20.04.2024

Авиакатастрофа львов. Львовский кошмар


27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом боевой истребитель Су-27УБ врезался в зрителей. Погибли 83 человека (из них 19 детей), 116 человек ранены. Пилоты успели катапультироваться.

Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов, под Львовом, многолюдно. Все с нетерпением ожидают начала праздника, посвященного 60-летию 14-го воздушного корпуса, дислоцированного в западных областях Украины. Особенно радуются дети: родители им обещали, что они смогут посидеть в настоящих самолетах.

Первым в небе появился Ан-2. Кружа над взлетно-посадочной полосой аэропорта, он сбрасывал парашютистов.

Затем перед трибуной показали фигуры высшего пилотажа два спортивных Як-52. Но все ожидали появления настоящих боевых машин - полеты заявлены в программе.

И вот диктор сообщает, что истребитель-бомбардировщик Су-27, вылетевший с места дислокации в поселке Озерном Житомирской области, уже на подходе к аэродрому.

Все ждали именно этого истребителя. Взоры более семи тысяч львовян и приезжих обратились к кромке ВПП, откуда должен появиться самолет. Рокотом мощных турбин заглушается голос диктора, рассказывающего о технических характеристиках «сухаря» (так пилоты и техники называют машины конструкции КБ имени Сухого). Размах крыла 14, 7 метра, длина 21, 9 м, высота 5, 9 м. Взлетная масса 22, 5-23 т. Максимальная скорость на высоте 11 км составляет 2500 км/ч. Динамический потолок полета 24 км. Силовая установка - два двигателя ТРДД АЛ-31Ф, развивающий тягу при форсаже более 12 т каждый.

Сверкая фюзеляжем и крыльями, Су-27 на малой высоте проносится над ВПП перед трибуной, вызывая взрыв всеобщего восторга.

Тем временем шум двигателей превращается в громовой рокот, истребитель Су-27УБ, пилотируемый летчиком-испытателем 1-го класса Владимиром Топонарем и летчиком 1-го класса Юрием Егоровым, задирает нос кверху, стремительно набирая высоту, затем заваливается набок, выполняя фигуру высшего пилотажа - «бочку». После этого разворачивается и переходит в крутое пике, снова приближаясь к летному полю.

По словам очевидцев, в какой-то момент истребитель вдруг резко снизился; почти у самой земли экипаж попытался поднять его на безопасную высоту, но при этом Су-27 задел крылом стоявший на поле Ил-76. Машина, потеряв управление, «нырнула», пилоты катапультировались, и через мгновение 20-тонный истребитель рухнул на землю, превратившись в огненный шар и сметая все на своем пути. К небу рванулся столб пламени и черного дыма. Зрителей, среди которых было много детей, калечило и убивало обломками металла, давило взрывной волной, жгло огненным смерчем вспыхнувшего авиационного керосина.

Рассказывает свидетель катастрофы, корреспондент «Комсомольской правды» Ярослав Коляса:

«Асы летчики!» - мелькает мысль у меня. В паре метров над корпусами Львовского авиаремонтного завода пролетели! Зрители залихватски захлопали.

Но что это? Самолет продолжает снижаться. Я не летчик, но и то понимаю, что пора выводить машину из пике.

Самолет, всколыхнув или чиркнув - я не понял! - кроны высоких тополей, растущих по краю территории авиаремонтного завода, несся уже над рулежными бетонными дорожками, ведущими к проходной предприятия, и продолжал терять высоту! Зрители - да и я тоже - все еще думали, что так и надо, что это такой трюк.

А истребитель чиркнул крылом по Ил-76, стоявшему на площадке для осмотра и открытому для всех желающих. Звука удара я не услышал, но вокруг брызнули осколки. Позже мне сказали, что в этот момент в кабине «Ила» находились несколько зрителей с детьми - трудно даже представить, что они пережили.

Я вижу, как над разваливающимся уже на куски самолетом вспыхнули купола двух парашютов.

А истребитель, «пропахав» бетонную дорожку, выскочил на травяное поле, все разваливаясь и разваливаясь…

Потом - пламя, черный дым. На нас пыхнуло жаром, как из доменной печи.

Началась паника - и толпа швырнула меня в сторону от огня.

