуха из приближенных князя (прп. Ефрема; впоследствии митрополит Переяславский) и сына одного из бояр (прп. Варлаама; будующий игумен Киево-Печерского монастыря). В гневе Изяслав грозил «раскопать пещеру», а монахов «послать на заточение». Житие приписывает примирение между князем и монастырем заступничеству Гертруды, жены Изяслава, которая убедила мужа оставить монахов в покое, т. к. аналогичные репрессии против монашества на ее родине, в Польше, привели в 30-х годах XI века к общегосударственной смуте. Однако дело обстояло, по всей вероятности, сложнее, и монастырю пришлось пойти на компромисс. Прп. Никон был вынужден покинуть Киев, прп. Антоний Печерский удалился в затвор, а настоятелем монастыря был избран юный Варлаам. При прп. Варлааме Изяслав выделил печерянам «гору над пещерою» для строительства наземного монастыря. Изяслав воспринимал Варлаама как своего ставленника, что видно из перевода последнего на игуменство в основанный князем Димитриевский монастырь около 1060 года. По замечанию печерского летописца, князь хотел «створити вышии сего манастыря, надеяся богатстве». Летописец не преминул подчеркнуть благочестие Изяслав, который, став киевским князем и услышав о подвижнической жизни прп. Антония, «приде съ дружиною своею, прося оу него благословения и молитвь». В Житии прп. Феодосия повествуется о многих встречах святого с «боголюбивым» Изяславом. В Киево-Печерский монастырь князь-«христолюбец» приезжал без бояр, только «с шестию или с пятию отрок», слушал наставления святого, ел простую монастырскую пищу. Прп. Феодосий осудил изгнание Изяслава с киевского стола в 1073 году. В науке часто приписывают прп. Феодосию Печерскому 2 послания некоего Феодосия к князю Изяславу (в котором видят Изяслава) о постах и «вере латинской». Однако, вероятнее всего, послания принадлежат печерскому игумену Феодосию, жившему в середине XII века, и адресованы не Изяславу, а киевскому князю Изяславу (Пантелеимону) Мстиславичу.

Ставленником Изяслава был Ростовский епископ св. Исаия. Нет серьезных оснований сомневаться в свидетельстве Жития свт. Исаии (не ранее конца XV века), что он был назначен на Ростовскую кафедру из настоятелей Димитриевского монастыря митрополитом Иоанном II в 6585 году (1077/1078 год), т. е. в период 3-го княжения Изяслава в Киеве. Это означает, что Ростовская церковная область (или какая-то ее часть с Ростовом), которая, как считается, перешла от Переяславля под Киев, в правление киевского князя Святослава Ярославича в 1073-1076 годах (чем и было вызвано возобновление или, по другой гипотезе, учреждение Ростовской епархии), сохранила свой статус и после возвращения к власти Изяслава.

Из церковных построек Изяслава известны упомянутые выше собор киевского Димитриевского монастыря (около 1060 года) и храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде (начало 70-х годов XI века). Попытка приписать Изяславу обновление Десятинной ц еркви (Ю. К. Бегунов) лишена оснований.

Высказывавшиеся исследователями догадки о симпатиях Изяслава к католичеству не имеют под собой реальной почвы. Сохранившийся латинский молитвенник его жены Гертруды свидетельствует лишь об известной индифферентности при киевском княжеском дворе к полемике по догматическим, литургическим и церковно-дисциплинарным вопросам, которая обострилась после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.

Источники:

Sigeberti Gemblacensis Сhronicon / Ed. L. C. Bethmann // MGH. SS. 1844. Bd. 6. S. 362;

Житие св. Исаии, еп. Ростовского // ПС. 1858. Ч. 1. С. 432;

Lewicki A. Napis na paliuszu z XI wieku // Kwartalnik historyczny. Lwów, 1893. Rocz. 7. S. 447-448 [надпись на покрове на раку св. Адальберта];

Иллюстрация:

Киевский кн. Изяслав Ярославич. Гравюра. 1819 г. (РГБ). Архив ПЭ.

Изяслав (в крещении Димитрий) родился в 1024г. Годы правления: 1054-1078 гг.

Его отец - великий князь Киевский Ярослав Мудрый , мать - шведская принцесса Ингегерда (в крещении Ирина). При жизни отца Изяслав получил Туровскую землю, а после смерти старшего брата Владимира в 1052 г. стал князем Новгородским.

В 1054 г. по завещанию отца Изяслав получил великое Киевское княжение, а его сын Мстислав – Новгород.

Правление Изяслава Ярославича происходило в союзе с братьями – Черниговским князем Святославом и переяславским князем Всеволодом . Они пересмотрели «Русскую правду» и приняли «Правду Ярославичей», учредили отдельные митрополии в княжествах. Историки назвали их систему триумвиратом Ярославичей. Также братья вместе в 1055 и 1060 гг. разгромили торков.

В 1064 г. князь Изяслав Ярославич отразил вторжение половцев. В 1067 г. киевский князь с братьями разорили г. Минск в отместку за ограбление Новгорода Всеславом Брячиславичем, Полоцким князем. И в том же году во время мирных переговоров Всеслав был схвачен и заточен в киевскую тюрьму.

В 1068 г. братья Ярославичи были побеждены половцами на р. Альте. Отказ Изяслава I Ярославича выдать оружие киевлянам для защиты от половцев вызвал народное восстание против него. Киевляне освободили Всеслава Брячиславича и провозгласили его своим князем, а Изяслав Ярославич был вынужден бежать в Польшу просить помощи у своего племянника, князя Болеслава II.

В 1069 г. Изяслав I Ярославич вернулся в Киев с польским войском и вернул себе престол, учинив расправу над виновниками своего изгнания.

В 1073 г. младшие братья, Святослав и Всеволод, вступили в заговор против киевского князя Изяслава, в результате чего в 1075 г. Изяслав снова бежал в Польшу, а Святослав Черниговский захватил киевский престол.

Но Изяслав I Ярославич был изгнан и из Польши, т.к. польский князь вступил в союз со Святославом и Всеволодом. Тогда Изяслав отправился в Германию за помощью к императору Генриху IV, но и там получил отказ.

Скитания Изяслава закончились в 1076 г., когда внезапно умер Святослав Ярославич, и он снова вернул себе власть. А Всеволод, помирившись с братом, удалился в Чернигов в 1077 г.

В 1078 г. против Изяслава и Всеволода Ярославичей восстали их племянники, тмутараканский князь Олег Святославич и князь-изгой Борис Вячеславич. В битве на Нежатеной Ниве за Черниговское княжество Олег бежал, Борис был убит. Ярославичи победили, но Изяслав от полученной раны умер. Гибель Изяслава и Бориса упоминается в «Слове о полку Игореве».

Похоронен Изяслав I Ярославич в соборе Святой Софии в Киеве.

Во время княжения Изяслава был построен Димитровский монастырь в Киеве, выделена земля для Киево-Печерского монастыря.

Князь Изяслав был женат на дочери польского короля Мешко II Ламберта, Гертруде (в крещении Елена).

Дети: Ярополк (князь Волынский и Туровский), Святополк II Изяславич (князь Полоцкий, Новгородский, Туровский, а затем и великий Киевский), Мстислав (князь Новгородский).