Крики над полем. Кажется, первыми оценили ситуацию пожарные: красные машины мгновенно появились возле огня, в пламя ударили струи воды.

Еще не соображая, что делаю, я побежал к месту, которое пропахал упавший самолет. Сработала мысль - раз машина распалась на куски и все горит, взрыва не должно быть, баки развалились, топливо вытекло.

То, что увидел, наверное, никогда не удастся забыть.

Вдруг вижу, навстречу мне, шатаясь, идет мужчина в какой-то необычной одежде. Читаю на нашивке: Юрий Егоров. Не сразу соображаю, что это один из летчиков, пилотировавших злополучный истребитель. Его подхватывают под руки, чтобы не упал, уводят в сторону. Позже я узнал, что оба летчика (второй - Владимир Топонарь) из-за аварийного катапультирования получили серьезные травмы позвоночников.

Три «скорые» уже подъехали к месту падения самолета.

Ожил микрофон, стоящий где-то у ведущих шоу или на трибуне, я не понял. Десятки людей вырывают его друг у друга, кричат: «Петя!.. Миша!.. Славик!..» «Мама, папа возле трибуны, ты где? Подойди сюда!..»

…А через минуты военные и милиционеры уже живой цепью оттесняли мечущуюся толпу от места смертельного падения истребителя.

В первые минуты после трагедии на залитом кровью летном поле лежали оторванные головы, руки, ноги. Люди погибали целыми семьями: отец, мать и двое детей, пришедшие посмотреть на авиационный праздник. Один из пострадавших, 40-летний мужчина, стоял, держа за руку жену, которая в свою очередь придерживала двоих детей. Обломки самолета буквально смахнули женщину с детьми, а в руках у отца осталась лишь оторванная рука супруги. Молодой парень рядом догадался лечь и потому остался жив.

«В тот день я со своей девушкой и другом отправился в Скнилов на авиашоу - все-таки разнообразие, не все же на дискотеки или концерты ходить, - рассказывал журналистам двадцатичетырехлетний Александр Савченко. - На аэродроме много народу - тысяч десять. Люди распределены группами примерно по тысяче человек. И надо же такому случиться - самолет упал именно в нашу тысячу. Меня легко поранило, даже не знаю как, - руки и ноги. Небольшие порезы. Моей подруге раздробило тазобедренный сустав, поврежден костный мозг. Сейчас она в реанимации, врачи говорят, проблемы с позвоночником. А другу страшно повезло. Стоящему перед ним мужчине оторвало голову, и Петр об эту голову споткнулся, упал… Это его и спасло. В рубашке родился. Мы все, как водой, были облиты кровью - она из людей била фонтанами. Я ночью не могу сомкнуть глаз - сразу вижу эту картину. А Петр с тех пор вообще не разговаривает…»

Когда у зрителей и участников авиашоу прошел первый шок, они с ужасом поняли, что произошло. Там, где только что располагались трибуны, полыхал ядовитый пожар. Тела погибших разметало далеко вокруг места взрыва. Стоны раненых, крики ужаса, детский плач… В первые минуты никто даже приблизительно не мог представить себе масштабы трагедии. Но уже вскоре стало ясно, что количество жертв исчисляется десятками.

Страшная трагедия обрушилась на семью прапорщика Владимира Сербина из Львова. Он пришел посмотреть шоу вместе с сыновьями - шестилетним Ростиславом и восьмилетним Юрием. Погибли все трое.

Машины «скорой помощи» развезли людей в четыре больницы. У большинства пострадавших сильные ожоги, резаные и рваные раны.

«Я еще не видел такого», - рассказывал врач реанимационного отделения Львовской больницы «Скорой помощи» Василий Иванюшко. - К нам сразу доставили 14 человек в тяжелейшем состоянии - с черепно-мозговыми травмами, израненными конечностями, телами. Их пришлось вытаскивать буквально с того света. Увы, двоих так и не удалось спасти - мальчика-подростка и женщину лет сорока пяти. Кстати, лишь двое из наших пациентов, когда пришли в сознание, смогли вспомнить свои фамилии».

Пожалуй, еще никогда львовская телефонная сеть не переживала такого шквала звонков. Вопрос один: «У вас все живы?» И в воскресенье, и в понедельник во Львове возле больниц, городского морга толпились люди, пытавшиеся узнать, нет ли среди пострадавших и погибших их родных, знакомых. Получить такую информацию было непросто. Ведь самолет при падении изувечил многих погибших до неузнаваемости. Ситуация осложнялась тем, что у большинства погибших и пострадавших не было при себе никаких документов.

Президент Кучма, прервав свой отпуск в Крыму, срочно прибыл во Львов. Проведя экстренное совещание на месте трагедии, он уволил главнокомандующего Военно-воздушными силами Украины Владимира Стрельникова, а министр обороны страны Владимир Шкидченко по поручению президента уволил командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко. Военная прокуратура Западного региона возбудила в связи со случившимся уголовное дело. В чем причина катастрофы, должна была ответить государственная комиссия, которую возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Президент Украины потребовал доложить о результатах расследования и принятых мерах до 7 августа.

Пилоты разбившегося истребителя при катапультировании получили сильные, но неопасные для жизни травмы позвоночника. Владимир Топонарь и Юрий Егоров сказали президенту, что были бессильны предотвратить трагедию.

Вскоре летчиков перевели из реанимации в военно-медицинский центр в Виннице. То, что их здоровью ничего не угрожает, больше всего возмущало очевидцев происшествия.

«Черный ящик» самолета был найден и направлен на исследование. По первой официальной версии, причиной трагедии стал одновременный отказ двух двигателей самолета. Российские эксперты крайне скептически отнеслись к выдвинутой украинской стороной версии об одновременном отказе сразу двух двигателей истребителя Су-27. Установленные на этом самолете турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-31Ф за десятки лет эксплуатации во многих странах мира, в самых разных климатических условиях зарекомендовали себя как исключительно надежные. К тому же для регулирования режимов работы АЛ-31Ф предусмотрено функционирование двух систем - электронной (основная) и гидравлической (дублирующая). К характерным особенностям АЛ-31Ф относятся модульность конструкции, высокая газодинамическая устойчивость компрессора, малый удельный расход топлива, высокие контролепригодность и эксплуатационная технологичность. По оценкам специалистов ОКБ «Сухого», они не могут припомнить, чтобы на Су-27 в нормальных условиях пилотирования произошел одновременный отказ сразу двух движков.

Тем не менее в авиационном военно-промышленном комплексе «Сухой» не исключали, что причиной трагедии на авиашоу во Львове мог стать отказ двигателей истребителя Су-27, так как, по мнению специалистов, после распада СССР авиатехника на Украине эксплуатировалась с серьезными техническими нарушениями.

И все-таки причиной трагедии во Львове стал пресловутый человеческий фактор. Украинская армия в целом и ВВС в частности после развала СССР находились в критическом состоянии. За годы независимости летчики растеряли былую профессиональную квалификацию. Украинские пилоты имеют минимальный годовой налет. Оставшиеся от Советского Союза вооружения эксплуатировались с грубейшими нарушениями установленных правил. То же можно сказать и об учениях и тренировках с применением техники.

Эксперт по авиабезопасности Валерий Тимошкин, например, сравнил катастрофу под Львовом с трагической гибелью Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе. 17 июля 2001 года на празднике в Острове, под Псковом, разбился Су-33 под его управлением. Причиной катастрофы стала ошибка при пилотировании. Апакидзе, видимо поняв, что виноват, сам погиб, но самолет увел в сторону от зрителей.

Украинская комиссия сделала заключение, что к трагедии привели «серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов в ВВС, и в частности при организации демонстрационных мероприятий во Львове». Об этом говорилось в сообщении пресс-центра Генеральной прокуратуры Украины.

Трагедии можно было избежать, если бы устроители авиашоу выдержали минимально безопасную высоту и удаление от зрительских трибун. Тогда пилот в случае возникновения нештатной ситуации имел возможность увести самолет в сторону. Об этом свидетельствует опыт авиационных происшествий на крупнейших мировых авиасалонах, таких, как Фарнборо и Ле-Бурже, где катастрофы и инциденты с самолетами в последнее время обходятся без человеческих жертв.

Летчик первого класса подполковник Алексей Мельник, просмотрев телесюжеты о трагедии, отметил явные ошибки в организации шоу. Полеты должны демонстрироваться на высоте не менее 400 м, а сама машина не должна пролетать над зрителями.

Согласно общепринятым стандартам, расстояние от места выполнения полета до места расположения зрителей должно составлять от 300 м до 1, 5 километра. Даже если пилот совершает ошибку, организаторы должны это предусмотреть. По мнению Мельника, летчик самостоятельно на виду у начальства так низко к земле не опустится: «Обязательно был сценарий, и кто-то давал на него добро. Был руководитель полетов, который в случае нарушения летчиками режима высоты должен был дать приказ не выполнять задание дальше». Мельник охарактеризовал Юрия Егорова, с которым знаком, как сильного летчика. «Люди должны его простить, так как он сам уже достаточно наказан случившейся трагедией».

А вот мнение эксперта В. Тимошкина:

Второе. Всегда определяется минимальная высота вывода машины из вертикальных фигур - в данном случае не менее 100 м. А у украинских летчиков рассчитано 30-40 м, за что они и поплатились. Тут налицо сначала ошибка организаторов шоу, а потом еще и самих летчиков. В трагедии виноваты организаторы шоу, а не только экипаж».

Не прошло и двух недель, как председатель комиссии по расследованию причин катастрофы Евгений Марчук заявил, что имело место отступление от полетного задания. Расшифрованы записи «черного ящика». Пилот спрашивал: «А где же наши зрители?» Перед падением экипаж получил предупреждение: «Самолет вошел в сверхкритическую перегрузку». При этом установлено, что все системы и агрегаты машины работали нормально.

  • 71.

Трагедия

Запись бортового самописца Су-27

12 часов 40 минут 30 секунд. (Сообщение с земли) Яцюк: «2000 метров, тонкая, есть кучевочка порядка 2-3 балла. Погода хорошая, видимость более 10 километров».
12.40.47. Второй пилот Егоров: «А вот смотри, Володя, тут такая погода». Топонарь: «Возьми пока управление». Егоров: «Взял».
12.41.09. Топонарь: «Поворот вправо». Егоров: «Я понял».
12.41.17. (Команда с земли) Яцюк: «31152 вправо на посадочный 312, азимут 136, удаление 24. По давлению 738, снижайтесь 600».
12.41.25. Топонарь: «Выводи, выводи с крена, выводи».
12.41.33. Топонарь (земле): «Разрешили 600 31152».
12.41.36. Яцюк: «Понял. Давление 738,0 установили?».
12.41.44. Топонарь: «Установил».
12.41.52. (Команда с земли) Третьяков: «31152, я Лаванда - старт». Топонарь: «Отвечаю, 31152: 1500 на снижении».
12.41.59. Третьяков: «Хорошо, по давлению 738,0 занимайте 600 метров на привод».
12.42.06. Топонарь: «Снижаюсь 600 на привод».
12.42.11. Яцюк: «152, как принимаете Лаванда - площадку?». Топонарь: «Хорошо принимаю».
12.42.16. Топонарь: «Влево 10 возьми».
12.42.23. Топонарь: «Выводи».
12.42.38. Топонарь: «Все. Наблюдаю». Егоров: «Да, гаси скорость».
12.42.41. Третьяков: «31152 еще раз, проверьте установку давления 738,0».
12.42.50. Топонарь: «738,0 установил, полосу наблюдаю 600 горизонт».
12.42.56. Третьяков: «Хорошо. Визуально какое удаление?»
12.43.00. Топонарь: «Визуально километров 10. Разрешите снижение дальнейшее».
12.43.05. Третьяков: «Да. Наблюдаю 152 вас, по заданию снижение разрешаю».
12.43.13. Егоров: «Вова, оттриммеруй самолет и давай с трехсот метров. Вова, не будем, зачем нам туда?..» Топонарь: «Нормально».
12.43.26. Яцюк: «152, я Лаванда площадка: наблюдаю, работу разрешаю».
12.43.31. Сигнал бортового компьютера о снижении на опасную высоту (на протяжении 5,5 секунды).
12.43.33. Егоров: «У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?»
12.43.37. Егоров: «6 тонн. Понимаешь?»
12.43.43. Топонарь: «Где зрители, на х..?»
12.43.48. Егоров: «Не знаю, где они бл…»
12.43.49. Топонарь: «А, вон, вижу». Егоров: «…твою мать…! С правой стороны нет!»
12.43.54. Топонарь (земле): «Пилотаж влево выполняю». Егоров: «Ну что, пошли?»
12.43.58. (Команда с земли) Яцюк: «Влево, влево».
12.44.14. Егоров: «Включай».
12.44.34. Егоров: «Пошли».
12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту.
12.44.39. Егоров: «Бочка».
12.44.44. Егоров: «Хватит - угол».
12.44.51. Голосовой информатор: «Борт 42, скорость предельная».
12.44.58. Егоров: «Поворачивай». Голосовой информатор: «Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка».
12.45.01. (Команда с земли) Яцюк: «Поворот».
12.45.02. Егоров: «Выворачивай еб…».
12.45.05. (Команда с земли) Яцюк: «Выводи».
12.45.07. (Команда с земли) Третьяков: «Выводи, добавь обороты».
12.45.10. (Команда с земли) Яцюк: «Форсаж». Голосовой информатор: «Предельный угол атаки, предельная перегрузка».
12.45.11. (Команда с земли) Третьяков: «Добавь обороты».
12.45.18. Остановка магнитофона.

Приговор суда

  • Владимир Топонарь , управлявший самолетом Су-27, приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (около 1 млн 300 тысяч долларов).
  • Юрий Егоров , второй пилот, приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен (около 450 тысяч долларов).
  • Анатолий Третьяков , командующий 14-го авиакорпуса, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
  • Юрий Яцюк , заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
  • Анатолий Лукиных , начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен (около 35 тысяч долларов).
  • Олег Дюбецкий , ответственный за подготовку экипажа, оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

Уголовные дела в отношении четырех генералов, среди которых бывший главнокомандующий ВВС Украины генерал Стрельников, переданы в суд.

«Сегодня я понял - справедливости нет. Поэтому обжаловать решение суда мы не будем», - сказал председатель общественной организации «Скниловская трагедия» Стефан Козак.

Примечания

См. также

Ссылки

15 лет назад в Украине произошла одна из крупнейших трагедий - авиакатастрофа в Скнилове Львовской области. 27 июля 2002 года в ходе авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса в аэропорту Львова в Скнилове, расположенном недалеко от Львова. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ ВС Украины упал на толпу зрителей.

По количеству погибших Скниловская трагедия считается крупнейшей катастрофой в истории авиационных праздников.

Как это было

В тот день осмотреть на шоу пришло более 10 000 человек. Команду военных пилотов на мероприятии представляла пилотажная группа "Украинские Соколы", созданная в 1995 году, которая специализировалась на выполнении фигур высшего пилотажа на боевых самолетах.

Су-27УБ борт 42 под управлением двух пилотов — 45-летнего командира В. А. Топонаря и 49-летнего второго пилота Ю. М. Егорова — выполнял фигуру высшего пилотажа. Самолёт вошёл в нисходящий вираж на малой высоте. Несмотря на попытку выйти из виража вверх истребитель слишком быстро терял высоту. Самолёт, задев дерево, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через лётное поле, заполненное зрителями; пилоты катапультировались. Затем самолёт задел стоявший на аэродроме Ил-76, начал кувыркаться, пластом рухнул на землю и полностью разрушился. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар.

Погибли 77 человек, из них 28 детей. Пострадавшими признаны 543 человека.

Расследование и суд

Президент Украины Леонид Кучма всю вину за случившуюся трагедию возложил на военных, освободив от должности главнокомандующего ВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура Украины арестовала Стрельникова и ещё троих высокопоставленных украинских военных. Одновременно с этим министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке, однако отставка не была принята.

6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основной причины трагедии было названо "отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27". Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Как показало расследование, незадолго до авиашоу подготовлен к нему "МиГ-29УБ" был заменен на "Су-27УБ", заправленный на три тонны большим количеством горючего, в результате чего командир самолета Владимир Топонарь неправильно оценил вес самолета и допустил его опасном сближении с землей, недостаточное для набора высоты в критический момент. Кроме того, были нарушены правила проведения подобных мероприятий, которые запрещали полеты над территорией, где находились зрители.

По версии Топонаря, причиной аварии стал неожиданный недобор мощности левым двигателем самолета, в результате чего он не вышел из пике и наклонился на один бок.

Владимир Топонарь, командир Су-27, был приговорён к 14 годам лишения свободы. Вышел на свободу через 11 лет. Юрий Егоров, второй пилот Су-27, был приговорён к 8 годам лишения свободы. Вышел на свободу через 2,5 года. Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом, был приговорён к 6 годам заключения. Юрий Яцюк, заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения. Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён к 4 годам лишения свободы условно. Также им всем были присуждены штрафы. Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

11 июня 2008 года украинский военный апелляционный суд в Киеве вынес оправдательный приговор четырём бывшим генералам ВС Украины. Судебные слушания закончились 9 июня. Все обвиняемые были признаны невиновными.

В память о погибших на территории Скниловского аэропорта возвели часовню, а на месте падения самолета - памятник. Ежегодно львовяне приходят сюда с цветами, священники проводят поминальный молебен.

Украинцы вспоминают об этой трагедии в сети и делятся своими воспоминаниями.

Анастасия Апасова: "15 лет назад, Львов, 9:00. Мне 9,5 лет. Бабушка будит меня "вставай, мы сегодня идем смотреть на самолеты. Говорят, они там будут хорошо летать, там будет целое шоу". Я проснулась с ангиной, она возникла на ровном месте. И мы не пошли из-за меня.

Через несколько часов прибегает соседка: "Включите телевизор, там в Скнилове что-то произошло, я по "брехунцю" услышала". В толпу упал истребитель. Погибло 77 человек, из них -28 детей...

В следующие несколько часов Львов разделился на 2 категории. Первые поехали на аэродром и помогали пострадавшим кто чем мог: вывозили пострадавших, забирали детей, потерявшихся в панической толпе. Другие - не отходили от радио и телевизоров, чтобы услышать информацию о своих знакомых, которые были там, и обрывали все возможные телефоны. Это был очень страшный период для Львова. Светлая память…"

Елена Шворак: "Скнилов. 15 лет трагедии, а болит и сейчас. Люди пришли на праздник, на шоу... 77 погибших, триста килограммов неопознанных похороненных биологических останков... Этого мальчика ценой собственной жизни спасла мама - заслонила от обломков. Еще одна мама отошла купить детям водичку, а через несколько минут рыдала над телами трех своих детей и мужа... Представить, что пережили эти люди, невозможно. На самом деле пострадавших от этой катастрофы больше чем тех, кто был там физически. Психологически это был тяжелый удар. Вечная память!"

Страшная трагедия произошла в субботу на Украине. Во время авиационного праздника во Львове истребитель Су-27 врезался в толпу зрителей. По данным МЧС Украины на 17:45, в катастрофе погибли 78 человек, из них 5 - дети. Как сообщили агентству "Интерфакс" в МинЧС, в пяти больницах города находится 115 пострадавших. На аэродроме в момент катастрофы находились около 10 тыс. человек.

В 12:52 при осуществлении маневра истребитель Су-27 зацепил самолет, стоявший на стоянке, после чего начал падать во вращении. Как утверждают в Минобороны Украины, катастрофа самолета произошла в результате отказа двигателей.

Пилотам удалось катапультироваться, однако машина рухнула на находившихся на аэродроме людей. Летчики остались живы, сообщил первый заместитель государственного секретаря МинЧС Григория Марченко.

Согласно информации агентства ИТАР-ТАСС, истребитель, демонстрируя фигуры высшего пилотажа, шел на малой высоте. По мнению одного из очевидцев - пилота вертолета - именно высоты истребителю не хватило, и он зацепил край трибун.

Более 20 машин "скорой помощи" было задействовано для доставки пострадавших, сообщили в диспетчерской станции "скорой помощи". Также применялась санитарная авиация, пострадавших госпитализировали в пять больниц города.

Военная прокуратура Западного региона возбудила уголовное дело по факту трагедии.

Летчики хотели повторить "подвиг Чкалова"

Военные летчики - очевидцы трагедии на авиашоу во Львове, где истребитель Су-27 упал на людей - утверждают, что пилоты пытались повторить "подвиг Чкалова".

По их словам, пилоты старались пролететь над летным полем как можно ниже, сымитировав таким образом знаменитый пролет под мостом. Сделано это было для зрелищности, чтобы как можно больше людей смогли увидеть самолет в деле.

Именно так обрисовал ситуацию корреспонденту ИТАР-ТАСС бывший военный летчик, председатель Галицкого авиационно-технического общества Ярослав Янчак. Он был непосредственным участником авиашоу, посвященного 60-летию 14 авиационного корпуса ВВС Украины.

Кучма прибыл во Львов. Создана комиссия по расследованию

Около 18:30 по московскому времени президент Украины Леонид Кучма прибыл во Львов из Крыма, где находился на отдыхе. Он был потрясен увиденным на летном поле львовского аэродрома.

"Ужасная трагедия. Никакими словами описать невозможно. И в страшном сне", - сказал глава государства в аэропорту "Скнылив". Было видно, что президенту трудно говорить.

Леонид Кучма выразил глубокие соболезнования родственникам погибших. "Я сам буду держать на контроле, чтобы каждая семья не оказалась без государственной помощи", - сказал президент.

Отвечая на вопросы журналистов, что он намерен сделать, Кучма сказал: "Я тут не для того, чтобы расследовать причины, а для того, чтобы принять первые главные решения". На вопрос, каким будет первое решение, глава государства сказал: "Это - страшная трагедия. И отсюда будут все решения".

В министерстве обороны Украины создана комиссия для расследования причин и обстоятельств трагедии во Львове. Как сообщил первый заместитель начальника Генерального штаба Николай Пальчук, группа вылетает из Киева во Львов. Комиссию возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Об этом агентству "Интерфакс" сообщили в пресс-службе кабинета министров Украины.

К работе комиссии также будут подключены местные специалисты. Пальчук сказал также, что "самолет пилотировали два летчика-аса в звании полковника".

Из резервного фонда правительства Украины по распоряжению премьер-министра Анатолия Кинаха выделено около 1,9 млн. долларов США для оказания материальной помощи семьям погибших и пострадавших. Об этом сообщил пресс-секретарь украинского премьер-министра Сергей Нагорянский. При этом он уточнил, что сумма помощи будет зависеть от числа пострадавших и не исключено, что она может быть увеличена.

Авиашоу проводилось по случаю 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины на аэродроме "Скнилив" во Львове. В частности, планировалось, что военные летчики на современных истребителях Су-27 и МиГ-29 продемонстрируют фигуры высшего пилотажа. Зрителям также должны были демонстрировать полеты планеров, легкомоторных летательных аппаратов и парашютистов.

Президент Путин: "народ России скорбит вместе с вами"

Президент России Владимир Путин направил президенту Украины Леониду Кучме телеграмму соболезнования в связи с авиакатастрофой во Львове, повлекшей большое количество жертв. Об этом сегодня сообщила пресс-служба главы российского государства.

"Глубоко потрясен известием о трагедии во Львове. Прошу передать глубокие соболезнования родным погибших и пострадавших. Трудно найти слова утешения для тех, кто потерял самых близких и любимых людей. В эту тяжелую минуту народ России скорбит вместе с вами", - отмечается в телеграмме.

Хронология катастроф, случившихся во время авиашоу

27 июня 1988 года во время демонстрационного полета во Франции потерпел аварию и рухнул на землю "Аэробус" А-320, на борту которого находились 136 человек. Трое погибли, 98 человек получили тяжелые ранения.

28 августа 1988 года во время показательного полета на базе ВВС США в Рамштайне /ФРГ/ 3 боевых самолета Италии типа "Аэрмаччи МБ 339" столкнулись в воздухе, рухнули на заполненное зрителями поле и взорвались. Погибли около 70 человек, около 500 получили тяжелые ранения.

28 июня 1992 года в Омске во время авиашоу, посвященного дню города у спортивного самолета ЯК-52 Марьяновского спортивно-технического центра отказал двигатель и самолет упал. Пилот - Сергей Сокол, бывший чемпион России по высшему пилотажу, - погиб.

В июне 1997 года в Колорадо потерпел катастрофу истребитель "А-86", демонстрировавший фигуры высшего пилотажа. Самолет внезапно потерял управление и упал в пригороде Денвера.

26 июля 1997 года 9 человек погибли и 55 были ранены в результате авиакатастрофы на празднике в бельгийском аэропорту Остенде. Самолет типа "Икс-Т-300" /буквы латинские/ врезался в землю, завершая "мертвую петлю". Разлетевшиеся от взрыва горящие обломки упали на толпу, скопившуюся рядом с трибунами.

В сентябре 1997 года в ходе "Чесапикского воздушного шоу" в окрестностях Балтимора разбился созданный с использованием технологии "стелс" новейший истребитель-бомбардировщик Ф-117 "Найтхок" стоимостью 45 млн долларов. Машина упала в пригородном жилом районе. Пострадало шесть местных жителей. Пилот благополучно катапультировался.

19 апреля 1998 года два пилота погибли в результате столкновения двух одномоторных бипланов на высоте чуть более 450 метров во время авиационного праздника близ города Киссимми /штат Флорида/. Никто из 5 тыс зрителей не пострадал. Главная причина катастрофы - облачность и порывы ветра, достигавшие 50 километров в час.

30 мая 1999 года во время авиационного ретро-шоу в Австралии разбился одномоторный самолет выпуска 50-х годов. Он врезался в землю в нескольких метрах от взлетно-посадочной полосы на военно-морской базе "Альбатрос". Два пилота погибли.

6 июня 1999 года во время проведения в Братиславе /Словакия/ международного авиационного праздника разбился британский военный учебный самолет "Хоук 200". Пилот погиб. Еще одной жертвой стала женщина, наблюдавшая за авиашоу с крыши одного из близлежащих домов. Ее сбила оттуда возникшая в результате взрыва сильная воздушная волна. От полученных ранений женщина скончалась.

29 июля 1999 года два небольших самолета столкнулись на авиашоу в американском городе Ошкош /штат Висконсин/. Боевой "Корсар" времен второй мировой войны во время взлета задел крылом другой самолет, рухнул на бетонную полосу и загорелся. Пострадал пилот одной из машин.

18 сентября 1999 года во время авиашоу в Эрмело /ЮАР/ разбился легкий самолет. Пилот и пассажир погибли.

19 марта 2000 года во время шоу, проходившего близ авиабазы Кингсвилл /штат Техас/, потерпел катастрофу истребитель F-16.

18 июня 2000 года во время показательных полетов на базе ВМС США Уиллоу-Гроу, штат Пенсильвания, разбился многоцелевой истребитель F-14 "Томкэт". Пилот и штурман самолета погибли. Истребитель упал на землю при выполнении завершающего маневра за минуту до посадки.

3 июня 2001 года два пилота погибли в результате катастрофы старого боевого самолета во время авиашоу в графстве Кент /Великобритания/. Самолет "Вампир", выпускавшийся в 1950-х в Швейцарии, был восстановлен энтузиастами специально для участия в воздушном празднике. Вторая за те же сутки трагедия произошла в ходе авиашоу близ местечка Брумли в английском графстве Кент. Американский истребитель "Кинг-кобра" выпуска времен Второй мировой войны рухнул на землю и взорвался в 100 метрах от зрительских трибун. Пилот погиб.

10 июня 2001 года два реактивных учебных самолета Л-39 столкнулись и разбились во время показательных выступлений на аэродроме Левашово под Санкт-Петербургом. Одному из пилотов удалось катапультироваться, второй погиб.

17 июля 2001 года под Псковом во время демонстрационного полета на празднике, посвященном 85-летию создания Морской авиации, потерпел катастрофу истребитель Су-33. Погиб находящийся за штурвалом заместитель командующего морской авиацией ВМФ России, генерал-майор Тимур Апакидзе.

20 апреля 2002 года истребитель ВМС США разбился во время авиашоу на базе ВМС США Пойнт Мугу в Калифорнии. Истребитель QF-4, летевший на малой высоте, врезался в землю. Оба члена экипажа погибли. Причиной катастрофы стали неполадки в двигателе.

Данные агентства ИТАР-ТАСС.